Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 04:30, курсовая работа
Цель данной курсовой работы заключается в изучении деятельности органов муниципального управления.
Задачи курсовой работы:
изучить показатели муниципальной статистики Российской Федерации
конкретизировать данные муниципальной статистики Камчатского Края
рассмотреть методику оценки эффективности деятельности органов МСУ.
провести анализ численности работников органов МСУ по ветвям власти
проанализировать численность работников органов МСУ по Дальневосточному Федеральному округу
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… 3
1 ОРГАНИЗАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СТАТИСТИКИ……………… 5
Опыт организации муниципальной статистики в России
и за рубежом…………………………………………………………….. 5
Организация муниципальной статистики в системе федеральной службы государственной статистики РФ……………………………………….. 8
Показатели муниципальной статистики РФ………………………….. 13
АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ………………………………………………………….. 17
Общая характеристика социально-политического устройства Камчатского края………………………………………………………………………. 17
Анализ численности работников органов муниципальной системы управления по ветвям власти………………………………………….. 20
Анализ численности работников органов муниципальной системы управления по Дальневосточному Федеральному округу…………. 28
ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНОГО
УПРАВЛЕНИЯ……………………………………………………………… 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………... 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………………… 36
1.2 Организация
муниципальной статистики в системе федеральной
службы государственной статистики РФ
Сегодня становится очевидным, что изучение проблем местного значения и управление территорией невозможно без соответствующей информационной базы. Всем, кто живет и работает в муниципальном образовании, нужно владеть информацией о характере социальных, экономических, политических и других процессов, проводить мониторинг и анализ их развития.
В российской статистической практике применяются различные подходы к организации муниципальной статистики. Эти подходы в общем виде можно систематизировать следующим образом.
1. Традиционный отраслевой подход. Разработан и применяется, например, в Мособлстате. В основу системы статистических показателей положен трехуровневый принцип их подбора:
Первый уровень субъекта хозяйствования — предприятия. Показатели этой группы ориентированы на характеристику производителей товаров и услуг территории с точки зрения ресурсного потенциала и результатов хозяйственной деятельности.
Второй уровень — региональный. Включает систему показателей, характеризующих состояние социально-экономического развития городов, административных районов внутри края, области, республики, на основе которой формируются информационные ресурсы для анализа и управления социально-экономическим развитием территорий.
Третий — макроуровень — представлен системой показателей социально-экономического положения области, края и позволяющий отслеживать состояние экономики, прогнозировать тенденции развития субъекта федерации, создавать информационное пространство для развития интеграции в межрегиональные и международные экономические отношения.
Применение единой методологии расчета делает показатели сопоставимыми независимо от уровня.
Система показателей является открытой: она может меняться в зависимости от изменения методики расчета отдельных показателей, проведения новых статистических наблюдений и обследований.
2. Рыночно-ориентированный подход. Разработан органами местного самоуправления совместно с Самарастатом.
Согласно данному подходу информация для местных органов власти и управления готовится на основе Федеральной программы статистических работ, в дополнение к ней на договорной основе выпускаются отдельные тематические сборники и аналитические материалы, а также совместно с вузами города Самары проводятся специальные научно-аналитические исследования.
К числу показателей, которые не разрабатываются государственной статистикой, но необходимы для управления территорией, авторы этого подхода относят межрегиональные денежные потоки, ввоз и вывоз товаров и услуг по всем каналам реализации. Отсутствие полноценной информации по данным позициям влияет на достоверность ряда важнейших региональных показателей: потребление основных продуктов питания, денежные доходы и расходы населения, валовой региональный продукт и др.
Как и в предыдущем подходе, в. информационной системе нет стройной системы показателей, описывающих территорию и ее развитие, а в территориальном отношении информация не «опускается» ниже муниципального района.[5]
3. Сравнительно-аналитический подход.
Содержание местной информационной базы в рамках данного подхода определяется целями и задачами социально-экономического анализа территорий и межтерриториальных сравнений. Последнее обуславливает необходимость единообразия большинства показателей по разным территориям.
Для проведения межрегиональных сопоставлений выделены проблемно-содержательные блоки региона и характеризующие их статистические показатели. Авторами предложены следующие проблемно-содержательные блоки, каждый из которых связан с определенной задачей по разработке и реализации государственной региональной политики: демографическая ситуация, включая миграцию; уровень жизни населения; качество жизни; правонарушения; экология и рынок труда; бюджетная ситуация; финансы предприятий, организаций, населения; реформирование экономики; экономический потенциал; инвестиционная ситуация; производственная активность; научно-технический потенциал; внешнеэкономическая деятельность.
4. Системный подход, ориентированный на развитие.
Как и в сравнительно-аналитическом подходе, статистическая информация рассматривается как база для проведения анализа социально-экономического развития территорий. Принципиально новым является системный подход к формированию информационной базы.
Авторы отказываются от трехуровневой схемы сбора данных (предприятие — субъект федерации — федерация), действующей сегодня в государственной статистике, и от отраслевого подхода в содержании статистической информации. При построении системы показателей, с содержательной точки зрения, учитывается целенаправленность развития экономики, проблемы обеспечения соответствующими ресурсами и получение статистических показателей. Авторами предложены следующие проблемно-содержательные блоки, каждый из которых связан с определенной задачей по разработке и реализации государственной региональной политики: демографическая ситуация, включая миграцию; уровень жизни населения; качество жизни; правонарушения; экология и рынок труда; бюджетная ситуация; финансы предприятий, организаций, населения; реформирование экономики; экономический потенциал; инвестиционная ситуация; производственная активность; научно-технический потенциал; внешнеэкономическая деятельность.[1]
Если объектом сравнительного анализа являются федеральные округа, то количество задач и проблемно-содержательных блоков при оценке социально-экономического положения регионов сокращается. Например, могут быть не задействованы такие блоки, как экология, бюджетная ситуация, межбюджетные отношения, внешнеэкономическая деятельность. Различия могут быть не только в составе задач, но и в наборе показателей.
В данном подходе межрегиональный анализ первичен по отношению к информации. Другими словами, анализ «заказывает» соответствующую информацию. С этим можно согласиться лишь отчасти, так как территориальный анализ имеет целью не только межрегиональные сравнения. Он выполняет и многие другие функции: определение сильных и слабых сторон территории, что важно для стратегического планирования, оценку ресурсного потенциала; маркетинговый анализ и т.д. Кроме того, предлагаемая информационная база ориентирована на субъект федерации, а местный уровень практически выпадает из исследования.
Общая структура системы показателей для анализа социально-экономического развития включает блоки: цели развития — средства их достижения — результаты развития. В этой модели цели развития выступают как системообразующий фактор, увязывающий и подчиняющий все части целого.
5. Унифицированный подход ориентирован на удовлетворение информационных потребностей местной власти. На нем основана «Унифицированная система показателей, характеризующих социально-экономическое положение муниципального образования», утвержденная Госкомстатом России 30 мая 2002 г.
Как отмечено в преамбуле данного документа, эта система показателей «предназначена для использования руководителями муниципальных образований при принятии ими управленческих решений по вопросам, входящим в предметы ведения органов местного самоуправления» в соответствии с ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 154 от 28.08.1995 г.
Следует отметить, что информацию представляют как органы государственной статистики, так и территориальные структуры исполнительной власти (Росземкадаетр, МВД, Пенсионный фонд и др.). Сбор и обмен информацией между органами местного самоуправления и этими структурами осуществляются на безвозмездной основе по федеральной программе статистических работ, финансируемой за счет средств федерального бюджета. Получение иной информации осуществляется на договорной основе.
Данный официальный документ — несомненный шаг вперед в расширении прав и полномочий муниципальной статистики. Он регламентирует возможности получения необходимой местной статистической информации не только по линии государственной статистики, но и от ведомственных учреждений на безвозмездной основе.[8]
В содержательной части, во-первых, предпринята попытка отойти от отраслевого подхода, во-вторых, сделан упор на характеристику непроизводственной сферы территории, в-третьих, практически во всех разделах присутствуют финансовые показатели, характеризующие соответствующую сферу жизнедеятельности муниципалитета.
Однако Унифицированная система показателей, представленная для местного руководства, отражает предметы ведения муниципального образования в соответствии с Законом 1995 г. Статус муниципального образования по этому закону имели только крупные, средние города и административные районы. В 2003 г. принят новый Закон о местном самоуправлении, согласно которому этот статус получают также сельские поселения. Значительно изменились и предметы ведения всех типов муниципальных образований.
Поэтому сегодня не ясно, будет ли действовать данная.система унифицированных показателей для новых муниципальных образований. Будет ли изменено ее содержание в соответствии с определенными новым законом вопросами местного значения? Какая организация будет собирать эту информации? Доступна ли будет эта информация для иных, кроме местной власти, пользователей, и на каких условиях? и другие вопросы.
Таким
образом, на основании анализа применяемых
систем статистики в Российской Федерации
под руководством ФСГС можно сделать вывод
о том, что наиболее рациональной в настоящее
время является система, основой которой
являются унифицированные показатели
муниципальной статистики.
1.3
Показатели муниципальной статистики
К основным задачам муниципальной статистики относятся:
1. Исследование происходящих на муниципальной территории экономических, социальных, духовных, экологических явлений в их взаимосвязи, обобщение и прогнозирование тенденции их развития;
Система показателей муниципальной статистики разрабатывается с учетом особенностей местного сообщества как объекта статистического изучения и задач, которые ставит практика управления муниципальной территорией на основе общих принципов построения систем статистических показателей.
Основными принципами построения системы показателей муниципальной статистики являются:
- соответствие общей методологии принципам построения статистических показателей, используемых отечественной статистикой;
- обеспечение единства методологии построения основных сквозных показателей и их сопоставимости с аналогичными показателями в системе государственной централизованной статистики;
- удовлетворение потребностей местных органов самоуправления в качественной и оперативной информации, отражающей основные социально-экономические явления и процессы, происходящие на муниципальной территории;
- соответствие содержания и состава системы показателей предметам ведения местного образования; положению муниципальной территории и иерархии территориальной структуры.
Для обеспечения комплексного развития муниципальной территории и управления муниципальным образованием необходимы показатели, характеризующие все сферы жизнедеятельности: уровень жизни и занятость населения, производственный и научно технологический потенциал, финансовое состояние, демографическая ситуация, экология, правопорядок. Кроме того, показатели должны характеризовать состояние и развитие муниципального хозяйства на соответствующей территории, т.е. система показателей должна гармонично объединять в себе как статистику состояния и развития региона в целом, так и статистику его муниципального хозяйства. Система показателей муниципальной статистики должна включать относительно небольшое число показателей, но, в то же время, оно должно быть достаточным для глубокого изучения муниципальной территории, для проведения сравнительного анализа и управления муниципальным образованием.[7]
В настоящее время в практической деятельности местных органов власти применяется Унифицированная система показателей, характеризующих социально-экономическое положение муниципального образования, разработанная Федеральной службой государственной статистики и утвержденная в мае 2002 г
Федеральная служба государственной статистики ежегодно ведет мониторинг социально-экономической и политической ситуации в субъектах Российской Федерации, территориальными органами государственной статистики, формируется база по данным годовой статистической отчетности, характеризующей социально-экономическое положение городов и районов Российской Федерации.
Информация о работе Статистический анализ деятельности органов муниципального управления