Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2012 в 15:24, курсовая работа
Для реализации цели исследования поставим следующие задачи:
- рассмотреть понятие качества продукции и его показатели;
- исследовать понятие конкурентоспособности продукции;
- провести оценку качества и конкурентоспособности продукции на примере предприятия «Мега» ИП Ефремова Г.Г. города Чебоксары;
- выявить направления совершенствования качества продукции как основного элемента конкурентоспособности.
Введение……………………………………………………………
1. Понятие и показатели качества и конкурентоспособности …
1.1. Понятие и показатели, характеризующие качество продукции …..
1.2. Понятие и показатели, дающие оценку конкурентоспособности….
2.Статистический анализ качества и конкурентоспособности продукции………
2.1.Статистическая оценка качества продукции…
2.2. Статистическая оценка конкурентоспособности продукции…
3. Направления совершенствования качества продукции как основного элемента конкурентоспособности продукции…………………….
- по оси абсцисс – значения показателя Рi, по оси ординат – оценки показателя;
- Кi; определяют тенденцию изменения зависимости в интервале между главными точками и строят график. При использовании вычислительных машин кривые необходимо аппроксимировать подходящими аналитическими функциями.
Комплексный метод оценки уровня качества продукции осуществляется с использованием комплексных (обобщенных) показателей качества[7].
Следует обратить внимание, что комплексная оценка не дает представления об отдельных свойствах продукции; комплексные показатели можно получать при разном сочетании единичных показателей. Поэтому комплексные показатели должны дополнять, а не заменять отдельные показатели качества.
Комплексный показатель характеризует совокупность взаимосвязанных свойств (сложное свойство) из всего множества свойств, образующих качество продукции и выражается одним числом, что позволяет на практике сравнивать большое число показателей качество продукции с таким же количеством базовых показателей. Он отражает такую совокупность свойств продукции, по которой принято решение оценивать качество продукции. Комплексные показатели определяют для усеченного и иерархического «деревьев» свойств качества.
С точки зрения оценивания качества, качество представляют в виде иерархической структуры «деревьев свойств». На самом низком (нулевом) уровне «иерархического дерева свойств» находится качество как обобщенное комплексное свойство продукции, на самом верхнем – простые единичные свойства.
Построение «иерархического дерева качества» начинают с составления перечня единичных показателей качества (единичных свойств), которые могут оказаться существенными для решаемой задачи оценивания качества.
В «дерево свойств» не следует включать показатели, находящиеся в функциональной зависимости с другими показателями «дерева». Выбор единичных показателей качества обосновывают.
После составления списка показателей, их объединяют в группы по характеризуемым свойствам: назначения, технологичности, безопасности и другие.
Коэффициенты весомости показателей качества, требующиеся для определения комплексных показателей качества в усеченном дереве свойств, определяются экспертным методом ранжирования.
Экспертные методы применяются при решении следующих задач:
- Формулирование и уточнение цели оценки качества продукции;
- Разработка классификации продукции и потребителей;
- Построение иерархической структурной схемы показателей качества;
- Определение коэффициентов весомости показателей;
- Определение базовых значений показателей и другие.
Применение экспертного метода предполагает соблюдение следующих условий:
- экспертная оценка производится в случае невозможности использования более объективных методов для решения вопроса;
- мнения экспертов должны быть независимыми;
- формулировка вопросов, поставленных перед экспертами, должна исключать возможность различного толкования;
- эксперты должны быть компетентны в решаемых вопросах;
- количество экспертов должно быть оптимальным;
- ответы экспертов должны быть однозначными и обеспечивать возможность их математической обработки.
К недостаткам экспертного метода следует отнести присущий ему субъективизм, а также явление конформизма – влияние преобладающего в группе суждения на мнение эксперта.
Сущность экспертного метода ранжирования. Ранжирование предполагает расстановку объектов измерений или показателей качества в порядке их предпочтения или важности. Для этого экспертам предлагают проранжировать (упорядочить) параметры в порядке возрастания важности, то есть минимальный ранг аij = 1 получает наименее важный показатель, следующий, наименее важный из оставшихся, получает ранг аij = 2 и так далее. Наиболее важному показателю присваивается ранг n. Часто в процессе экспертного опроса возникает ситуация, когда эксперт не может провести четкого разграничения между двумя или несколькими членами ряда. В таком случае вводятся «связанные ранги». Степень согласованности экспертов (коэффициент конкордации W) определяется по результатам ранжирования.
Коэффициент весомости qi определяют по формуле:
qi = аi / S ai ,
где аi – сумма баллов, присвоенных всеми экспертами по i-му показателю качества;
S ai – сумма балов, присвоенных всеми экспертами по всем показателям.
Степень согласованности мнений экспертов характеризуется коэффициентом конкордации W. Коэффициент конкордации W вычисляется по формуле:
W = 12*S / [n2 * (m3 – m)], (3)
где S – сумма квадратов отклонений суммы рангов каждого объекта экспертизы от среднеарифметического рангов;
n – число экспертов;
m – число показателей качества.
Коэффициент конкордации может принимать значения от 0 (при отсутствии согласованности) до 1 (при полном единодушии).
Если коэффициент конкордации имеет недостаточно высокое значение, то с экспертами проводятся тренировки и обсуждают результаты и анализирую ошибки.
Подводя итог, отметим, что качество для потребителей определяется по формуле:
где Qc- качество для потребителя;
Qp- качество продукции;
Qstg – качество сопутствующих товаров им услуг;
Qs – качество сервисного обслуживания.
Таким образом, качество продукции является важнейшим показателем деятельности предприятия. Основными показателями качества являются эргономические, эстетические, экономические показатели, а также показатели технологичности и надежности.
Далее рассмотрим важнейший критерий, определяющий возможности функционирования и развития предприятия в условиях рыночной экономики - конкурентоспособность продукции.
1.2. Понятие и показатели, дающие оценку конкурентоспособности
Для того, чтобы более полно осветить сущность конкурентоспособности продукции необходимо дать как можно полное представление о конкурентоспособности.
Конкурентоспособность – это свойство объекта, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке. Конкурентоспособность определяет способность выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке. [8]
Конкурентоспособность объекта определяется по отношению к конкретному рынку, либо к конкретной группе потребителей, формируемой по соответствующим признакам стратегической сегментации рынка. Если не указан рынок, на котором конкурентоспособен объект, это означает, что данный объект в конкретное время является лучшим мировым образцом. В условиях рыночных отношений конкурентоспособность характеризует степень развития общества. Чем выше конкурентоспособность страны, тем выше жизненный уровень в этой стране.
Конкурентоспособность предприятия – это относительная характеристика, которая выражает отличия развития данной фирмы от развития конкурентных фирм по степени удовлетворения своими товарами потребности людей и по эффективности производственной деятельности. Конкурентоспособность предприятия характеризует возможности и динамику его приспособления к условиям рыночной конкуренции.[9]
Сформулируем общие принципы, которые дают конкурентные преимущества производителям:
1. Нацеленность всех и каждого работника на действие, на продолжение начатого дела.
2. Близость предприятия к клиенту.
3. Создание автономии и творческой атмосферы на предприятии.
4. Рост производительности благодаря использованию способностей людей и их желанию работать.
5. Демонстрация важности общих для предприятия ценностей.
6. Умение твердо стоять на своем.
7. Простота организации, минимум уровней управления и служебного персонала.
8. Умение быть одновременно мягким и жестким. Держать под жестким контролем наиболее важные проблемы и передавать подчиненным менее важные.
Как показывает мировая практика рыночных отношений, взаимосвязанное решение этих проблем и использование данных принципов гарантирует повышение конкурентоспособности предприятия.[10]
Конкурентоспособность продукции и конкурентоспособность предприятия–производителя продукции соотносятся между собой как часть и целое. Возможность компании конкурировать на определенном товарном рынке непосредственно зависит от конкурентоспособности товара и совокупности экономических методов деятельности предприятия, оказывающих воздействие на результаты конкурентной борьбы.
Поскольку конкуренция предприятий на рынке принимает вид конкуренции самой продукции, возрастает значение свойств, сообщаемых продукции предприятия, изготовившего и продающего ее на мировом рынке. Для того, чтобы более полно осветить сущность конкурентоспособности продукции, на наш взгляд, необходимо дать как можно полное представление о продукции (товаре).
Как известно, товар - главный объект на рынке. Он имеет стоимость и потребительную стоимость (или ценность), обладает определенным качеством, техническим уровнем и надежностью, задаваемой потребителями полезностью, показателями эффективности в производстве и потреблении, другими весьма важными характеристиками. Именно в товаре находят отражение все особенности и противоречия рыночных отношений в экономике.
В литературе определяется, что конкурентоспособность товара - это такой уровень его экономическо-технических, эксплуатационных параметров, который позволяет выдержать соперничество (конкуренцию) с другими аналогичными товарами на рынке[11].
Кроме того, конкурентоспособность, сравнительная характеристика товара, содержащая комплексную оценку всей совокупности производственных, коммерческих, организационных и экономических показателей относительно выявленных требований рынка или свойств другого товара. Она определяется совокупностью потребительских свойств данного товара - конкурента по степени соответствия общественным потребностям с учетом затрат на их удовлетворение, условий поставки и эксплуатации в процессе производственного и (или) личного потребления[12].
Рассмотрим отдельно все составляющие показатели конкурентоспособности товара.
Так, технические показатели товара определяются оценкой соответствия его технического уровня, качества и надежности современным требованиям, которые выдвигаются потребителями на рынке. Эти требования наиболее полно отражают их общественные и индивидуальные потребности при достигнутом (прогнозируемом) уровне социально-экономического развития и научно-технического прогресса как у нас в стране, так и за рубежом.
Основные требования потребителей к техническим показателям находят отражение в национальном и международном стандартах.
Под стандартизацией понимают разработку и установление технических показателей (норм) для принятой к выпуску продукции, способов ее маркировки, упаковки, транспортировки и хранения. Документ, которым определяется (нормируется), стандартизируемый продукт, называется стандартом. Он является не только техническим, но и государственным документом. Стандарты включают в себя полную характеристику товара и содержат технические условия на его изготовление, правила приемки, сортировки, упаковки, маркировки, транспортировки и хранения. При оценке качества товара, прежде всего, определяется его соответствие стандартам.
Соответствие стандартам это регламентируемый потребительский параметр, нарушение которого сводит конкурентоспособность товара к нулю.[13]
Качество товара - это степень достижения установленного технического уровня при производстве каждой единицы товарной продукции. Оно определяется либо органолептическим методом (при помощи органов чувств), либо лабораторными исследованиями с использованием приборов аппаратов, реактивов и других технических средств.
Техническая конкурентоспособность товаров - показатель весьма гибкий и динамичный. Он перманентно меняется в соответствии с темпами научно-технического прогресса, происходящего как внутри страны, так и у ведущих мировых производителей той или иной продукции.
На наш взгляд, целесообразно рассмотреть также коммерческие условия конкурентоспособности. К ним относят:
- ценовые показатели;
- показатели, характеризующие условия поставок и платежей за поставляемые товары;
- показатели, характеризующие особенности действующей на рынке производителей и потребителей налоговой и таможенной системы;
- показатели, отражающие степень ответственности продавцов за выполнение обязательств и гарантий.
Уровень цены непосредственным образом определяет ценовую конкурентоспособность товара. Понятно, что чем ниже уровень, тем при прочих равных условиях выше конкурентоспособность производимой продукции на рынке и, значит, предпочтительнее позиции ее изготовителя в соперничестве с другими производителями аналогичной продукции. И наоборот, более высокий уровень цены снижает ценовую конкурентоспособность товаров, сводя ее нередко к нулю. С учетом данных условий и формируется ценовая политика в борьбе за повышение конкурентоспособности производимых товаров.
Информация о работе Статистическая оценка качества и конкурентоспособности продукции