Статистический анализ состава населения по Оренбургской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Августа 2011 в 09:05, курсовая работа

Описание работы

Цель работы : на основе анализируемых показателей сделать вывод о том, как менялась половозрастная структура и численность населения Оренбургской области за период 2000-2008гг., и в какой степени повлияли различные показатели на эти изменения.
Задачи:
1.Оценить демографическую ситуацию в Оренбургской области.
2. Изучить динамику численности населения и его половозрастного состава Оренбургской области.
3. Выявить пути решения демографических проблем в Оренбургской области.

Содержание

Введение
Глава 1. Глобализация населения.
1.1.Население как объект демографии.
1.2.Источники данных о населении.
1.3.Демографические проблемы в Оренбургской области.
Глава 2. Организационно – экономическая характеристика населения
Оренбургской области.
2.1 Динамика численности населения.
2.2 Структура населения по половозрастному признаку.
2.3 Миграция населения.
Глава 3. Демографическая и социальная политика населения Оренбургской
области.
3.1. Концепция демографической политики.
3.2. Основные направления улучшения демографической политики.
3.3. Механизм реализации демографической ситуации.
Заключение
Список используемых источников

Работа содержит 1 файл

Курсовая по статистике.docx

— 98.16 Кб (Скачать)

Глава 3. Демографическая  и социальная политика населения в     

Оренбургской  области

3.1. Концепция демографической  политики 

     Концепция демографической политики Оренбургской области (далее – Концепция) разработана  в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 года № 1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года», законами Оренбургской области и другими нормативными правовыми актами, регулирующими демографические процессы.

     Демографическая политика является составной частью социальной политики Оренбуржья, рассчитана на долгосрочную перспективу, представляет собой целостную систему принципов, оценок и мер социально-экономического, правового и профилактического характера, направленных на улучшение демографической ситуации в области, в том числе на сохранение и укрепление семьи, сокращение уровня смертности, рост рождаемости, укрепление здоровья населения, увеличение продолжительности жизни, регулирование внутренней и внешней миграции.

     В основе Концепции лежит государственно-общественный принцип, в соответствии с которым  мероприятия, предусмотренные Концепцией, могут осуществляться как на государственной, государственно-общественной, так и  на общественной основе. При реализации Концепции используются институты социального партнерства.

     Объектом  демографической политики является население, субъектами – органы исполнительной и законодательной власти Оренбургской области, работодатели, общественные объединения, региональные отделения политических партий, профессиональные союзы, религиозные конфессии, благотворительные фонды, зарубежные организации, юридические и физические лица, функционирование которых непосредственно влияет на жизнедеятельность семьи и улучшение демографической ситуации в области.

     Стратегической  целью демографической политики является создание условий для устойчивого  демографического развития Оренбургской области, воспроизводства и достижения оптимальной структуры населения, формирования предпосылок последующего демографического роста:

  • стабилизация численности населения и создание условий для ее роста к 2025 году до 2,5 млн. человек;
  • укрепление института семьи;
  • повышение качества жизни и увеличение ее ожидаемой продолжительности к 2025 году – до 75 лет, в том числе здоровой и активной жизни.

     Достижение  этой цели потребует решения задач  динамичного развития экономики, обеспечивающих рост благосостояния населения, развитие социальной инфраструктуры, доступности жилья, гарантий трудоустройства, улучшения экологической ситуации.

     Основные  принципы демографической политики:

  • единство целей федеральной и региональной демографической политики;
  • комплексность решения демографических задач;
  • концентрация на приоритетах: выбор по каждому направлению демографического развития наиболее острых проблем и выработка эффективных механизмов их решения;
  • консолидация действий исполнительных и законодательных органов государственной власти всех уровней, органов местного самоуправления, общественных и гражданских институтов;
  • адресность проводимой демографической политики;
  • учет местных демографических особенностей при разработке и реализации муниципальных демографических программ;
  • своевременное реагирование на демографические тенденции в текущий период.

     Основные  задачи демографической политики:

  • увеличение продолжительности жизни населения, обеспечение охраны здоровья граждан, предупреждение заболеваемости и преждевременной смертности;
  • сохранение и укрепление репродуктивного потенциала населения, здоровья будущих мам и новорожденных;
  • создание благоприятных условий для рождения и воспитания детей;
  • повышение статуса семьи в обществе, пропаганда семейных ценностей, поощрение успешной семьи, материнства, отцовства, укрепление семейных традиций;
  • развитие системы адресной поддержки социально-неблагополучных семей, создающей условия для самореализации;
  • реализация мер в области миграционной политики, направленной на улучшение демографической ситуации, нацеленной на возмещение естественной убыли постоянного населения Оренбургской области миграционным приростом, при этом всецело и в первоочередном порядке учитывающей интересы коренных жителей области.

3.2. Основные направления улучшения демографической политики

     Демографическая политика области предполагает поэтапные  действия в следующих основных направлениях:

     а) в области сохранения здоровья населения, создания условий для укрепления здоровья, снижения уровня смертности и увеличения продолжительности жизни населения:

  • повышение доступности и качества медицинской помощи для всех категорий населения, включая специализированную помощь, особенно для жителей сельской местности;
  • улучшение материально-технического обеспечения учреждений здравоохранения;
  • развитие системы оказания высокотехнологичной медицинской помощи;
  • реализация мер первичной и вторичной профилактики заболеваний, в том числе диспансерных и реабилитационных мероприятий;
  • развитие системы экстренной неотложной помощи больным, в том числе страдающим сердечно-сосудистыми заболеваниями;
  • повышение оперативности и качества оказания медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях;
  • совершенствование технологий и подходов к профилактике табакокурения, злоупотребления алкоголем, наркотиками и другими психоактивными веществами;
  • совершенствование моделей межведомственного взаимодействия в вопросах профилактики и реабилитации больных, страдающих социально значимыми заболеваниями, в том числе туберкулеза, ВИЧ/СПИДа, наркомании;
  • развитие системы управления профессиональными рисками на основе их выявления, оценки, контроля и информирования работников о соответствующих рисках, улучшение условий труда за счет экономической мотивации работодателей;
  • проведение мероприятий по улучшению экологической обстановки и ослаблению вредных средовых воздействий на здоровье людей, усиление государственного контроля качества продовольствия, питьевой воды, состояния окружающей природной среды;
  • повышение качества дорожной инфраструктуры, дисциплины на дорогах, организации дорожного движения, направленной на сокращение уровня смертности и травматизма в результате дорожно-транспортных происшествий;
  • разработка социальной рекламы, медико-просветительских программ, информационных проектов, ориентированных на различные группы населения и учитывающих их социально-психологические и культурные особенности;
  • развитие материальной базы для занятий физической культурой и спортом в учреждениях дошкольного, общего среднего, начального и среднего профессионального образования;
  • создание условий для занятий физической культурой и спортом по местожительству, в том числе путем создания экономически и территориально доступных спортивных площадок и залов;
  • обязательность занятий физической культурой во всех типах образовательных учреждений с учетом состояния здоровья обучающихся;

     б) в области сохранения здоровья будущих  мам, новорожденных, детей и подростков:

  • дальнейшее развитие перинатальной службы области, обеспечивающей внедрение современных перинатальных технологий в оказании медицинской помощи беременным и новорожденным;
  • внедрение новых диагностических и репродуктивных технологий, укрепление службы планирования семьи и медико-генетической помощи населению;
  • проведение медико-просветительской работы по вопросам охраны репродуктивного здоровья, сексуального и репродуктивного поведения, использования современных средств контрацепции, профилактики заболеваний, передаваемых половым путем; обеспечение специализированной и высокотехнологичной медицинской помощью детей: развитие детской кардиохирургии, внедрение современных технологий в работу детского онкологического центра и других государственных учреждений здравоохранения;
  • развитие системы комплексной реабилитации детей-инвалидов, включая высокотехнологичное восстановительное лечение, протезирование, санаторное лечение, разработку и выпуск специального оборудования и мебели;
  • развитие системы оказания медицинской помощи детям и подросткам в образовательных учреждениях;
  • организация качественного горячего питания школьников и учащихся учреждений начального и среднего профессионального образования, в том числе бесплатного питания для детей из малообеспеченных семей;
  • развитие системы социальной поддержки беременных женщин и матерей с новорожденными детьми; реализация программы дополнительного питания и обеспечения витаминно-минеральными комплексами беременных и кормящих женщин;
  • реализация программы бесплатного обеспечения детей первых трех лет жизни специальными молочными и сухими продуктами детского питания; обеспечение детей, страдающих фенилкетонурией, тяжелыми формами пищевой непереносимости, лечебным питанием;

     в) в области обеспечения условий, способствующих укреплению семьи и  рождению детей, создания благоприятных  условий для жизнедеятельности  семьи:

  • обеспечение доступности жилья для каждой семьи, в первую очередь для молодых и многодетных семей за счет развития ипотечного кредитования, расширения строительства доступного жилья, отвечающего потребностям семей, с одновременным строительством объектов социальной инфраструктуры, необходимых семьям с детьми;
  • обеспечение роста благосостояния населения путем создания государственных гарантий занятости для трудоспособных членов семьи, в том числе для работников из семей, нуждающихся в социальной защите, одиноких, многодетных родителей, а также беременных женщин, инвалидов, пенсионеров; стимулирование создания для них специальных рабочих мест; сокращения безработицы, гарантированной оплаты труда работающему населению;
  • поддержка индивидуальной трудовой деятельности, личных подсобных хозяйств, семейного предпринимательства и фермерства;
  • повышение конкурентоспособности и востребованности женщин на рынке труда;
  • формирование в городской и сельской местности среды обитания, благоприятной для семей с детьми, на основе соблюдения соответствующих требований к градостроительным решениям, социальной и транспортной инфраструктуре;
  • создание условий для сохранения традиций и особенностей развития многонационального населения области;
  • обеспечение доступности дошкольных образовательных учреждений, повышение качества их услуг;
  • развитие дополнительных образовательных услуг;
  • обеспечение доступности занятий физической культурой и спортом для детей, подростков и молодежи, в том числе на основе разработки и применения механизма льготного и бесплатного посещения спортивных сооружений детьми, учащимися общеобразовательных учреждений и учреждений начального профессионального образования, студентами средних специальных и высших учебных заведений, воспитанниками детских специализированных и интернатных учреждений;
  • повышение гарантий материального обеспечения ребенка при раздельном проживании родителей, совершенствование алиментных правоотношений;
  • совершенствование региональной системы сопровождения семей, попавших в трудную жизненную ситуацию, на основе ранней профилактики семейного неблагополучия;
  • развитие сети учреждений социального обслуживания семьи и детей, в том числе негосударственных, прежде всего, в сельской местности, повышение качества и расширение спектра предоставляемых услуг;
  • создание специализированной системы защиты прав детей, правового просвещения детей и подростков, включая развитие института уполномоченного по правам ребенка в Оренбургской области, внедрение в работу исполнительной власти и судебных органов системы ювенальных технологий, профилактики правонарушений, социальной реабилитации и адаптации в обществе несовершеннолетних правонарушителей, детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
  • развитие единой межведомственной системы сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • проведение ежегодной диспансеризации детей-сирот, находящихся в стационарных учреждениях различных ведомств, с последующей реализацией комплекса оздоровительных и реабилитационных мероприятий, позволяющих в последующем обеспечить социальную адаптацию этих детей и передачу их на воспитание в семью;
  • развитие различных форм замещающей семьи и семейного воспитания (усыновление, опека, приемная семья, патронатная семья, семейная воспитательная группа);
  • повышение уровня материальной обеспеченности и осуществление социального сопровождения семей, принявших на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей;

     г) в области повышения статуса  семьи в обществе, пропаганды семейных ценностей, создания привлекательного образа семейной жизни, материнства, отцовства, укрепления семейных традиций:

  • формирование системы мероприятий по пропаганде семейных ценностей, национальных традиций и семейного образа жизни через средства массовой информации, проведение конкурсов, акций, фестивалей и других мероприятий с привлечением общественных и религиозных организаций, представителей науки, культуры и искусства;
  • организация семейных клубов и ассоциаций;
  • разработка и внедрение в социально-педагогическую практику программ воспитания культуры семейных отношений, обучения детей и родителей основам семьеведения, семейного воспитания, психологии детско-родительских взаимоотношений;
  • формирование современной системы нравственного воспитания и подготовки детей, подростков и молодежи к семейной жизни;
  • развитие системы психологического консультирования по вопросам семьи и воспитания детей;
  • формирование семейной культуры, основанной на гендерном равенстве, национальном самосознании семьи, повышении роли отца в семье;

     д) в области миграционной политики в соответствии с потребностями  демографического и социально-экономического развития с учетом необходимости социальной адаптации и интеграции мигрантов:

  • совершенствование миграционного законодательства Оренбургской области; разработка социально-экономических мер по повышению миграционной привлекательности Оренбургской области, региональной программы социальной адаптации мигрантов к новым условиям на основе уважения к российской культуре, религии, обычаям, традициям и жизненному укладу оренбуржцев;
  • последовательное развитие замещающей миграции населения в рамках реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Россию соотечественников, проживающих за рубежом;
  • формирование толерантности в отношениях между местным населением и выходцами из других стран в целях предотвращения этноконфессиональных конфликтов;
  • усиление контроля соблюдения правил регистрации иностранных граждан в соответствии с миграционным законодательством;
  • создание институциональной основы для изучения мигрантами из иностранных государств русского языка, основ российской культуры и цивилизации.

Информация о работе Статистический анализ состава населения по Оренбургской области