Автор: m***********@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 16:21, реферат
Цель данной работы – дать определение теневой экономике, выявить основные причины и предложить способы ограничения роста теневого сектора в экономике России.
Задачи:
- Дать анализ уровня развития теневого сектора в российской экономике.
- Выявить формы теневых операций.
- Раскрыть негативный эффект “теневой” деятельности на экономику России.
- Выявить пути ограничения роста “теневой” деятельности в России.
Введение 3
1. Определение теневой экономики и учёт её показателей в статистике.
2. Методы учёта и стратегии измерения теневой экономики.
3. Теневая экономика в России.
3.1. Структура теневой экономики.
3.2. Регулирование официальной и теневой экономики
Заключение.
Библиографический список.
Специфическая черта теневой экономики в России - широкое распространение скрытой занятости. Это, прежде всего, безработные или официально не оформленные на работу, в том числе рекламирующие товары, выполняющие коммивояжерские функции, работу на телефоне и т. п. По некоторым оценкам, это 20-80% безработных. Например, в Республике Татарстан, по данным коллегии Министерства экономики и промышленности республики, на февраль 2003 г. 256 тыс. чел. (30% экономически активного населения) нигде официально не числились, но работали, получая скрытые доходы неучтенным «налом». 27% трудоспособных россиян имеют вторую, официально не учтенную работу (в основном в посреднической деятельности, розничной торговле и челночном бизнесе). С учетом этого реальная картина доходов российских граждан значительно отличается от официальных данных.
Итак, масштабы теневого сектора российской экономики, наличие практически одного, связанного с природными ресурсами источника валютных поступлений, формирование узкого слоя сверхбогатой элиты вкупе с нищетой значительной части населения страны позволяют сделать вывод о формировании в России так называемой латиноамериканской модели развития общества со всеми вытекающими негативными последствиями, как в плане социальных неурядиц, так и возможных экономических потрясений в будущем.
В настоящее время в России сложились два основных подхода к решению проблем теневой экономики. Первый - либерально-попустительский - обозначился в начале 90-х годов прошлого века. Он был вызван, по нашему мнению, установкой тогдашнего правительства молодых реформаторов на сверхвысокие темпы первоначального накопления капитала. Результаты налицо: образование мощных финансово-промышленных групп-кланов, тесно связанных с высшими эшелонами власти, с одной стороны, и подавление нормальной предпринимательской деятельности, прежде всего, малого бизнеса - с другой. Параллельно наращивалась теневая составляющая экономики.
Другой подход - репрессивный - возник как реакция на вопиющие негативные явления, связанные с реализацией радикально-либеральных идей. Он предполагает общее ужесточение законодательства, а также расширение и усиление соответствующих подразделений МВД, ФСБ, налоговых служб и Министерства финансов РФ; улучшение их взаимодействия, формирование системы тотального контроля.
В качестве яркого примера попыток реализации репрессивного подхода можно рассматривать попытку принятия Государственной думой в первом чтении представленного Министерством финансов РФ законопроекта «О государственном контроле за соответствием крупных расходов на потребление фактически получаемым физическими лицами доходам». Государство, будучи не в состоянии зарегистрировать доходы граждан, стремится поставить под контроль расходы. Предполагается выявить реальные доходы состоятельных групп населения, принудить их показать источники сокрытых средств и собрать невыплаченные налоги. При этом не принимаются во внимание общие экономические условия хозяйствования и те причины, которые вынуждают предпринимателей скрывать свои капиталы.
Негативны и социальные последствия применения преимущественно репрессивных методов. Власти могут столкнуться с сопротивлением не только «теневиков-хозяйственников», но и значительной части наемных рабочих и служащих, получающих теневые доходы.
Сегодня очевидна необходимость разработки Федеральной программы государственного регулирования теневой экономики. Думается, что деятельность «теневиков-хозяйственников» возможно направить на укрепление отечественного производства, в том числе путем активизации инвестиционной деятельности.
Для реализации такой политики необходимы следующие меры:
•
постоянная корректировка правово-
• налоговые правила должны разрабатывать не фискальные органы, а Министерство экономического развития и торговли, которое призвано отслеживать структурные макроэкономические сдвиги и учитывать влияние снижения налоговой нагрузки на рост объемов производства. В проекте нового Налогового кодекса эти моменты не учитываются. Так, суммарная налоговая база предлагается свыше 30% от ВВП, а допустимый уровень, по мнению большинства специалистов, 26-28%;
• реструктурирование налоговой задолженности, прежде всего для малого бизнеса в перерабатывающей промышленности;
• изменение доли распределения финансовых средств между федеральным центром, регионами и муниципалитетами в пропорции 30-35-35%;
• освобождение от налогов части прибыли, идущей на расширение производства и создание новых рабочих мест;
• упразднение НДС на импорт нового оборудования и технологий, сокращение единого социального налога;
• перенос центра тяжести налогового бремени с физических и юридических лиц на рентные платежи.
• введение в практику так называемых «доходных индульгенций» - юридических документов, подтверждающих легализацию (при уплате специального налога) денежных средств. Имело бы смысл уточнить, что на инвестиционные цели средства граждан могут поступать без представления доходных деклараций, но с обложением специальным 25%-м налогом. Целесообразно проведение особой политики по отношению к проживающим за рубежом «новым русским» с целью возврата утекших российских капиталов и перевода их в реальные инвестиционные ресурсы.
• создание на территории России специальной инвестиционной зоны с наличием депозитариев, реестров ценных бумаг и дополнительными гарантиями сохранности и конфиденциальности операций. Как отметил В.В. Путин на пресс-конференции 20 июня 2003 г.: «Чтобы капитал не "утекал", нужно создать условия для его применения».
• наконец, не обойтись и без налаживания общественного контроля за деятельностью хозяйствующих субъектов в границах правового поля, например, путем открытия доступа к данным о правонарушениях в сфере экономики.
Вступление России в Совет Европы и, соответственно, присоединение к конвенции Совета Европы № 141 «Об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности» (Страсбургская конференция 1990 г.), ратификация Венской конвенции ООН «О борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ» (1988 г.), а также вступление России в FATF (международная организация по борьбе с отмыванием денег) обязывает принять соответствующие законы по борьбе с легализацией («отмыванием») доходов, полученных преступными способами. Оппонентам частичной легализации «теневых» капиталов следует обратить внимание на то, что в названных документах речь идет об отмывании доходов от наркобизнеса и другой, сугубо преступной деятельности.
В
ст. 174 УК РФ предусматривается
Интеграция производительной части теневой экономики в легальную и обеспечение гарантий защиты свободного предпринимательства от налогового и криминального произвола не замедлят сказаться на общественно-экономическом развитии России. При грамотных правовых действиях государства в экономической сфере возрастет инвестиционная активность, ускорится рост ВНП и, соответственно, увеличатся налоговые поступления в бюджет. И, наконец, повысится легальный уровень благосостояния населения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Во
всех странах с рыночной структурой
экономики была, есть и, по-видимому,
будет существовать так называемая
теневая экономика. Масштабы ее могут
различаться, но ни одной из стран
не удалось избавиться от нее совсем.
Это все равно что
Вот
почему данные процессы, происходящие
в обществе каждого государства,
необходимо тщательно изучать, и
лишь затем принимать хорошо проработанные
меры по их устранению. В своей работе
я попыталась осветить основные явления
теневой экономики, как в нашем
государстве, так и на примере
других стран мира, сравнивая ее
проявления в различных отраслях.
Опираясь на зарубежный опыт и анализ
отечественной практики, нельзя не
увидеть, что определяющую роль в
резком росте размеров "теневой"
экономики в России сыграли явные
просчеты и ошибки в проведении экономических
преобразований. Именно это привело
к формированию дестимулирующего механизма
легальной экономической
В развитых странах, в том числе и в России, продолжается коррумпирование высших правительственных кругов. Подобные тенденции, разумеется, неизбежны, однако, особое опасение вызывает наше государство, где доля теневого сектора экономики продолжает стремительно расти. Тем не менее, есть и относительно благополучные регионы мира, где теневая деятельность не превышает 8–15% ВВП (Великобритания, США, Германия). Опираясь на опыт именно этих стран необходимо проводить экономическую политику как в России, так и в других экономически нестабильных государствах мира.
К сожалению, полностью уничтожить теневой бизнес невозможно. Если есть открытая экономика – будет и скрытая. Это в натуре человека. Другое дело, что снизить ее объемы можно.
Но для этого России необходима постоянная, долгосрочная, целенаправленная работа. И не только честных правоохранителей, законодателей, но и самих граждан. Если не учитывать это, бороться с теневой экономикой бесполезно. Карательные меры к теневикам-предпринимателям приведут к безвозвратной потере для страны огромных капиталов, в создание которых тем или иным путем вложен труд практически каждого россиянина. Заставить эти средства работать для общего дела — задача, достойная истинных реформаторов.
Таким
образом, в заключение можно сказать,
что задачи, которые были определены
в начале данной работы, выполнены
и цель достигнута, т.е. изучены теоретические
основы теневой экономики и произведен
анализ её проявления в современной
России.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ
СПИСОК
Книги
1. Исправников В.О., Куликов В.В. Теневая экономика в России: иной путь и третья сила. – М., 1997. – 223 с..
2. Мухин А.А. Российская организованная преступность и власть. История взаимоотношений. – М.: Дело, 2001. – 139 с.
3. Овчаров А.К. Актуальные проблемы реформирования российской экономики(теория, практика, перспективы). –В.: Волгоград, 2000. – 178 с.
4.
7Ясин Е.Г. Российская экономика. Истоки
и панорама рыночных реформ: Курс лекций.
– М.: ГУ-ВШЭ, 2002. – 437 с.
Статьи
5. Аслунд А. Чистка или переворот // Moscow Times. – 2008. – № 4. – С. 14-15.
6. Иванов Ю. Теневая экономика России // опросы экономики. – 2009. – № 8. – С. 86-95.
7. Иванов Ю.Л. Ненаблюдаемая экономика в России странах СНГ // Информационный портал. – http://finanal.ru.
8. Иванов Ю.А., Карасева Ю.Л. Проблемы измерения ненаблюдаемой экономики // Вопросы статистики. – 2003. – № 2. – С. 18.
9. Макаров Д. Рыночная экономика – правовое государство // Вопросы экономики. – 1998. - № 3. – С.45.
10. Пономаренко Л.. Подходы к определению параметров "теневой экономики" // Вопросы статистики. – 1997. – № 1.– С. 23-24.
11. Реннер Т. Ренессанс фальшивомонетчиков. // Новое время. – 1993. – № 33. – С. 33.
12.
Шебуков Р. Планета «красных фонарей».
// Аргументы и факты. – 1998. – № 4. – С.15.