Статистический анализ состава населения по Оренбургской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Августа 2011 в 09:05, курсовая работа

Описание работы

Цель работы : на основе анализируемых показателей сделать вывод о том, как менялась половозрастная структура и численность населения Оренбургской области за период 2000-2008гг., и в какой степени повлияли различные показатели на эти изменения.
Задачи:
1.Оценить демографическую ситуацию в Оренбургской области.
2. Изучить динамику численности населения и его половозрастного состава Оренбургской области.
3. Выявить пути решения демографических проблем в Оренбургской области.

Содержание

Введение
Глава 1. Глобализация населения.
1.1.Население как объект демографии.
1.2.Источники данных о населении.
1.3.Демографические проблемы в Оренбургской области.
Глава 2. Организационно – экономическая характеристика населения
Оренбургской области.
2.1 Динамика численности населения.
2.2 Структура населения по половозрастному признаку.
2.3 Миграция населения.
Глава 3. Демографическая и социальная политика населения Оренбургской
области.
3.1. Концепция демографической политики.
3.2. Основные направления улучшения демографической политики.
3.3. Механизм реализации демографической ситуации.
Заключение
Список используемых источников

Работа содержит 1 файл

Курсовая по статистике.docx

— 98.16 Кб (Скачать)

3.3. Механизм реализации  демографической  политики 

Реализация  демографической политики предполагает:

  • организацию демографического мониторинга и демографической экспертизы готовящихся и принимаемых решений по проблемам демографии и оценку последствий их реализации;
  • дальнейшее совершенствование законодательства с учетом мер по реализации демографической политики;
  • реализацию на среднесрочную (до 2015 года) и долгосрочную (до 2025 года) перспективу региональных демографических программ, разработанных с учетом результатов мониторинга социально-экономического положения различных категорий семей и в соответствии с федеральным законодательством;
  • обеспечение приоритетов демографической политики при формировании областного и муниципальных бюджетов, концентрация финансовых и материальных ресурсов для реализации основных направлений демографической политики;
  • совершенствование механизма целевого финансирования мероприятий, проводимых в рамках демографической политики, с привлечением внебюджетных источников;
  • выполнение в полном объеме приоритетных национальных проектов в сфере здравоохранения, образования, жилищного строительства и развития сельского хозяйства;
  • обеспечение межведомственной координации деятельности различных ведомств и служб в вопросах поддержки семьи;
  • информационное сопровождение реализации основных направлений демографической политики и приоритетных национальных проектов;
  • ежегодное обновление и внесение изменений в план мероприятий по реализации демографической политики в Оренбургской области на 2007–2015 годы с учетом результатов и задач на конкретном этапе.

Реализация  демографической политики Оренбургской области на период до 2025 года предусматривает  три этапа.

     На  первом этапе (2008–2010 годы) определяются и реализуются первоочередные мероприятия в сфере демографической политики, направленные на преодоление негативных тенденций демографического развития, в том числе по снижению уровня смертности населения в результате дорожно-транспортных происшествий и от сердечно-сосудистых заболеваний, осуществлению мероприятий по повышению качества оказания медицинской помощи женщинам в период беременности и родов, развитию перинатальных технологий, по увеличению продолжительности жизни пожилых людей, совершенствованию государственной адресной материальной поддержки и медико-психолого-педагогического сопровождения семей с детьми, в том числе замещающих.

     В результате реализации мероприятий  первого этапа предполагается снизить  темпы естественной убыли населения  и обеспечить миграционный прирост.

     На  втором этапе (2011–2015 годы) будет продолжено осуществление мероприятий по стабилизации демографической ситуации. Основной акцент будет сделан на реализацию специальных мер по содействию занятости  женщин, имеющих детей, проведение мероприятий по профилактике и своевременному выявлению профессиональных заболеваний и сердечно-сосудистых заболеваний, семейного неблагополучия на ранней стадии, сокращение рабочих мест с вредными или опасными для репродуктивного здоровья населения условиями труда.

     К 2015 году предусматривается существенно  улучшить здоровье населения, создать условия для комфортной жизнедеятельности семей, воспитывающих детей.

     По  итогам реализации второго этапа  предполагается к 2016 году:

  • стабилизировать численность населения области на уровне 2,3 млн. человек;
  • увеличить показатель ожидаемой продолжительности жизни до 70 лет;
  • увеличить в 1,3 раза по сравнению с 2006 годом суммарный коэффициент рождаемости, на треть снизить уровень смертности населения;
  • уменьшить отток квалифицированных специалистов, обеспечить миграционный прирост населения.

     На  третьем этапе (2016–2025 годы) предусматривается  на основе оценки влияния реализуемых  проектов и программ на демографическую  ситуацию проводить мероприятия  по упреждающему реагированию на возможное  ухудшение демографической ситуации в Оренбургской области.

     В связи со значительным уменьшением  к началу третьего этапа численности женщин репродуктивного возраста потребуется принять дополнительные меры, стимулирующие рождение в семьях второго и третьего ребенка.

     В целях замещения естественной убыли  населения предстоит активизировать работу по привлечению на постоянное местожительство в Оренбургскую область иммигрантов трудоспособного возраста.

К 2025 году предполагается:

  • обеспечить постепенное увеличение численности населения до 2,5 млн. человек;
  • увеличить ожидаемую продолжительность жизни до 75 лет;
  • увеличить в 1,5 раза по сравнению с 2006 годом суммарный коэффициент рождаемости, снизить уровень смертности в 1,6 раза;
  • обеспечить ежегодный миграционный прирост более 300 тыс. человек.

     Реализация  демографической политики призвана также обеспечить новое качество жизни населения в Оренбургской области. Основой общества должна стать полная благополучная семья с детьми, ответственная за собственное благосостояние и воспитание детей.

     Результатами  эффективной демографической политики в Оренбургской области могут  служить следующие показатели стабильности:

  • рост количества браков, уменьшение числа разводов;
  • повышение рождаемости;
  • увеличение количества среднедетных и многодетных семей;
  • снижение числа малообеспеченных семей, повышение экономической самостоятельности семьи;
  • снижение количества семей, находящихся в социально опасном положении;
  • снижение числа отказных, беспризорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • уменьшение числа правонарушений, совершенных несовершеннолетними;
  • увеличение средней продолжительности жизни;
  • снижение уровня смертности населения в трудоспособном возрасте.

     Реализация  демографической политики будет  способствовать повышению благосостояния населения области, укреплению здоровья и увеличению продолжительности жизни, повышению статуса семьи и семейных ценностей и в результате стабилизации численности населения области в 2007–2015 годах, в перспективе – увеличению численности населения области в 2016–2025 годах.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     Итак, в работе мною были показаны и раскрыты демографические процессы, протекающие на территории Оренбургской области. По приведенным официальным цифрам можно сделать вывод о крайне неблагоприятной сложившейся ситуации и подтвердить прогноз о "старении нации". Также, по приведенным документам и статистике, мною был сделан вывод о крайне неэффективной демографической политике. Было произведено достаточно исследований, чтобы с уверенностью можно было назвать основные причины демографического кризиса. В первую очередь это катастрофическое, и постоянно продолжающееся падение рождаемости, вызванное долговременными культурными факторами. Это значит, что падение рождаемости будет продолжаться и в будущем, и ничто, кроме искусственного вмешательства, не сможет остановить его. Ситуация с рождаемостью аналогична и в других странах. Другой критический фактор, влияющий на демографическую ситуацию именно в Оренбургской области – смертность. Основной причиной высокой смертности является плохое духовное, психологическое состояние общества, вызванное общим кризисом в нашей стране. Смертность, в отличие от рождаемости, должна снизиться в ближайшем будущем, и будет снижаться параллельно с улучшением экономических и других показателей в нашей стране. Из вышесказанного можно сделать вывод, что смертность играет в демографическом кризисе существенно меньшую, чем рождаемость, роль. Поэтому основной задачей учёных всего мира на сегодня является разработка эффективных мер по повышению рождаемости. Разработать меры по повышению рождаемости – сложнейшая, но первостепенная задача для всех социальных и экономических наук. Крайне важно будет заметить, что массовая малодетность и падение рождаемости наблюдаются во всём мире, и их причины во всём мире одинаковы. Хотя общество и является саморегулирующейся системой, очевидно, что механизм саморегуляции почему-то практически не работает по отношению к численности населения, не предохраняя ни от перенаселения, ни от вымирания. Поэтому спасти Россию, и весь мир от депопуляции могут только искусственные меры. Но если меры борьбы с перенаселением достаточно просты и давно применяются в разных странах, то с мерами по борьбе с вымиранием населения ситуация прямо противоположная. Способов повышения рождаемости не существует не только в нашей стране, но и за рубежом. Помимо плавного сокращения численности населения, Оренбургскую область ожидают два демографических удара. В период с 2000 по 2008 годы рождаемость упала вдвое. Значит в 2009 году численность первоклашек стала вдвое меньше. А через десять-тринадцать лет мы обнаружим, что в армию идти некому, приток на предприятия уменьшился. Это - первый демографический удар. А в 2013 году будет создано вдвое меньше семей. А значит, в 2033 году нас ожидает новый сокрушительный демографический удар, от которого уже не увернутся, если не озаботится этой проблемой уже сегодня. Во второй части данной работы я указала на некоторые из федеральных законов РФ, которые направлены на регулирование демографических процессов. Мне кажется, что требуется разработка Правительством Российской Федерации совместно с Федеральным Собранием Российской Федерации и с субъектами Российской Федерации общегосударственной Комплексной программы по выводу страны из демографического кризиса. В Программе целесообразно предусмотреть мероприятия, направленные на улучшение воспроизводства населения; повышение уровня здоровья и качества жизни россиян, формирование в обществе идеологии и практики жизнесохранительного поведения, здоровой и продолжительной жизни, всемерное укрепление института семьи, другие меры, способствующие коренному улучшению демографической ситуации в Оренбургской области.  
 
 

Список  используемых источников:

  1. В.М. Медков, Демография. – М., Инфра-М, 2003г.
  2. В.А. Борисов, Демография: Учебник вузов. – М., 2005г.
  3. В. Амелин, Мигранты в Оренбуржье: проблемы социальной демографии. Оренбург, 2002г.
  4. В.В. Кирхгесснер, П.П. Гончаров, А.И. Спицын, Проблемы миграции населения в Оренбуржье. Оренбург, 2003г.
  5. В.А. Борисов, Демография. – М., 1999г.
  6. Г.Ш. Бахметова, Сбор и обработка данных о населении. – М., 2000г.
  7. Д.И. Валентей, А.Я. Кваша, Основы демографии. – М., 1989г.
  8. Демографические ежегодники Оренбургской области. Госкомстат г. Оренбурга, 2000-2009гг.
  9. Д.К. Шелестов, Демография: история и современность. – М.,1999г.
  10. Е.М. Андреев, Л.Е. Дарский, Т.Л. Харькова, Демографическая история России. – М., 1998г.
  11. Е.Д. Гражданников, Прогностические модели социально-демографических процессов. – Новосибирск, 1974г.
  12. Занятость и рынок труда: новые реалии, национальные приоритеты, перспективы. – М., 1998г.
  13. Курс демографии/ Под ред. А.Я. Боярского. 3-е изд. – М., 1985г.
  14. Конституция РФ, ФЗ от 9 октября 2007года №1351 «Об утверждении концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025года».
  15. Население России. Ежегодный демографический доклад. – М., 1999г.
  16. Социальная статистика/ Под ред. Елисеевой И.И. – М., 1997г.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Информация о работе Статистический анализ состава населения по Оренбургской области