Статистическое изучение земельных ресурсов на примере Тюменской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 19:09, курсовая работа

Описание работы

Задачи курсовой работы
- изучение теоретических положений статистики земельных ресурсов;
-анализ методологических принципов статистического анализа состояния земельных ресурсов;
- проведение анализа состояния и охраны земельных ресурсов в Тюменской области

Содержание

Введение 3
1.Статистика земельных ресурсов 7
1.1.Земельный фонд: определение и состав 7
1.2. Классификация земельного фонда 10
1.3.Экономическая оценка земельного фонда 15
1.4.Статистическое наблюдение за состоянием земельных ресурсов 19
2.Методологические принципы статистического анализа
состояния земельных ресурсов 23
3.Анализ состояния и охраны земельных ресурсов в Тюменской области 28
3.1.Анализ структуры и движения земельных ресурсов
в Тюменской области 28
3.2 Статистическая оценка качества земельных ресурсов
Тюменского региона 37
3.3 Определение ущерба из-за загрязнения земельных площадей 39
3.4. Анализ состава и источников финансирования затрат
на мероприятия по охране земельных ресурсов 40
Заключение 43
Список использованных источников 47

Работа содержит 1 файл

482 статистика.doc

— 437.00 Кб (Скачать)

      Кхим = (1+ 0,2 (n - 1) при n ≤ 10 ;

       3 при n > 10

 

Экономическая оценка ущерба от захламления земель несанкционированными свалками производится по формуле:

 

Узем = (Нс Si Кэ Ко)                                                                                (2.5)

где Si - площадь земель, захламленных в отчетном периоде

              отходами i-го вида, га.

 

Экономический эффект рекультивационных работ, направленных на восстановление продуктивности и народно-хозяйственной ценности нарушенных земель, а также на улучшение условий окружающей среды, может быть рассчитан на основании положений, изложенных в "Методике определения экономической эффективности в народном хозяйстве новой техники, изобретений и рационализаторских предложений".

В целом рекультивация нарушенных земель окупаема и экономически оправдана. При определении экономической эффективности рекультивации необходимо исходить из следующих условий:

а) затраты на рекультивацию 1 га нарушенных земель больше установленного норматива освоения новых земель;

б) затраты на рекультивацию 1 га нарушенных земель меньше установленного норматива освоения новых земель;

в) затраты на рекультивацию 1 га нарушенных земель равны нормативу освоения новых земель

В первом случае эффективность рекультивации определяется как разница между вложенными затратами на рекультивацию 1 га земель и утвержденным нормативом на освоение. Показателем экономической эффективности затрат будет величина окупаемости

Итак, сумма затраченных средств на рекультивацию в данном случае должна окупаться в установленные сроки.

Во втором случае эффективность рекультивации определяется как разница между утвержденным нормативом освоения новых земель и вложенными затратами на рекультивацию 1 га нарушенных земель

 

ЭФ=(УН-ЗР)·SР                                                                                                                                              (2.6)

 

где Sp - общая площадь рекультивируемых земель, га

 

Снижение затрат на рекультивацию нарушенных земель по сравнению с утвержденными нормативами позволяет получить экономию денежных средств.

В третьем случае рекультивационные мероприятия не требуют дополнительных затрат, превышающих установленные плановые нормативы.

 


3.АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И ОХРАНЫ ЗЕМЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

3.1.Анализ  структуры и движения земельных ресурсов в Тюменской области

 

 

Большая часть территории (64,07%) занята землями лесного фонда, земли сельскохозяйственного назначения составляют 28,54 %, земли населенных пунктов – 1,13 %, земли промышленности, транспорта и иного специального назначения – 0,41 %, водный фонд – 2,98%,  земли запаса – 2,86%, земли особо охраняемых территорий и объектов – 0,01%. За последние восемнадцать лет в земельном фонде области произошли значительные структурные изменения. В процессе перераспределения площади населенных пунктов, земель лесного фонда и земель запаса увеличились за счет земель сельскохозяйственных предприятий.

Таблица 3.1

Структура земельного фонда области

по категориям земель, тыс. га

Наименование категорий земель и групп землепользователей

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2010 г. к

2009 г.

(+;-)

2010 г. к

2008 г.

(+;-)

1

2

3

4

5

6

Земли сельскохозяйственного назначения, в т.ч.:

5991,3

4569,8

4570

+0,2

-1421,3

сельскохозяйственные угодья

3276,7

2932

2932,4

+0,4

-344,3

Земли населенных пунктов, в т. ч.: 

89,9

180,9

180,9

0

+91

Продолжение табл.3.1

1

2

3

4

5

6

городов и поселков городского типа

28,9

65,8

65,8

0

+36,9

сельских населенных пунктов

61

115,1

115,1

0

+54,1

Земли промышленности и транспорта

98,7

65,3

65,8

+0,5

-32,9

Земли особо охраняемых территорий

0

2,2

2,2

0

+2,2

Земли лесного фонда

9585,6

10259

10259

0

+673,6

Земли водного фонда

0

476,5

476,5

0

+476,5

Земли запаса

246,7

458,3

457,6

-0,7

+210,9

Итого земель в административных границах

16012

16012

16012

 

 

 

Земли сельскохозяйственного назначения – это земли, предоставленные для нужд сельского хозяйства или предназначенные для этих целей. На 1 января 2008 года площадь земель сельскохозяйственного назначения составила 4570 тыс. га.

Категория земель сельскохозяйственного назначения состоит из сельскохозяйственных и не сельскохозяйственных угодий. Площадь сельскохозяйственных угодий в составе данной категории занимает 2932,4 тыс. га. Площадь не сельскохозяйственных угодий в структуре земель сельскохозяйственного назначения составила 1637,6 тыс.га. Это земли под внутрихозяйственными дорогами, зданиями, сооружениями, защитными древесно-кустарниковыми насаждениями, замкнутыми водоёмами, болотами и прочими угодьями.

В 2010 году площадь категории земель сельскохозяйственного назначения увеличилась на 0,7 тыс. га. Это произошло, в частности, по Омутинскому району, где на основании распоряжений департамента имущественных отношений Тюменской области № 1970-з, №№ с 1972-з по 1981-з от 31.03.2010 г. из категории земель запаса в категорию земли сельскохозяйственного назначения, переведено 713 гектаров угодий для сельскохозяйственного использования.

 

 

Рис. 3.1 Земли сельскохозяйственного назначения

Уменьшение земель сельскохозяйственного назначения составило в 2010 году 0,5 тыс. га, в основном это объясняется переводом в категорию земель промышленности, при этом большая часть земельных участков с изменившейся категорией находится под дорогами общего пользования, а также подъездными путями к населенным пунктам:

-        по Армизонскому району на основании распоряжений департамента имущественных отношений Тюменской области №№ 5870-з, с 6223/14-з по 6226/14-з от 24.12.2009г. из категории «земли сельскохозяйственного назначения» переведено в категорию «земли промышленности» 54 гектара под автомобильные дороги общего пользования;

-        по Вагайскому району на основании распоряжений департамента имущественных отношений Тюменской области №№ 679-з, 680-з от 11.02.2010г. переведено в категорию «земли промышленности» 25,6 гектара под автомобильные дороги общего пользования;

-        по Викуловскому району (распоряжения департамента имущественных отношений Тюменской области №№ с 2279-з по 2282-з от 14.04.2010 г.) переведено в категорию «земли промышленности» 2,3 гектара под автомобильные дороги общего пользования;

-        по Заводоуковскому району (распоряжения департамента имущественных отношений Тюменской области №№ с 5161-з по 5163-з, с 5165-з по 5166-з от 09.09.2010 г.) переведено в категорию «земли промышленности» 32,65 гектара под автомобильные дороги общего пользования;

-        по Казанскому району (распоряжения департамента имущественных отношений Тюменской области №№ с 5873-з по 5877-з от 22.10.2010 г.) переведено в категорию «земли промышленности» 7,6 гектара под автомобильные дороги общего пользования;

-        по Нижнетавдинскому району (распоряжения департамента имущественных отношений Тюменской области №№ 681-з от 11.02.2010г., 5868-з, с 5169-з по 5871-з, 5872-з, 5878-з от 22.10.2010 г.) переведено в категорию «земли промышленности» 20 гектаров под автомобильные дороги общего пользования.

В сельскохозяйственное производство в 2010 году были вовлечены 3,3 тыс. га фонда перераспределения. Такая ситуация, в частности, наблюдалась в Бердюжском районе (700 гектаров), Казанском и Сладковском районах (1200 гектаров). Что касается других районов, то в связи с неблагоприятной экономической ситуацией предприятия отказываются от аренды земель фонда перераспределения.

Земли населенных пунктов. В эту категорию отнесены территории, находящиеся в пределах черты населенных пунктов, используемые как места проживания, осуществления производственной деятельности и удовлетворения культурно-бытовых и иных нужд. Территории городов, поселков городского типа, сельских населенных пунктов на 1 января 2008 года занимают площадь 180,9 тыс. га, или 1,13% территории Тюменской области. Площадь земель городов и поселков городского типа составляет 65.8 тыс. га. Площадь сельских населенных пунктов – 115,1 тыс. га.

 

 

Рис. 3.2 Виды использования земель

в населенных пунктах в 2010г. (%)

 

В составе земельного фонда городов и сельских поселений имеются следующие виды земель:

- жилой застройки, включающие в себя земли, занятые индивидуальным жилищным строительством, частными домовладениями, многоэтажной застройкой (9,8 тыс. га);

-общественно-деловой застройки, т.е. земли, занятые образовательными и оздоровительными учреждениями, предприятиями торговли и коммунально-бытового обслуживания, административными зданиями, гаражами, иной общественной застройкой (8,4 тыс. га);

-промышленной, коммерческой и коммунально-складской застройки, которые состоят из земель под заводами, фабриками, складскими базами (13 тыс. га);

-общего пользования под улицами, площадями, скверами, тротуарами (16,2 тыс. га);

- транспорта, связи, инженерных коммуникаций, включающие земли под автомобильными и железными дорогами, подъездными железнодорожными путями, автодорожными предприятиями, аэропортами (8,3 тыс. га);

- особо охраняемых территорий, включающие земли оздоровительного, рекреационного назначения (9,2 тыс. га), в том числе городские леса в г. Тюмени и г. Тобольске (8,1 тыс. га);

-лесничеств и лесопарков – это земли, не переданные в городские леса (8,4 тыс. га);

-сельскохозяйственного использования, состоящие из земельных участков, занятых сельскохозяйственными угодьями, зданиями, строениями и сооружениями сельскохозяйственного назначения, используемые сельскохозяйственными предприятиями, научно-исследовательскими, учебными и другими сельскохозяйственными учреждениями, крестьянскими хозяйствами, личными подсобными хозяйствами, садоводческими и дачными объединениями и т.д. (82,5 тыс. га);

-водного фонда, в которые включены реки, озера, болота в границах населенных пунктов (3,3 тыс. га);

- под военными объектами и иными режимными территориями, включающие земли воинских частей, исправительных учреждений, военизированных пожарных частей, земель УВД, ДПС (0,4 тыс.га);

- не вовлеченные в градостроительную и иную деятельность, состоящие из земель резервного фонда, нарушенных земель и др. (20,8 тыс. га).

Наибольший вес в составе земель сельских поселений занимают земли сельскохозяйственного использования – 67,5 тыс. га, из них 40,9 тыс. га – это земли личных подсобных хозяйств. Численность землепользователей в населенных пунктах составила 287179, это на 1627 ед. меньше, чем в 2009 году. Количественные изменения в основном проявились в Голышмановском районе, где число землепользователей сократилось на 1338 ед., в Упоровском – на 701 ед., Сорокинском – на 203 ед. Такое уменьшение обусловлено тем, что в учет принимались участки, а не пользователи, в основном это касается земель промышленности, общего пользования, транспорта и сельскохозяйственного использования. Незначительное увеличение землепользователей наблюдалось в Тобольском районе – на 181 ед. и в Тюменском районе – на 52 ед. Увеличение пользователей объясняется тем, что в указанных районах стали активнее предоставлять земельные участки для ЛПХ и индивидуального жилищного строительства. В соответствии с Законом Тюменской области № 29 от 07.06.2010 г. «Об упразднении некоторых населенных пунктов Тюменской области и внесении изменений в отдельные законы Тюменской области» было упразднено 3 населенных пункта: п. Ольховка (Заводоуковский городской округ), д. Второпесьяное (Бердюжский район), д. Шадринка (Сладковский район). Это объясняется тем, что население из маленьких сел и деревень, где отсутствуют рабочие места и развитая социальная инфраструктура, стремится в более крупные населенные пункты.

Площадь земель этой категории в 2010 году увеличилась на 0,5 тыс. га. Потребность роста связана, с одной стороны, с хозяйственной деятельностью предпринимателей, с другой – с созданием санитарно-бытовых условий жизни.

Информация о работе Статистическое изучение земельных ресурсов на примере Тюменской области