Статистический анализ туризма и отдыха в Краснодарском крае

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 02:05, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы курсовой работы «Статистический анализ туризма и отдыха в Краснодарском крае» состоит в том, что это - социальный фактор отдыха, оздоровления, взаимопонимания между людьми, доступа к историческим и культурным ценностям развития личности, политической стабильности, социального равновесия и др. Это направление приобретает все большую популярность, несмотря на некоторую географическую отдаленность от Санкт-Петербурга.

Содержание

Введение 3
1 Теоретические аспекты статистики туризма и отдыха 5
1.1 Содержание, задачи и основные направления статистики туризма и отдыха5
1.2 Методы статистики туризма и отдыха 9
2 Статистический анализ туризма в Краснодарском крае в сравнении с другими субъектами РФ 17
2.1 Современное состояние туризма и отдыха в Краснодарском крае 17
2.2 Оценка и анализ рынка детского туризма и отдыха в Краснодарском крае по сравнению с другими субъектами РФ …………………………………………...30
2.3 Оценка и анализ туризма и отдыха в Краснодарском крае по сравнению с другими субъектами РФ …………………………………………………………40
Заключение ……………………………………………………………………….43
Список использованной литературы 45

Работа содержит 1 файл

Статистический анализ туризма.doc

— 382.50 Кб (Скачать)
 

    Из  таблице 5 видно, что в сезонный период основная масса туристов прибывает для оздоровления и лечения, которое приурочено к отпуску или каникулам. Во внесезонный период курорт посещают, главным образом, старики и люди преклонного возраста молодые люди и дети в здравницах Геленджика вне сезона - это редкое явление, за исключением тех случаев, когда имеется специфическое заболевание или необходимость в реабилитации. В этот период преобладают «социальные» или дотированные туристы.

    В летний курортный сезон в здравницах и частном секторе размещаются  преимущественно дети, люди молодого и среднего возраста. Как правило, путевки они приобретают за полную цену (кроме отраслевых работников, имеющих свои здравницы), и их основная масса размещается в частном секторе. Все туристы, кроме части тех, кто занят серьезным лечением, - это пляжные туристы, проводящие свой отпуск с целью оздоровления и приятного времяпрепровождения. Неорганизованные туристы - это главные потребители услуг общественного питания.

    Молодые люди и дети пытливы и подвижны, они чаще посещают концерты, фестивали, выставки, участвуют в экскурсиях и массово-фестивальных представлениях. Это категория туристов ориентирована  на активные, познавательные виды туризма, является основным потребителем продуктов и товаров местного производства, сувениров, водных видов туризма и обеспечивает местному населению основную массу летнего дохода и тем самым пополняет бюджет курорта.

    Полнота рыночных отношений характерна для  частного сектора, который в тенденциях увеличения потока туристов опережает общественный сектор. Сплошная выборка картотек туристов за 2008 г., с нашей точки зрения, достаточно репрезентативна. Построенные диаграммы и графики выполнены для полного года и отдельно для сезонного периода. В расчет не принимались туристы из городов, численность которых в общем потоке не превышала 1 %. Они отнесены в графу «прочие». Этим объясняется большая доля прочих туристов - 25%.Основная география регионов-поставщиков туристов для Геленджика приходится на города, перечисленные в приложение А). Там же представлены данные по количеству прибытий, дней пребывания и по половому признаку, в процентном и абсолютном отношении.

    Наибольшее  количество туристов прибывает из Москвы - 21,1 %, Санкт-Петербурга - 7,5%, Краснодара - 4,2%, Тюмени - 3,3%, Екатеринбурга - 3,8% (графическая интерпретация представлена в приложении Б) Средний возраст мужчин 33,2 года, средний возраст женщин в около 30 лет.

    Сегментировать  туристский рынок Геленджика довольно сложно, так как 35% от общего числа туристов относятся к категории «дотированных». Они не несут бремя материальных затрат по отдыху и имеют льготы по проезду (приложение Г).

    Для более глубокого исследования взаимосвязи  социально экономических явлений  рассмотренные статистические методы часто оказываются недостаточными, ибо они не позволяют выразить имеющуюся связь в виде определенного математического уровня, характеризующего механизм взаимодействия факторных и результативных признаков. Это устраняет метод анализа регрессий и корреляций—регрессионно – корреляционный анализ, являющийся логическим продолжением, углублением более элементарных методов.

    В таблице 6 нами проведен регрессионно-корелляционный анализ по показателям численность  туристов и выручки (валовой доход) от реализации услуг (работ, продукции). 
 

Таблица 6 – Корреляционно-регрессионный  анализ численности туристов города – курорта Геленджик за период 2002 – 2009 гг

Года Численность туристов, мил. человек (X) Выручка, мил. рублей (Y) X2 XY YX
2002 0,0256 0,3710 0,0007 0,0095 0,2529
2003 0,3000 0,3900 0,0900 0,1170 0,3665
2004 0,7200 0,4150 0,5184 0,2988 0,5404
2005 0,7800 0,4500 0,6084 0,3510 0,5653
2006 1,5000 0,7450 2,2500 1,1175 0,8634
2007 1,5000 0,8310 2,2500 1,2465 0,8634
2008 1,5500 0,9560 2,4025 1,4818 0,8841
2009 1,6000 1,0830 2,5600 1,7328 0,9048
Итого 7,9756 5,2410 10,6800 6,3549  
 

, 

, 

    Теснота связи (по шкале Чердока) равна 45,38%, то есть она умеренная и связь  прямая. Она показывает на сколько выручка зависит от численности туристов.

    Рисунок 3 – Корреляционно-регрессионный  анализ

    Условное  обозначение:

    X – Численность туристов, мил. человек,

    Y – Выручка, мил. рублей

    15% приобретающих путевки здравниц  в турфирмах или непосредственно в здравницах - это граждане, имеющие годовой доход 150-200 тыс. руб. в год. Данный расчет вытекает из «Баланса денежных доходов и расходов населения», где дискреционный доход равен 6,8-10%. Это означает превышение доходов над расходами, которое человек может истратить на отдых стоимостью 50-60 тыс. за 14 дней (путевка и покупка, посещение ресторанов и культурных мероприятий). Такую категорию туристов можно отнести к предпринимателям среднего бизнеса.

    8,8% туристов - это дети. Они также относятся к дотированным посетителям, так как социальные органы управления всех уровней выделяют дотации на приобретение путевок в детские оздоровительные и спортивные летние лагеря.

    31,2% - это туристы, имеющие годовой  доход на человека 90-150 тыс. руб. в год. Они способны оплатить отдых и питание в частном секторе. К ним относятся предприниматели малого бизнеса и высокооплачиваемые работники из регионов, где уровень доходов в 10-20 раз превышает средний российский. Это Москва, Тюмень, Надым и так далее.

    10% региональных туристов выходного  дня из южных областей России - люди среднего уровня достатка. Они размещаются во временных  базах и кемпингах и прибывают  на курорт своим личным транспортом. 

    В Геленджике подведены итоги 2009 года, курортно-оздоровительного сезона. Как сообщает администрация города-курорта, в этом году здесь отдохнуло 1150 тысяч человек, что на 20% больше аналогичного показателя 2002 года. Гостей принимали 150 учреждений санаторно-курортного комплекса и около 5 тысяч квартиросдатчиков, которых нынешним летом было зарегистрировано на 12% больше, чем в прошлом. Общее количество мест, предоставленных для отдыха курортникам, составило 55 тысяч (Таблица 7).

    В будущем прогнозируется рост туризма  на 45,8% или на 12,1 млн. руб. Следует  отметить, что рост обеспечен благодаря усилению материально-технической базы размещения, повышением уровня и культуры услуг. За 5 лет она удвоилась.

    Методом непреднамеренной случайной выборки  в июне - сентябре. 2009 года с помощью специально разработанной анкеты были опрошены 3012 отдыхающих в Анапе и 403 отдыхающих в Геленджике. Возрастной состав опрашиваемых на этих курортах несколько различался. В Анапе преобладали дети до 18 лет (19,3% опрошенных) и молодые люди 18-30 лет (27,3%) при равномерном представительстве остальных возрастных категорий. Это подтверждает статус Анапы как семейного и детского курорта. Среди опрошенных на курорте Геленджик преобладает группа лиц в возрасте 31-40 лет. В Анапе, напротив, около 34% отдыхающих учащиеся, пенсионеры или иждивенцы. Соответственно, рекреанты, выбравшие для летнего отдыха Геленджик, относились к более обеспеченным слоям населения. 73% из них имеют ежемесячный доход свыше 4 тысяч рублей, тогда как среди отдыхающих Анапы 57% получают меньше этой суммы. Такая разница вполне объяснима, если иметь в виду, что средства социальных детских санаторно-курортных программ, традиционно направляемых для приобретения путевок в здравницы Анапы, подверглись при реформе соцстраха наименьшим сокращениям. Поэтому социальный компонент на этом курорте оказался более выражен. 73% отдыхавших в Геленджике покупали путевки за свой счет, тогда как в Анапе таких людей оказалось меньше(65%).

Таблица 7 –  Число мест и численность отдыхавших
 
Наименование Число мест, тыс. единиц Численность отдыхавших, тыс. человек
круглогодовых в месяц  максимального развертывания всего  в  т. ч. по путевкам
2009 2008 2009 2008 2009 2008 2009 2008
Всего по краю из них 90,7 87,5 200,9 198,3 1889,1 1952,4 1496,2 1575,1
г. Анапа 14,3 14,9 29,9 35,4 252,7 311,0 246,0 287,4
г. Геленджик 11,2 10,1 28,1 31,1 248,5 293,0 212,8 255,0
г. Ейск 0,5 0,5 4,0 3,7 24,5 29,1 23,0 22,4
г. Новороссийск 0,4 0,4 6,4 6,2 29,8 43,6 28,3 40,0
г. Сочи 50,8 46,4 66,7 64,6 722,5 754,5 560,4 550,8
Темрюкский  район     7,5 7,8 34,4 45,7 33,1 38,9
Туапсинский район 10,2 11,3 43,7 44,0 378,20 377,1 349,6 329,1
 

    В Геленджике отдыхающих привлекают, помимо природы и климата, благоустроенные  места для прогулок и великолепная набережная, чистое море и аквапарк, чистый город, вежливое отношение персонала в здравницах. К недостаткам курорта, которых в целом указано меньше по сравнению с Анапой, относятся все тот же низкий уровень сервиса и плохая организация общественного питания.

    Твердое намерение посетить Геленджик еще  раз высказали 52,8% опрошенных, не определились 12,9% и треть (34%) решительно отказываются приезжать сюда вновь. В Анапу захотели вернуться 21.2%, практически столько же (23,9%) также твердо решили этого не делать. Потенциальную возможность для формирования приверженцев Анапы представляют 55% респондентов, не определившихся с оценкой. Косвенно эти цифры подтверждаются и коэффициентом повторности (процент отдыхающих, посещавших данные курорты раньше). Он выше у Геленджика - 62,3% против56%. У Анапы Интересные данные, полученные опрошенных в отношении эффективности избранных курортами способов продвижения рекреационного продукта разрешено указывать несколько источников. [22, с. 96]

    На  курорте Анапа большая часть  отдыхающих узнала от турфирм (35,2%), что  свидетельствует о хорошо налаженных связях здравниц с турбизнесом, и от друзей (26,7%) - Геленджик в основном рекламируют сами отдыхающие (33,5%), получившие за это в специальной литературе прозвище «маркетологи по совместительству», и СМИ (журналы и газеты - 24,3%, Интернет - 17,9%) Это говорит о том, что администрация Геленджика прикладывает много усилий для формирования положительного имиджа прогрессивно развивающегося курорта (приложение Д)).

    По  итогам сравнительной оценки курортов можно сделать вывод, что Геленджик  во многом выигрывает у Анапы. Экономичные бюджетные программы, как это уже не раз отмечалось, не способствуют качественному росту курортов, что и подтверждает пример Анапы в нашем исследовании. Расчет на спрос платежеспособного потребителя помог администрации и жителям Геленджика благоустроить город, улучшить его санитарное и экологическое состояние, разнообразить сферу досуга. Напротив, такие традиционные достоинства Анапы как роскошные песчаные пляжи, уникальный климат, исторические памятники, местные вина нивелируются скоплением людей, антисанитарией и высокими ценами.

2.2 Оценка и анализ  рынка детского  туризма и отдыха  в Краснодарском  крае по сравнению  с другими субъектами  РФ

 

    Детский туризм - один из самых устойчивых сегментов  отечественного туррынка. У нас стране данный вид путешествий носит социальный статус, что означает полное или частичное его финансирование за счет госбюджета. В Федеральном законе «Об основании туристской деятельности в Российской Федерации» социальный туризм или «путешествий субсидируемые из средств, выделяемых государством на социальные нужды», упоминается как отдельная категория, наряду с внутренним, въездным и выездным туризмом.

Информация о работе Статистический анализ туризма и отдыха в Краснодарском крае