Понятие об индексах, их виды, классификация

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 14:20, курсовая работа

Описание работы

Общество – это система реальных отношений, в которые вступают люди в своей повседневной деятельности. Как правило, они не взаимодействуют друг с другом случайным или произвольным образом. Их отношения характеризуются социальной упорядоченностью. Социологи эту упорядоченность – переплетение взаимоотношений людей в повторяющихся и устойчивых формах – называют социальной структурой. Она находит своё выражение в системе социальных позиций и распределении в ней людей.

Содержание

Введение________________________________________________3
Понятие личности. Личность и общество __________________ 4
2. Личность и основные факторы ее развития _________________ 5
3. Социализация личности ________________________________ 6
3.1 Этапы социализации ________________________________ 6
3.2 Групповой опыт ____________________________________ 7
3.2 Уникальный индивидуальный опыт ____________________ 10
4. Социальные роли ____________________________________ 11
4.1 Процесс обучения социальным ролям __________________ 12
4.2 Предписанные и достигаемые статусы и роли _________ 13
Заключение____________________________________________17
Список литературы _____________________________________

Работа содержит 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 40.88 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение________________________________________________3

    1. Понятие личности. Личность и общество __________________ 4

2. Личность и основные факторы ее развития _________________ 5

3.  Социализация личности ________________________________  6

    3.1 Этапы социализации ________________________________ 6

   3.2 Групповой опыт ____________________________________  7

  3.2 Уникальный индивидуальный опыт ____________________  10

4. Социальные роли ____________________________________    11

  4.1 Процесс обучения социальным ролям __________________   12

4.2 Предписанные и достигаемые статусы и роли _________    13

Заключение____________________________________________17

  Список литературы _____________________________________18  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Общество  – это система реальных отношений, в которые вступают люди в своей  повседневной деятельности. Как правило, они не взаимодействуют друг с  другом случайным или произвольным образом. Их отношения характеризуются  социальной упорядоченностью. Социологи  эту упорядоченность – переплетение взаимоотношений людей в повторяющихся  и устойчивых формах – называют социальной структурой. Она находит  своё выражение в системе социальных позиций и распределении в  ней людей.

Социальная  структура даёт ощущение того, что  жизнь организована и стабильна, т.к. предполагает наличие постоянных и упорядоченных взаимосвязей между  членами группы или общества.

С понятием социальная структура тесно  связаны социальный статус, социальная роль, социальные группы, институты  и общества. Личность и общество взаимодействуют в процессе социализации: общество передает социально-исторический опыт, нормы, символы, а личность усваивает нормы, символы и социально-исторический опыт, который передает общество.

   С раннего детства ребенка  окружают люди, которые передают  ему навыки и умения взаимодействия  с обществом. Достижением цивилизации является утверждение, что люди рождаются равными перед Богом, как его подобие, а Конституции государств гласят, что все люди равны перед законом.

 

 

 

 

 

 

1.Понятие личности. Личность и общество.

Что такое личность? Для того, чтобы  ответить на этот вопрос, необходимо прежде всего, провести разграничение понятий  “человек” , “индивид” , “личность” . Понятие “человек” употребляется для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей. Это понятие подчеркивает наличие в мире такой особой исторически развивающейся общности, как человеческий род (homo sapiens) , человечество, которое отличается от всех иных материальных систем только ему присущим способом жизнедеятельности.

Итак, существует человечество как  специфическая материальная реальность. Но человечество как таковое самостоятельно не существует. Живут и действуют  конкретные люди. Существование отдельных  представителей человечества выражается понятием “индивид”. Индивид – это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов и т.д. Понятие “индивид” в этом случае употребляется в значении “конкретный человек”. При такой постановке вопроса не фиксируются как особенности действия различных биологических факторов (возрастных особенностей, пола, темперамента), так и различия социальных условий жизнедеятельности человека. Однако полностью абстрагироваться от действия этих факторов невозможно. Очевидно, что существуют большие различия между жизнедеятельностью ребенка и взрослого человека, человека первобытного общества и более развитых исторических эпох. Чтобы отразить конкретно-исторические особенности развития человека на различных уровнях его индивидуального и исторического развития, наряду с понятием “индивид” используют и понятие “личность”. Индивид в данном случае рассматривается как отправной момент для формирования личности от исходного состояния для онто- и филогенеза человека, личность – итог развития индивида, наиболее полное воплощение всех человеческих качеств.

Личность как субъект социальных отношений, прежде всего, характеризуется  автономностью, определенной степенью независимости от общества, способной  противопоставить себя обществу. Личная независимость сопряжена с умением  властвовать над собой, а это, в свою очередь, предполагает наличие  у личности самосознания, т.е. не просто сознания, мышления и воли, а способность  к самоанализу, самооценке, самоконтролю.

Самосознание личности трансформируется в жизненную позицию. Жизненная  позиция представляет собой принцип  поведения, основанный на мировоззренческих  установках, социальных ценностях, идеалах  и нормах личности, готовности к  действию. Значение мировоззренческих  и ценностно-нормативных факторов в жизни личности разъясняет диспозиционная теория саморегуляции социального поведения личности. Зачинателями этой теории были американские социологи Т. Знанецкий и Ч.  Томас, в советской социологии эту теорию активно разрабатывал В. А.  Ядов. Диспозиционная теория позволяет установить связи между социологическим и социально-психологическим поведением личности. Диспозиция личности означает предрасположенность личности к определенному восприятию условий деятельности и к определенному поведению в этих условиях. Диспозиции делят на высшие и низшие. Высшие регулируют общую направленность поведения. Они включают в себя: 1) концепцию жизни и ценностные ориентации; 2) обобщенные социальные установки на типичные социальные объекты и ситуации; 3) ситуативные социальные установки как предрасположенность к восприятию и поведению в данных конкретных условиях, в данной предметной и социальной среде. Низшие – поведение в определенных сферах деятельности, направленности поступков в типичных ситуациях. Высшие личностные диспозиции, будучи продуктом общих социальных условий и отвечая наиболее важным потребностям личности, потребностям гармонии с обществом, активно воздействуют на низшие диспозиции.

Проблема изучения личности в социологии является одной из центральных, поскольку  каждый социолог для понимания сущности социальных явлений, системы взаимосвязей людей в обществе обязан понять, что движет поступками каждого конкретного  человека. Индивидуальное поведение, таким  образом, представляет собой основу понимания жизни всей социальной группы или общества.

В отличие от психологии социология сразу пытается дать ответы на вопросы  о социальном поведении личности, представить личность во всем многообразии социальных связей. В связи с этим в ходе изучения личности в контексте  социальных связей необходимо дать ответы на вопросы о формировании личности в социальном окружении, месте, занимаемом личностью в социальном пространстве, включенности личности в социальные группы, восприятии личностью культурных норм, отклонениях от этих культурных норм.

    1. Личность и основные факторы ее развития

Личность является одним из тех  феноменов, которые редко истолковываются  одинаково двумя разными авторами. Все определения личности, так или иначе обусловливаются двумя противоположными взглядами на ее развитие. С точки зрения одних, каждая личность формируется и развивается в соответствии с ее врожденными качествами и способностями, а социальное окружение при этом играет весьма незначительную роль. Представители другой точки зрения полностью отвергают врожденные внутренние черты и способности личности, считая, что личность – это некоторый продукт, полностью формируемый в ходе социального опыта.

Основные факторы, оказывающие  влияние на формирование личности, делятся на следующие типы: 1) биологическая  наследственность; 2) физическое окружение; 3) культура; 4) групповой опыт; 5) уникальный индивидуальной опыт.

На формирование личности определенное влияние оказывают биологические  факторы, а также факторы физического  окружения и общие культурные образцы поведения в отдельной  социальной группе. Однако главными факторами, определяющими процесс формирования личности, безусловно, являются групповой опыт и субъективный, уникальный личностный опыт. Эти факторы в полной мере проявляются в процессе социализации личности.

3.Социализация личности

3.1.Этапы социализации

Известно, что младенец вступает в  большой мир как биологический  организм и его основной заботой  в этот момент является собственный  физический комфорт. Через некоторое  время ребенок становится человеческим существом с комплексом установок  и ценностей, с симпатиями и антипатиями, целями и намерениями, шаблонами  поведения и ответственностью, а  также с неповторимо индивидуальным видением мира. Человек достигает  этого состояния с помощью  процесса, который мы называем социализацией. В ходе этого процесса индивид  превращается в человеческую личность. Социализация – процесс, посредством которого индивидом усваиваются нормы его группы таким образом, что через формирование собственного “Я” проявляется уникальность данного индивида как личности, процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе.

Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и  воспитания, с помощью которых  человек приобретает социальную природу и способность участвовать  в социальной жизни. В процессе социализации принимает участие все окружение  индивида: семья, соседи, сверстники в  детском заведении, школе, средства массовой информации и т.д.

Для успешной социализации, по Д. Смелзеру, необходимо действие трех фактов: ожидания, изменения поведения и стремления соответствовать этим ожиданиям. Процесс формирования личности, по его мнению, происходит по трем различным стадиям:

  1. стадии подражания и копирования детьми поведения взрослых;
  2. игровой стадии, когда дети осознают поведение как исполнение роли;
  3. стадии групповых игр, на которой дети учатся понимать, что от них ждет целая группа людей.

Одним из первых выделил элементы социализации ребенка З. Фрейд. По Фрейду, личность включает три элемента: “ид” – источник энергии, стимулируемый стремлением к удовольствию; “эго” – осуществляющий контроль личности, на основе принципа реальности, и “суперэго” , или нравственный оценочный элемент. Социализация представляется Фрейдом процессом развертывания врожденных свойств человека, в результате которого происходят становления этих трех составляющих элементов личности. В этом процессе Фрейд выделяет четыре этапа, каждый из которых связан с определенными участками тела, так называемыми эрогенными зонами: оральный, анальный, фаллический и этап половой зрелости.

Французский психолог Ж. Пиаже, сохраняя идею различных стадий в развитии личности, делает акцент на развитии познавательных структур индивида и их последующей перестройке в зависимости от опыта и социального взаимодействия. Эти стадии сменяют одна другую в определенной последовательности: сенсорно-моторная (от рождения до 2 лет) , операциональная (от 2 до 7) , стадия конкретных операций (с 7 до 11) , стадия формальных операций (с 12 до 15) . Социализация взрослых скорее изменяет внешнее поведение, в то время, как социализация детей формирует ценностные ориентации. Социализация взрослых рассчитана на то, чтобы помочь человеку приобрести определенные навыки, социализация в детстве в большей мере имеет дело с мотивацией поведения.

3.2.Групповой опыт

В самом начале жизненного пути человек  не имеет своего собственного “Я” . Он просто продолжает жизнь эмбриона как части материнского тела. Даже различение физических границ собственного тела от всего остального мира является результатом довольно длительного, последовательного изучения ребенком окружающей среды и последующего открытия того, что шум и движение вокруг его кроватки принадлежат  иному миру, а не являются частью его собственного тела, как, например, пальцы или руки.

Обособление личности сначала от физического  мира, а затем от социального –  довольно сложный процесс, который  продолжается всю жизнь. Ребенок  учится устанавливать различия между  другими людьми по именам. Он осознает, что мужчина – это папа, женщина – это мама. Так постепенно его сознание движется от имен, которые характеризуют статусы (например, статус мужчины), к специфическим именам, обозначающим отдельных индивидов, включая его самого. В возрасте около полутора лет ребенок начинает использовать понятие “Я” , осознавая при этом, что он становится отдельным человеческим существом. Продолжая накапливать социальный опыт, ребенок формирует образы различных личностей и в том числе образ собственного “Я” . Все дальнейшее формирование человека как личности – это построение собственного “Я” на основе постоянного сопоставления себя с другими личностями. Таким образом, осуществляется постепенное создание личности с уникальными внутренними качествами и одновременно с воспринятыми общими для ее социального окружения качествами, которые постигаются через групповое общение, групповой опыт.

Как же осуществляется формирование личности в ходе группового общения, когда человек осознает свое “Я” ? Рассмотрим наиболее известные научные  объяснения этого процесса.

Известный американский психолог и  социолог Ч. Кули поставил перед собой  задачу исследовать процесс постепенного понимания личностью отличия  своего “Я” от других личностей. В  результате многочисленных исследований он определил, что развитие концепции  собственного “Я” происходит в  ходе длительного, противоречивого  и запутанного процесса и не может  осуществляться без участия других личностей, т.е. без социального окружения. Каждый человек, по предположению Ч. Кули, строит свое “Я” , основываясь  на воспринятых им реакциях других людей, с которыми он вступает в контакт. Такие рассуждения привели Ч. Кули к мысли о том, что личностный “Я” - образ не рождается только в связи с объективными фактами. Самый обычный ребенок, усилия которого оцениваются и вознаграждаются, будет ощущать чувство уверенности  в своих силах и собственном  таланте, в то время как поистине способный и талантливый ребенок, усилия которого воспринимаются ближайшим  окружением как неудачные, ощущает  мучительное чувство некомпетентности и его способности могут быть практически парализованы. Именно через  отношения с другими, через их оценки каждый человек устанавливает, умный он или глупый, привлекательный  или некрасивый, достойный или  никчемный. Это человеческое “Я” , открывающееся через реакции  других, получило известность как  зеркальное “Я” Чарльза Кули, впервые  проанализировавшего процесс “Я” -открытия. Ч.  Кули определил три стадии в построении зеркального “Я” :

Информация о работе Понятие об индексах, их виды, классификация