Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 00:49, курсовая работа
Целью настоящей курсовой работы станет анализ статистических методов изучения теневой экономики.
В работе решены следующие основные задачи:
- рассматриваются основные причины и факторы развития теневой экономики;
- характеризуются основные статистические методы анализа теневой экономики;
- анализируются проблемы статистического учета теневой экономики.
Введение
3
1. Общая характеристика, причины и факторы развития
теневой экономики
6
1.1. Понятие теневой экономики 6
1.2. Причины и факторы теневой экономики 8
2. Статистические методы оценки теневой экономики 16
2.1. Общая характеристика статистических методов оценки
теневой экономики
16
2.2. Методология оценки теневой экономики в зарубежных странах 19
2.3. Отечественный опыт анализа теневой экономики 26
3. Проблема статистического учета теневой экономики как угрозы экономической безопасности
34
Заключение 39
Список литературы 44
Собственность и государство, а также их институциональные формы – это два дополнительных фактора, ограничивающих производственные возможности человека. Если предположить, что человеку все дозволено, будет ли в этом случае в наличии теневая экономика? Пожалуй, нет. Она возникает тогда, когда есть ограничения социального характера и есть возможность их обойти.
О
собственности как причине
Многие исследователи причины развития теневой экономики видят в формах собственности7. Однако ни одна форма собственности (государственная, кооперативная, частная) сама по себе ни в большей, ни в меньшей степени не предрасположена к теневой экономике.
И вообще не надо искать истоки теневой экономики в формах собственности. Дело не в них, а в том, как они организованы, как взаимодействуют, в какую экономическую среду погружены и насколько умело регулируются.
Таким образом, о собственности как причине возникновения теневых отношений следует говорить только в рамках того, что она обусловливает появление особой формы теневых отношений, таких, например, как отношения, направленные против собственности, и уже от развития деформированных форм собственности зависят формы проявления теневых отношений.
То же самое можно сказать и о государстве. На определенном этапе развития общественного производства возникают причины, требующие государственного вмешательства в экономику, которые в определенное время ограничивают действия хозяйствующих субъектов. Любое подобное вмешательство всегда есть реализация чьих-то интересов, часто вопреки интересам других. И пытаясь обойти установленные барьеры, люди могут прибегнуть к формам теневой деятельности.
Отсюда следует, что собственность и государство не являются прямой и непосредственной причиной появления теневых форм экономической деятельности. Но в формах их реализации и вышеуказанных функциях, когда они приобретают деформированный характер, имеется реальная возможность трансформации (перевоплощения) экономики в направлении теневых форм.
Распространенность «теневой» деятельности в решающей степени зависит от общего состояния экономики, уровня жизни и воспитания населения, а также от характера и целенаправленности социально-экономической политики государства8.
При этом необходимо иметь в виду, что среди факторов, обусловливающих развитие теневой экономики, есть общеэкономические и специфические. Первые могут действовать в любой стране и в любой период времени, вторые появляются в определенных условиях в зависимости от особенностей развития конкретной страны, от степени зрелости общественных отношений, форм обустройства общества.
К первой группе факторов следует отнести:
- общее состояние экономики, ее зрелость, устойчивость;
- масштабы и характер безработицы;
- размеры получаемого дохода и степень его дифференциации;
- продолжительность рабочего времени и интенсивность труда;
- тяжесть налогообложения;
- масштабы и функции государственного сектора.
Ко второй группе факторов следует отнести применительно к России:
- экономическое наследие СССР;
- особенности проводимых рыночных реформ.
Как верно отметил С.А. Семенов: «Отсутствие ясно продуманного курса реформ, слабость государства и политизация принимаемых решений явились фундаментальными факторами развития теневых отношений в России в переходный к рынку период»9.
В бывшем СССР теневая экономика выполняла как экономическую, так и социальную роль, которая заключалась в том, что теневая экономика компенсировала недостатки работы официальной советской экономики, сущность которой заключалась в плановом ведении хозяйства, и по мере ее развития все сложнее становилось осуществлять директивное управление сверху. Плановое ведение хозяйства приводило к возникновению «диспропорций». При наличии утвержденных производственных планов по-разному осуществлялось материально-техническое обеспечение предприятий: одни испытывали дефицит сырья, техники, а другие, наоборот, их избыток. Руководители предприятий были вынуждены устанавливать горизонтальные связи и решать вопросы. Кроме того, она заключалась в обеспечении социальной ниши для предприимчивых людей, которые не могли реализовать себя в официальных структурах, стремившихся самореализоваться, получать вознаграждение за свои услуги.
В настоящее время многое изменилось, но многое остается по-прежнему. На первом этапе экономических реформ в стране наметилось снижение приписок и искажений отчетности, что было связано с верой в демократизацию общества. В дальнейшем хозяйствующие структуры под воздействием постоянно корректируемой политики и неопределенной позиции государства вынуждены были перейти на двойную бухгалтерию (для себя и для государства), вести расчеты в наличных деньгах, оплачивать труд рабочих по ведомости и в «конвертах» и т.д.
Но одновременно появились новые, деформирующие экономику и укрепляющие ее теневой характер отношения: это бартер, уход от налогов, завышенная оценка натуральных продуктов, выдаваемых вместо заработной платы, и необходимость реализации этой продукции, многообразные формы борьбы за выдачу заработной платы и поиск дополнительных заработков, товарные взаимозачеты на региональном и муниципальном уровнях вместо нормальной налоговой системы.
К сожалению, приходится констатировать, что само государство своими действиями способствует становлению теневой экономики. Так, например, в 1992 г. государство фактически ликвидировало все сбережения граждан. Невиданными темпами была осуществлена почти 80%-ная либерализация цен. Огромный скачок цен вызвал широкомасштабный кризис неплатежей, ускоренный спад производства, произошло снижение и без того низкой конкурентоспособности отечественной продукции. Одномоментное открытие экономики способствовало быстрому заполнению торговых прилавков некачественной дешевой зарубежной продукцией, последующему развалу, спаду и тихому отмиранию отечественного промышленного и сельскохозяйственного производства. Глубокий спад производства, в свою очередь, привел к сокращению внутренней потребности в энергоносителях, в сырье, а также к росту экспорта сырьевых ресурсов10.
В 1993 г. спонтанная приватизация снизу привела к присвоению государственной собственности, созданию системы предпринимательства, направленной не на наращивание экономического потенциала и повышение эффективности производства, а на получение сверхдоходов и на передел имущества. В ходе приватизации государственных предприятий возникли группы распорядителей собственности, состоящие из бывших первых лиц, которые впоследствии стали первыми лицами крупных совместных предприятий, фондов, акционерных банков и т.д. В процессе приватизации государственная собственность была распродана по заниженным ценам.
Впервые за многие десятилетия в России возникла армия безработных, что привело к пьянству, наркомании, проституции, бродяжничеству и в целом к распространению преступного образа жизни. Растет и скрытая безработица, не по своей воле трудовые люди работают неполный рабочий день или находятся полностью или частично в неоплачиваемом отпуске.
Одним
из серьезных элементов
Потеряв все надежды на государство, трудоспособные, образованные кадры ищут дополнительные занятия, расширяют домашнее хозяйство, укрывая доходы от налогообложения, находя работу у «теневиков». Вторичная занятость для миллионов людей превратилась из дополнительного в основной источник жизнеобеспечения.
Денежная политика 1994 г. привела к тому, что часть экономических отношений постепенно перешла в теневой сектор экономики. Искусственный кризис ликвидности в расчетах в реальном секторе экономики привел к бартерным отношениям и расчетам наличными с уходом от налогов.
Августовский (1998 г.) экономический кризис еще более обострил проблему теневой деятельности в России, привел к увеличению неплатежей между субъектами экономической деятельности, развитию бартера, взаимозачетов и других неденежных форм расчетов.
В России при переходе к рыночным отношениям сформировалась система «высокотеневых» экономических отношений. Этому способствовали тотальная коррумпированность госаппарата; низкая роль права и судебной системы, ее подчиненность теневому финансовому капиталу; образование финансовых кланов, которые в качестве покровителей имеют представителей различных органов государственной власти, распоряжающихся крупным капиталом; деградация бюджетной системы, налоговая политика и т.п.
Для легально действующего российского предприятия характерны следующие причины его теневой деятельности:
- система регистрации и лицензирования деятельности;
- чрезмерно сложная отчетность;
- несовершенство официальной системы расчетов и платежей;
- нестабильность самой системы регулирования, включая возможность придания обратной силы нормативным актам, принятым позднее;
- несовершенство системы защиты прав собственности;
- высокий уровень налогообложения.
В условиях становления регулируемой рыночной экономики на первый план при образовании теневых структур выходят субъективные факторы: ошибки государства при определении экономической политики, отставание законодательной базы от экономической действительности, снижение уровня доходов населения ниже прожиточного минимума и т.п.
Многие из факторов, обусловивших появление теневых форм экономической деятельности в 90-е гг., в настоящее время перестали действовать из-за отсутствия таковых, многие - продолжают действовать, появились и новые обусловленные изменившимися социально-экономическими условиями производства.
Таким
образом, на сегодняшний день все
более отчетливо видна
2
СТАТИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ
ОЦЕНКИ ТЕНЕВОЙ
ЭКОНОМИКИ
2.1
Общая характеристика
статистических методов
оценки теневой экономики
Возможности
оценки масштабов теневой и
Все
рассматриваемые методы объединяются
в три группы: учетно-статистические
методы, используемые на макроуровне;
методы открытой проверки и специальные
экономико-правовые методы, используемые
на микроуровне – при выявлении и оценке
экономических параметров конкретных
правонарушений, преступлений, экономической
деятельности отдельных лиц (табл. 1).
Таблица 1
Основные статистические методы оценки теневой экономики
Учетно-статистические методы | Методы открытой проверки | Экономико-правовые методы |
метод специфических индикаторов; | обеспечивают выявление криминальной экономической деятельности лишь в той мере, в какой это позволяет делать открытость проверяемых субъектов. Применение методов открытой проверки находится в компетенции специально созданных контролирующих органов. Ими выявляются и пресекаются нарушения валютного, таможенного, банковского, налогового, антимонопольного законодательства, привил торговли, пожарной безопасности, санитарных норм и т.п. Результаты, полученные при использовании методов открытой проверки могут впоследствии использоваться в учетно-статистических целях. | метод документального анализа; |
структурный метод; | метод бухгалтерского анализа; | |
метод мягкого моделирования; | метод экономического анализа | |
экспертный метод; | ||
смешанные методы. |
Информация о работе Статистический анализ изучения теневой экономики