Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 00:07, реферат
Цель работы – исследование статистических методов оценки развития социально-экономических явлений.
В процессе работы изучено понятие социально-экономических явлений и обоснована необходимость их оценки; изучен метод статистических группировок и таблиц и его место в системе статистических методов. Исследован анализ и оценка на основе выборочного наблюдения. Рассмотрен индексный метод оценки социально-экономических явлений. Изучены ряды динамики и методы их анализа.
РЕФЕРАТ
Курсовая работа: 36 с., 6 табл., 15 источников
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ
Объект исследования – социально-экономические явления.
Предмет исследования – методы оценки социально-экономических явлений.
Цель работы – исследование статистических методов оценки развития социально-экономических явлений.
В процессе работы изучено понятие социально-экономических явлений и обоснована необходимость их оценки; изучен метод статистических группировок и таблиц и его место в системе статистических методов. Исследован анализ и оценка на основе выборочного наблюдения. Рассмотрен индексный метод оценки социально-экономических явлений. Изучены ряды динамики и методы их анализа.
Автор работы подтверждает,
что приведенный в ней
______________
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………… |
4 |
1 Сущность социально- |
5 |
1.1 Понятие и содержание
социально-экономических |
5 |
1.2 Метод статистических
группировок и таблиц и его
место в системе |
12 |
1.3 Анализ и оценка на основе выборочного наблюдения…………………. |
18 |
1.4 Индексный метод……………………………………… |
20 |
2 Ряды динамики и
методы их анализа………………………………… |
25 |
Заключение…………………………………………………… |
34 |
Список использованных источников………………………………………… |
36 |
ВВЕДЕНИЕ
Все явления и процессы,
протекающие в экономике любой
страны взаимосвязаны между собой.
Статистическое изучение этой взаимосвязи
имеет особо важное значение в
связи с тем, что оно позволяет
выявить закономерности развития и
осуществить прогнозирование эт
Каждый процесс и явление можно рассматривать с двух сторон. С первой стороны они испытывают влияние других явлений и процессов и выступают как результат этого влияния.
С другой стороны каждое явление в свою очередь выступает как фактор, оказывающий влияние на другие явления и процессы. Достаточно очевидна взаимообусловленность экономической и социальной сфер общества. Поэтому можно сделать вывод, что наиболее адекватной формой управленческих воздействий государства на экономику и социальную сферу является управление экономическими и социальными процессами не как отдельными, самодостаточными стратами, а на основе комплексного их видения, когда они рассматриваются совместно, как единое целое. То есть речь должна идти об управлении социально-экономическими процессами.
Важной задачей статистики является разработка методики статистической оценки социальных явлений, которая осложняется тем, что многие социальные явления не имеют количественной оценки.
Но, исследуя явления в самых различных областях, статистика сталкивается с зависимостями, как между количественными, так и между качественными показателями, признаками. При этом задача статистики – обнаружить (выявить) такие зависимости и дать их количественную характеристику.
В настоящее время в мире происходят постоянные изменения стратегий и методов, и проблематика данного исследования по-прежнему несет актуальный характер.
Представляется, что анализ статистических методов изучения оценки социально-экономических явлений достаточно актуален и представляет научный и практический интерес.
Цель работы – исследование
статистических методов оценки развития
социально-экономических
Поставленная цель работы обусловила решение следующих задач:
1. Изучить понятие
социально-экономических
2. Изучить метод статистических группировок и таблиц и его место в системе статистических методов;
3. Исследовать анализ и оценку на основе выборочного наблюдения;
4. Рассмотреть индексный метод оценки социально-экономических явлений;
5. Изучить ряды динамики и методы их анализа.
1 Сущность социально-экономических явлений и основные методы их оценки
1.1 Понятие
и содержание социально-
В экономике как общественной сфере трудовой и хозяйственной деятельности постоянно происходят два типа процессов, которые по своему характеру различаются соответственно как естественные и общественные. Естественные процессы совершаются человеком при его взаимодействии или соприкосновении с природой с помощью применяемых им средств труда в целях создания материальных (вещественных) или интеллектуальных продуктов.
Общественные процессы характеризуют взаимоотношения между людьми в связи с необходимостью производства и/или распределения указанных продуктов и их потребления. Оба вида процессов и естественные, и общественные протекают в теснейшем взаимодействии. Кроме того, они опосредуются процессами регулирования (планового, рыночного, смешанного) В результате чего формируются социально-экономические процессы, которые могут быть определены как совокупность процессов создания и функционирования социально-экономической системы, характеризующих динамику изменения ее параметров на том или ином уровне хозяйствования.
Социально-экономические процессы классифицируются на типы и виды в зависимости от критерия, лежащего в основе классификации.
Так, по степени управляемости
социально-экономические
По направленности распространения социально-экономические процессы делятся на внешнеэкономические и внутриэкономические. В рамках тех и других могут развиваться процессы международной интеграции, кооперации, сотрудничества и т.д.
По масштабу влияния
на жизнедеятельность социума
По структуре функционального проявления выделяют производственные, трудовые, организационные, технологические, информационные и т.д. процессы.
С точки зрения устойчивости взаимосвязей экономических и других социальных структур можно говорить о стабильных и нестабильных социально-экономических процессах. Стабильный процесс характеризуется устойчивостью социально-экономической системы и поведения граждан, отработанными механизмами принятия экономических решений. Нестабильный процесс обычно возникает в период кризиса как появление необходимости изменения социально-экономической ситуации. [8, c. 117].
Человеческое общество возникло и развивается главным образом по пути совершенствования механизмов и форм социального управления. Однако и идея необходимости и обоснования пределов управленческих воздействий на экономику имеет особое и принципиальное значение. Часто употребляемое понятие «управление экономикой» в силу глобальности и неопределенности управляемого объекта не раскрывает его реальное содержание.
Оно отражает скорее привычную, сформировавшуюся еще в советское время практику централизованного государственного планирования и управления народным хозяйством страны и совершенно неприемлемо для адекватного отражения радикально изменившейся роли белорусского государства и его институциональных воздействий на экономику. С другой стороны, в современной практике промышленно развитых стран господствующее положение занимает идея экономического регулирования, т.е. делается акцент на том, что решение хозяйственных задач основывается на приоритете экономических критериев и методов, хотя такой подход не отрицает роли политических, социальных, организационных и других аспектов, связанных с его реализацией.
При всех различиях в
подходах и формах конкретных управленческих
воздействий на экономику и социальную
сферу в целом все они
В самом общем (минимальном) виде управленческий цикл состоит из следующих этапов.
1. Сбор информации, отражающей состояние
системы управления в целом,
а также об имеющихся и
2. Всесторонний (общий) анализ информации,
имеющий целью: получение
3. Обоснование и принятие целей развития на отдаленную перспективу (проектирование) и ряд промежуточных этапов (программирование и планирование). Разработка критериев оценки развития, оптимальности и эффективности принимаемых решений.
4. Организация текущего
Следует отметить, что по своему содержанию первый и четвертый этап практически совпадают. Благодаря этому управление приобретает циклический характер.
Достаточно очевидно, что в рамках общей универсальной схемы в зависимости от конкретной ситуации механизмы управленческой деятельности могут радикально отличаться друг от друга. При этом основным критерием оптимальности является соответствие принятого механизма управления реальным условиям.
Как известно, опыт управления крупными социально-экономическими проблемами опирается главным образом на два подхода, на две традиции, идущие еще от Тэйлора и Мэйо в классическом менеджменте. Первый подход программно-целевой, предполагающий довольно жесткое, директивное взаимодействие между субъектом (в нашем случае – государственными структурами) и объектом управления (в нашем случае – экономика и социальная сфера в целом). Второй – «органический», рассчитанный на учет внутренних возможностей и особенностей объекта управления. В своем макроварианте он известен как «концепция модернизации».
Первый подход предполагает постановку задачи, поиск решений, оценку альтернативных вариантов, выбор оптимальной стратегии, формирование программы и обеспечение ее инфраструктуры (руководящих органов и подчиненных структур, системы директивных связей, сбора и анализа информации обратной связи, контроля и т. д.). Этот подход построен на подчинении тех подсистем объекта управления, которые по каким-то характеристикам выбиваются из общего движения к цели.
Второй подход основан на предпосылке, что имеются «пределы управления», то есть пределы силового воздействия на поведение подсистем управляемого объекта. В рамках этого подхода предполагается, что изменение нежелательного, «неправильного» поведения элементов управляемой подсистемы или объекта управления в целом должно происходить «мягко», не по внешнему принуждению, а по внутренней логике собственного развития.
Оба подхода имеют в своих арсеналах достаточно средств для эффективной реализации, но в определенных границах. Сильными сторонами программно-целевого подхода являются хорошо разработанные и постоянно совершенствующиеся методы и средства, в том числе экономико-математические методы, моделирование, искусственный интеллект и др. Формируемые программы обладают свойством концентрации усилий и средств, контролируемости и конкретности, что очень выгодно не только с технологической, но и с социальной точки зрения. Этот подход наиболее эффективен в стабильных или хорошо предсказуемых условиях, в достаточно жестко централизованных системах.