Статистическое наблюдение

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 13:36, курсовая работа

Описание работы

Статистическое наблюдение – это планомерный, научно-организованный сбор данных о явлениях и процессах общественной жизни путем регистрации их существенных признаков по заранее установленной программе.

Работа содержит 1 файл

Глава 1 Стат наблюдение.doc

— 111.00 Кб (Скачать)

     Систематические ошибки регистрации возникают вследствие нарушения принципа случайности отбора единиц в выборочную совокупность из генеральной. Размеры этих ошибок не поддаются количественной оценке.

     После окончания статистического наблюдения собранные материалы подвергаются контролю. При этом проверяется полнота  и качество полученных материалов.

     Контроль  полноты – это проверка, о всех ли единицах наблюдения собраны сведения.

     Контроль  качества полученных материалов осуществляется с помощью логического и арифметического контроля.

     Логический  контроль – это сопоставление ответов на взаимосвязанные формуляра наблюдения с целью выявления их логической совместимости (например, увязаны ли логически ответы на вопросы формуляра о возрасте и состоянии в браке). 

      Задача 2. С помощью логического контроля проверьте следующие ответы на вопросы переписного листа переписи населения:

     а) фамилия, имя, отчество – Петрова Елена Ивановна;

     б) пол – мужской;

     в) возраст – 6 лет;

     г) состоит ли в браке – да;

     д) национальность – белоруска;

     е) родной язык – русский;

     ж) образование – высшее

     з) место работы – техникум;

     и) занятие по этому месту работы – преподаватель.

     В каких ответах вероятнее всего произведены ошибки? Можно ли исправить какие-либо из них?

     Решение: Вероятные ошибки в ответах на вопросы о поле и возрасте. Ответ о поле можно исправить на «женский», а ответ о возрасте нельзя исправить, ибо точный возраст невозможно определить. 

     Контроль  счетный или арифметический – это проверка различных арифметических расчетов, результаты которых приведены в формуляре наблюдения (итогов, процентов, средних величин и др.).

     1.2. Задачи

     Задача. 1.1.  Для изучения состава поступающих в Белорусский государственный экономический университет требуется спроектировать опросный бланк, на основе которого можно судить о типе общеобразовательной подготовки поступающих в данный вуз, о поле, возрасте и стаже работы. Составьте проект бланка. Укажите объект и единицу наблюдения. Определите, к какому виду относится данное наблюдение по времени, охвату и способу получения данных. 

     Задача. 1.2.  Для обследования уровня оплаты труда рабочих литейного цеха Минского тракторного завода (по состоянию на конец 2005 г.) требуется составить проект первичного статистического бланка в форме карточки. В бланке должны быть предусмотрены: фамилия, имя, отчество рабочего, его тарифный разряд, общий производственный стаж, стаж работы на данном предприятии и заработная плата за декабрь 2005 г. Карточки заполняют рабочие. Определите, к какому виду относится данное наблюдение по времени, охвату и способу получения данных. 

     Задача. 1.3. Для единовременного учета работников легкой промышленности г. Минска составьте проект первичного статистического бланка в форме карточки. В бланке должны быть предусмотрены наименование предприятия с указанием области и района его расположения, а также сведения о каждом работнике, которые позволят сгруппировать всех занятых в легкой промышленности по полу, возрасту, образованию, профессии и производственному стажу. Обследование будут проводить счетчики, выделенные и подготовленные городским управлением статистики. Укажите объект и единицу наблюдения. Определите, к какому виду относится данное наблюдение по времени, охвату и способу получения данных. 

     Задача. 1.4. С целью изучения зависимости успеваемости от пола, возраста, семейного положения, жилищных условий и формы обучения студентов БГЭУ необходимо провести специальное статистическое обследование по состоянию на 1 февраля 2006 г. Для этого сформулируйте вопросы программы наблюдения, составьте проект первичного статистического бланка, а также краткую инструкцию к его заполнению. Определите, к какому виду относится данное наблюдение по времени, охвату и способу получения данных. 

     Задача. 1.5. Составьте в виде бланка программу единовременного обследования жилищных условий студентов БГЭУ по состоянию на 1.01.2006 г., а также организационный план наблюдения и программу разработки этого наблюдения. 

     Задача. 1.6. Заполните формуляр Переписи населения Республики Беларусь 1999 г. о себе по состоянию на «критический момент наблюдения» (см. форму 3Н переписи, приложение 1). 

     Задача. 1.7. Заполните формуляр Переписи населения Республики Беларусь 1999 г. о других членах своей семьи по состоянию на «критический момент наблюдения» (см. форму 3Н переписи, приложение 1). 

     Задача. 1.8. Проведите классификацию форм ответов на вопросы переписного листа Переписи населения Республики Беларусь 1999 г. (см. приложение 1). Результаты классификации представьте в виде следующей таблицы:

№ п/п Форма ответов Номера вопросов переписного листа, на которые даются ответы в соответствующей форме
1    Словесная  
2    Численная  
3    Альтернативная  
 

     Задача. 1.9. Перепись населения в 1999 г. проводилась с 16 по 23 февраля. Критическим моментом было 0 часов 16 февраля 1999 г. При переписи населения на своем счетном участке регистратор встретился с такими фактами:

     а) 20 февраля в квартире №139 сообщили, что родился ребенок. На вопрос счетчика о дате рождения ребенка ответили 17 февраля. Вносить или не вносить новорожденного в списки переписи населения?

     б) 18 февраля в квартире №236 умер человек. Как должен поступить регистратор, пришедший производить опрос 22 февраля: 1) занести сведения об умершем в переписной лист; 2) не заполнять переписной лист; 3) заполнить переписной лист с отметкой о смерти.

     в) 20 февраля в квартире №158 один из членов семьи на вопрос «состояние в браке» ответил «Не состоит» и показал свидетельство о расторжении брака, выданное 15 февраля. Что должен записать регистратор: состоит этот человек в браке или разведен?

     г) 21 февраля в квартире №279 двое молодых людей на вопрос «Состояние в браке» ответили, что брак не зарегистрирован и регистрация брака назначена через 3 дня. Счетчик в переписном листе записал ответ: «никогда не состоял(а) в браке» Правильно ли это? 

     Задача. 1.10. Численность населения российского города К на 1 января 2002 г. составляла 68540 чел. За период с 1 января по 8 октября в городе родилось 420, умерло 548 человек; прибыло на постоянное место жительства из других населенных пунктов 158, убыло – 135 человек. Какова была численность населения города по состоянию на критический момент Всероссийской переписи населения 2002 г. (0 часов 9 октября 2002 г.) 

     Задача. 1.11. На критический момент Переписи населения Республики Беларусь 1999 г. (0 часов 16 февраля) численность населения региона составила 250690 человек. За период с 1 января по 15 февраля 2002 г. движение населения характеризовалось следующими данными: родилось 354, умерло – 402 человека; прибыло из других населенных пунктов на постоянное место жительства в указанный регион 104, убыло – 68 человек. Какова была численность населения региона по состоянию на 1 января 1999 г.? 

     Задача. 1.12. На критический момент Всероссийской переписи населения 2002 г. (0 часов 9 октября) численность населения города М составила 580940 человек. За период с 1 января по 8 октября 2002 г. в городе родилось 2650, умерло – 2724 человека; прибыло из других населенных пунктов на постоянное место жительства в указанный регион 1227, убыло – 1195 человек. Определите численность населения города М по состоянию на 1 января 2002 г. 

     Задача. 1.13. Определите объект и единицу наблюдения переписи кинотеатров. Составьте программу наблюдения. 

     Задача. 1.14. Определите объект и единицу наблюдения переписи общеобразовательных школ. Составьте программу наблюдения. 

     Задача. 1.15. Укажите единицу и объект следующих наблюдений:

     а) перепись аптек города;

     б) обследование дальности поездок пассажирами электропоезда;

     в) технический осмотр легкового автотранспорта;

     г) учет крупного рогатого скота на 1 января. 

     Задача. 1.16. Укажите единицу и объект следующих статистических наблюдений:

     а) республиканской переписи учреждений здравоохранения;

     б) наблюдения за уровнем цен на рынках города;

     в) обследования санитарного состояния общежитий вузов г. Минска;

     г) единовременного учета профессорско-преподавательского состава БГЭУ с целью установления возраста, стажа и других признаков. 

     Задача. 1.17. Укажите, какими будут следующие наблюдения с точки зрения времени регистрации фактов:

     а) учет успеваемости студентов на практических занятиях;

     б) учет явок и неявок на работу сотрудников научно-исследовательского института;

     в) запись актов гражданского состояния (ЗАГС);

     г) учет убытков, полученных в результате стихийного бедствия;

     д) проверка знаний студентов во время экзаменационной сессии. 

     Задача. 1.18. Укажите, какими будут следующие наблюдения с точки зрения времени регистрации фактов:

     а) учет посещаемости студентов на лекционных занятиях;

     б) учет рождаемости и смертности;

     в) сбор данных о приеме в вузы республике по состоянию на 1.09.2006 г.;

     г) Перепись населения Республики Беларусь в 1999 г.;

     д) еженедельное наблюдение за уровнем цен на рынках города. 

     Задача. 1.19. Определите, какими будут перечисленные ниже наблюдения с точки зрения способа регистрации данных:

     а) учет плодовых деревьев в дачном поселке;

     б) перепись населения;

     в) учет выпуска продукции промышленного предприятия;

     г) выборочное обследование качества продукции кондитерского предприятия.

     Задача. 1.20. Определите, какими будут перечисленные ниже наблюдения с точки зрения способа регистрации данных:

     а) регистрация браков в отделе ЗАГС;

     б) обследование уровня зрения школьников;

     в) выборочное обследование домашних хозяйств;

     г) учет рождаемости и смертности. 

     Задача. 1.21. Какими являются следующие наблюдения по охвату единиц совокупности:

     а) учет выпускаемой продукции автомобильного предприятия;

     б) перепись населения Республики Беларусь 1999 г.;

     в) органолептический анализ качества продукции кондитерского предприятия;

     г) учет явок и неявок на работу;

     д) изучение причин неуспеваемости трех студентов группы, состоящей из 25 человек;

     е) Всероссийская перепись населения 2002 г. 

     Задача. 1.22. Какими являются следующие наблюдения по охвату единиц совокупности:

     а) обследование уровня жизни домашних хозяйств Республики Беларусь;

     б) изучение продолжительности горения электрических лампочек;

     в) детальное описание финансовой деятельности двух коммерческих банков;

Информация о работе Статистическое наблюдение