Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 19:09, курсовая работа
Задачи курсовой работы
- изучение теоретических положений статистики земельных ресурсов;
-анализ методологических принципов статистического анализа состояния земельных ресурсов;
- проведение анализа состояния и охраны земельных ресурсов в Тюменской области
Введение 3
1.Статистика земельных ресурсов 7
1.1.Земельный фонд: определение и состав 7
1.2. Классификация земельного фонда 10
1.3.Экономическая оценка земельного фонда 15
1.4.Статистическое наблюдение за состоянием земельных ресурсов 19
2.Методологические принципы статистического анализа
состояния земельных ресурсов 23
3.Анализ состояния и охраны земельных ресурсов в Тюменской области 28
3.1.Анализ структуры и движения земельных ресурсов
в Тюменской области 28
3.2 Статистическая оценка качества земельных ресурсов
Тюменского региона 37
3.3 Определение ущерба из-за загрязнения земельных площадей 39
3.4. Анализ состава и источников финансирования затрат
на мероприятия по охране земельных ресурсов 40
Заключение 43
Список использованных источников 47
Кхим = (1+ 0,2 (n - 1) при n ≤ 10 ;
3 при n > 10
Экономическая оценка ущерба от захламления земель несанкционированными свалками производится по формуле:
Узем = (Нс Si Кэ Ко)
где Si - площадь земель, захламленных в отчетном периоде
отходами i-го вида, га.
Экономический эффект рекультивационных работ, направленных на восстановление продуктивности и народно-хозяйственной ценности нарушенных земель, а также на улучшение условий окружающей среды, может быть рассчитан на основании положений, изложенных в "Методике определения экономической эффективности в народном хозяйстве новой техники, изобретений и рационализаторских предложений".
В целом рекультивация нарушенных земель окупаема и экономически оправдана. При определении экономической эффективности рекультивации необходимо исходить из следующих условий:
а) затраты на рекультивацию 1 га нарушенных земель больше установленного норматива освоения новых земель;
б) затраты на рекультивацию 1 га нарушенных земель меньше установленного норматива освоения новых земель;
в) затраты на рекультивацию 1 га нарушенных земель равны нормативу освоения новых земель
В первом случае эффективность рекультивации определяется как разница между вложенными затратами на рекультивацию 1 га земель и утвержденным нормативом на освоение. Показателем экономической эффективности затрат будет величина окупаемости
Итак, сумма затраченных средств на рекультивацию в данном случае должна окупаться в установленные сроки.
Во втором случае эффективность рекультивации определяется как разница между утвержденным нормативом освоения новых земель и вложенными затратами на рекультивацию 1 га нарушенных земель
ЭФ=(УН-ЗР)·SР
где Sp - общая площадь рекультивируемых земель, га
Снижение затрат на рекультивацию нарушенных земель по сравнению с утвержденными нормативами позволяет получить экономию денежных средств.
В третьем случае рекультивационные мероприятия не требуют дополнительных затрат, превышающих установленные плановые нормативы.
Большая часть территории (64,07%) занята землями лесного фонда, земли сельскохозяйственного назначения составляют 28,54 %, земли населенных пунктов – 1,13 %, земли промышленности, транспорта и иного специального назначения – 0,41 %, водный фонд – 2,98%, земли запаса – 2,86%, земли особо охраняемых территорий и объектов – 0,01%. За последние восемнадцать лет в земельном фонде области произошли значительные структурные изменения. В процессе перераспределения площади населенных пунктов, земель лесного фонда и земель запаса увеличились за счет земель сельскохозяйственных предприятий.
Таблица 3.1
Структура земельного фонда области
по категориям земель, тыс. га
Наименование категорий земель и групп землепользователей | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. | 2010 г. к 2009 г. (+;-) | 2010 г. к 2008 г. (+;-) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Земли сельскохозяйственного назначения, в т.ч.: | 5991,3 | 4569,8 | 4570 | +0,2 | -1421,3 |
сельскохозяйственные угодья | 3276,7 | 2932 | 2932,4 | +0,4 | -344,3 |
Земли населенных пунктов, в т. ч.: | 89,9 | 180,9 | 180,9 | 0 | +91 |
Продолжение табл.3.1 | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
городов и поселков городского типа | 28,9 | 65,8 | 65,8 | 0 | +36,9 |
сельских населенных пунктов | 61 | 115,1 | 115,1 | 0 | +54,1 |
Земли промышленности и транспорта | 98,7 | 65,3 | 65,8 | +0,5 | -32,9 |
Земли особо охраняемых территорий | 0 | 2,2 | 2,2 | 0 | +2,2 |
Земли лесного фонда | 9585,6 | 10259 | 10259 | 0 | +673,6 |
Земли водного фонда | 0 | 476,5 | 476,5 | 0 | +476,5 |
Земли запаса | 246,7 | 458,3 | 457,6 | -0,7 | +210,9 |
Итого земель в административных границах | 16012 | 16012 | 16012 |
|
|
Земли сельскохозяйственного назначения – это земли, предоставленные для нужд сельского хозяйства или предназначенные для этих целей. На 1 января 2008 года площадь земель сельскохозяйственного назначения составила 4570 тыс. га.
Категория земель сельскохозяйственного назначения состоит из сельскохозяйственных и не сельскохозяйственных угодий. Площадь сельскохозяйственных угодий в составе данной категории занимает 2932,4 тыс. га. Площадь не сельскохозяйственных угодий в структуре земель сельскохозяйственного назначения составила 1637,6 тыс.га. Это земли под внутрихозяйственными дорогами, зданиями, сооружениями, защитными древесно-кустарниковыми насаждениями, замкнутыми водоёмами, болотами и прочими угодьями.
В 2010 году площадь категории земель сельскохозяйственного назначения увеличилась на 0,7 тыс. га. Это произошло, в частности, по Омутинскому району, где на основании распоряжений департамента имущественных отношений Тюменской области № 1970-з, №№ с 1972-з по 1981-з от 31.03.2010 г. из категории земель запаса в категорию земли сельскохозяйственного назначения, переведено 713 гектаров угодий для сельскохозяйственного использования.
Рис. 3.1 Земли сельскохозяйственного назначения
Уменьшение земель сельскохозяйственного назначения составило в 2010 году 0,5 тыс. га, в основном это объясняется переводом в категорию земель промышленности, при этом большая часть земельных участков с изменившейся категорией находится под дорогами общего пользования, а также подъездными путями к населенным пунктам:
- по Армизонскому району на основании распоряжений департамента имущественных отношений Тюменской области №№ 5870-з, с 6223/14-з по 6226/14-з от 24.12.2009г. из категории «земли сельскохозяйственного назначения» переведено в категорию «земли промышленности» 54 гектара под автомобильные дороги общего пользования;
- по Вагайскому району на основании распоряжений департамента имущественных отношений Тюменской области №№ 679-з, 680-з от 11.02.2010г. переведено в категорию «земли промышленности» 25,6 гектара под автомобильные дороги общего пользования;
- по Викуловскому району (распоряжения департамента имущественных отношений Тюменской области №№ с 2279-з по 2282-з от 14.04.2010 г.) переведено в категорию «земли промышленности» 2,3 гектара под автомобильные дороги общего пользования;
- по Заводоуковскому району (распоряжения департамента имущественных отношений Тюменской области №№ с 5161-з по 5163-з, с 5165-з по 5166-з от 09.09.2010 г.) переведено в категорию «земли промышленности» 32,65 гектара под автомобильные дороги общего пользования;
- по Казанскому району (распоряжения департамента имущественных отношений Тюменской области №№ с 5873-з по 5877-з от 22.10.2010 г.) переведено в категорию «земли промышленности» 7,6 гектара под автомобильные дороги общего пользования;
- по Нижнетавдинскому району (распоряжения департамента имущественных отношений Тюменской области №№ 681-з от 11.02.2010г., 5868-з, с 5169-з по 5871-з, 5872-з, 5878-з от 22.10.2010 г.) переведено в категорию «земли промышленности» 20 гектаров под автомобильные дороги общего пользования.
В сельскохозяйственное производство в 2010 году были вовлечены 3,3 тыс. га фонда перераспределения. Такая ситуация, в частности, наблюдалась в Бердюжском районе (700 гектаров), Казанском и Сладковском районах (1200 гектаров). Что касается других районов, то в связи с неблагоприятной экономической ситуацией предприятия отказываются от аренды земель фонда перераспределения.
Земли населенных пунктов. В эту категорию отнесены территории, находящиеся в пределах черты населенных пунктов, используемые как места проживания, осуществления производственной деятельности и удовлетворения культурно-бытовых и иных нужд. Территории городов, поселков городского типа, сельских населенных пунктов на 1 января 2008 года занимают площадь 180,9 тыс. га, или 1,13% территории Тюменской области. Площадь земель городов и поселков городского типа составляет 65.8 тыс. га. Площадь сельских населенных пунктов – 115,1 тыс. га.
Рис. 3.2 Виды использования земель
в населенных пунктах в 2010г. (%)
В составе земельного фонда городов и сельских поселений имеются следующие виды земель:
- жилой застройки, включающие в себя земли, занятые индивидуальным жилищным строительством, частными домовладениями, многоэтажной застройкой (9,8 тыс. га);
-общественно-деловой застройки, т.е. земли, занятые образовательными и оздоровительными учреждениями, предприятиями торговли и коммунально-бытового обслуживания, административными зданиями, гаражами, иной общественной застройкой (8,4 тыс. га);
-промышленной, коммерческой и коммунально-складской застройки, которые состоят из земель под заводами, фабриками, складскими базами (13 тыс. га);
-общего пользования под улицами, площадями, скверами, тротуарами (16,2 тыс. га);
- транспорта, связи, инженерных коммуникаций, включающие земли под автомобильными и железными дорогами, подъездными железнодорожными путями, автодорожными предприятиями, аэропортами (8,3 тыс. га);
- особо охраняемых территорий, включающие земли оздоровительного, рекреационного назначения (9,2 тыс. га), в том числе городские леса в г. Тюмени и г. Тобольске (8,1 тыс. га);
-лесничеств и лесопарков – это земли, не переданные в городские леса (8,4 тыс. га);
-сельскохозяйственного использования, состоящие из земельных участков, занятых сельскохозяйственными угодьями, зданиями, строениями и сооружениями сельскохозяйственного назначения, используемые сельскохозяйственными предприятиями, научно-исследовательскими, учебными и другими сельскохозяйственными учреждениями, крестьянскими хозяйствами, личными подсобными хозяйствами, садоводческими и дачными объединениями и т.д. (82,5 тыс. га);
-водного фонда, в которые включены реки, озера, болота в границах населенных пунктов (3,3 тыс. га);
- под военными объектами и иными режимными территориями, включающие земли воинских частей, исправительных учреждений, военизированных пожарных частей, земель УВД, ДПС (0,4 тыс.га);
- не вовлеченные в градостроительную и иную деятельность, состоящие из земель резервного фонда, нарушенных земель и др. (20,8 тыс. га).
Наибольший вес в составе земель сельских поселений занимают земли сельскохозяйственного использования – 67,5 тыс. га, из них 40,9 тыс. га – это земли личных подсобных хозяйств. Численность землепользователей в населенных пунктах составила 287179, это на 1627 ед. меньше, чем в 2009 году. Количественные изменения в основном проявились в Голышмановском районе, где число землепользователей сократилось на 1338 ед., в Упоровском – на 701 ед., Сорокинском – на 203 ед. Такое уменьшение обусловлено тем, что в учет принимались участки, а не пользователи, в основном это касается земель промышленности, общего пользования, транспорта и сельскохозяйственного использования. Незначительное увеличение землепользователей наблюдалось в Тобольском районе – на 181 ед. и в Тюменском районе – на 52 ед. Увеличение пользователей объясняется тем, что в указанных районах стали активнее предоставлять земельные участки для ЛПХ и индивидуального жилищного строительства. В соответствии с Законом Тюменской области № 29 от 07.06.2010 г. «Об упразднении некоторых населенных пунктов Тюменской области и внесении изменений в отдельные законы Тюменской области» было упразднено 3 населенных пункта: п. Ольховка (Заводоуковский городской округ), д. Второпесьяное (Бердюжский район), д. Шадринка (Сладковский район). Это объясняется тем, что население из маленьких сел и деревень, где отсутствуют рабочие места и развитая социальная инфраструктура, стремится в более крупные населенные пункты.
Площадь земель этой категории в 2010 году увеличилась на 0,5 тыс. га. Потребность роста связана, с одной стороны, с хозяйственной деятельностью предпринимателей, с другой – с созданием санитарно-бытовых условий жизни.
Информация о работе Статистическое изучение земельных ресурсов на примере Тюменской области