Статистический анализ основных показателей занятости и безработицы РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 13:27, курсовая работа

Описание работы

На данный момент времени это очень актуальная тема, так как рынок труда – это важнейший элемент рыночной экономики. В связи со спадом производства в 90-х годах в целом по России положение на рынке труда стало напряженным и неустойчивым. Так в нашей жизни появилось такое негативное явление, как безработица. Безработица имеет серьезные социальные последствия, поскольку работа – это, с одной стороны, источник доходов, а с другой – средство самоутверждения человека в обществе. Этим объясняется актуальность выбранной темы.
Целью работы является анализ рынка труда, а также проблем безработицы и путей их решения.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………..3
Глава 1. Сущность, виды, формы занятости и безработицы………………………....4
1.1. Занятость: социально-экономическая сущность, основные характеристики….4
1.2. Виды и формы занятости……………………………………………………………….7
1.3. Сущность, виды и формы безработицы……………………………………………...9
Глава 2. Статистические методы анализа……………………………………………….15
2.1. Сущность статистического анализа………………………………………………….19
2.2. Источники данных для статистического анализа………………………………….19
2.3. Статистические методы анализа занятости и безработицы…………………….22
Глава 3. Статистический анализ занятости и безработицы в РБ……………………27
3.1. Статистика занятости и безработицы……………………………………………..27
3.2. Динамика общей численности безработных по полу, динамика безработицы среди городского и сельского населения………………………………………………...33
3.3. Распределение численности безработных по возрастным группам…………...34
3.4. Среднегодовая численность занятых в экономике по отраслям……………….36
3.5. Распределение численности безработных по уровню образования………….37
Заключение……………………………………………………………………………………39
Список использованной литературы……………………………………………………..41

Работа содержит 1 файл

Титульник и содержание 2003.doc

— 465.00 Кб (Скачать)

- конечное потребление  товаров и услуг за счет  доходов, полученных в натуральной  форме в счет оплаты труда; 

- потребление товаров  и услуг, произведенных для  собственного конечного потребления домашними хозяйствами в некорпоративных предприятиях (сельскохозяйственной продукции, произведенной в крестьянских, фермерских хозяйствах и личном подсобном хозяйстве населения, и жилищных услуг, произведенных для собственного потребления владельцами жилищ);

2) покупку потребительских  товаров и услуг домашними  хозяйствами-резидентами за границей;

3) покупку потребительских  товаров и услуг домашними  хозяйствами-нерезидентами на экономической  территории страны.

Расходы на конечное потребление домашних хозяйств-резидентов определяются на основе рассмотренных ранее показателей 1), 2) и 3) как 1+2–3.

Однако рассмотренный  обобщающий показатель не учитывает  стоимости потребленных населением бесплатных услуг.

Другим обобщающим стоимостным показателем потребления выступает фактическое конечное потребление домашних хозяйств, отражающее реальную величину, которая обеспечивается как за счет располагаемого дохода, так и за счет социальных трансфертов в натуральной форме, предоставляемых населению органами государственного управления и некоммерческими организациями, обслуживающими домашние хозяйства. Величина фактического конечного потребления отражается на счете использования скорректированного располагаемого дохода. Данный счет характеризует распределение скорректированного располагаемого дохода на фактическое конечное потребление и сбережение.

В статистике потребления  объектом исследования выступают лишь услуги, оказываемые населению, удовлетворяющие  потребности человека. Услуги же коллективного характера, удовлетворяющие общественные потребности (в сфере управления, обороны, правопорядка, науки и т. п.), к этой группе не относятся, хотя согласно международным статистическим стандартам они включаются в объем валового выпуска (производства) и потребления (промежуточного и конечного) услуг и отражаются в счетах производства и использования доходов Системы национальных счетов, в том числе и сектора домашних хозяйств.

В объеме услуг, производимых для собственного конечного использования, учитываются два вида услуг, включаемых по счету производства в общий выпуск товаров и услуг. Это услуги по проживанию в собственном жилище (они оцениваются приближенно, в размере затрат на обеспечение проживания в жилище) и домашние услуги, производимые наемными работниками (слугами, поварами, садовниками и т. п.). Их стоимость определяется оплатой труда этих работников, включая и все виды компенсаций в натуральной форме (питание, жилье и т. п.).

Текущая статистика не располагает  данными об услугах, оказываемых  населению частными лицами. На практике эта информация собирается в результате выборочного обследования семейных бюджетов, программа которого предусматривает соответствующую статью. Эта информация распространяется на всю совокупность семей и используется для нужд статистики потребления населения и национального счетоводства.

Так, международная  практика в качестве норматива (эталона) потребления бытовых, жилищно-коммунальных и других услуг использует среднюю  геометрическую из данных потребления  этих услуг по трем странам с лучшими показателями исходя из того, что средняя геометрическая предпочтительнее средней арифметической в тех случаях, когда изучаемое явление имеет устойчивые темпы роста. Этот же метод можно использовать при оценке уровня потребления услуг по отдельным территориям внутри страны, когда в качестве норматива выступает средняя геометрическая из уровней по трем регионам с лучшими показателями.

 

2.2. Источники  данных для статистического анализа

Занятость – одна из важнейших социально-экономических проблем рыночной экономики. Ее статистическое отражение неоднократно обсуждалось на международных конференциях статистиков труда (1949, 1957, 1982, 1993 гг.), проводимых Международным бюро труда (г. Женева) – основным рабочим органом Международной организации труда (МОТ).

В соответствии с концепцией рабочей силы, отвечающей международным стандартам, занятость  и безработица рассматриваются  как две взаимодополняющие характеристики. Равновесию экономической системы соответствует определенный уровень занятости. При этом обычно спрос на труд превышает существующий объем занятости, что обусловливает наличие безработицы. Вместе с тем это превышение не беспредельно для обеспечения экономической и социальной стабильности общества. Поэтому в странах с рыночной экономикой занятость и безработица изучаются систематически. Статистические данные необходимы при регулировании рынка труда, обеспечении социальной защиты населения, организации своевременной профессиональной подготовки и переподготовки кадров.

Перед статистикой  занятости и безработицы стоят  следующие задачи:

1) сбор данных  о численности занятых и безработных  как составных частях рабочей  силы;

2) измерение  уровня занятости и безработицы  с целью изучения состояния, тенденций на рынке труда;

3) изучение трудоустройства  населения для оценки ситуации  на рынке труда и ее прогнозирования; 

4) изучение состава  занятых и безработных с тем,  чтобы разработать программу  занятости; 

5) измерение  взаимосвязи между занятостью, доходом, содержанием и другими мотивациями труда с целью разработки программы занятости.

Выполнение  этих задач создает условия для  измерения предложения рабочей  силы и ее фактического использования. Их решение основывается на сочетании  ряда источников информации.

В нашей стране для расчета общей по регионам численности занятых в течение  года служат данные текущей отчетности по труду: форма № 1-Т “Отчет по труду” (месячная, квартальная, годовая). По этой форме отчитываются не все предприятия. Для малых предприятий численность занятых может быть получена из единовременного отчета: № 1-МП “Об основных показателях деятельности малого предприятия” за год. Изучение состава занятых по отраслям народного хозяйства, секторам экономики производится по балансам трудовых ресурсов, составляемым на середину (1 июля), конец (начало – 1 января) года и в среднем за год. В них обобщается не только информация предприятий, получаемая в порядке текущей отчетности по труду, но и данные налоговой инспекции о численности занятых индивидуальным трудом, работающих по найму у отдельных граждан, а также численность работников, учитываемая в централизованном порядке.

Важным источником информации о численности безработных  являются данные служб занятости, объединивших в 1991 г. ранее действовавшие центры и бюро по трудоустройству граждан. Работники служб занятости ведут первичную учетную документацию по трудоустройству и занятости населения, в которую входят карточка персонального учета гражданина, ищущего работу, № 1 и карточка обратившегося в службу занятости за консультацией № 2, а также ежемесячно представляют в органы государственной статистики “Отчет о трудоустройстве и занятости населения”. Однако не все нуждающиеся в работе обращаются к услугам служб занятости. В них фиксируется лишь численность официально зарегистрированных безработных (на конец периода: месяца, квартала, года).

Наряду с  данными текущей отчетности для  оценки общей численности безработных  начиная с 1992 г. используются материалы  выборочных обследований населения  по проблемам занятости. Обследованию в течение недели подлежат граждане в возрасте 15-72 лет. Высокая верхняя возрастная граница позволяет уточнить возможное участие на рынке труда пенсионеров, а низкая – подростков. Результаты обследований позволяют оценить численность безработных, их распределение по обстоятельствам не занятости, по способам поиска работы. Последнее особенно важно, так как рынок труда может функционировать как в организованной, так и в неорганизованной форме.

Использование выборочных обследований в сочетании с данными текущей отчетности для определения численности безработных рекомендовано МОТ и практикуется в ряде стран. Например, американское Бюро статистики труда информацию о безработице собирает через текущие обследования населения, проводя выборочные обследования 60 тыс. семей, опрашиваемых ежемесячно.

Определенную  помощь в сборе данных о занятости  могут оказать и материалы  выборочных обследований предприятий. С 1991 г. в России ежемесячно проводится мониторинг предприятий и банков организацией "Российский экономический барометр" (РЭБ). В настоящее время РЭБ является единственной организацией, осуществляющей анализ экономической ситуации в России на основе конвенциональных методов опросной статистики. Сеть респондентов РЭБ насчитывает свыше 1000 хозяйственных единиц из всех отраслей и регионов России.

Поскольку размер безработицы широко используется в  международной практике в качестве общего показателя текущего состояния  экономики страны, то естественно  включение в программы данных обследований вопросов, уточняющих ситуацию на рынке труда и позволяющих прогнозировать ее. Ввиду важности такой информации Правительство Российской Федерации утвердило от 22 марта 1995 г. положение о всероссийском мониторинге социально-трудовой сферы. Организация и ведение мониторинга социально-трудовой сферы возложены на Министерство труда РФ и Госкомстат России при участии Министерства экономики, Министерства социальной защиты населения, Федеральной службы занятости, Федеральной миграционной службы России.

 

2.3. Статистические методы анализа занятости и безработицы

В соответствии с рекомендациями МОТ, как было отмечено ранее, статистика рассматривает численность  занятых и безработных как  две составные части экономически активного населения, т. е. рабочей  силы.

Под экономически активным населением (рабочей силой) подразумевается часть населения, обеспечивающая предложение рабочей  силы для производства товаров и  услуг. Численность экономически активного  населения измеряется по отношению  к определенному периоду и включает занятых и безработных.

Численность экономически активного населения оценивают  по данным выборочных обследований населения  по проблемам занятости. В международных  стандартах рекомендуется указывать  минимальный возраст, принятый при  измерении экономически активного населения. Он может быть принят на уровне 6 лет (Египет), 10 лет (Бразилия) и повышаться до 16 лет (США, Швеция). В большинстве стран он составляет 14-15 лет. В некоторых странах предусмотрены два минимальных предела: более низкий – для получения информации об экономической деятельности и несколько более высокий – для группировки экономически активного населения: например, в Канаде – 14 и 15 лет, в Индии – 5 и 15, Венесуэле – 10 и 15, в России – 15 и 16 лет.

Помимо минимального в ряде стран установлен максимальный возраст. Это означает, что лица старше его исключаются из расчета численности экономически активного населения. Например, в Дании, Швеции, Норвегии, Финляндии установлен верхний предел в 74 года. В России при проведении обследований населения по проблемам занятости ограничиваются возрастом в 72 года. Вместе с тем при дальнейшей группировке населения на занятых и безработных, как и в большинстве стран, максимальный возраст не установлен.

Чтобы иметь  представление об уровне экономической активности населения страны (региона), определяется доля экономически активного населения в общей численности населения. Правильное измерение экономически активного населения зависит от того, как точно определены его две составные части: занятые и безработные. Описание этих категорий рабочей силы применительно к национальным особенностям России дано в постановлении Госкомстата России от 25 мая 1993 г.

К занятым относятся  лица обоего пола в возрасте 16 лет  и старше, а также лица младших  возрастов, которые в рассматриваемый период:

- выполняли  работу по найму за вознаграждение (на условиях полного либо неполного  рабочего времени), а также иную  приносящую доход работу (самостоятельно  или у отдельных граждан);

- временно отсутствовали  на работе из-за болезни, травмы, по случаю отпуска и другим причинам;

- выполняли  работу без оплаты на семейном  предприятии. 

К безработным  относятся лица 16 лет и старше, которые в рассматриваемый период:

-  не имели  работы (доходного занятия);

- занимались  поиском работы (обращались в службу занятости, к администрации предприятия, использовали личные связи, помещали объявления в печати и др.) или предпринимали шаги к организации собственного дела;

- были готовы  приступить к работе.

При отнесении  к безработным должны присутствовать все три критерия, перечисленных выше. К безработным относятся также лица, обучающиеся по направлению служб занятости или выполняющие оплачиваемые общественные работы, получаемые через службы занятости.

По методологии  МОТ к безработным могут быть отнесены и учащиеся, студенты, пенсионеры и инвалиды, если они занимались поиском работы и были готовы к ней приступить. В составе безработных выделяются лица, не занятые трудовой деятельностью, зарегистрированные в службе занятости в качестве ищущих работу, а также признанных безработными.

Ситуация на рынке труда оценивается не только через абсолютную численность занятых  и безработных, но и через уровень  безработицы и уровень занятости, которые определяются как удельный вес соответствующей категории рабочей силы в численности экономически активного населения на начало (конец) периода.

Информация о работе Статистический анализ основных показателей занятости и безработицы РБ