Статистический анализ изучения теневой экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 00:49, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей курсовой работы станет анализ статистических методов изучения теневой экономики.
В работе решены следующие основные задачи:
- рассматриваются основные причины и факторы развития теневой экономики;
- характеризуются основные статистические методы анализа теневой экономики;
- анализируются проблемы статистического учета теневой экономики.

Содержание

Введение
3
1. Общая характеристика, причины и факторы развития
теневой экономики

6
1.1. Понятие теневой экономики 6
1.2. Причины и факторы теневой экономики 8
2. Статистические методы оценки теневой экономики 16
2.1. Общая характеристика статистических методов оценки
теневой экономики

16
2.2. Методология оценки теневой экономики в зарубежных странах 19
2.3. Отечественный опыт анализа теневой экономики 26
3. Проблема статистического учета теневой экономики как угрозы экономической безопасности
34
Заключение 39
Список литературы 44

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ-РАСПЕЧАТАТЬ.doc

— 213.00 Кб (Скачать)

      Собственность и государство, а также их институциональные  формы – это два дополнительных фактора, ограничивающих производственные возможности человека. Если предположить, что человеку все дозволено, будет ли в этом случае в наличии теневая экономика? Пожалуй, нет. Она возникает тогда, когда есть ограничения социального характера и есть возможность их обойти.

      О собственности как причине появления  теневых отношений можно говорить лишь в том плане, что с появлением ее наряду с нормальными формами имущественных отношений возникли и такие противозаконные формы отчуждения богатства, как мошенничество, хищение, грабеж, бандитизм и т.п. Названные типы материальных отношений были исторически первыми формами теневых отношений. Они сохраняются и по настоящее время, играя большую роль в трансформации нормальной экономики в «теневые» формы.

      Многие исследователи причины развития теневой экономики видят в формах собственности7. Однако ни одна форма собственности (государственная, кооперативная, частная) сама по себе ни в большей, ни в меньшей степени не предрасположена к теневой экономике.

      И вообще не надо искать истоки теневой  экономики в формах собственности. Дело не в них, а в том, как они  организованы, как взаимодействуют, в какую экономическую среду погружены и насколько умело регулируются.

     Таким образом, о собственности как  причине возникновения теневых  отношений следует говорить только в рамках того, что она обусловливает  появление особой формы теневых  отношений, таких, например, как отношения, направленные против собственности, и уже от развития деформированных форм собственности зависят формы проявления теневых отношений.

     То  же самое можно сказать и о  государстве. На определенном этапе  развития общественного производства возникают причины, требующие государственного вмешательства в экономику, которые в определенное время ограничивают действия хозяйствующих субъектов. Любое подобное вмешательство всегда есть реализация чьих-то интересов, часто вопреки интересам других. И пытаясь обойти установленные барьеры, люди могут прибегнуть к формам теневой деятельности.

     Отсюда  следует, что собственность и  государство не являются прямой и  непосредственной причиной появления  теневых форм экономической деятельности. Но в формах их реализации и вышеуказанных функциях, когда они приобретают деформированный характер, имеется реальная возможность трансформации (перевоплощения) экономики в направлении теневых форм.

     Распространенность  «теневой» деятельности в решающей степени зависит от общего состояния экономики, уровня жизни и воспитания населения, а также от характера и целенаправленности социально-экономической политики государства8.

     При этом необходимо иметь в виду, что  среди факторов, обусловливающих  развитие теневой экономики, есть общеэкономические  и специфические. Первые могут действовать в любой стране и в любой период времени, вторые появляются в определенных условиях в зависимости от особенностей развития конкретной страны, от степени зрелости общественных отношений, форм обустройства общества.

     К первой группе факторов следует отнести:

     - общее состояние экономики, ее зрелость, устойчивость;

     - масштабы и характер безработицы;

     - размеры получаемого дохода и степень его дифференциации;

     - продолжительность рабочего времени и интенсивность труда;

     - тяжесть налогообложения;

     - масштабы и функции государственного сектора.

     Ко  второй группе факторов следует отнести применительно к России:

     - экономическое наследие СССР;

     - особенности проводимых рыночных реформ.

     Как верно отметил С.А. Семенов: «Отсутствие ясно продуманного курса реформ, слабость государства и политизация принимаемых решений явились фундаментальными факторами развития теневых отношений в России в переходный к рынку период»9.

     В бывшем СССР теневая экономика выполняла  как экономическую, так и социальную роль, которая заключалась в том, что теневая экономика компенсировала недостатки работы официальной советской экономики, сущность которой заключалась в плановом ведении хозяйства, и по мере ее развития все сложнее становилось осуществлять директивное управление сверху. Плановое ведение хозяйства приводило к возникновению «диспропорций». При наличии утвержденных производственных планов по-разному осуществлялось материально-техническое обеспечение предприятий: одни испытывали дефицит сырья, техники, а другие, наоборот, их избыток. Руководители предприятий были вынуждены устанавливать горизонтальные связи и решать вопросы. Кроме того, она заключалась в обеспечении социальной ниши для предприимчивых людей, которые не могли реализовать себя в официальных структурах, стремившихся самореализоваться, получать вознаграждение за свои услуги.

     В настоящее время многое изменилось, но многое остается по-прежнему. На первом этапе экономических реформ в  стране наметилось снижение приписок и искажений отчетности, что было связано с верой в демократизацию общества. В дальнейшем хозяйствующие структуры под воздействием постоянно корректируемой политики и неопределенной позиции государства вынуждены были перейти на двойную бухгалтерию (для себя и для государства), вести расчеты в наличных деньгах, оплачивать труд рабочих по ведомости и в «конвертах» и т.д.

     Но  одновременно появились новые, деформирующие  экономику и укрепляющие ее теневой  характер отношения: это бартер, уход от налогов, завышенная оценка натуральных  продуктов, выдаваемых вместо заработной платы, и необходимость реализации этой продукции, многообразные формы борьбы за выдачу заработной платы и поиск дополнительных заработков, товарные взаимозачеты на региональном и муниципальном уровнях вместо нормальной налоговой системы.

     К сожалению, приходится констатировать, что само государство своими действиями способствует становлению теневой  экономики. Так, например, в 1992 г. государство  фактически ликвидировало все сбережения граждан. Невиданными темпами была осуществлена почти 80%-ная либерализация цен. Огромный скачок цен вызвал широкомасштабный кризис неплатежей, ускоренный спад производства, произошло снижение и без того низкой конкурентоспособности отечественной продукции. Одномоментное открытие экономики способствовало быстрому заполнению торговых прилавков некачественной дешевой зарубежной продукцией, последующему развалу, спаду и тихому отмиранию отечественного промышленного и сельскохозяйственного производства. Глубокий спад производства, в свою очередь, привел к сокращению внутренней потребности в энергоносителях, в сырье, а также к росту экспорта сырьевых ресурсов10.

     В 1993 г. спонтанная приватизация снизу  привела к присвоению государственной  собственности, созданию системы предпринимательства, направленной не на наращивание экономического потенциала и повышение эффективности производства, а на получение сверхдоходов и на передел имущества. В ходе приватизации государственных предприятий возникли группы распорядителей собственности, состоящие из бывших первых лиц, которые впоследствии стали первыми лицами крупных совместных предприятий, фондов, акционерных банков и т.д. В процессе приватизации государственная собственность была распродана по заниженным ценам.

     Впервые за многие десятилетия в России возникла армия безработных, что привело к пьянству, наркомании, проституции, бродяжничеству и в целом к распространению преступного образа жизни. Растет и скрытая безработица, не по своей воле трудовые люди работают неполный рабочий день или находятся полностью или частично в неоплачиваемом отпуске.

     Одним из серьезных элементов распространения  теневой экономики явилось отсутствие у подавляющего большинства населения  навыков экономического поведения  в условиях перехода к рыночным отношениям, низкая осведомленность о правилах совершения сделок, открытия своих фирм и т.д. Этим воспользовались отдельные лица и различного рода лжефирмы. Ожидание, что рыночная экономика решит все экономические проблемы, не оправдалось11.

     Потеряв все надежды на государство, трудоспособные, образованные кадры ищут дополнительные занятия, расширяют домашнее хозяйство, укрывая доходы от налогообложения, находя работу у «теневиков». Вторичная занятость для миллионов людей превратилась из дополнительного в основной источник жизнеобеспечения.

     Денежная политика 1994 г. привела к тому, что часть экономических отношений постепенно перешла в теневой сектор экономики. Искусственный кризис ликвидности в расчетах в реальном секторе экономики привел к бартерным отношениям и расчетам наличными с уходом от налогов.

     Августовский (1998 г.) экономический кризис еще  более обострил проблему теневой  деятельности в России, привел к  увеличению неплатежей между субъектами экономической деятельности, развитию бартера, взаимозачетов и других неденежных форм расчетов.

     В России при переходе к рыночным отношениям сформировалась система «высокотеневых» экономических отношений. Этому способствовали тотальная коррумпированность госаппарата; низкая роль права и судебной системы, ее подчиненность теневому финансовому капиталу; образование финансовых кланов, которые в качестве покровителей имеют представителей различных органов государственной власти, распоряжающихся крупным капиталом; деградация бюджетной системы, налоговая политика и т.п.

     Для легально действующего российского  предприятия характерны следующие причины его теневой деятельности:

     - система регистрации и лицензирования деятельности;

     -  чрезмерно сложная отчетность;

     - несовершенство официальной системы расчетов и платежей;

     - нестабильность самой системы регулирования, включая возможность придания обратной силы нормативным актам, принятым позднее;

     - несовершенство системы защиты прав собственности;

     - высокий уровень налогообложения.

     В условиях становления регулируемой рыночной экономики на первый план при образовании теневых структур выходят субъективные факторы: ошибки государства при определении экономической политики, отставание законодательной базы от экономической действительности, снижение уровня доходов населения ниже прожиточного минимума и т.п.

     Многие  из факторов, обусловивших появление теневых форм экономической деятельности в 90-е гг., в настоящее время перестали действовать из-за отсутствия таковых, многие - продолжают действовать, появились и новые обусловленные изменившимися социально-экономическими условиями производства.

     Таким образом, на сегодняшний день все  более отчетливо видна необходимость  статистической оценки теневой экономики в стране. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2 СТАТИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ  ОЦЕНКИ ТЕНЕВОЙ  ЭКОНОМИКИ 

2.1 Общая характеристика статистических методов оценки теневой экономики 

      Возможности оценки масштабов теневой и криминальной экономики достаточно ограничены в  силу самого характера этого явления, предполагающего сокрытие от учета, контроля и регистрации. Вследствие этого для оценки используются различные косвенные методы, точность результатов которых зависит от соблюдения многих условий.

      Все рассматриваемые методы объединяются в три группы: учетно-статистические методы, используемые на макроуровне; методы открытой проверки и специальные экономико-правовые методы, используемые на микроуровне – при выявлении и оценке экономических параметров конкретных правонарушений, преступлений, экономической деятельности отдельных лиц (табл. 1). 

Таблица 1

Основные  статистические методы оценки теневой экономики

Учетно-статистические методы Методы открытой проверки Экономико-правовые методы
метод специфических индикаторов; обеспечивают  выявление криминальной экономической  деятельности лишь в той мере, в  какой это позволяет делать открытость проверяемых субъектов. Применение методов открытой проверки находится в компетенции специально созданных контролирующих органов. Ими выявляются и пресекаются нарушения валютного, таможенного, банковского, налогового, антимонопольного законодательства, привил торговли, пожарной безопасности, санитарных норм и т.п. Результаты, полученные при использовании методов открытой проверки могут впоследствии использоваться в учетно-статистических целях. метод документального  анализа;
структурный метод; метод бухгалтерского анализа;
метод мягкого моделирования; метод экономического анализа
экспертный  метод;  
смешанные методы.  

Информация о работе Статистический анализ изучения теневой экономики