Система национальных счетов

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 13:19, реферат

Описание работы

В наше время всё больше стран переходят к рыночной экономике и, становление в России рыночных отношений потребовало внедрения системы показателей, способных наиболее полно и объективно охарактеризовать результаты функционирования рыночной экономики. В первую очередь, это касалось макроэкономических показателей, характеризующих важнейшие результаты и пропорции национальной экономики. Вступление России в Международный Валютный фонд (МВФ) и международный банк реконструкции и развития(МБРР), усилили необходимость перехода отечественной статистики на рекомендуемую ООН и другими международными организациями методологию, основанную на национальном счетоводстве, принятую в международной практике, т.е. систему национальных счетов(СНС).

Содержание

Введение
1 Система национальных счетов
1.1 Понятие системы национальных счетов
1.2 Развитие СНС
1.3 Основные различия между СНС и БНХ
1.4 Основные классификации СНС
2 Показатели в СНС
2.1 Показатели на микроэкономическом уровне
2.2 Показатели на макроэкономическом уровне
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Реферат Статистика.doc

— 108.00 Кб (Скачать)

2.      операции с доходами( распределение и перераспределение доходов);

3.      операции с финансовыми инструментами( приобретение финансовых активов, принятие финансовых обязательств, например, займы, кредит, прирост депозитов в банках и пр.);

4.     прочие операции, характеризующие изменение активов в результате экстраординарных событий( пожары, наводнения, катастрофы и др.). Под активами понимаются объекты, обладающие стоимостью.

Экономические операции делятся в зависимости от метода их реализации на:

а) операции на компенсационной основе, когда поток благ и услуг или денег вызывает встречный поток благ, услуг или денег

б) трансферты – операции, при которых поток благ, услуг или денег не противостоит встречный поток благ, услуг или денег.

Трансферты подразделяются на текущие (предназначенные на финансирование текущих расходов) и капитальные (идущие на финансирование капиталовложений).

В СНС предусматривается также классификация активов. Они подразделяются на следующие виды: нефинансовые и финансовые, произведенные и непроизведенные, материальные и нематериальные. Группы активов регистрируются в особых счетах-балансах активов и пассивов.

Классификация товаров и услуг в СНС соответствует Международной центральной классификации продуктов, одобренной Статистической комиссией в 1993г.

Классификация расходов органов государственного управления предполагает их разграничение по назначению: общее управление, оборону, просвещение здравоохранение и т.д. Эта классификация позволяет разделить потребление органов государственного управления на коллективное и индивидуальное.

Доходы государства в основном складываются из налогов, сборов и доходов, получаемых от государственной собственности. В СНС предусматривается различие между налогами на продукты( НДС, налог на продажу и т.д.) и прочими налогами на производство. Взятые вместе, они образуют налоги на производство и импорт.

Налоги в СНС разделены на две группы:

-         текущие( уплачиваемые регулярно)

-         капитальные( единовременно).

Классификации СНС позволяют упорядочить информацию, сделать ее обозримой, компактной и сгруппированной на основе определенных принципов и критериев. Важнейшим из которых- балансовое равенство, т.е. в окончательном итоге сумма ресурсов должна быть равна сумме расходов.

2 Показатели в СНС

2.1 Показатели на микроэкономическом уровне

 

Показатели результатов экономической деятельности в СНС подразделяются на показатели валовых и конечных (чистых) результатов. Валовые показатели отличаются от чистых на величину потребления основного капитала.

Наиболее общим показателем результатов производства и воспроизводства является выпуск товаров и услуг. Выпуск товаров и услуг — это стоимость всех произведенных резидентом за определенный период материальных благ и оказанных услуг.

Показатель выпуска товаров и услуг служит основой для исчисления других показателей результатов экономической деятельности. Поэтому степень достоверности его исчисления определяет достоверность всех других показателей результатов.

В международной статистической практике выпуск товаров и услуг не является оценочным показателем результатов экономической деятельности, так как на его величину влияет стоимость потребленных в процессе производства товаров и услуг. Стоимость потребленных товаров за исключением потребления основного капитала, и потребленных в процессе производства рыночных услуг образует промежуточное потребление.

Разность между Выпуском товаров и услуг и промежуточным потреблением представляет собой валовую добавленную стоимость (ВДС). Таким образом, в показателе валовой добавленной стоимости не учитывается стоимость потребленных в процессе производства предметов труда и услуг, не учитывается стоимость потребленного в процессе производства основного капитала. Показатель добавленной стоимости предназначен для измерения стоимости, созданной в процессе производства данного периода. Поэтому теоретически более правильно определять ее за вычетом потребления основного капитала, относящегося к издержкам производства.

Разность между валовой добавленной стоимостью и стоимостью потребленного основного капитала» (ПОК) составляет чистую добавленную стоимость (НДС).

Часть валовой добавленной стоимости, которая остается у производителей после вычета расходов, связанных с оплатой труда наемных работников и чистых налогов на производство и импорт, образует валовую прибыль институциональной единицы, отрасли, сектора экономики (ВП). Валовая прибыль за вычетом потребления основного капитала составляет чистую прибыль (ЧП).

Аналогичный показатель для не корпоративных предприятий домашних хозяйств называется смешанным доходом. Этот показатель содержит элемент вознаграждения за неоплачиваемую работу членов домашних хозяйств.

Доходы, образующиеся у институциональных единиц — резидентов в результате их непосредственного участия в производстве и предоставления в пользование находящихся в их собственности финансовых и нефинансовых не произведенных материальных активов, характеризуются показателями сальдо первичных доходов (∆ПД).

Доходы, получаемые или выплачиваемые институциональными единицами в связи с предоставлением в пользование финансовых и нефинансовых не произведенных материальных активов (земли, недр и других природных активов), представляют собой доходы от собственности.

Сальдо первичных доходов определяется как разность между всеми первичными доходами (доходами от производства и от собственности), полученными и выплаченными институциональными единицами — резидентами (сектором экономики).

Сальдо первичных доходов, увеличенное на величину полученных текущих трансфертов и уменьшенное на величину доходов, переданных в качестве текущих трансфертов, составляет валовой располагаемый доход (ВРД), т. е. доход, который институциональная единица (сектор) может использовать на конечное потребление и сбережение.

Чистое приобретение (приобретение за вычетом выбытия) институциональными единицами — резидентами (сектором экономики) товаров и услуг, произведенных иди поступивших по импорту в текущем периоде, но не потребленных в течение этого периода, представляет собой валовое накопление.

2.2 Показатели на макроэкономическом уровне

 

Основными показателями национальных счетов являются: валовой национальный продукт (ВНП), валовой внутренний продукт (ВВП), чистый национальный продукт (ЧНП), национальный доход (НД), личный доход (ЛД).

Центральным показателем Системы национальных счетов является валовой внутренний продукт (ВВП). Второй ее макроэкономический показатель – валовой национальный продукт (ВНП) о нем было изложено выше. Оба они отражают результаты деятельности в двух сферах народного хозяйства – материального производства и услуг; оба определяются как стоимость всего объема производства товаров и услуг в экономике за один год (квартал, месяц). Подсчитываются эти показатели как в текущих (действующих0 ценах, так и в постоянных (ценах какого-либо базового года).

Разница между ВНП и ВВП состоит в следующем:

ВВП подсчитывается по так называемому территориальному признаку. Это совокупная стоимость продукции сферы материального производства и сферы услуг, независимо от национальной принадлежности предприятий, расположенных на территории данной страны;

ВНП – это совокупная стоимость всего объема продукции и услуг в обеих сферах национальной экономики независимо от местонахождения национальных предприятий (в своей стране или за рубежом).

Таким образом, ВНП отличается от ВВП на сумму так называемых факторных доходов(к ним относятся: доход наемных работников, рентный доход, ссудный процент, прибыль корпораций) от использования ресурсов данной страны за рубежом (переведенная в страну прибыль от вложенного за рубежом капитала, имеющейся там собственности, заработная плата граждан, работающих за рубежом) за минусом аналогичных вывезенных из страны доходов иностранцев.

Обычно, чтобы рассчитать ВНП, к показателю ВВП добавляют разность между прибылями и доходами, полученными предприятиями и физическими лицами данной страны за рубежом, с одной стороны, и прибылями и доходами, полученными иностранными инвесторами и иностранными работниками в данной стране, - с другой.

Эта разность весьма невелика – для ведущих стран Запада не более 1% от ВВП. ВНП и ВВП как измерители валового объема производства имеют существенный недостаток: они включают не только стоимость той продукции, которая используется при улучшении благосостояния общества, но и той, которая направляется для возобновления потребленной (изношенной) в процессе производства.

Известно, что здания, оборудование, машины, составляющие одного из главных элементов производства, служат на протяжении нескольких лет. Поэтому, в каждой единице товара будет содержаться часть их стоимости. Государство законодательно устанавливает срок службы таких активов, и тем самым, определяет, какая часть их стоимости будет ежемесячно и ежедневно содержаться в произведенной товарной массе. Таким образом, в полученной от реализации выручке будет содержаться в денежной форме и потребленная (перенесенная) часть стоимости оборудования и машин. Ежегодно эта часть изымается, накапливается и, когда заканчивается срок службы оборудования, используется для приобретения нового.

Рассмотренный механизм возобновления потребленных факторов производства называется амортизацией.

Очевидно, что для того, чтобы узнать истинный объем конечных продуктов, которые можно использовать для улучшения благосостояния населения, из ВНП необходимо вычесть амортизацию, т.е. ту часть стоимости, которая идет на возобновление изношенных факторов производства. Оставшаяся часть ВНП и называется чистым национальным продуктом.

ЧНП = ВНП – амортизация

Национальный доход – это совокупный доход, который зарабатывают собственники факторов производства: собственники труда (заработная плата наемных рабочих), собственники капитала (прибыль и процент), собственники земли (земельная рента). Для определения НД из ЧНП необходимо вычесть непрямые налоги. Последние представляют собой надбавки к ценам товаров и услуг (акцизы, НДС, пошлины и пр.).

НД = ЧНП – непрямые(косвенные) налоги

Заработанный собственником  каждого фактора производства доход имеет большое значение. Его можно использовать для развития производства или для удовлетворения собственных потребностей. Заработанные доходы фактически больше, чем те, которые реально получает собственник. Во-первых, из заработанных доходов изымается определенная часть на содержание государственных институтов, для предоставления помощи нетрудоспособным и т.п. Во-вторых, к заработанным доходам может добавляться часть доходов, заработанных другими участниками производства, вследствие чего полученный доход может превышать заработанный. Кроме того, в каждом обществе определенная часть населения получает «не заработанные» доходы, которые не являются результатом текущей трудовой деятельности (например, благодаря росту стоимости приобретенных акций). Таким образом, заработанный доход по своей сущности является национальным доходом общества. После внесения определенных корректив в НД таких, как отчисления на соцстрах, налога на прибыль, нераспределенные доходы корпораций, трансфертных платежей (пенсии, помощь на детей, инвалидность, безработица, правительственные субсидии и т.д.), возникает еще один макроэкономический показатель – личный доход. Кроме того, в состав основных макроэкономических показателей входят:

1) уровень цен (индекс цен),

2) процентная ставка,

3) уровень занятости.

Рассмотренные макроэкономические показатели рассчитываются на основе ВНП и находятся в тесной взаимосвязи, характеризируя  различные стороны экономической жизни страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В данной работе я рассмотрел основные аспекты системы национальных счетов. Можно сделать следующие выводы. Национальные счета представляют собой систему взаимосвязанных статистических показателей, характеризующих макроэкономические процессы. Данная система построена в виде определенного набора счетов и таблиц. Система национальных счетов дает описание финансовых потоков, характеризующих деятельность всех экономических агентов — резидентов от момента производства до момента конечного потребления или создания разных видов накопления. Данная информация очень важна для страны, для её экономики, она позволяет проанализировать весь процесс экономической деятельности страны и в дальнейшем скорректировать данную деятельность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1. Елисеева И:И., Юзбашев М.М. Общая теория статистики: Учебник / Под ред. чл.-корр. РАН Й.И. Елисеевой. -- М.: Финансы и статистика, 2005

2.              Иванов Ю. Н. Экономическая статистика. - М.: Инфра-М, 2008.

3.              Иванов Ю. Н. Система национальных счетов - инструмент макроэкономического анализа. - М.: Финстатинформ, 2005.

4. Капустин А.А. Теоретико-методологические основы качества экономико-статистической информации. -- Ростов н/Д, 2007.

5.  Рябушкин Б.Т. Хоменко Т.А., "Система национальных счетов", Финансы и статистика, Москва, 2007 г.

6. http://www.rus-lib.ru/book/31/eb/17/008-105.html

 

 

 



Информация о работе Система национальных счетов