Статистическое изучение расходов населения и потребления товаров и услуг

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 23:56, реферат

Описание работы

Изучение доходов домашних хозяйств позволяет определить потенциальную сумму их потребительских расходов, которая может быть обеспечена без сокращения объёма накопленных активов. Расходы домашних хозяйств на конечное потребление включают:
Расходы на покупку потребительских товаров (кроме домов и квартир) в государственной, кооперативной торговле, на городских рынках и в неорганизованной торговле;

Работа содержит 1 файл

Доходы населения.doc

— 1.31 Мб (Скачать)

Таблица 4 - Денежные доходы и расходы населения

 
  2003 2004 2005 2006  
Доходы:          
Млрд.руб.

в % к предыдущему  году

7099,9

в 8,5 р.

79949,0

в 11,3 р.

364834,1

в 4,6 р.

942354,3

в 2,6 р.

 
Расходы:          
на покупку  товаров и оплату услуг

млрд. руб.

в % к предыдущему  году

5174,7

в 10 р.

55066,4

в 10,6 р.

235427,0

в 4,3 р.

663757,9

в 2,8 р.

 
Обязательные  платежи и добровольные взносы

млрд. руб.

в % к предыдущему  году

580,6

в 8,4 р.

6087,1

в 10,5 р.

24778,9

в 4,1 р.

63473,9

в 2,6 р.

 
Накопление  сбережений во вкладах и ценных бумагах

млрд. руб.

в % к предыдущему  году

337,7

207,4

4959,2

в 14,7 р.

23681,5

в 4,8 р.

46971,0

в 2,0 р.

 
Покупка валюты

млрд. руб.

в % к предыдущему  году

39,2

-

6426,8

164,0

64552,2

в 10,0 р.

135007,0

в 2,1 р.

 
Превышение  денежных доходов над расходами:

млрд. руб.

в % к предыдущему  году

967,7

в 11,9 р.

7409,5

в 7,7 р.

16394,5

в 2,2 р.

33144,5

в 2,0 р.

 
           

В экономико-статистическом анализе данной таблицы можно  отметить следующее. Как доходы населения, так и его расходы с каждым годом продолжают расти. Но если в 2003 году разница между доходами и  расходами была 967,7 млрд.руб., в 2004 году увеличилась в 7,7 раза, то уже в 2005 году по сравнению с 2004 годом увеличилась всего в 2,2 раза. Мы видим явную тенденцию снижения разницы между доходами и расходами населения.

В объеме денежных доходов  населения в 2004-2006 годах учтены смешанные предпринимательские доходы, в частности, участие в прибыли предприятий, доходы от реализации товаров на неорганизованном рынке, в том числе завезенных из других стран.

В структуре доходов  в 2006 году 39% составила оплата труда, социальные трансферты (пенсии, пособия, стипендии) занимали 17%.

В структуре использования  денежных доходов возросла доля расходов населения на покупку товаров  и оплату услуг, при некотором  снижении доли на покупку иностранной  валюты и прироста денег на руках.

Таблица 5 - Среднемесячная начисленная заработная плата работников предприятий и организаций по отраслям экономики (рублей)

 
  2004 2005 2006  
1 2 3 4  
Всего в  экономике 58663 220351 483629  
Промышленность 63447 228528 558142  
Сельское  хозяйство 36019 111266 225743  
Строительство 77979 283295 660129  
Транспорт 88361 330231 760662  
Связь 62969 271448 580094  
Торговля, общественное питание; материально-техническое снабжение  и сбыт; заготовки  46773 173411 416038  
Информационно-вычислительное обслуживание 54245 234348 504758  
Геология  и разведка недр, геодезия и гидрометслужба 84015 304589 694727  
ЖКХ, непроизводственные виды бытового обслуживания населения  54040 212561 519504  
Здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение 44612 167839 343745  
Образование 40141 152209 306810  
Культура  и искусство 36374 137017 282308  
Наука и  научное обслуживание 39645 171720 364881  
Кредитование, финансы и страхование 142557 459417 791860  
Аппарат органов  управления 67700 256749 532679  
         

Проанализировав данную таблицу можно видеть, что заработная плата по всем отраслям без исключения росла с 2004 по 2006 годы.

Наибольшую заработную плату из года в год получают работники, занятые в кредитовании, финансах и страховании, которая составила в 2006 году 791860 рублей, а самую наименьшую заработную плату получают работники сельского хозяйства, составляющая в 2006 году 225743 рублей, что в 2,3 раза меньше, чем средняя заработная плата по отраслям экономики.

Перспективы социально-экономического развития

Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную  перспективу, проект которой опубликован  на официальном сайте Правительства  РФ, направлена на обеспечение устойчивого  повышения уровня жизни населения  и высоких темпов экономического роста, снижение социального неравенства, дальнейшее утверждение экономической и политической роли страны в мировом сообществе. Цели и задачи деятельности Министерства на 2007-2009 годы определены на исходя из посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации и Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 января 2006г. № 38-р, и направлены на обеспечение достижения следующих целей Правительства Российской Федерации:

- повышение материального  уровня жизни населения;

- повышение уровня  здоровья населения;

- обеспечение потребностей  в социальном обслуживании и  социальной поддержке;

- обеспечение продуктивной  занятости и достойных условий  труда;

- воспроизводство  и развитие потенциала трудовых  ресурсов.

С учетом задач, поставленных в Послании Президента Российской Федерации  Федеральному Собранию Российской Федерации 2006 года, главными направлениями работы в социальной сфере в предстоящий период будут:

- решение демографических  проблем на основе повышения  рождаемости и сокращения смертности;

- реализация приоритетного  национального проекта в сфере  здравоохранения в целях повышения доступности и качества медицинской помощи;

- поддержка старшего  поколения на основе повышения  уровня пенсионного обеспечения  и эффективности предоставляемой  социальной помощи.

Мероприятия, проводимые по этим направлениям, наряду с другими  мерами социальной направленности, прежде всего по повышению заработной платы и увеличению занятости населения, будут способствовать решению главной задачи - последовательного повышения уровня и качества жизни населения, сокращения бедности, обеспечения всеобщей доступности основных социальных услуг.

Одна из целей государства - повышение благосостояния населения, снижение бедности и неравенства  по денежным доходам.

Данная цель носит  межведомственный характер и требует  четкого взаимодействия различных  федеральных органов исполнительной власти, а также органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Достижение данной цели в полном объеме возможно только при устойчивом экономическом росте, снижении темпов инфляции, проведении сбалансированной налоговой политики. Уровень достижения цели зависит также от своевременного выделения в полном объеме бюджетных средств (как из федерального, так и из региональных бюджетов), предусмотренных на реализацию соответствующих программ, средств государственных внебюджетных фондов (Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации).

Повышение благосостояния населения в значительной степени  связано с ситуацией на рынке  труда и занятостью населения.

Главными тактическими задачами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации в достижении вышеуказанной цели являются:

- содействие росту  заработной платы;

- содействие улучшению  пенсионного обеспечения и развитию  пенсионного страхования;

- развитие системы  государственной поддержки граждан, нуждающихся в социальной защите, содействие усилению адресности социальной помощи, оказываемой субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями.

1. Содействие росту  заработной платы.

В рамках данной задачи Министерство подготавливает предложения по:

- повышению минимального  размера оплаты труда, поэтапному  приближению минимального размера  оплаты труда к прожиточному  минимуму трудоспособного населения;

- увеличению уровня  заработной платы работников  федеральных бюджетных организаций с целью сближения среднего размера оплаты труда бюджетников с размерами заработной платы, сложившимися во внебюджетной сфере;

- совершенствованию  систем оплаты труда работников  федеральных бюджетных организаций.

В 2007 году проводилась  индексация заработной платы работников бюджетной сферы в размерах, обеспечивающих выполнение задачи, поставленной Президентом Российской Федерации о повышении к 2008 году (по сравнению с 2005 годом) реальных доходов этих работников не менее чем в 1,5 раза. Индексация размеров оплаты труда работников бюджетной сферы в 2008-2009 годах должна обеспечить рост реальной заработной платы не ниже, чем в целом по стране и стабилизацию соотношения между размерами оплаты труда бюджетников и по экономике в целом на уровне, достигнутом в 2007 году.

2. Содействие улучшению  пенсионного обеспечения и развитию  пенсионного страхования

В рамках данной задачи Министерство подготавливает предложения  по:

- повышению уровня  пенсионного обеспечения с целью  доведения к концу 2009 года размера среднегодовой социальной пенсии до уровня прожиточного минимума пенсионера;

- стимулированию граждан  к активному участию в дополнительном  пенсионном страховании;

- развитию системы  негосударственного пенсионного  обеспечения населения и профессиональных  пенсионных систем.

Данная задача направлена на повышение в долгосрочной перспективе  уровня пенсионного обеспечения  за счет формирования дополнительных пенсионных накоплений гражданами в  рамках системы обязательного пенсионного  страхования и негосударственного пенсионного обеспечения, а также работодателями для лиц, занятых в особых условиях труда, в рамках профессиональных пенсионных систем, при условии обеспечения долгосрочной финансовой, политической и социально-экономической стабильности в стране, эффективного развития и повышения надежности финансовых рынков, на которых размещаются средства пенсионных накоплений.

В числе конкретных мер, направленных на реализацию данной задачи:

- принятие законодательных  актов, предусматривающих введение  дополнительного пенсионного страхования и профессионального пенсионного страхования, создание профессиональных пенсионных систем и нормативно-правовое обеспечение их функционирования;

- обеспечение реализации  права граждан на добровольную  уплату дополнительных страховых  взносов, выбора негосударственной организации для управления средствами пенсионных накоплений, а также мер по надлежащему персонифицированному учету приобретаемых прав в системе обязательного пенсионного страхования.

3. Развитие системы  государственной поддержки граждан, нуждающихся в социальной защите, содействие усилению адресности социальной помощи, оказываемой субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями.

В 2007-2009 годах предусматривается  провести работу по переориентированию деятельности системы органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований преимущественно на предоставление помощи семьям, находящимся за чертой бедности. Будут разрабатываться и внедряться информационные технологии и эффективные методики адресной социальной помощи и содействия бедным семьям, хорошо зарекомендовавшие себя в российской и международной практике.

Информация о работе Статистическое изучение расходов населения и потребления товаров и услуг