Понятие об индексах, их виды, классификация

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 14:20, курсовая работа

Описание работы

Общество – это система реальных отношений, в которые вступают люди в своей повседневной деятельности. Как правило, они не взаимодействуют друг с другом случайным или произвольным образом. Их отношения характеризуются социальной упорядоченностью. Социологи эту упорядоченность – переплетение взаимоотношений людей в повторяющихся и устойчивых формах – называют социальной структурой. Она находит своё выражение в системе социальных позиций и распределении в ней людей.

Содержание

Введение________________________________________________3
Понятие личности. Личность и общество __________________ 4
2. Личность и основные факторы ее развития _________________ 5
3. Социализация личности ________________________________ 6
3.1 Этапы социализации ________________________________ 6
3.2 Групповой опыт ____________________________________ 7
3.2 Уникальный индивидуальный опыт ____________________ 10
4. Социальные роли ____________________________________ 11
4.1 Процесс обучения социальным ролям __________________ 12
4.2 Предписанные и достигаемые статусы и роли _________ 13
Заключение____________________________________________17
Список литературы _____________________________________

Работа содержит 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 40.88 Кб (Скачать)

В обществе, где большинство статусов предписываются, индивид не может  ожидать улучшения своего положения. Те, у кого низкое вознаграждение или  невысокий престиж, не чувствуют  своей вины в том, что они имеют  низкий статус. Каждый из них считает  свою роль и свой статус правильными, а сложившееся положение вещей справедливым. Такой индивид не сопоставляет свое положение с положением других. Он свободен от чувства ненадежности, амбициозного недовольства или страха потерять свой статус. Это происходит потому, что социализация индивида не связана с ожиданием изменения статуса; он только обучается и принимает предписанные роли. Вместе с тем трудно согласиться с низким статусом в том случае, если наследственные барьеры убираются и открываются возможности для проявления всех своих способностей. Если приобретение статусов происходит на основе соревнования и доступ к соответствующему обучению открыт для каждого, тогда причиной низкого статуса может быть только неспособность и некомпетентность. Однако даже в этом случае посредственность находит возможность для достижения высокого статуса, используя преимущественные права, групповые квоты, льготы и т.п.

Ролевое поведение. В то время как роль является поведением, ожидаемым от индивида, имеющего определенный статус, ролевое поведение является фактическим поведением того, кто играет роль. Ролевое поведение отличается от ожидаемого во многих отношениях: в интерпретации роли, в личностных характеристиках, изменяющих шаблоны и образцы поведения, в отношении к данной роли, в возможных конфликтах с другими ролями. Все это приводит к тому, что нет двух индивидов, играющих данную роль совершенно одинаково. Разнообразие ролевого поведения может быть значительно уменьшено при жестком структурировании поведения, например в организациях, где прослеживается определенная предсказуемость действий даже при различном поведении ее членов.

В то время как ролевое поведение, как правило, состоит в бессознательном  исполнении ролей, в некоторых случаях  оно является высокосознательным; при  таком поведении лицо постоянно  изучает собственные усилия и  создает желательный образ собственного “Я” . Американский исследователь  И. Гоффман разработал концепцию  драматического ролевого представления, заключающуюся в выделении сознательного  усилия к исполнению роли так, чтобы  создать желаемое впечатление у  других. Поведение регулируется путем  согласования не только с ролевыми требованиями, но и с ожиданиями социального окружения. Согласно этой концепции, каждый из нас является актером, имеющим свою аудиторию. Дети в доме, соседи, коллеги по работе, студенты или школьники – все они, как  и многие другие, составляют различные  аудитории. Индивид, учитывая специфику  окружающих его социальных общностей, по-разному преподносит себя, когда  находится в той или иной аудитории, действует в роли так, что дает драматическую картину своего “Я” .

Подводя итоги изложения темы, следует  отметить, что процесс социализации личности протекает в основном под  влиянием группового опыта. При этом личность формирует свой “Я” -образ на основании восприятия того, как о ней думают, как ее оценивают другие. Для того чтобы такое восприятие было успешным, личность принимает на себя роли других и глазами этих других смотрит на свое поведение и свой внутренний мир. Формируя свой “Я” -образ, личность социализируется. Однако не существует ни одного одинакового процесса социализации и ни одной одинаковой личности, так как индивидуальный опыт каждой из них уникален и неповторим.

Процесс социализации достигает определенной степени завершенности при достижении личностью социальной зрелости, которая  характеризуется обретением личностью  интегрального социального статуса. Однако в процессе социализации возможны сбои, неудачи. Проявлением недостатков  социализации является отклоняющее (девиантное) поведение. Этим термином в социологии чаще всего обозначают различные  формы негативного поведения  лиц, сферу нравственных пороков, отступления  от принципов, норм морали и права. К  основным формам отклоняющегося поведения  принято относить правонарушаемость, включая преступность, пьянство, наркоманию, проституцию, самоубийство.

Многочисленные формы отклоняющегося поведения свидетельствуют о  состоянии конфликта между личностными  и общественными интересами. Отклоняющееся  поведение – это чаще всего  попытка уйти из общества, убежать  от повседневных жизненных невзгод  и проблем, преодолеть состояние  неуверенности и напряжения через  определенные компенсаторные формы. Однако отклоняющееся поведение не всегда носит негативный характер. Оно может  быть связано со стремлением личности к новому, передовому, попыткой преодолеть консервативное, мешающее двигаться  вперед. К отклоняющемуся поведению  могут быть отнесены различные виды научного, технического и художественного  творчества.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

   Социализация – это процесс  посредством которого индивидом  усваиваются основные элементы культуры: символы, ценности, смыслы, нормы. На основе этого усвоения в ходе социализации происходит формирование социальных качеств, свойств, деяний, умений, благодаря которым человек становится дееспособным участником социального взаимодействия. При этом, старшее поколение передаёт младшим свои знания, формирует у них умения, необходимые для самостоятельной жизни. Так одно поколение сменяет другое, обеспечивая преемственность культуры, включая язык, ценности, нормы, обычаи, мораль.

          Именно посредством систематического взаимодействия с другими людьми у индивида формируются свои собственные убеждения, моральные стандарты, привычки – всё то, что создаёт уникальность личности. Таким образом, социализация имеет две функции: передача культуры от одного поколения другому и развитие Я.

Для того, чтобы показать важность преемственности исторического  процесса, А.Н. Леонтьев обращается к  иллюстрации, заимствованной из работы знаменитого французского психолога  А. Пьерона. «Если бы нашу планету  постигла катастрофа, в результате которой остались бы в живых только маленькие дети, а всё взрослое население погибло, то хотя человеческий род и не прекратился бы, однако история человечества неизбежно  была бы прервана. Сокровища культуры продолжали бы физически существовать, но их некому было бы раскрыть для новых  поколений. Машины бездействовали бы, книги остались бы непрочитанными, художественные произведения утратили бы свою эстетическую функцию. История  человечества должна была бы начаться вновь. Движение истории невозможно без активной передачи новым поколениям достижений человеческой культуры, без воспитания» (Леонтьев, 1981).

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

  1. Радугин А. А., Радугин К. А. Социология: курс лекций. – М.: 1997
  2. Социология. Словарь-справочник. – М.: 1990
  3. Тощенко Ж. Т. Социология. Общий курс. – М.: 1999
  4. Фролов С. С. Социология: Учебник для высших учебных заведений. – М.: 1998

 


Информация о работе Понятие об индексах, их виды, классификация