Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2013 в 14:48, курсовая работа
Цель данной работы –проследить изменения уровня и динамики цен в России. Поставленная цель определила следующие задачи исследования:
выявить особенности цены как объекта оценки;
определить значение цен в экономическом механизме ;
проанализировать состояние российского рынка цен и те факторы, которые могут влиять на дальнейшее развитие ценовой политики;
предложить идеи рационального поведения в условиях роста цен.
Введение. 3
Глава 1.Теоретические основы изучения уровня и динамики цен. 5
1.1 Понятие и сущность цен. 5
1.2 Социально-экономическое значение статистического изучения цен. 12
1.3 Статистическое наблюдение за уровнем и динамикой цен по товарам-представителям. 16
Глава 2.Статистический анализ. 20
2.1.Статистический анализ динамики стоимости женских зимних сапог с верхом из натуральной кожи. 21
2.2.Статистический анализ динамики стоимости хлеба и булочных изделий из пшеничной муки высшего сорта. 23
Глава 3.Выводы и рекомендации. 26
Заключение. 33
Список литературы. 34
транспортировке, испарении (молоко в цистернах), трудноудаляемые остатки
(мед), избыточное содержание влаги (хлопок, шерсть) ;
- надбавка за индивидуальность заказа;
- надбавка за повышенное качество;
- надбавка за рассрочку платежа;
- надбавка за дополнительные услуги;
- наценки за упаковку, тару.
В условиях развитого рынка основным видом цен являются свободные от жесткого регулирования цены, а ценообразование становится инструментом маркетинга. Выработка ценовой стратегии в первую очередь зависит от целей, преследуемых фирмой на рынке. Это, как правило, максимизация прибыли или доли на рынке, достижение стабильного положения. В процессе ценообразования учитываются такие факторы, как спрос (закон спроса, ценовая эластичность спроса, психологическое восприятие цены), полные и предельные издержки, цены и возможности конкурентов, влияние других участников канала товародвижения, законодательные ограничения цен, различные характеристики товара.
Свободная калькуляция цены не означает ее полной стихийности и
необузданности. В большинстве развитых стран мира на разных этапах
экономического развития проводилась политика сочетания регулируемых и свободных цен. Например, в Германии и США только в 70-х годах были отменены вертикально фиксированные (основанные на твердых договорах между промышленностью и торговлей) цены, постоянно снижается роль рекомендуемых цен (торговые фирмы могут несколько изменять уровень цен, предлагаемый производителем при поставках).Снижение доли фиксированных цен сопровождается ростом эффективности экономического (налогового) регулирования цен. НДС используется более чем в 40 странах мира (в 17 членах ЕЭС) и считается эффективной формой налогообложения благодаря универсальности, стимулированию роста доходов, а
не расходов. Во Франции, например, с 1989 г. действуют три ставки НДС:
5,5% - на товары и услуги первой необходимости;
18,6% - на все товары и
28% - на предметы роскоши, алкоголь, табак.[2]
По соглашению в
рамках ЕС в дальнейшем
останутся только две ставки
-нормальная и сниженная.
Кроме экономического регулирования цен широко применяется система административных (законодательных) мер. Нарушители подвергаются судебному наказанию в виде штрафа или тюремного заключения. Например, в США законодательно запрещены ценовые соглашения между производителями, оптовой и розничной торговлей, контролирование производителями и оптовиками розничных цен на свои товары. В Австрии министр экономики устанавливает либо верхний предел цен социально значимых товаров и услуг, либо «ножницы» цен. Контроль осуществляют местные органы самоуправления и «социальные
партнеры» (профсоюзы и др.). Во Франции широко применяются обязательства между финансовой администрацией и конфедерациями предприятий, определяющие предельные уровни или индексы цен на некоторые товары, улучшение качества как условие роста цен на новую продукцию и т. д. Для усиления контроля государство субсидирует ассоциации потребителей. Контроль ужесточается при обострении инфляции (например, в 1980-1981 гг., когда инфляция достигала 10%).
Статистика цен — составная
часть социально-экономической
Цена является важнейшим стоимостным измерителем. Цену как объект изучения статистики цен следует рассматривать с позиций макро- и микроэкономики. С позиций макроэкономики на цену воздействуют отраслевые пропорции, системы распределения национального дохода, налогообложения и кредитования, порядок формирования затрат и т. д. С микроэкономических позиций цена рассматривается как механизм, функционирующий на уровне конкретного предприятия, фирмы, с помощью которого можно обеспечить прибыль.
Цены формируются в процессе как производства, так и обмена товаров. Значение цен в экономическом механизме велико. Коренные из- мененияв экономике России и ее государственном устройстве, связанные с переходом на рыночные основы хозяйствования, привели к радикальной ломке прежнего механизма управления, в том числе и в ценообразовании. В условиях плановой экономики цены устанавливались централизованно. Система цен строилась по цепочке, последовательно переходя от продукции добывающих и сырьевых отраслей к продукции передельного цикла и товарам народного потребления.[4]
Плановые цены отличались относительной устойчивостью, стабильностью. Но чем дольше они действовали, тем больше формировался отрыв конкретных цен от реальной величины затрат, тем больше цены превращались в «кривое зеркало», что приводило к еще большим ошибкам в планировании экономики. Эти противоречия решались, в основном, путем периодических пересмотров цен — общих (например, сметных норм и цен в строительстве в 1969 и в 1984 гг.) либо частичных или по отдельным прейскурантам или их группе (например, пересмотр оптовых цен на продукцию машиностроения и легкой промышленности в 1973 г)
Пересмотры прейскурантных цен в СССР были осуществлены 1936,1949, 1956, 1967, 1973, 1982, 1990, 1991 гг.
В рыночной экономике цена широко реализует свою балансирующую функцию. Она заключается в том, что с помощью цен достигается баланс между производством и потреблением, предложением и спросом. Цена должна заинтересовывать производителя в повышении качества и расширении ассортимента товаров с учетом спроса.
Сущность цены проявляется не только в ее балансирующей функции. Государством широко используется распределительная функция цены, которая предполагает возможность распределения и пере-
распределения произведенной стоимости между отдельными отраслями и секторами экономики, между различными регионами, отдельными социальными группами населения и т. д. Именно через эту функцию цены государство в значительной мере решает социальные проблемы общества.
Цена выполняет также критериальную функцию, поскольку является соизмерителем, с одной стороны, затрат, с другой — результатов труда. Соотношение между результатом и затратами характеризует эффективность затрат.
Не рассматривая подробно все функции цены в рыночном механизме хозяйствования, отметим лишь то, что они действуют не изолированно, а в сложном взаимодействии и взаимосвязи. В тесной взаимосвязи действуют в сфере экономических отношений и различные виды цен, составляющие единую систему цен, которые можно классифицировать. Так, с учетом сферы товарного обращения выделяются цены производителей и потребительские. Кроме того, цены можно классифицировать в зависимости от отраслевого признака, от назначения товаров и услуг, от уровня регулирования цен и т. д.
Для получения объективной статистической информации о ценовых процессах потребовалось решить две проблемы:
Основы совершенствования методологии статистики цен были заложены к концу 1991 г. (накануне либерализации цен в январе 1992 г.). Внедрение этой методологии осуществлялось постепенно, по мере накопления опыта работы и изучения потребностей управления экономикой.
С момента либерализации цен (в январе 1992 г.) решалась задача построения логической системы показателей статистики цен, которая peaлизует построение по единым методологическим принципам системы на блюдения за уровнем и изменением цен во всех секторах экономики
Система показателей статистики
цен представляет собой совокупность
взаимосвязанных и
При построении системы показателей статистики цен предусматривается и определенная ее согласованность с показателями других направлений статистики (статистики промышленности, сельского хозяйства, капитального строительства, транспорта, торговли) и статистики, изучающей функциональные аспекты (потребление, уровень жизни, финансы).
Задачи статистики цен
на современном этапе можно
В ходе реформирования отечественной
государственной статистики изменилась
система сбора ценовой
С первого полугодия 1989 г. в практике отечественной статистики стал использоваться метод несплошного наблюдения за изменением цен ! по товарам-представителям. Вначале этот метод был внедрен при изучении динамики цен производителей продукции промышленности и потребительских цен, а затем и в других отраслях экономики.
При формировании совокупности товаров-представителей осуществляются:
Выборочная сеть базовых организаций для регистрации цен и тарифов на товары и услуги формируется во всех секторах экономики. В каждом субъекте РФ отбираются крупные, средние и малые организации, занимающие соответствующие доли как в объемах производства, так и Реализации товаров и услуг.
Из общего перечня крупных
и средних организаций в
Малые предприятия включаются в список базовых организаций при условии, если выпускаемая ими продукция является основой формирования экономических показателей по какой-либо отрасли экономики.
В сферу наблюдения за ценами (тарифами) репрезентативно включаются организации всех форм собственности и организационно-правовых форм (государственные, муниципальные, частные и т. д.).
Отбор товаров и услуг-представителей формируется на федеральном уровне и остается неизменным в течение длительного времени (как правило, не менее года).
Основным принципом отбора товаров для регистрации цен является представительность отобранных их видов для характеристики динамики цен по товарным группам, подотраслям и отраслям экономики региона и России в целом. В основу выборки товаров положено предположение, что изменение цен на отобранные для наблюдения виды товаров и на товары, не попавшие в выборку, но являющиеся продукцией той же конкретной товарной группы, близки по своему значению как в организации, участвующей в наблюдении, так и в других организациях, не отобранных для обследования.
Информация о работе Социально-экономическое изучение уровня и динамики цен