Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 14:01, курсовая работа
Цель курсовой работы изучить рынок труда и рабочей силы, дать понятие экономически активного и неактивного населения, показать движения рабочей силы, провести статистическое исследование по рынку труда и занятости и безработицы в Российской Федерации.
Объектом изучения курсовой работы являются причины и виды безработицы, исследование специфики проблемы занятости населения в Российской Федерации.
Задачи курсовой работы: рассмотреть понятие, причины и виды безработицы; выявить проблемы регулирования уровня безработицы; проанализировать уровень безработицы на современном этапе, рассмотреть виды занятости населения.
Введение 3
1. Безработица как социально-экономическое явление 5
1.1 Понятие, сущность, виды безработицы 5
1.2 Социально-экономические последствия безработицы 9
2. Занятость населения России на сегодняшний день 11
2.1 Формирование российского рынка труда 11
2.2 Общероссийский классификатор занятий 14
2.3 Методы борьбы с безработицей 17
3. Статистические данные о занятости и безработицы в 2011 году 24
Заключение 36
Список литературы 38
2. Проблемы занятости населения Российской Федерации на современном этапе
2.1
Особенности формирования
российского рынка
труда и его
типология
Рынок труда имеет сложное строение. Прежде всего, из общей численности населения нужно выделить ту его часть, которая способна работать по найму. Но способность работать по найму не совпадает с понятием «трудоспособное население», к которому статистика относит лиц определённого возраста (у нас, например, это мужчины в возрасте от 16 до 60 лет и женщины в возрасте от 16 до 55).
С мая 1993 года в России осуществлен переход на используемую международным сообществом систему трудовой классификации населения. В ней базовыми являются: экономически активное население, экономически неактивное население, занятые и безработные.[9,c.456]
В основе формирования и развития международного рынка труда лежит ряд весомых обстоятельства: процесс интернационализации производства и специфическое капиталистическое восприятие рабочей силы в качестве одного из элементов в общем перечне затрат. Отчужденное отношение к труду как к безликому экономическому агрегату, изначально присущее капиталу, с еще большей силой проявляет себя с ростом масштабов производства, с его интернационализацией. Труд, в его конкретном выражении, оказывается уже на самых низших уровнях иерархии экономических забот.
Такое “безразличие” капитала к конкретным формам трудовых затрат придало ему со временем необычайную гибкость и мобильность и в то же время заставило постоянно искать выгодные, взаимозаменяемые источники труда. Сам процесс капиталистической интернационализации производства изначально определяется уже природой самого капитала. Еще К. Маркс предсказывал в свое время, что “действительная задача буржуазного общества – это создание нового рынка и производства, покоящегося на базисе этого рынка. В данном случае имеется в виду не только рынок товаров и капиталов, но и рынок рабочей силы, хотя Маркс напрямую об этом не говорит.[11,c.85]
Статус занятости определяется для экономически активного населения (то есть как для занятых, так и для безработных).
Экономически активное население (рабочая сила) – лица в возрасте, установленном для определения экономической активности населения, которые в рассматриваемый период считаются занятыми или безработными.
К занятым, согласно классификации Международной организации труда (МОТ), относят лиц обоего пола в трудоспособном возрасте, а также тех лиц старших и младших возрастов, которые в рассматриваемый период:
Безработный – статус субъекта рынка труда, физическое лицо, не имеющее работы. По определению МОТ, безработным считается любой, кто на данный момент времени помимо своей воли не имеет работы, ищет работу и готов приступить к ней.
К безработным относятся лица 16 лет и старше, которые в рассматриваемый период:
Для отнесения к безработным должны присутствовать все три критерия. По методике МОТ, к безработным могут быть отнесены также учащиеся, студенты, пенсионеры и инвалиды, если они занимались поиском работы и были готовы к ней приступить (хотя в ином случае данные категории людей формально не включаются в состав экономически активного населения), В соответствии с Законом о занятости в Российской Федерации к безработным в России также относят тех, кто проходит обучение или переподготовку по направлению службы занятости.[8,c.76]
Экономически неактивное население – население, не входящее в состав рабочей силы. Оно включает в себя:
Рынок
труда включает не только экономические,
но и социальн-правовые и психологические
отношения. В разных странах формирование
этих отношений исторически
2.2
Общероссийский классификатор
занятий
Общероссийский классификатор занятий (далее ОКЗ) разработан в соответствии с Государственной программой перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики, исходя из требований развития рыночной экономики.
ОКЗ представляет собой систематизированный перечень видов трудовой деятельности, позволяющий достигнуть единообразия их наименований и обеспечить возможность проведения статистических сравнений, учета и анализа в интересах осуществления рациональной политики занятости.
Систематизация видов трудовой деятельности (занятий), принятая в ОКЗ, в основном соответствует Международной стандартной классификации занятий (МСКЗ) и имеет иерархическую, четырехуровневую структуру.
ОКЗ предназначен для решения широкого круга задач, касающихся регулирования социально-трудовых отношений, а также связанных с оценкой состояния и динамики изменений структуры рабочей силы, анализом и прогнозом показателей в сфере занятости и профессионального образования.
Классификационной единицей ОКЗ является вид трудовой деятельности (занятие), основу которого составляет квалификация (профессиональное мастерство) и профессиональная специализация. В отличие от профессии, подразумевающей обязательную профессиональную подготовку, под занятием понимают любой вид деятельности, в том числе, не требующий специальной подготовки, приносящий заработок или доход.
Объектами
классификации являются однородные,
с точки зрения содержания работ,
укрупненные группировки
Структурно классификатор состоит из девяти укрупненных групп, подразделяющихся на подгруппы, составные группы и базовые группы.
В классификаторе приняты следующие укрупненные группы:
1.
Руководители (представители) органов
власти и управления всех
2.
Специалисты высшего уровня
3. Специалисты среднего уровня квалификации.
4.
Служащие, занятые подготовкой
5.
Работники сферы обслуживания, жилищно-коммунального
хозяйства, торговли и
6.
Квалифицированные работники
7.
Квалифицированные рабочие
8.
Операторы, аппаратчики,
9. Неквалифицированные рабочие.
В качестве признаков для определения общности (сходства) работ и группировки занятий положены характеристики занятий: содержание функций (выполняемых работ), предметы и орудия труда, масштаб и сложность руководства, конечные результаты трудовой деятельности и др., определяющие квалификацию и специализацию работников.
Критерием квалификации является уровень образования (профессиональная подготовка) и опыт (стаж) практической работы, которые в совокупности образуют необходимые предпосылки для выполнения работы определенной сложности. Указанный критерий применяют для идентификации всех видов трудовой деятельности и формирования укрупненных групп, за исключением группы: руководителей (представителей) органов власти и управления всех уровней, включая руководителей учреждений, организаций и предприятий.
В ОКЗ выделено четыре уровня квалификации:
При
классификации занятий
Критерий профессиональной специализации характеризуется сферой приложения труда. На основании этого критерия определяют тип необходимых знаний, умений и навыков, требуемых для выполнения обязанностей и трудовых функций по определенным видам занятий. Его используют в качестве основы при определении видов деятельности, производственных процессов, обрабатываемых сырья и материалов, результатов труда и т.п.
На каждом последующем уровне сгруппированы виды занятий с учетом более глубокой специализации.
Подгруппы в ОКЗ сформированы на основе критерия профессиональной специализации. В одном случае это тип необходимых знаний, в другом - используемые инструменты, применяемые материалы или вид производимого продукта и оказываемых услуг. По данному критерию образованы также составные группы. Для отнесения занятий к базовым группам, кроме этого критерия, применяют и другие в зависимости от специфики конкретной группы занятий.
Если занятие охватывает широкий круг профессиональных функций, то его классификацию осуществляют с использованием принципа приоритетности. Так, в случаях, когда функции работника связаны с различными стадиями процесса производства и распределения товаров и услуг, приоритет отдают производственным функциям, если при этом такие функции как продажа, транспортное обслуживание или управление производственным процессом и т.п. не доминируют. Если для выполнения профессиональных функций необходимы подготовка различного уровня и практический опыт, то занятия классифицируют в соответствии с теми функциями, реализация которых требует более высокого уровня квалификации.
В зависимости от уровня укрупнения групп занятий кодирование осуществляют одним, двумя, тремя или четырьмя знаками.
Общая схема кодирования в ОКЗ имеет вид:
Х Х Х Х Х
| | | | |
| | | | +--------------------------- Контрольное число
| | | +-----------------------------
Информация о работе Статистические данные о занятости и безработицы в 2011 году