Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 19:09, курсовая работа
Задачи курсовой работы
- изучение теоретических положений статистики земельных ресурсов;
-анализ методологических принципов статистического анализа состояния земельных ресурсов;
- проведение анализа состояния и охраны земельных ресурсов в Тюменской области
Введение 3
1.Статистика земельных ресурсов 7
1.1.Земельный фонд: определение и состав 7
1.2. Классификация земельного фонда 10
1.3.Экономическая оценка земельного фонда 15
1.4.Статистическое наблюдение за состоянием земельных ресурсов 19
2.Методологические принципы статистического анализа
состояния земельных ресурсов 23
3.Анализ состояния и охраны земельных ресурсов в Тюменской области 28
3.1.Анализ структуры и движения земельных ресурсов
в Тюменской области 28
3.2 Статистическая оценка качества земельных ресурсов
Тюменского региона 37
3.3 Определение ущерба из-за загрязнения земельных площадей 39
3.4. Анализ состава и источников финансирования затрат
на мероприятия по охране земельных ресурсов 40
Заключение 43
Список использованных источников 47
На основании данных представленных в таблице 3.5 можно сделать вывод, что в 2010г относительно 2009г произошло увеличение величины предотвращенного ущерба от ухудшения и разрушения почв на 2,62%.
Наименование показателя | 2008г | 2009г | 2010г |
Тюменская область всего в т.ч.: | 16338,5 | 18165,0 | 12423,5 |
ХМАО | 13169,4 | 14408,3 | 8719,8 |
ЯНАО | 3169,1 | 3756,7 | 3703,7 |
На основании результатов представленных в таблице 3.9 можно сделать вывод, что в 2010г относительно 2009г произошло сокращение текущих затрат на охрану земельных ресурсов в Тюменской области на 32%.
Таблица 3.7
Капитальные затраты, направленные организациями на охрану окружающей среды и рациональное использование земельных ресурсов в Тюменской области
Наименование мероприятия | 2008г | 2009г | 2010г | |||
млн. рублей | % | млн. рублей | % | млн. рублей | % | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
рациональное использование земельных ресурсов | 2298,7 | 50 | 1267,9 | 50 | 3001,8 | 50 |
Продолжение табл.3.7 | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
предотвращение загрязнения земель ТО | 1078,7 | 23 | 323,6 | 13 | 610,2 | 10 |
создание системы мониторинга земельных ресурсов | 1220 | 27 | 944,3 | 37 | 2391,6 | 40 |
Рис.3.9 Величина капитальных затрат на охрану земельных ресурсов в Тюменской области, млн. рублей
На основании выше представленной информации можно сделать вывод, что наибольший объем капитальных затрат направленных на охрану земельных ресурсов в Тюменской области, расходуется на мероприятия рационального использования земельных ресурсов.
В настоящее время наблюдается тенденция синтеза экологического и антропоцентрического подходов к окружающей среде. Речь идет о концепции устойчивого развития, согласно которой сиюминутная выгода от использования природных ресурсов должна уступить место долгосрочной программе сохранения, во-первых, тех функций природной среды, которыми пользуется человек, а во-вторых, самой природы, так как именно тронутая природа, будучи частью природного наследия, может оказаться необходимым условием жизни человека.
Статистика окружающей среды и природных ресурсов — отрасль социально-экономической статистики, включающая комплексные показатели, которые характеризуют состояние окружающей среды, наличие и качество природных ресурсов, взаимодействие человека и окружающей природной среды, влияние антропогенной деятельности на состояние окружающей среды и реакцию общества на последствия этой деятельности.
Земля в пределах государственных границ (включая занятую водой) составляет территориальную основу суверенитета государства и образует его земельный фонд. Этот фонд делится на земли различного целевого назначения, распределяется по землевладельцам и землепользователям. Категория земель – это часть земельного фонда, выделяемая по основному целевому назначению и имеющая определенный правовой режим использования и охраны. Целевое назначение – это установленный законодательством порядок, условия и предел использования земель для конкретных целей.
Нормативная цена земли - показатель, характеризующий стоимость участка определенного качества и местоположения, исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости.
Из определения следует, что приоритетным при определении нормативной цены земли выступает потенциальный доход, т.е. доход, который может принести деятельность на определенном земельном участке, а эта деятельность определяется категорией земли и разрешенного использования земельного участка. Это подтверждает мнение, приведенное в комментарии к Земельному кодексу РФ под редакцией Чубукова Г.В. и Тихомирова М.Ю., что нормативная цена земли в ранее действовавшем законодательстве хотя и выступала в качестве формы платы за землю, однако, по сути, она являлась критерием расчета платежей за использование земли, а не формой платы за нее. Расчетная нормативная цена земли определяется исходя из экспертных оценок специалистов, учитывающих комплекс факторов, влияющих на нее.
Единицей статистического наблюдения в отрасли являются предприятия, учреждения и организации, разрабатывающие месторождения полезных ископаемых и торфа, перерабатывающие минеральное сырье, проводящие все виды строительства, а также осуществляющие геологоразведочные, проектно-изыскательские и другие работы, связанные с нарушением земель. Формой статистического наблюдения является годовая статистическая отчетность. Сводка данных по статистике охраны земельных ресурсов производится в территориальном и отраслевом разрезах.
В 2010г наибольший удельный вес в структуре сельскохозяйственных угодий в Тюменской области приходится на сенокосы, а наименьший на пашни.
Экономический эффект рекультивационных работ, направленных на восстановление продуктивности и народно-хозяйственной ценности нарушенных земель, а также на улучшение условий окружающей среды, может быть рассчитан на основании положений, изложенных в "Методике определения экономической эффективности в народном хозяйстве новой техники, изобретений и рационализаторских предложений".
Большая часть территории (64,07%) занята землями лесного фонда, земли сельскохозяйственного назначения составляют 28,54 %, земли населенных пунктов – 1,13 %, земли промышленности, транспорта и иного специального назначения – 0,41 %, водный фонд – 2,98%, земли запаса – 2,86%, земли особо охраняемых территорий и объектов – 0,01%. За последние восемнадцать лет в земельном фонде области произошли значительные структурные изменения. В процессе перераспределения площади населенных пунктов, земель лесного фонда и земель запаса увеличились за счет земель сельскохозяйственных предприятий.
В 2010 году площадь категории земель сельскохозяйственного назначения увеличилась на 0,7 тыс. га. Это произошло, в частности, по Омутинскому району, где на основании распоряжений департамента имущественных отношений Тюменской области № 1970-з, №№ с 1972-з по 1981-з от 31.03.2010 г. из категории земель запаса в категорию земли сельскохозяйственного назначения, переведено 713 гектаров угодий для сельскохозяйственного использования.
Наибольший вес в составе земель сельских поселений занимают земли сельскохозяйственного использования – 67,5 тыс. га, из них 40,9 тыс. га – это земли личных подсобных хозяйств. Численность землепользователей в населенных пунктах составила 287179, это на 1627 ед. меньше, чем в 2009 году. Количественные изменения в основном проявились в Голышмановском районе, где число землепользователей сократилось на 1338 ед., в Упоровском – на 701 ед., Сорокинском – на 203 ед. Такое уменьшение обусловлено тем, что в учет принимались участки, а не пользователи, в основном это касается земель промышленности, общего пользования, транспорта и сельскохозяйственного использования. Незначительное увеличение землепользователей наблюдалось в Тобольском районе – на 181 ед. и в Тюменском районе – на 52 ед. Увеличение пользователей объясняется тем, что в указанных районах стали активнее предоставлять земельные участки для ЛПХ и индивидуального жилищного строительства. В соответствии с Законом Тюменской области № 29 от 07.06.2010 г. «Об упразднении некоторых населенных пунктов Тюменской области и внесении изменений в отдельные законы Тюменской области» было упразднено 3 населенных пункта: п. Ольховка (Заводоуковский городской округ), д. Второпесьяное (Бердюжский район), д. Шадринка (Сладковский район). Это объясняется тем, что население из маленьких сел и деревень, где отсутствуют рабочие места и развитая социальная инфраструктура, стремится в более крупные населенные пункты.
Информация о работе Статистическое изучение земельных ресурсов на примере Тюменской области