Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 18:07, контрольная работа
Все денежные ресурсы, поступившие в виде налоговых платежей, включаются в бюджетную систему государства, а также в оборот внебюджетных фондов.
Актуальность работы обусловлена совершенствованию эффективности фискальной политики, а это является одной из важнейших задач сильного и процветающего государства.
Введение…………………………………………………………………..…......3
Раздел 1. Социально-экономическая сущность фискальной
системы и задачи статистического изучения……. …………………………….5
Раздел 2. Основные понятия налоговой статистики……………………………8
Раздел 3. Основные показатели расчетов налоговой статистики…………….19
Раздел 4. Источники статистической информации
о налогах и основные методы ее анализа………………………………………27
Заключение……………………………………………………………………….30
Список используемой литературы……………………………………………...32
Кн/з = Налоговые доходы / Численность занятого населения.
Коэффициент уровня налогообложения по экономическому смыслу и формулам расчета тесно связан с коэффициентом налогоемкости ВВП. Поэтому можно представить его в следующем виде:
К = Коэффициент налогоемкости ВВП * (1 / доля занятого населения в общей численности населения).
В таком виде коэффициент можно интерпретировать как налогоемкость ВВП, скорректированную с учетом существующего уровня занятости. Чем ниже доля занятых в общей численности населения страны (и выше соответственно уровень безработицы), тем больше значение коэффициента уровня налогообложения. В 2000 году этот коэффициент составил: 0,25 * 1 : 0,44 = 0,57, что означает высокий уровень налогообложения; в 1999 году он составил 0,86 (0,36 * 1 : 0,42) (табл. 1).
Таблица 1
Макроэкономические
показатели, участвующие в расчете
коэффициентов уровня налогообложения
Годы | Общая численность населения, млн чел. | Численность занятых, млн чел. | Доля занятого населения в общей численности населения, % | Налоговые поступления, млрд руб. |
1999 | 146,7 | 61,3 | 0,42 | 1007,5 |
2000 | 145,9 | 64,7 | 0,44 | 1707,6 |
Можно отметить, что уровень занятости в стране может влиять на уровень налоговой нагрузки на население. Давление, которое создают налоги, в итоге ложится на занятое население, так как незанятое население не имеет денежных доходов, из которых можно было бы заплатить налог. А налоги существуют, как говорилось ранее, только в денежной форме.
Налоги как часть ВВП выполняют роль индикатора экономического развития, определяют степень фискальной направленности экономических преобразований и производительного использования ресурсов. К тому же созданный за определенный период ВВП является источником налогов и сборов. Показатель налогоемкости ВВП очень информативен и при изучении тяжести налогового бремени, и при межстрановых сравнениях. Сейчас в качестве экономических показателей в России рассчитываются следующие основные группы показателей: 1) доля налоговых доходов в ВВП и 2) соотношение бюджетного дефицита и ВВП.
Первая группа показателей
соотношение доходов консолидированного бюджета и ВВП:
- доля налоговых доходов в ВВП;
- доля неналоговых доходов в ВВП;
доля чистых денежных налоговых поступлений в ВВП.
Таблица 2
Динамика
доли доходов в ВВП в 1998-2000гг.
Показатели | 1998 | 1999 | 2000 |
Доля налоговых доходов в ВВП | 20,0 | 21,9 | 24,6 |
Доля неналоговых доходов в ВВП | 2,3 | 1,9 | 1,9 |
Бюджетный дефицит к ВВП (в 2000г. - профицит) | 4,7 | 1,0 | 3,0 |
Как видно из таблицы 2 доля налоговых поступлений в ВВП возрастает, доля неналоговых поступлений и доля дефицита в ВВП падает. В 2000 году профицит составил 3% ВВП (положительная для экономики страны тенденция). Для характеристики выполнения планового бюджета можно предложить два показателя:
К
покр.1 = ВВП / Дефицит бюджета ;
К покр.2 = ВП / Дефицит бюджета,
где ВП – валовая прибыль экономки.
Первый коэффициент покажет, во сколько раз ВВП страны больше, чем дефицит ее бюджета, поможет оценить перспективы государства покрыть дефицит за счет внутреннего источника – созданного экономикой продукта:
1998 год: 2725,8 : 127,9 = 21,3 раз;
1999 год: 4607,0 : 44,4 = 103,8 раз.
Приведенные выше коэффициенты свидетельствуют о том, что в 1998 году ВВП превышал бюджетный дефицит лишь в 21 раз, то есть государство имело небольшие возможности покрыть дефицит за счет внутренних средств, но в 1999 году ВВП превышал бюджетный дефицит в 104 раза, то есть государство имело возможности покрыть дефицит за счет внутренних источников. В 2000 году в России имел место профицит Госбюджета – впервые после длительного экономического кризиса в стране.
Второе соотношение дает представление о том, во сколько раз валовая прибыль экономики (ВП), которая является источником будущего экономического роста, больше дефицита бюджета:
1998 год: 1920 : 127,9 = 15,6 раз;
1999 год: 2872,5 : 44,4 = 64,7 раз, то есть произошло резкое снижение доли ВП, которая покрывает дефицит.
Расчет нескольких вариантов показателей обусловлен большим объемом взаимозачетов между предприятиями и бюджетом, между бюджетами разных уровней, наличием налоговых кредитов и отсрочек платежей. Обеспечивать исполнение расходной части способны только реальные деньги на бюджетных счетах. При вычислении ВВП распределительным методом (как суммы первичных документов) имеем следующее соотношение:
ВВП = ОТ + ЧН + ВП, где:
ОТ – оплата труда наемных работников с отчислениями на социальное страхование;
ЧН – чистые косвенные налоги;
ВП – валовая прибыль / валовые смешанные доходы.
В данном соотношении нас более всего интересует категория «чистые косвенные налоги». Часть ВВП, которая приходится на чистые налоги на производство и импорт, покажет налоговую нагрузку на общество в целом в процессе образования валовых доходов экономики. Динамика доли ЧН в ВВП покажет направление, в котором развивается экономика страны с точки зрения фискального характера распределения доходов.
Группа
относительных показателей
-простота расчета (для получения соотношений требуется лишь сопоставить абсолютные показатели и затем определить экономическое значение полученного соотношения);
-высокая информативность и широкие возможности практического применения. Например, получив высокое значение доли недополученных налоговых доходов в первом квартале, можно принять меры по ликвидации задолженности по налогам и к концу года значительно изменить ситуацию;
-возможность проведения сравнений как в статистике, так и в динамике.
Все
выше изложенные показатели статистики
налоговых поступлений можно
представить в виде схемы (рис. 3).
|
Анализ
структуры налоговых
В
настоящее время в анализе
структуры налоговых
Раздел
4. Источники статистической информации
о налогах и основные методы ее
анализа
Основными источниками информации для определения налоговой базы и размера налогов, взимаемых с институциональных единиц, являются:
- бухгалтерский баланс (организации);
-приложения к бухгалтерскому балансу предприятия (организации);
-справка о движении фондов (резервный фонд, нераспределенная прибыль прошлых лет, фонды, накопления, фонды потребления, фонд пополнения собственных оборотных средств, целевое финансирование из бюджета, целевое финансирование из бюджета, целевое финансирование из отраслевым и межотраслевых фондов);
-справка о движении заемных средств (долгосрочные кредиты банков, в том числе не погашенные в срок; долгосрочные займы, в том числе не погашенные в срок; краткосрочные кредиты банков, в том числе не погашенные в срок; кредиты банков для работников, в том числе не погашенные в срок; краткосрочные займы, в том числе не погашенные в срок);
-справка о дебиторской и кредиторской задолженности;
-состав материальных активов на конец года (права на изобретения и другие аналогичные объекты интеллектуальной собственности, права пользования природными ресурсами, организационные расходы);
-справка о наличии и движении основных средств;
-справка о финансовых вложениях;
-социальные показатели, в том числе отчисления на социальные нужды (фонд социального страхования, пенсионный фонд, фонд занятости, расходы на медицинское страхование; среднесписочная численность работников; средства, направленные на потребление, в том числе расходы на оплату труда, денежные выплаты и поощрения, доходы по акциям и вкладам в имущество предприятия);
-движение средств финансирования капитальных вложений и других финансовых вложений;
-справка о наличии ценностей, учитываемых на забалансовых счетах.
Информация о работе Статистическое изучение налогов и налогообложения