Статистический анализ бедности в Санкт-Петербурге

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2011 в 10:29, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: выявление региональной модели бедности на примере Санкт-Петербурга.

Задачи работы:

- рассмотреть теоретические аспекты бедности и методику ее оценки.

- провести статистический анализ бедности в Санкт-Петербурге.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические аспекты статистического анализа бедности 5
1.1. Классификация основных подходов к определению и измерению бедности 5
1.2. Методы и показатели измерения бедности 10
2. Статистический анализ бедности в Санкт-Петербурге 15
2.1. Характеристика социально-экономического положения Санкт-Петербурга 15
2.2.Анализ доходов населения Санкт-Петербурга 19
2.2. Анализ расходов населения 22
2.3. Анализ прожиточного минимума 29
2.4. Анализ населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума и дефицит денежного дохода 32
3. Анализ причин бедности в Санкт-Петербурге и методы ее преодоления 40
Заключение 44
Список литературы 47

Работа содержит 1 файл

1509в0409Статистический анализ бедности в Санкт.doc

— 466.00 Кб (Скачать)

     В мировой практике принято выделять несколько уровней бедности. Их характеризуют: стоимость продовольственной корзины  прожиточного минимума; прожиточный  минимум; половина прожиточного минимума; социальный минимум; величина дохода 15-20% наиболее бедного населения; медианный, или средний доход населения страны, определяемый с учетом субъективного восприятия населением степени своей бедности и т.п.

     Согласно  п. 6 ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации", принятого в октябре 1997 г., семья (одиноко проживающий гражданин), среднедушевой доход которой (которого) ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Федерации, считается малоимущей (малоимущим) и имеет право на получение государственной социальной помощи. 2

     Величину  прожиточного минимума на региональном уровне определяют органы исполнительной власти на местах, исходя из локальных  особенностей потребления и ресурсных  возможностей. Порядок расчета прожиточного минимума описан в «Методических рекомендациях» Минтруда России и основан на следующих принципах.

     Прожиточный минимум представляет собой показатель объема и структуры потребления  важнейших материальных благ и услуг  на минимально допустимом уровне, обеспечивающем условия поддержания активного физического состояния взрослых, социального и физического развития детей и подростков.

     Бюджет  прожиточного минимума есть стоимостная  оценка натурального набора прожиточного минимума, кроме того, он включает в себя расходы на налоги и другие обязательные платежи.

     Потребности населения значительно дифференцируются в зависимости от его социально-демографических  характеристик и условий проживания, поэтому прожиточный минимум  рассчитывают не только в среднем на душу населения или семью, но и отдельно для различных категорий: детей (до 7 лет), подростков (7–15 лет), трудоспособных граждан, пенсионеров. Прожиточный минимум конкретной семьи может быть определен исходя из ее фактического состава и величины.

     Основой всех расчетов является набор продуктов  питания прожиточного минимума, включающий продовольственные товары, объединенные в 10 агрегированных групп: хлебопродукты; картофель; овощи; фрукты и ягоды; мясопродукты; молокопродукты; рыбопродукты; яйца; сахар и кондитерские изделия; масло растительное, маргарин.

     Более реальную картину существующей в  стране бедности можно получить, проанализировав  уровень расходов и структуру  фактических потребительских бюджетов населения. Семьи, тратящие половину и  более своего совокупного дохода на питание, считаются бедными. Данный критерий широко используется уже в течение многих десятилетий.

     Основные  показатели бедности определяются формулой, предложенной Джеймсом Фостером (James Foster), Джоэлом Гриером (Joel Greer) и Эриком Торбеке (Erik Thorbecke):

      ,3

     где P — общий показатель бедности;

     a — параметр, показывающий о каком  именно показателе бедности идет  речь;

     Zh — черта бедности отдельного  домохозяйства h, которая зависит  от его состава;

     Yh — уровень дохода отдельного домохозяйства h;

     q — количество бедных домохозяйств;

     H — общее количество домохозяйств.

     На  основе формулы Фостера-Гриера-Торбеке  определяются основные показатели бедности:

     коэффициент бедности и уровень бедности (a = 0);

     индекс  глубины бедности (a = 1);

     индекс остроты бедности (a = 2).

     Коэффициент бедности (доля бедных домохозяйств в  общем количестве домохозяйств): .4

     Уровень бедности (процент бедных домохозяйств в общем количестве домохозяйств): .5

     Следует отметить, что коэффициент бедности и уровень бедности характеризуют только степень распространенности бедности и не позволяют оценить, насколько доходы бедных домохозяйств ниже границы бедности.

     Индекс  глубины бедности: .6

     Индекс  глубины бедности позволяет оценить  насколько ниже относительно черты  бедности расположены доходы бедных домохозяйств.

     Индекс  остроты бедности: .7

     Для административных целей используются так называемые стандарты Административно-бюджетного управления (АБУ), представляющие собой  округленные и несколько упрощенные стандарты Бюро переписи, которые используются только как ориентиры для установления круга получателей помощи по ряду федеральных, главным образом продовольственных (включающих продовольственные талоны) программ. В рамках каждой из них показатель нуждаемости определяется по собственным критериям. В результате устанавливается несколько уровней дохода, дающих получателю право на помощь.

     В ряде стран Западной Европы в настоящее  время не существует официально признанной границы бедности. За стандарт нуждаемости  условно принимается порог назначения социальной помощи (в Германии) или уровень социального пособия (в Швеции). Тем не менее черту бедности для этих (и других) стран рассчитывают международные организации - ЕВРОСТАТ и Всемирный банк.

     Понятию административного стандарта бедности близко понятие финансовой бедности, применяемое в ряде развитых стран для расчета дохода граждан до и после предоставления социальных трансфертов (так называемые дотрансфертные и послетрансфертные уровни бедности).

     Выделяют  также социальную и экономическую бедность. Социальная бедность отождествляется прежде всего с традиционно малоимущими и слабозащищенными категориями населения (многодетными и неполными семьями с детьми, одинокими пенсионерами, инвалидами), испытывающими, с одной стороны, большую иждивенческую нагрузку, с другой - особые сложности с трудоустройством. Экономическая бедность - понятие, относящееся к трудоспособным гражданам, не обеспечивающим себе социально приемлемого уровня жизни, и определяемое условиями функционирования рынка труда (безработицей, нестабильной занятостью, преобладанием низкооплачиваемых рабочих мест и т.д.).

     Один  из методов идентификации бедности - изучение получателей социальной помощи и пособий. В особом ряду стоят  комбинированные показатели измерения  бедности, включающие комплекс унифицированных минимальных пороговых значений отдельных индикаторов уровня жизни, например, индекс нищеты населения - ИНН (Human Poverty Index), рассчитываемый Программой развития ООН отдельно для развивающихся (ИНН 1) и развитых (ИНН 2) стран.

     Существуют  подходы, базирующиеся на учете и  анализе не только материальных, но и отдельных социальных факторов, как то: соблюдение гражданских прав и свобод с позиции социального  исключения (отторжения) и лишений (что, в свою очередь, может определяться десятками признаков)*; частичное или усеченное гражданство и др. В Западной Европе бедность зачастую ассоциируется с социальной несправедливостью.

     Анализ  статистических данных в динамике позволяет  судить о глубине социального  расслоения, показывает характер воспроизводства бедности, неоднозначность и разновекторность этого процесса. Состав категории бедных постоянно меняется: одни переходят из нее в группу более обеспеченных, другие, наоборот, по тем или иным причинам в нее попадают.

     Таким образом, официальные расчеты показателей бедности основываются на данных о численности и доле населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума.  

 

     2. Статистический анализ  бедности в Санкт-Петербурге

2.1. Характеристика социально-экономического  положения Санкт-Петербурга

    Санкт-Петербург - самый северный из числа крупнейших городов мира. Его географические координаты - 59°57' северной широты и 30°19' восточной долготы. Площадь города составляет 606 кв. км, а с пригородами -1439 кв. км.

    Высокоширотным положением города объясняется явление белых ночей. Белые ночи наступают 25-26 мая, когда солнце опускается за горизонт не более чем на 9°, и вечерние сумерки практически сливаются с утренними. Наибольшая продолжительность дня приходится на 21-22 июня (18 ч. 53 мин.); заканчиваются белые ночи 16-17 июля. Продолжительность белых ночей в общей сложности более 50 дней.

    Город расположен на 47 островах Невской дельты. Самые большие из них - Васильевский и Петроградский.

    Город нередко подвергается наводнениям. Чаще всего они бывают осенью, при ураганных западных ветрах. За все существование города Нева более 300 paз поднималась выше своего обычного уровня. Самое крупное наводнение случилось 7 ноября 1824 года, когда вода поднялась на 4, 1 м выше ординара. Последнее наводнение которое поставило в тупик всех гидрометеорологов и прогнозистов произошло 9 января 2005 года, вода зимой при ставшем льде Невы поднялась на 2,5 метра и подтопила город. Но это черезвычайно редкое явление для зимнего периода.

    Численность населения - 4 572 тыс. чел. (3,21% от РФ, 4 место в РФ).

    Национальный  состав: Русские 85%,Украинцы 1,9%, Белорусы 1%Евреи 0,8%, Татары 0,7% , Армяне 0,4%.8 

    Рис. 2.1. Динамика численности населения9 

    Из  рисунка видно, что в 2007-2008 году продолжается рост численности населения Санкт-Петербурга:

    • за отчетный квартал численность населения возросла на 3,7 тыс. человек, или на 0,08%  (за 2-й квартал – на 1 тыс. чел.)
    • по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сокращение (на 1,1 тыс. чел. в 3-м квартале 2007 г.) сменилось ростом численности населения.

    Социально-экономическое  развитие региона по итогам 2008 года можно назвать стабильным. Несмотря на мировой экономический кризис, основные показатели экономического и  социального развития Санкт-Петербурга в январе-декабре 2008 года показали положительную динамику.

    Оборот  организаций достиг 3934,5 млрд. рублей и увеличился на 25,9 % в действующих  ценах по сравнению с уровнем  аналогичного периода прошлого года.

    Индекс  промышленного производства в январе-декабре  2008 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил 104,1%, в том числе в обрабатывающих производствах – 104,1%. Обрабатывающими предприятиями города отгружено продукции на сумму 696 млрд. рублей, что на 22,4 % в действующих ценах превысило уровень аналогичного периода прошлого года.

    В структуре отгруженных товаров  обрабатывающих производств 26,7% занимают пищевые продукты, напитки и табак, 33 % – продукция машиностроения,  17% – продукция металлургии и  готовые металлические изделия.

    В январе - декабре 2008 года по сравнению  с аналогичным периодом прошлого года сборка легковых автомобилей из импортных комплектующих изделий  и деталей увеличилась в 8,4 раз,  стальных труб – на 46,8%, готового проката  черных металлов – на 16,8 %, стеновых материалов – на 47,6%, лакокрасочных материалов – на 9,8%,   картона – на 8,2 %. 

    Оборот  обрабатывающих производств по итогам января-декабря 2008 года возрос на 19,5 %  по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил  723,6 млрд. рублей.10

    Объем услуг организаций транспорта  в январе-декабре 2008 года увеличился на 45,5 % в действующих ценах и  достиг 302,5 млрд. рублей. Всеми видами транспорта (без учета железнодорожного) перевезено 105,4 млн. тонн грузов (100% к  соответствующему периоду 2007 года).  Грузооборот увеличился по сравнению с январем-декабрем 2007 года на 0,3 % и составил 68,9 млрд. тонно-км. В том числе грузооборот автомобильного транспорта увеличился  на 38,9%, трубопроводного - возрос на 3,4%.

    Объем услуг связи за январь-декабрь 2008 года увеличился до 93,7 млрд. рублей (115,1 % в действующих ценах к январю-декабрю 2007 года).

    Строительными организациями Санкт-Петербурга  в январе-декабре 2008 года выполнено  работ на сумму 363,1 млрд. рублей (102 % к январю-декабрю  2007 года). Ввод в действие жилья по итогам января-декабря 2008 года увеличился по сравнению аналогичным периодом прошлого года на 21,8 % и составил  3211,6 тыс. кв. м.

Информация о работе Статистический анализ бедности в Санкт-Петербурге