Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 20:54, контрольная работа
Цель данного счета — показать, как на уровне экономики используется национальный располагаемый доход на конечное потребление и сбережение; как на уровне секторов «Домашние хозяйства», «Органы государственного управления» и «Некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства» (НКО) распределяется располагаемый доход на конечное потребление и сбережение.
Расходы на конечное потребление домашних хозяйств — это общая величина приобретения резидентными домашними хозяйствами товаров и услуг. Кроме покупки товаров и услуг во всех видах торговли в величину приобретения входит стоимость продуктов и услуг, полученных наемными работниками в качестве оплаты труда в натуральной форме, продовольствия и других товаров, произведенных домашними хозяйствами для собственного потребления, а также условно исчисленная стоимость услуг по проживанию в собственном жилище.
Балансирующей статьей в этом счете является сбережение. Это та часть дохода, которая не потрачена на конечное потребление товаров и услуг (сбережение может быть, впрочем, и отрицательным). При положительном сбережении неистраченный доход должен использоваться для приобретения активов или уменьшения пассивов. Если это не сделано, значит, должны увеличиться наличные деньги. Если сбережение отрицательное — это значит, что ликвидированы какие-то финансовые или нефинансовые активы или увеличены пассивы. Таким образом, сбережение обеспечивает связь между текущими счетами СНС - счетами потоков и последующими счетами - счетами накопления.
Многие из перечисленных показателей используются при построении других счетов. Так, показатель выплат натуральной заработной платы исчисляется при построении показателя компенсации наемным работникам в счете образования доходов, в его ресурсном разделе. В счете конечного использования эта же величина показывается в разделе использования. Таким образом достигается сбалансированность СНС. Точно так же переносится из счета производства (раздел ресурсы) валовой выпуск услуг жилья, находящегося в частной собственности граждан.
Вместе с тем главный показатель — покупки домашними хозяйствами товаров и услуг — рассчитывается самостоятельно на основе одного из основных показателей статистики торговли — чистого (т. е. за вычетом перепродаж) товарооборота. В то же время из общей величины товарооборота исключается объем продаж тех товаров, которые не предназначены для конечного потребления:
• покупки в розничной торговле товаров, например мебели или канцелярских товаров, предприятиями и организациями;
• покупки товаров домашними хозяйствами, которые используются не для конечного, а для промежуточного потребления, например удобрений или кормов для скота, красок, строительных материалов и т. д.;
• покупки тех товаров, которые используются для накопления, например ювелирных изделий и предметов искусства. Поскольку необходимую первичную информацию для этих расчетов собрать бывает весьма сложно, то расчет носит во многом условный характер и основан на косвенных данных.
Как правило, для определения достоверных показателей расходов на конечное потребление домашних хозяйств используется параллельно несколько источников:
• данные статистики торговли с учетом экспертных расчетов объемов продаж на неорганизованном рынке (такие расчеты часто ведутся на основе таможенной статистики и других источников);
• выборочные обследования потребительских бюджетов домашних хозяйств;
• данные банковской статистики о выручке торгующих организаций, сдаваемой в банки.
Каждый из этих источников имеет свои собственные плюсы и минусы. Сопоставление
полученных независимо друг от друга результатов позволяет дать достаточно адекватную оценку общему объему потребления домашних хозяйств.
Расходы на конечное потребление органов государственного управления рассчитываются в размере их выпуска, определяемого при построении счета производства. Здесь также осуществляется принцип двойной записи. Причем в состав расходов включаются как расходы государственных учреждений, удовлетворяющих индивидуальные потребности домашних хозяйств (учреждений здравоохранения, образования, культуры), так и тех, которые удовлетворяют коллективные потребности (оборона, государственное управление и наука). Тем не менее считается, что и эти услуги потребляются в конечном итоге домашними хозяйствами.
Расходы на конечное потребление некоммерческих организаций в счете использования валового национального располагаемого дохода также определяются по величине выпуска этих организаций в том же размере, что и в счете производства. Однако в счете использования скорректированного располагаемого дохода из этой величины вычитается размер социальных трансфертов в натуре, т. е. стоимость бесплатных для населения продуктов и услуг, передаваемых им некоммерческими организациями.
Показатель сбережения получается балансовым путем как разница между располагаемым доходом и размером расходов на конечное потребление.
Счет использования располагаемого дохода разрабатывается в разрезе секторов, что позволяет выявить некоторые специфические особенности этого процесса в различных секторах экономики. В СНС принято условие, что корпорации (финансовые и нефинансовые) не осуществляют трансфертов потребительских товаров или услуг домашним хозяйствам, не несут они расходов и на конечное потребление. Поэтому целью счета использования располагаемого дохода является показ того, как домашние хозяйства, некоммерческие организации, обслуживающие их, и органы государственного управления распределяют свой располагаемый доход между конечным потреблением и сбережением.
В счете делается запись поправки на изменение чистой стоимости активов в пенсионных фондах с точки зрения выплаты страховыми корпорациями и пенсионными фондами, а также с точки зрения поступления выплат домашним хозяйствам, т. е. в ресурсной и расходной частях.
Расходы на потребление относятся к институциональным единицам, несущим затраты, даже если они не являются единицами, которым предоставляются данные товары или услуги. Поэтому расходы органов государственного управления или некоммерческих организаций на индивидуальные товары и услуги, предоставляемые ими домашним хозяйствам в качестве социальных трансфертов в натуре, в этом счете отражаются как конечные расходы органов.
Национальное сбережение может быть получено суммированием сбережений всех финансовых и нефинансовых корпораций, общего государственного управления, некоммерческих организаций и домашних хозяйств. Таким образом, оно равно национальному доходу за вычетом расходов на конечное потребление. Сбережение как балансирующая статья переносится в счет операций с капиталом в качестве ресурса, но, помимо этого, сальдо текущих операций в счете для «остального мира» является статьей сбережения и переносится таким же образом. Это позволяет в анализе счета операций с капиталом определить, в какой мере сбережение финансируется из средств национальной экономики и в какой мере привлечением средств из-за границы. Особенности отражения в СНС расходов (затрат) на приобретение продуктов и услуг и их конечного использования.
В связи с наличием двух параллельных счетов — счета использования располагаемого дохода и счета использования скорректированного располагаемого дохода важно выявить различие, которое существует в СНС между понятиями: расходы на товары и услуги, их приобретение и использование. Для нефинансовых и финансовых корпораций разница между расходами и использованием определяется запасами материальных оборотных средств и основных фондов и оказывает влияние как на счет производства, так и на счет операций с капиталом. Наиболее тонкие различия между расходами и приобретением возникают при рассмотрении этого вопроса для сектора домашних хозяйств.
В СНС расходы относят к единицам, которые в конечном итоге несут затраты, в отличие от единиц, которые могут производить выплаты продавцам. Покупатель, берущий на себя обязательство платить, может и не быть той же самой единицей, что вступает во владение товаром или услугой. Товары и услуги считаются приобретенными институциональными единицами, когда те становятся новыми владельцами товаров или когда им полностью оказаны услуги. Товары и услуги используются, когда институциональные единицы потребляют их в процессе производства или для прямого удовлетворения человеческих потребностей. Потребление — это использование товаров и услуг для удовлетворения индивидуальных или коллективных человеческих потребностей.
Определим потребительский товар или услугу как товар или услугу, которые используются (без дальнейшей трансформации в процессе производства, как это определено в СНС) домашними хозяйствами, некоммерческими организациями, обслуживающими домашние хозяйства, или органами государственного управления для непосредственного удовлетворения индивидуальных или коллективных потребностей членов общества.
Различие между коллективным и индивидуальным потреблением проводится по тому критерию, где потребляется товар или услуга. Индивидуальный потребительский товар или услуга используется для удовлетворения потребностей членов домашнего хозяйства. На практике все товары и большинство услуг являются индивидуальными. Коллективной потребительской услугой является услуга, оказываемая одновременно всем членам определенной общественной группы. Такая услуга потребляется всеми членами общества или данной группой домашних хозяйств без какого-либо действия с их стороны. Примерами могут служить государственное управление и обеспечение безопасности. В отношении некоммерческих организаций в СНС все их услуги рассматриваются как индивидуальные.
Расходы домашних хозяйств на конечное потребление состоят из расходов резидентных домашних хозяйств на потребительские товары или услуги. В идентификации расходов на конечное потребление есть определенная специфика.
• Одной из проблем этого сектора является отделение расходов на прямое удовлетворение потребностей членов домашнего хозяйства от расходов на промежуточное потребление в том случае, когда один из членов домашнего хозяйства является владельцем некорпоративного предприятия. Предметом особого внимания здесь должны быть такие товары и услуги, как топливо, электричество, предметы длительного пользования, используемые как в деловых целях, так и на конечное потребление (автомобили, мебель, электрооборудование). Аналогичные проблемы возникают при производстве таких товаров на фермах, как зерно, картофель, молоко, мясо.
• Определенные проблемы вызывают оплата труда в натуре и бартерные операции. При оплате труда в натуре работники рассматриваются как производящие расходы, равные рыночной стоимости получаемых товаров и услуг, а затраты на расходы производятся из дохода, который они получают как вознаграждение в натуре. При бартере оба участника операции должны показываться как несущие расходы. Так как рыночные стоимости обмениваемых по бартеру товаров или услуг не могут быть одинаковыми, условно исчисленные суммы расходов должны быть просто средней величиной расчетных рыночных стоимостей обмениваемых товаров или услуг, чтобы для обеих сторон показывались равные расходы.
• Необходимо проводить различие между товарами и услугами, предоставляемыми наемным работникам как вознаграждение за труд в натуре, и товарами и услугами, предоставляемыми им потому, что они необходимы для работы (в последнем случае мы имеем дело с промежуточным потреблением).
• Производство услуг для собственного потребления в пределах одного и того же домашнего хозяйства выпадает из границ производства в СНС, за исключением услуг по проживанию в собственном жилище и услуг, производимых наемной оплачиваемой домашней прислугой. Услуги оплачиваемой прислуги оцениваются просто по сумме выплачиваемой им оплаты труда в деньгах или в натуре. А расходы домашнего хозяйства на конечное потребление включают условно исчисленную стоимость товаров или услуг, производимых как выпуск продукции некорпоративных предприятий, принадлежащих домашним хозяйствам, которые остаются для потребления членами данного домашнего хозяйства. Стоимость их исчисляется на основе текущих рыночных цен или по затратам на производство.
Существует определенная специфика и в расчете расходов на некоторые виды товаров и услуг для домашних хозяйств.
• Это стоимость услуг, предоставляемых финансовыми посредниками. Финансовыми посредниками, кроме страховых корпораций и пенсионных фондов, являются все корпорации, занятые банковским делом, которые могут не взимать явную плату с домашних хозяйств за оказываемые им услуги, но номинальные процентные ставки, взимаемые с домашних хозяйств, выше ставок, что они сами платят по вкладам, которые держат у них домашние хозяйства. Разница между процентными ставками, взимаемыми и уплачиваемыми, представляет собой условно исчисленную продукцию финансовых посредников. Доходы, записываемые в счете первичного распределения доходов домашних хозяйств как получаемые от финансовых посредников проценты по вкладам, равны фактически получаемой сумме плюс условно исчисленная стоимость платы за услугу по получении кредита. Сумма процентов, записываемая как выплаченная финансовым посредником, равна сумме фактически выплаченной за вычетом условно исчисленной стоимости платы за услугу по предоставлению кредита домашним хозяйствам. Условно исчисленная стоимость услуг записывается как расходы на услуги финансовых посредников в счете использования доходов для домашних хозяйств. Большая часть премий, выплачиваемая по страховым полисам страховыми компаниями и пенсионными фондами, не связанная со страхованием жизни, является текущим трансфертом. Большая же часть премий, выплачиваемая по полисам страхования жизни и страхования вклада на дожитие, составляет приобретение финансовых активов домашними хозяйствами.
• Поскольку жилища в СНС определяются как капитал, используемый владельцами для производства жилищных услуг, то расходы домашних хозяйств на приобретение жилья относятся к валовому накоплению основного капитала. Когда жилища сдаются в аренду их владельцами, арендная плата отражается как выпуск жилищных услуг их владельцами и как расходы на конечное потребление арендаторов. Когда жилища заняты их владельцами, условно исчисленная стоимость жилищных услуг входит как в выпуск жилищных услуг, так и в расход на конечное потребление их владельцев (по стоимости арендной платы). При этом расходы владельцев, произведенные на ремонт своего жилища, рассматриваются как промежуточные расходы в процессе производства жилищных услуг, а крупные улучшения в жилищах - как валовое накопление основного капитала.
• Расходы на ремонт и техническое обслуживание потребительских товаров длительного пользования рассматриваются так же, как и расходы на ремонт жилищ.
• Платежи домашних хозяйств за лицензии на владение автомобилями, судами или самолетами, а также за лицензии на охоту или рыбную ловлю рассматриваются как налоги, тогда как выплаты за все прочие виды лицензий, разрешений, сертификатов, паспортов рассматриваются как покупки услуг и включаются в расходы домашних хозяйств на потребление.
Информация о работе Счет использования валового национального располагаемого дохода