Статистический анализ туризма и отдыха в Краснодарском крае

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 02:05, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы курсовой работы «Статистический анализ туризма и отдыха в Краснодарском крае» состоит в том, что это - социальный фактор отдыха, оздоровления, взаимопонимания между людьми, доступа к историческим и культурным ценностям развития личности, политической стабильности, социального равновесия и др. Это направление приобретает все большую популярность, несмотря на некоторую географическую отдаленность от Санкт-Петербурга.

Содержание

Введение 3
1 Теоретические аспекты статистики туризма и отдыха 5
1.1 Содержание, задачи и основные направления статистики туризма и отдыха5
1.2 Методы статистики туризма и отдыха 9
2 Статистический анализ туризма в Краснодарском крае в сравнении с другими субъектами РФ 17
2.1 Современное состояние туризма и отдыха в Краснодарском крае 17
2.2 Оценка и анализ рынка детского туризма и отдыха в Краснодарском крае по сравнению с другими субъектами РФ …………………………………………...30
2.3 Оценка и анализ туризма и отдыха в Краснодарском крае по сравнению с другими субъектами РФ …………………………………………………………40
Заключение ……………………………………………………………………….43
Список использованной литературы 45

Работа содержит 1 файл

Статистический анализ туризма.doc

— 382.50 Кб (Скачать)

 

    2 Статистический анализ  туризма в Краснодарском  крае в сравнении  с другими субъектами  РФ

    2.1 Современное состояние  туризма и отдыха  в Краснодарском крае

 

    Краснодарский край - субъект Российской Федерации. Территория составляет 76 тыс. квадратных километров с населением - почти 5 млн. человек. Уникально географическое положение края: два моря (Черное и Азовское), горы, равнины, леса.

    Краснодарский край - развитый регион России. Ведущие отрасли: сельское хозяйство, промышленность, курортно-рекреационный комплекс. Край обладает развитой сетью железных и автомобильных дорог, имеются несколько аэропортов, в том числе международные, морские порты.

    Курортно-туристский комплекс является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей экономики Краснодарского края. Объем  услуг курортно-туристской отрасли  составляет третью часть от общего объема платных услуг населению  в крае. Курортно-туристский комплекс Краснодарского края - это 1040 здравниц и более 400 туристских предприятий. Здравницы в период максимального развертывания могут принимать 220 тысяч отдыхающих (это треть емкости всех курортов России). Частный сектор в летнее время может принять около 200 тысяч неорганизованных (без путевок) отдыхающих.

    В 2009 году в налоговых органах края зарегистрировано почти 30 000 частных квартиросдатчиков.

    Развитие  курортно-туристского комплекса  является одним из приоритетных направлений  развития края: создание условий для эффективного использования уникальных природно-климатических ресурсов края, расширение материально-технического потенциала курортно-туристских предприятий (таблица 1).

    В таблице 1 представлены данные, по которым можно прогнозировать дальнейший рост туристов, прибывающих на территорию Краснодарского края для отдыха и лечения.

Таблица 1 – Развитие курортно-туристского комплекса  в Краснодарском крае за

2007 – 2009 год

 
№ п/п Наименование  показателей     12007г.     22008г.     22009г.
1. Количество  отдыхающих, млн. чел.     4,2     4,8     4,8
2. Из них прибывших  по путевкам, млн. чел.     1,7     2,8     2,3
3. Количество  штатных мест на предприятиях санаторно-курортного комплекса края, всего     170000     180000     195000
4. Средняя заполняемость  в период с 01.06 по 01.10, %     79     82     76
5. Налоговые поступления  от санаторно-курортной отрасли  от учреждений отрасли туризма, млн. р.     483     677     865
 

    Черноморское  побережье Краснодарского края является одним из главных курортных районов  России. Крупные курорты: Сочи, Анапа, Геленджик, имеются бальнеологические курорты Ейск на Азовском море, Горячий Ключ в предгорьях Западного Кавказа, а также горноклиматическая станция Красная Поляна. Вдоль побережья Чёрного моря и в прилегающих горных районах Западного Кавказа (в том числе по Кавказскому заповеднику) проходят всероссийские туристские маршруты.

    На  курортах Краснодарского края побывали в 2009 году почти 6 млн. человек, что составило прирост на 12% по сравнению с 2008 годом. Из них 2.2 млн. организованные туристы. В период с мая по октябрь здравницы были заполнены на 74%. Среди курортных регионов особенно отличилась Анапа, где отдохнуло более миллиона человек. Тот самый миллион россиян, которым так гордится Турция, считая это достижением своей рекламной стратегии, а российский рынок - вторым по значимости приложения усилий. Турки пока не видят в российской ривьере конкурента. А в ряде других стран Средиземноморья уверены, что через несколько лет побережье Черного моря составит весьма ощутимую конкуренцию раскрученным европейским курортам. У Кубани есть все - великолепная природа, замечательные лечебные факторы, понимание значимости отрасли на административном уровне и развивающаяся инфраструктура.

    В числе позитивных факторов является рекламная стратегия руководства  края. Определив для себя целевые  рынки – Москва с областью и субъекты ЮФАО и вложив деньги в интегрированную рекламу, Краснодарский край и получил свой прирост турпотока.

    В 200 на приобретение путевок и на здравницы  выделено 4 миллиарда 900 миллионов рублей. Кроме того, государственную дотацию  получает город Сочи. Но при этом хватает и проблем. Введение в стране единого социального налога привело к тому, что сотни тысяч российских граждан лишились возможности получать санаторные путевки за счет общественных фондов потребления (Таблица 2).

Таблица 2 – Прибытие туристов, млн. чел.

 
Регион Прибытие Ежегодный прирост
2005 2006 2007 2008 2009 05/06 06/07 07/08 08/09
Мир* 567,4 599,0 619,7 636,6 656,9 5,6 3,5 2,7 3,2
Европа* 338,4 353,7 370,6 381,9 385,9 4,5 4,8 3,1 1,0
Россия** 41,3 42,8 43,7 44,1 46,0 3,6 2,1 4,3 2,0
Краснодарский край** 1,9 2,2 2,6 3,4 4,0 15,7 18,1 30,7 17,6
Геленджик** 0,52 0,61 0,72 0,80 1,0 17,3 18,0 11,1 25,0
 

    Примечание:

    * - данные вто;

    * * - данные, рассчитанные по потокам  въездного международного Туризма,  внутреннего, национального, с учетом всех видов Туризма и размещения.

    Статистика, приведенная в Таблице 2, позволяет охарактеризовать роль Геленджика в мировом, отечественном и региональном туризме. Из Табл. 2 видно, что доля Геленджика (по прибытиям туристов) В мировом туризме в 2009 г составляет всего 0,15%, в российском туризме - 2,2%, а в туризме Краснодарского края, который занимает первое место в России,- 25%. Среднегодовые темпы прироста в показателях прибытий за 5 лет по Краснодарскому краю составляют 20,5%, а по курорту Геленджик - 17,8%. Мир и Европа имеют меньшие, но более устойчивые показатели.

    В организации туризма на курорте  Геленджик принимают участие  администрация и все действующие  субъекты туризма. Основная функция  в организации туризма принадлежит  администрации города-курорта в лице заместителя мэра по курортам и туризму, Управлению по курортам и туризму как основному исполнительному органу администрации, курирующему сферу туризма.

    В организации туризма следует  выделять два основных процесса:

  1. Организационные процессы, совершаемые, собственно, в здравницах и турбизнесе (санатории, пансионаты с лечением, гостиницы, кемпинги, дома и базы отдыха, летние детские лагеря отдыха, турфирмы и туристско-экскурсионные бюро). Такие организационные процессы как организация приема, размещения, питания, оздоровления и других видов обслуживания связаны с соблюдением соответствующих технологий. На этой стадии главными организаторами являются руководители здравниц. Я определила ее как внутреннюю организацию, которая зависит от типа здравницы, места ее размещения (Таблица 3).
  2. Организационные процессы на курорте в целом и способы организационного упорядочения отношений между здравницами, сферой турбизнеса и администрацией курорта. Основная организационная работа выполняется органами самоуправления (из числа представительной и административной власти, муниципального унитарного предприятия "Геленджик-отдых") и различными органами исполнительной власти.
 

Таблица 3 – Сравнительные  данные по размещению туристов в здравницах курорта Геленджик с 2005 по 2009 гг 

Тип здравниц Количество  койко-мест
2005 2006 2007 2008 2009
Санатории, профилактории 3520 3483 3378 3864 6868
Пансионаты 7583 7083 7590 10005 10169
Дома  отдыха 1506 1506 1506 1450 1139
Турбазы 4192 3690 4070 3750 2380
Спортивно- и детско-оздоровительные лагеря 11825 10630 9835 9830 10133
Базы  отдыха 13628 12290 10612 8670 6849
Кемпинги 980 980 980 980 575
Гостиницы 1090 1090 1090 1090 1686
Всего 44324 40752 39061 39500 38935
 

    В курортно-туристской отрасли занято около 13 тыс. человек. Официальная статистика санаторно-курортной сферы учитывает только сотрудников, непосредственно занятых в обслуживании туристов, туристов в здравницах: 11200 человек, что составляет 23,6% трудоспособного населения курорта (Таблица 4).

Таблица 4 – Кадровый состав работников курортно-туристской сферы

 
 
 
Тип здравниц Численность работников здравниц, чел. В том  числе, чел. % к итогу
Врачи всех специальностей Средний мед. персонал Прочий персонал
Санатории 5435 177 442 4816 48,5
Пансионаты с лечением 1223 40 99 1048 10,9
Пансионаты  отдыха 1622 53 132 1437 14,5
Дома  отдыха 494 16 40 438 4,4
База  отдыха 1359 44 112 1203 12,2
Туристские  гостиницы, базы, кемпинг и др. 71067 34 87 946 9,5
Всего 11200 364 912 9924 100,0
 

    Примечание: В связи с отсутствием официальной статистики по Геленджику, расчет произведен по статистическим данным Краснодарского края, с учетом процентного соотношения специалистов.

    К прочему персоналу отнесены работники  сферы обслуживания, технических  служб, садово-паркового хозяйства, горничные, работники общественного питания, снабжения, уборщики территорий и прочие специалисты. В сфере непосредственно туристского бизнеса занято около 1800 человек.

    Основные  ресурсы города-курорта Геленджик  для устойчивого развития туризма определяются наличием уникальных природно-климатических условий, благоприятных для туризма, отдыха, лечения, реабилитации и оздоровления. К основным ресурсам относятся рекреационные, туристические ресурсы, наличие курортно-туристского комплекса (183 здравниц), профессиональные людские ресурсы, способные использовать имеющийся потенциал для приема и обслуживания гостей.

    Рекреационные ресурсы включают: субтропический климат, горячее солнце, теплое море, горно-морской  воздух, разнообразную живописную растительность, гидроминеральные и лечебные источники и грязи.

    Туристические ресурсы - это объекты культурного, исторического, археологического и  этнического показа, а также ландшафтные  памятники природы.

    Все это - главные ресурсы развития туризма  как базового сектора экономики курорта, который привлекает в настоящее время на лечение и отдых свыше 1 млн. туристов в год.

    Проведенный статистический анализ, а также аналитическая  обработка всех документов администрации  г. Геленджика за последние 3 года и  полученные фактические данные о состоянии туризма в сезоне 2008 г. позволяют сделать вывод о том, что туризм на курорте Геленджик развивается стабильно и устойчиво. Из года в год увеличивается показатель прибытий (количество приезжающих на курорт туристов). Динамика их роста представлена в графике (Рисунок 2).

      

Рисунок 2 – График загрузки туристами курорта Геленджик за период 2004 – 2009 г. В здравницах и частных секторах, тыс. человек

    Проведенный опрос показал, что мотивация (цели) туристов, прибывших в Геленджик, зависит от сезона. Результаты опроса приведены в Таблице 5.

Таблица 5 – Основные цели прибытия туристов

Цель  прибытия (причина) Сезонный период, % Внесезонный период, %
Лечение 24,4 48,8
Оздоровление 25,2 42,4
Отпуск (каникулы) 49,5 8,1
Деловые цели 0,3 0,2
Прочие  причины 0,6 0,5
Всего 100,0 100,0

Информация о работе Статистический анализ туризма и отдыха в Краснодарском крае