Статистическое изучение численности состава и производственного потенциала сельскохозяйственных предприятий и объединений

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2012 в 14:28, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является статистическое изучение численности состава и производственного потенциала сельскохозяйственных предприятий и объединений на примере Кемеровской области.
В соответствии с этой целью были определены конкретные задачи исследования:
Изучить ситуацию в аграрной сфере Кемеровской области.
Провести анализ подходов к определению производственного потенциала, установить его составляющие, исследовать порядок и особенности их воспроизводства, проанализировать условия простого и расширенного воспроизводства потенциала сельскохозяйственных предприятий;
Изучить численность сельскохозяйственных предприятий и объединений Кемеровской области.
Дать оценку изменений абсолютного значения величины и структуры производственного потенциала Кемеровской области за пять лет (2006-2010гг).

Содержание

1.1 Краткий анализ развития аграрного сектора Кемеровской области 6
1.2. Социально-экономическое развитие сельскохозяйственных предприятий и объединений на примере Кемеровской области 12
1.3. Производственный потенциал и факторы, на него влияющие 20
Глава 2. Статистическое изучение численности состава и производственного потенциала сельскохозяйственных предприятий и объединений Кемеровской области за 2006-2010 гг. 26
2.1. Статистическое изучение натуральных показателей производственного потенциала сельскохозяйственного производства Кемеровской области за 2006-2010 гг. 26
2.2. Анализ производственного потенциалы сельского хозяйства Кемеровской области по основным элементам (земля, производственные фонды) 31
2.3. Анализ производственного потенциалы сельского хозяйства Кемеровской области по трудовым ресурсам 34
Заключение 36

Работа содержит 1 файл

№3380-Статистика.doc

— 543.50 Кб (Скачать)

Оглавление 
 

 

Введение 

     Для устойчивого и эффективного развития предприятий сельскохозяйственной отрасли необходим производственный потенциал. Производственный потенциал сельского хозяйства включает в себя следующие элементы: земля, трудовые ресурсы, производственные фонды. Эффективность сельскохозяйственного производства зависит от ряда факторов, среди которых гарантированное наличие ресурсов, как в настоящий момент, так и в перспективе, является одним из важнейших. При использовании ограниченных и воспроизводимых ресурсов единственным механизмом сохранения производственного потенциала является его воспроизводство.

     Действующий сегодня механизм воспроизводства  производственного потенциала сельского  хозяйства работает неэффективно ввиду  того, что механизмы воспроизводства  его составляющих несовершенны, а адекватный новым экономическим условиям механизм воспроизводства земельных ресурсов отсутствует вовсе. Как следствие, снижается плодородие почв; рабочая сила теряет свою трудоспособность и квалификацию, ухудшаются репродуктивные качества скота и растений, приходит в упадок социальная инфраструктура сельской местности. Все это наносит прямой ущерб продовольственной безопасности страны.

     Именно  данная проблематика и делает тему нашего курсового исследования «Статистическое  изучение численности состава и производственного потенциала сельскохозяйственных предприятий и объединений» столь актуальной.

     Проблемы  государственного регулирования сельского  хозяйства и формирования аграрной политики рассматривались в работах  Алтухова А.И., Бор-хунова Н.А., Костяева А.И., Милосердова В.В., Назаренко В.И., Папцова А.Г., Сагайдака Э.А., Шутькова А.А., Ушачева И.Г. и других ученых.

     Целью данной работы является статистическое изучение численности состава и производственного потенциала сельскохозяйственных предприятий и объединений на примере Кемеровской области.

     В соответствии с этой целью были определены конкретные задачи исследования:

    • Изучить ситуацию в аграрной сфере Кемеровской области.
    • Провести анализ подходов к определению производственного потенциала, установить его составляющие, исследовать порядок и особенности их воспроизводства, проанализировать условия простого и расширенного воспроизводства потенциала сельскохозяйственных предприятий;
    • Изучить численность сельскохозяйственных предприятий и объединений Кемеровской области.
    • Дать оценку изменений абсолютного значения величины и структуры производственного потенциала Кемеровской области за пять лет (2006-2010гг).

     Предметом исследования является статистической изучение численности состава и производственного потенциала сельскохозяйственных предприятий и объединений.

     Объектом  исследования являются сельскохозяйственные предприятия и объединения Кемеровской области.

     Методологические  и теоретические  основы, эмпирическая база исследования.

     Методологической  и теоретической основой исследования послужили фундаментальные концепции и гипотезы, представленные в трудах отечественных и зарубежных ученых, законодательные и нормативные акты Российской Федерации по важнейшим вопросам экономики развития сельского хозяйства, программные и прогнозные разработки государственных органов власти и управления АПК Российской Федерации, Российской академии сельскохозяйственных наук, данные Федеральной службы государственной статистики.

     В процессе экономического исследования применялись следующие методы и приемы: абстрактно-логический, экономико-статистический, монографический, расчетно-конструктивный, графический, наблюдения и другие.

 

Глава 1.Статистическое изучение численности  состава и производственного  потенциала сельскохозяйственных предприятий и объединений: теоретический аспект

1.1 Краткий анализ развития аграрного сектора Кемеровской области

 

     На  протяжении последних лет в Российской Федерации проводится комплексная  реформа сельского хозяйства, предусматривающая  переустройство агропромышленного производства, большое количество форм собственности на землю и средства производства, техническое переоснащение, формирование «цивилизованных» рыночных отношений, переустройство систем планирования и финансового управления в сельском хозяйстве.

     Развитие  рыночных отношений в сельском хозяйстве  стало возможным после Постановления  Правительства РФ от 29 декабря 1991 года №86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» и Постановления  Правительства РФ от 4 сентября 1992 года №708 «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса». Согласно постановления передача земли и имущества преобразованных колхозов и совхозов их трудовым коллективам и отдельным работникам осуществлялась бесплатно, при этом предоставлялась свобода выбора использования земельного и имущественного паёв (долей).

     Правительством  Российской Федерации была разработана  стратегия развития страны «Основные  направления социально-экономической  политики на 2001-2010 годы». В этой программе  не предусматривалось существенного увеличения государственного финансирования поддержки АПК. Задачи развития намечалось решать за счет мобилизации внутренних резервов, создавая при этом такие условия, чтобы в село пошли инвестиции. 

     20 июня 2002 года Государственной Думой был принят Федеральный закон «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей», который установил правовые основы и условия реструктуризации долгов, чтобы не доводить сельхозпредприятия до банкротства. По этому закону сельскохозяйственные товаропроизводители участвуют в программе финансового оздоровления добровольно.  

     Распоряжением Губернатора Кемеровской области  от 30.08.2002 №595-р была создана межведомственная территориальная комиссия по финансовому  оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей, которая определяла условия, необходимые для проведения реструктуризации долгов, принимала решения о предоставлении сельскохозяйственным товаропроизводителям права на реструктуризацию долгов, осуществляла контроль за ходом исполнения сельскохозяйственными товаропроизводителями принятых на себя обязательств по соглашению о реструктуризации долгов.

     Сельхозорганизациям, включенным в Программу, полностью  списывались пени и штрафы, а также, частично, основной долг и начисленные  проценты, давалась отсрочка на погашение основного долга на срок не менее 4 лет. Плата за отсроченную и рассроченную задолженность – полпроцента годовых.

     В результате реформ преобладающей формой собственности в сельском хозяйстве  стала частная, изменилась структура собственности, состав хозяйствующих субъектов.

     В ходе реформ не удалось решить ряд  вопросов, способствующих развитию рыночных отношений в сельском хозяйстве. Разрушительными факторами для  села явились: снижение покупательной  способности на сельскохозяйственную продукцию, сокращение бюджетной поддержки, региональный монополизм крупных перерабатывающих и заготовительных организаций, вытеснение продукции отечественного производства из розничного товарооборота и др.

     За  годы реформ значительно уменьшилось производство продукции сельского хозяйства и в настоящее время отрасль не производит даже половину тех объёмов, которые были характерны ей в начале преобразований. При этом сельское хозяйство как «мультипликатор» является катализатором для развития ряда секторов народного хозяйства. Так как рост его производства на 10 процентов потребует увеличения выпуска продукции в других отраслях на 22 процента. Стабильность отрасли и увеличение производства сельскохозяйственной продукции гарантирует занятость сельского населения и создание новых рабочих мест, что обеспечит работников гарантированной заработной платой.

     Финансовое  положение сельскохозяйственных предприятий  района улучшилось, начиная с 2003 года: рентабельность производства составила 9,4%, объем реализации продукции, работ и услуг увеличился на 38,4%, сократился удельный вес убыточных предприятий, появилась возможность увеличить заработную плату.  

     Известно, что около 4,1 % валового регионального  продукта в Кемеровской области  приходится на сельское хозяйство. Если учесть сельскохозяйственное машиностроение, производство удобрений, предоставление образовательных услуг для сельского хозяйства, то доля АПК в валовом региональном продукте Кемеровской области составит около 30%. В целом по России этот показатель равен 50%. Основная причина низкой доли сельского хозяйства в ВРП заключается в том, что область специализируется, прежде всего, на производстве промышленных товаров.

     Производство  валовой продукции сельского  хозяйства возрастало с 2006 года1 (таблица 1).

     Техническая оснащенность отрасли составляет примерно половину от необходимой и находится, по существу, в критическом состоянии. Ежегодно в сельскохозяйственных предприятиях списывается от 5 до 10% техники. Администрацией Кемеровской области были предприняты меры по укреплению материально-технической базы сельскохозяйственных предприятий.

     Таблица 1 - Продукция сельского  хозяйства (в фактически действовавших ценах) (до 1998г.- млрд.руб.), миллион  рублей, 
Кемеровская область, значение показателя за год

Предприятия 2006 2007 2008 2009 2010
крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели 1998,1 2829,7 4092,1 4025,8 4018,2
хозяйства населения 9172,2 10608,5 14831,4 14378,2 14212
хозяйства всех категорий 20040 24712 33155,6 32387,5 32154,1
сельскохозяйственные  организации 8869,7 11273,8 14232 13983,5 13567
Всего: 40080,0 49424,0 66311,1 64775,0 63951,3

 

     В современных условиях хозяйствам сложно приобрести дорогостоящую технику  на собственные средства, поэтому  многие хозяйства приобретают комбайны, тракторы, посевные комплексы по кредитным и лизинговым схемам.

     Внедрение высокоэффективных технологий на основе отказа от глубоких обработок почвы, применение раннеспелых сортов и  другие агротехнические мероприятия  позволили добиться увеличения объемов  производства зерновых культур в 2006 г. на 51,7% по сравнению с 1998 г. (1998 г. – 731 тыс. тонн; 2006 г. – 1110 тыс.тонн), и увеличение было постоянным2.

     В дореформенный период сложилось  мясомолочное направление развития сельского хозяйства Кемеровской  области. В последнее десятилетие  в регионе произошла смена  приоритетного направления производства сельскохозяйственной продукции, с мясомолочного на зерновое. Главной причиной смены направления является высокая трудоёмкость, капиталоёмкость, энергоёмкость и зерноёмкость отрасли животноводства при свободных ценах на энергоносители и комбикорма. Удорожание материально-технических ресурсов, остаточный принцип финансирования привели к значительному росту себестоимости и снижению рентабельности производства продукции, огромному спаду поголовья всех видов животных.

     По-другому  можно оценить отрасль производства зерна. Из 1000 тыс. т. производимого зерна 600 тыс. т приходится на пшеницу, которая по всем показателям подходит для производства хлеба. Кемеровской области для этого необходимо примерно 200 тысяч т зерна на год, чтобы обеспечить хлебом ее население.

     За  последние годы в области наблюдаются  структурные сдвиги: производство зерна  вытеснило производство мяса и молока, коллективные хозяйства региона  обрели ярко выраженную растениеводческую  зерновую специализацию. Растениеводство явилось «точкой роста» сельскохозяйственного производства, так как производственный цикл менее длительный по времени, производство менее капиталоемкое. Конечно, специализация на одной сфере сельского хозяйства - это достаточно эффективная концентрация усилий для достижения максимального результата. Но, с другой стороны, в целях обеспечения продовольственной безопасности региона необходимо заниматься производством неспециализированной продукции, в пределах 80% от потребляемой регионом.

     Неблагоприятные внутренние и внешние условия функционирования коллективной формы ведения сельскохозяйственного производства в годы реформ привели к тому, что большинство находящихся на территории Кемеровской области коллективных хозяйств не являются полноценными субъектами рыночных отношений.

Информация о работе Статистическое изучение численности состава и производственного потенциала сельскохозяйственных предприятий и объединений