Глава 3.
Демографическая
и социальная политика
населения в
Оренбургской
области
3.1.
Концепция демографической
политики
Концепция
демографической политики Оренбургской
области (далее – Концепция) разработана
в соответствии с Конституцией Российской
Федерации, федеральными законами, Указом
Президента Российской Федерации от 9
октября 2007 года № 1351 «Об утверждении
Концепции демографической политики Российской
Федерации на период до 2025 года», законами
Оренбургской области и другими нормативными
правовыми актами, регулирующими демографические
процессы.
Демографическая
политика является составной частью
социальной политики Оренбуржья, рассчитана
на долгосрочную перспективу, представляет
собой целостную систему принципов, оценок
и мер социально-экономического, правового
и профилактического характера, направленных
на улучшение демографической ситуации
в области, в том числе на сохранение и
укрепление семьи, сокращение уровня смертности,
рост рождаемости, укрепление здоровья
населения, увеличение продолжительности
жизни, регулирование внутренней и внешней
миграции.
В
основе Концепции лежит государственно-общественный
принцип, в соответствии с которым
мероприятия, предусмотренные Концепцией,
могут осуществляться как на государственной,
государственно-общественной, так и
на общественной основе. При реализации
Концепции используются институты
социального партнерства.
Объектом
демографической политики является
население, субъектами – органы исполнительной
и законодательной власти Оренбургской
области, работодатели, общественные объединения,
региональные отделения политических
партий, профессиональные союзы, религиозные
конфессии, благотворительные фонды, зарубежные
организации, юридические и физические
лица, функционирование которых непосредственно
влияет на жизнедеятельность семьи и улучшение
демографической ситуации в области.
Стратегической
целью демографической политики
является создание условий для устойчивого
демографического развития Оренбургской
области, воспроизводства и достижения
оптимальной структуры населения,
формирования предпосылок последующего
демографического роста:
- стабилизация
численности населения и создание условий
для ее роста к 2025 году до 2,5 млн. человек;
- укрепление
института семьи;
- повышение
качества жизни и увеличение ее ожидаемой
продолжительности к 2025 году – до 75 лет,
в том числе здоровой и активной жизни.
Достижение
этой цели потребует решения задач
динамичного развития экономики, обеспечивающих
рост благосостояния населения, развитие
социальной инфраструктуры, доступности
жилья, гарантий трудоустройства, улучшения
экологической ситуации.
Основные
принципы демографической политики:
- единство
целей федеральной и региональной демографической
политики;
- комплексность
решения демографических задач;
- концентрация
на приоритетах: выбор по каждому направлению
демографического развития наиболее острых
проблем и выработка эффективных механизмов
их решения;
- консолидация
действий исполнительных и законодательных
органов государственной власти всех
уровней, органов местного самоуправления,
общественных и гражданских институтов;
- адресность
проводимой демографической политики;
- учет местных
демографических особенностей при разработке
и реализации муниципальных демографических
программ;
- своевременное
реагирование на демографические тенденции
в текущий период.
Основные
задачи демографической политики:
- увеличение
продолжительности жизни населения, обеспечение
охраны здоровья граждан, предупреждение
заболеваемости и преждевременной смертности;
- сохранение
и укрепление репродуктивного потенциала
населения, здоровья будущих мам и новорожденных;
- создание
благоприятных условий для рождения и
воспитания детей;
- повышение
статуса семьи в обществе, пропаганда
семейных ценностей, поощрение успешной
семьи, материнства, отцовства, укрепление
семейных традиций;
- развитие
системы адресной поддержки социально-неблагополучных
семей, создающей условия для самореализации;
- реализация
мер в области миграционной политики,
направленной на улучшение демографической
ситуации, нацеленной на возмещение естественной
убыли постоянного населения Оренбургской
области миграционным приростом, при этом
всецело и в первоочередном порядке учитывающей
интересы коренных жителей области.
3.2.
Основные направления
улучшения демографической
политики
Демографическая
политика области предполагает поэтапные
действия в следующих основных направлениях:
а)
в области сохранения здоровья населения,
создания условий для укрепления
здоровья, снижения уровня смертности
и увеличения продолжительности жизни
населения:
- повышение
доступности и качества медицинской помощи
для всех категорий населения, включая
специализированную помощь, особенно
для жителей сельской местности;
- улучшение
материально-технического обеспечения
учреждений здравоохранения;
- развитие
системы оказания высокотехнологичной
медицинской помощи;
- реализация
мер первичной и вторичной профилактики
заболеваний, в том числе диспансерных
и реабилитационных мероприятий;
- развитие
системы экстренной неотложной помощи
больным, в том числе страдающим сердечно-сосудистыми
заболеваниями;
- повышение
оперативности и качества оказания медицинской
помощи пострадавшим в дорожно-транспортных
происшествиях;
- совершенствование
технологий и подходов к профилактике
табакокурения, злоупотребления алкоголем,
наркотиками и другими психоактивными
веществами;
- совершенствование
моделей межведомственного взаимодействия
в вопросах профилактики и реабилитации
больных, страдающих социально значимыми
заболеваниями, в том числе туберкулеза,
ВИЧ/СПИДа, наркомании;
- развитие
системы управления профессиональными
рисками на основе их выявления, оценки,
контроля и информирования работников
о соответствующих рисках, улучшение условий
труда за счет экономической мотивации
работодателей;
- проведение
мероприятий по улучшению экологической
обстановки и ослаблению вредных средовых
воздействий на здоровье людей, усиление
государственного контроля качества продовольствия,
питьевой воды, состояния окружающей природной
среды;
- повышение
качества дорожной инфраструктуры, дисциплины
на дорогах, организации дорожного движения,
направленной на сокращение уровня смертности
и травматизма в результате дорожно-транспортных
происшествий;
- разработка
социальной рекламы, медико-просветительских
программ, информационных проектов, ориентированных
на различные группы населения и учитывающих
их социально-психологические и культурные
особенности;
- развитие
материальной базы для занятий физической
культурой и спортом в учреждениях дошкольного,
общего среднего, начального и среднего
профессионального образования;
- создание
условий для занятий физической культурой
и спортом по местожительству, в том числе
путем создания экономически и территориально
доступных спортивных площадок и залов;
- обязательность
занятий физической культурой во всех
типах образовательных учреждений с учетом
состояния здоровья обучающихся;
б)
в области сохранения здоровья будущих
мам, новорожденных, детей и подростков:
- дальнейшее
развитие перинатальной службы области,
обеспечивающей внедрение современных
перинатальных технологий в оказании
медицинской помощи беременным и новорожденным;
- внедрение
новых диагностических и репродуктивных
технологий, укрепление службы планирования
семьи и медико-генетической помощи населению;
- проведение
медико-просветительской работы по вопросам
охраны репродуктивного здоровья, сексуального
и репродуктивного поведения, использования
современных средств контрацепции, профилактики
заболеваний, передаваемых половым путем;
обеспечение специализированной и высокотехнологичной
медицинской помощью детей: развитие детской
кардиохирургии, внедрение современных
технологий в работу детского онкологического
центра и других государственных учреждений
здравоохранения;
- развитие
системы комплексной реабилитации детей-инвалидов,
включая высокотехнологичное восстановительное
лечение, протезирование, санаторное лечение,
разработку и выпуск специального оборудования
и мебели;
- развитие
системы оказания медицинской помощи
детям и подросткам в образовательных
учреждениях;
- организация
качественного горячего питания школьников
и учащихся учреждений начального и среднего
профессионального образования, в том
числе бесплатного питания для детей из
малообеспеченных семей;
- развитие
системы социальной поддержки беременных
женщин и матерей с новорожденными детьми;
реализация программы дополнительного
питания и обеспечения витаминно-минеральными
комплексами беременных и кормящих женщин;
- реализация
программы бесплатного обеспечения детей
первых трех лет жизни специальными молочными
и сухими продуктами детского питания;
обеспечение детей, страдающих фенилкетонурией,
тяжелыми формами пищевой непереносимости,
лечебным питанием;
в)
в области обеспечения условий,
способствующих укреплению семьи и
рождению детей, создания благоприятных
условий для жизнедеятельности
семьи:
- обеспечение
доступности жилья для каждой семьи, в
первую очередь для молодых и многодетных
семей за счет развития ипотечного кредитования,
расширения строительства доступного
жилья, отвечающего потребностям семей,
с одновременным строительством объектов
социальной инфраструктуры, необходимых
семьям с детьми;
- обеспечение
роста благосостояния населения путем
создания государственных гарантий занятости
для трудоспособных членов семьи, в том
числе для работников из семей, нуждающихся
в социальной защите, одиноких, многодетных
родителей, а также беременных женщин,
инвалидов, пенсионеров; стимулирование
создания для них специальных рабочих
мест; сокращения безработицы, гарантированной
оплаты труда работающему населению;
- поддержка
индивидуальной трудовой деятельности,
личных подсобных хозяйств, семейного
предпринимательства и фермерства;
- повышение
конкурентоспособности и востребованности
женщин на рынке труда;
- формирование
в городской и сельской местности среды
обитания, благоприятной для семей с детьми,
на основе соблюдения соответствующих
требований к градостроительным решениям,
социальной и транспортной инфраструктуре;
- создание
условий для сохранения традиций и особенностей
развития многонационального населения
области;
- обеспечение
доступности дошкольных образовательных
учреждений, повышение качества их услуг;
- развитие
дополнительных образовательных услуг;
- обеспечение
доступности занятий физической культурой
и спортом для детей, подростков и молодежи,
в том числе на основе разработки и применения
механизма льготного и бесплатного посещения
спортивных сооружений детьми, учащимися
общеобразовательных учреждений и учреждений
начального профессионального образования,
студентами средних специальных и высших
учебных заведений, воспитанниками детских
специализированных и интернатных учреждений;
- повышение
гарантий материального обеспечения ребенка
при раздельном проживании родителей,
совершенствование алиментных правоотношений;
- совершенствование
региональной системы сопровождения семей,
попавших в трудную жизненную ситуацию,
на основе ранней профилактики семейного
неблагополучия;
- развитие
сети учреждений социального обслуживания
семьи и детей, в том числе негосударственных,
прежде всего, в сельской местности, повышение
качества и расширение спектра предоставляемых
услуг;
- создание
специализированной системы защиты прав
детей, правового просвещения детей и
подростков, включая развитие института
уполномоченного по правам ребенка в Оренбургской
области, внедрение в работу исполнительной
власти и судебных органов системы ювенальных
технологий, профилактики правонарушений,
социальной реабилитации и адаптации
в обществе несовершеннолетних правонарушителей,
детей-сирот, детей, оставшихся без попечения
родителей, и детей, оказавшихся в трудной
жизненной ситуации;
- развитие
единой межведомственной системы сопровождения
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей;
- проведение
ежегодной диспансеризации детей-сирот,
находящихся в стационарных учреждениях
различных ведомств, с последующей реализацией
комплекса оздоровительных и реабилитационных
мероприятий, позволяющих в последующем
обеспечить социальную адаптацию этих
детей и передачу их на воспитание в семью;
- развитие
различных форм замещающей семьи и семейного
воспитания (усыновление, опека, приемная
семья, патронатная семья, семейная воспитательная
группа);
- повышение
уровня материальной обеспеченности и
осуществление социального сопровождения
семей, принявших на воспитание детей,
оставшихся без попечения родителей;
г)
в области повышения статуса
семьи в обществе, пропаганды семейных
ценностей, создания привлекательного
образа семейной жизни, материнства, отцовства,
укрепления семейных традиций:
- формирование
системы мероприятий по пропаганде семейных
ценностей, национальных традиций и семейного
образа жизни через средства массовой
информации, проведение конкурсов, акций,
фестивалей и других мероприятий с привлечением
общественных и религиозных организаций,
представителей науки, культуры и искусства;
- организация
семейных клубов и ассоциаций;
- разработка
и внедрение в социально-педагогическую
практику программ воспитания культуры
семейных отношений, обучения детей и
родителей основам семьеведения, семейного
воспитания, психологии детско-родительских
взаимоотношений;
- формирование
современной системы нравственного воспитания
и подготовки детей, подростков и молодежи
к семейной жизни;
- развитие
системы психологического консультирования
по вопросам семьи и воспитания детей;
- формирование
семейной культуры, основанной на гендерном
равенстве, национальном самосознании
семьи, повышении роли отца в семье;
д)
в области миграционной политики
в соответствии с потребностями
демографического и социально-экономического
развития с учетом необходимости социальной
адаптации и интеграции мигрантов:
- совершенствование
миграционного законодательства Оренбургской
области; разработка социально-экономических
мер по повышению миграционной привлекательности
Оренбургской области, региональной программы
социальной адаптации мигрантов к новым
условиям на основе уважения к российской
культуре, религии, обычаям, традициям
и жизненному укладу оренбуржцев;
- последовательное
развитие замещающей миграции населения
в рамках реализации Государственной
программы по оказанию содействия добровольному
переселению в Россию соотечественников,
проживающих за рубежом;
- формирование
толерантности в отношениях между местным
населением и выходцами из других стран
в целях предотвращения этноконфессиональных
конфликтов;
- усиление
контроля соблюдения правил регистрации
иностранных граждан в соответствии с
миграционным законодательством;
- создание
институциональной основы для изучения
мигрантами из иностранных государств
русского языка, основ российской культуры
и цивилизации.