Статистический анализ теневой экономики

Автор: m***********@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 16:21, реферат

Описание работы

Цель данной работы – дать определение теневой экономике, выявить основные причины и предложить способы ограничения роста теневого сектора в экономике России.
Задачи:
- Дать анализ уровня развития теневого сектора в российской экономике.
- Выявить формы теневых операций.
- Раскрыть негативный эффект “теневой” деятельности на экономику России.
- Выявить пути ограничения роста “теневой” деятельности в России.

Содержание

Введение 3
1. Определение теневой экономики и учёт её показателей в статистике.
2. Методы учёта и стратегии измерения теневой экономики.
3. Теневая экономика в России.
3.1. Структура теневой экономики.
3.2. Регулирование официальной и теневой экономики
Заключение.
Библиографический список.

Работа содержит 1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации.docx

— 55.11 Кб (Скачать)

      Специфическая черта теневой экономики в России - широкое распространение скрытой занятости. Это, прежде всего, безработные или официально не оформленные на работу, в том числе рекламирующие товары, выполняющие коммивояжерские функции, работу на телефоне и т. п. По некоторым оценкам, это 20-80% безработных. Например, в Республике Татарстан, по данным коллегии Министерства экономики и промышленности республики, на февраль 2003 г. 256 тыс. чел. (30% экономически активного населения) нигде официально не числились, но работали, получая скрытые доходы неучтенным «налом». 27% трудоспособных россиян имеют вторую, официально не учтенную работу (в основном в посреднической деятельности, розничной торговле и челночном бизнесе). С учетом этого реальная картина доходов российских граждан значительно отличается от официальных данных.

      Итак, масштабы теневого сектора российской экономики, наличие практически одного, связанного с природными ресурсами источника валютных поступлений, формирование узкого слоя сверхбогатой элиты вкупе с нищетой значительной части населения страны позволяют сделать вывод о формировании в России так называемой латиноамериканской модели развития общества со всеми вытекающими негативными последствиями, как в плане социальных неурядиц, так и возможных экономических потрясений в будущем.

3.2. Регулирование официальной  и теневой экономики

 

           В настоящее время в России сложились два основных подхода к решению проблем теневой экономики. Первый - либерально-попустительский - обозначился в начале 90-х годов прошлого века. Он был вызван, по нашему мнению, установкой тогдашнего правительства молодых реформаторов на сверхвысокие темпы первоначального накопления капитала. Результаты налицо: образование мощных финансово-промышленных групп-кланов, тесно связанных с высшими эшелонами власти, с одной стороны, и подавление нормальной предпринимательской деятельности, прежде всего, малого бизнеса - с другой. Параллельно наращивалась теневая составляющая экономики.

      Другой  подход - репрессивный - возник как реакция  на вопиющие негативные явления, связанные с реализацией радикально-либеральных идей. Он предполагает общее ужесточение законодательства, а также расширение и усиление соответствующих подразделений МВД, ФСБ, налоговых служб и Министерства финансов РФ; улучшение их взаимодействия, формирование системы тотального контроля.

      В качестве яркого примера попыток  реализации репрессивного подхода можно рассматривать попытку принятия Государственной думой в первом чтении представленного Министерством финансов РФ законопроекта «О государственном контроле за соответствием крупных расходов на потребление фактически получаемым физическими лицами доходам». Государство, будучи не в состоянии зарегистрировать доходы граждан, стремится поставить под контроль расходы. Предполагается выявить реальные доходы состоятельных групп населения, принудить их показать источники сокрытых средств и собрать невыплаченные налоги. При этом не принимаются во внимание общие экономические условия хозяйствования и те причины, которые вынуждают предпринимателей скрывать свои капиталы.

      Негативны и социальные последствия применения преимущественно репрессивных методов. Власти могут столкнуться с сопротивлением не только «теневиков-хозяйственников», но и значительной части наемных рабочих и служащих, получающих теневые доходы.

      Сегодня очевидна необходимость разработки Федеральной программы государственного регулирования теневой экономики. Думается, что деятельность «теневиков-хозяйственников» возможно направить на укрепление отечественного производства, в том числе путем активизации инвестиционной деятельности.

      Для реализации такой политики необходимы следующие меры:

      • постоянная корректировка правово-хозяйственных  условий деятельности предпринимателей. Прежде всего это относится к  налоговому режиму;

       налоговые правила должны разрабатывать не фискальные органы, а Министерство экономического развития и торговли, которое призвано отслеживать структурные макроэкономические сдвиги и учитывать влияние снижения налоговой нагрузки на рост объемов производства. В проекте нового Налогового кодекса эти моменты не учитываются. Так, суммарная налоговая база предлагается свыше 30% от ВВП, а допустимый уровень, по мнению большинства специалистов, 26-28%;

       реструктурирование налоговой задолженности, прежде всего для малого бизнеса в перерабатывающей промышленности;

       изменение доли распределения финансовых средств между федеральным центром, регионами и муниципалитетами в пропорции 30-35-35%;

      • освобождение от налогов части прибыли, идущей на расширение производства и создание новых рабочих мест;

       упразднение НДС на импорт нового оборудования и технологий, сокращение единого социального налога;

       перенос центра тяжести налогового бремени с физических и юридических лиц на рентные платежи.

      • введение в практику так называемых «доходных индульгенций» - юридических документов, подтверждающих легализацию (при уплате специального налога) денежных средств. Имело бы смысл уточнить, что на инвестиционные цели средства граждан могут поступать без представления доходных деклараций,  но с обложением специальным 25%-м налогом. Целесообразно проведение особой политики по отношению к проживающим за рубежом «новым русским» с целью возврата утекших российских капиталов и перевода их в реальные инвестиционные ресурсы.

      • создание на территории России специальной инвестиционной зоны с наличием депозитариев, реестров ценных бумаг и дополнительными гарантиями сохранности и конфиденциальности операций. Как отметил В.В. Путин на пресс-конференции 20 июня 2003 г.: «Чтобы капитал не "утекал", нужно создать условия для его применения».

      • наконец, не обойтись и без налаживания общественного контроля за деятельностью хозяйствующих субъектов в границах правового поля, например, путем открытия доступа к данным о правонарушениях в сфере экономики.

      Вступление  России в Совет Европы и, соответственно, присоединение к конвенции Совета Европы № 141 «Об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности» (Страсбургская конференция 1990 г.), ратификация Венской конвенции ООН «О борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ» (1988 г.), а также вступление России в FATF (международная организация по борьбе с отмыванием денег) обязывает принять соответствующие законы по борьбе с легализацией («отмыванием») доходов, полученных преступными способами. Оппонентам частичной легализации «теневых» капиталов следует обратить внимание на то, что в названных документах речь идет об отмывании доходов от наркобизнеса и другой, сугубо преступной деятельности.

      В ст. 174 УК РФ предусматривается ответственность  за легализацию денежных средств или другого имущества, приобретенных незаконным путем. По мнению ряда экономистов, вряд ли такая мера социально оправданна (тем более что многие правоведы отмечают неоднозначность термина «незаконный путь»). Она препятствует вовлечению в легальную экономику тех видов «теневой» экономической деятельности, которые являются социально полезными, несмотря на допускаемые при этом нарушения действующих правил (например, «челночный бизнес», неорганизованная мелкорозничная торговля и др.).

      Интеграция производительной части теневой экономики в легальную и обеспечение гарантий защиты свободного предпринимательства от налогового и криминального произвола не замедлят сказаться на общественно-экономическом развитии России. При грамотных правовых действиях государства в экономической сфере возрастет инвестиционная активность, ускорится рост ВНП и, соответственно, увеличатся налоговые поступления в бюджет. И, наконец, повысится легальный уровень благосостояния населения.

 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

      Во  всех странах с рыночной структурой экономики была, есть и, по-видимому, будет существовать так называемая теневая экономика. Масштабы ее могут  различаться, но ни одной из стран  не удалось избавиться от нее совсем. Это все равно что преступность, масштабы явления можно уменьшить, но ликвидировать вовсе – практически  невозможно. Теневая экономика имеет  много названий – незаконная, нелегальная, скрытая – но суть этого явления  не меняется. Теневая экономика  - это сокрытие доходов, неуплата налогов, контрабанда, наркобизнес, фиктивные  финансовые операции. Доходы от этих видов  деятельности поистине грандиозны, они  исчисляются десятками миллиардов долларов, однако, те действия, которые  пресекаются правоохранительными  органами, являются лишь вершиной гигантского  айсберга, определить размеры которого никому не под силу.

      Вот почему данные процессы, происходящие в обществе каждого государства, необходимо тщательно изучать, и  лишь затем принимать хорошо проработанные  меры по их устранению. В своей работе я попыталась осветить основные явления  теневой экономики, как в нашем  государстве, так и на примере  других стран мира, сравнивая ее проявления в различных отраслях. Опираясь на зарубежный опыт и анализ отечественной практики, нельзя не увидеть, что определяющую роль в  резком росте размеров "теневой" экономики в России сыграли явные  просчеты и ошибки в проведении экономических  преобразований. Именно это привело  к формированию дестимулирующего механизма  легальной экономической деятельности и дестабилизации материального  положения основной массы населения.

      В развитых странах, в том числе  и в России, продолжается коррумпирование  высших правительственных кругов. Подобные тенденции, разумеется, неизбежны, однако, особое опасение вызывает наше государство, где доля теневого сектора экономики  продолжает стремительно расти. Тем  не менее, есть и относительно благополучные  регионы мира, где теневая деятельность не превышает 8–15% ВВП (Великобритания, США, Германия). Опираясь на опыт именно этих стран необходимо проводить  экономическую политику как в  России, так и в других экономически нестабильных государствах мира. 

      К сожалению, полностью уничтожить теневой  бизнес невозможно. Если есть открытая экономика – будет и скрытая. Это в натуре человека. Другое дело, что снизить ее объемы можно.

      Но  для этого России необходима постоянная, долгосрочная, целенаправленная работа. И не только честных правоохранителей, законодателей, но и самих граждан. Если не учитывать это, бороться с  теневой экономикой бесполезно. Карательные  меры к теневикам-предпринимателям приведут к безвозвратной потере для страны огромных капиталов, в создание которых тем или иным путем вложен труд практически каждого россиянина. Заставить эти средства работать для общего дела — задача, достойная истинных реформаторов.

      Таким образом, в заключение можно сказать, что задачи, которые были определены в начале данной работы, выполнены  и цель достигнута, т.е. изучены теоретические  основы теневой экономики и произведен анализ её проявления  в современной  России. 
 
 
 

 

       БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 

      Книги 

      1. Исправников В.О., Куликов В.В. Теневая экономика в России: иной путь и третья сила. – М., 1997. – 223 с..

      2. Мухин А.А. Российская организованная преступность и власть. История взаимоотношений. – М.: Дело, 2001. – 139 с.

      3. Овчаров А.К. Актуальные проблемы реформирования российской экономики(теория, практика, перспективы). –В.: Волгоград, 2000. – 178 с.

      4. 7Ясин Е.Г. Российская экономика. Истоки и панорама рыночных реформ: Курс лекций. – М.: ГУ-ВШЭ, 2002. – 437 с. 

      Статьи 

      5. Аслунд А. Чистка или переворот // Moscow Times. – 2008. – № 4. – С. 14-15.

      6. Иванов Ю. Теневая экономика России // опросы экономики. – 2009. – № 8. – С. 86-95.

      7. Иванов Ю.Л. Ненаблюдаемая экономика в России странах СНГ // Информационный портал. – http://finanal.ru.

      8. Иванов Ю.А., Карасева Ю.Л. Проблемы измерения ненаблюдаемой экономики // Вопросы статистики. – 2003. – № 2. – С. 18.

      9. Макаров Д. Рыночная экономика  – правовое государство //  Вопросы экономики. – 1998. - № 3. – С.45.

      10. Пономаренко Л.. Подходы к определению параметров "теневой экономики" // Вопросы статистики. – 1997. – № 1.– С. 23-24.

      11. Реннер Т. Ренессанс фальшивомонетчиков. // Новое время. – 1993. – № 33. – С. 33.

      12. Шебуков Р. Планета «красных фонарей». // Аргументы и факты. – 1998. – № 4. – С.15. 

Информация о работе Статистический анализ теневой экономики