Понятие о статистической сводке

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 16:22, реферат

Описание работы

Например, признак квалификации продавцов представлен тремя категориями: первой, второй, третьей. При расчленении совокупности продавцов по этому признаку получают группы коммерческих работников по квалификации. Их можно дифференцировать и по стажу работы. Однако и здесь, систематизировав всю численность продавцов по признаку продолжительности работы, их можно объединить в отдельные группы по стажу, например с 3-летним интервалом: до 3 лет, 3—б, 6—9, 9—12 и т. д.
Статистическое исследование производит расчленение множества единиц изучаемой совокупности на различающиеся между собой, но внутренне однородные части и одновременно с этим объединяет их в типичные группы по существенному для них признаку. Именно при таком подходе к изучению социально-экономических явлений группировки являются важнейшим методом статистического исследования, позволяющим уловить переход количественных изменений в качественные, выявить закономерности их развития [2].

Содержание

Введение
1. Понятие о статистической сводке
2. Группировка. Понятие и виды
3. Выбор группировочных признаков
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

реферат статистика.docx

— 72.84 Кб (Скачать)

Содержание

Введение

     1.     Понятие о статистической сводке

     2.     Группировка. Понятие и виды

     3.     Выбор группировочных признаков

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Сводка статистической информации, как правило, не ограничивается получением общих итогов по изучаемой совокупности. Различающиеся между собой единицы  статистической совокупности по значениям  изучаемого признака можно объединить в группы (по их сходству или различию в существенном отношении).

Например, признак квалификации продавцов представлен тремя  категориями: первой, второй, третьей. При расчленении совокупности продавцов  по этому признаку получают группы коммерческих работников по квалификации. Их можно дифференцировать и по стажу  работы. Однако и здесь, систематизировав всю численность продавцов по признаку продолжительности работы, их можно объединить в отдельные  группы по стажу, например с 3-летним интервалом: до 3 лет, 3—б, 6—9, 9—12 и т. д.

Статистическое исследование производит расчленение множества  единиц изучаемой совокупности на различающиеся  между собой, но внутренне однородные части и одновременно с этим объединяет их в типичные группы по существенному  для них признаку. Именно при таком  подходе к изучению социально-экономических  явлений группировки являются важнейшим  методом статистического исследования, позволяющим уловить переход  количественных изменений в качественные, выявить закономерности их развития [2].

Существование множества  форм развития социально-экономических  явлений, а также  конкретных целей  исследования и неоднородных по содержанию исходных данных обусловливает необходимость  осуществления разнообразных приемов  группировок. Их методологическую сущность можно сформулировать следующим  образом: «Группировка— это процесс образования однородных групп на основе расчленения статистической совокупности на части или объединение изучаемых единиц в частные совокупности по существенным для них признакам».

Иначе говоря, в зависимости  от содержания и форм изучаемых признаков  статистические группировки образуются или посредством разделения совокупности на отдельные части, характеризующиеся  внутренней однородностью и различающиеся  между собой рядом признаков, или благодаря объединению в  группы единиц совокупности по типичным признакам. Результатом осуществления  этого двуединого процесса является разделенный на группы объект наблюдения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.    Понятие  о статистической сводке

 

Получаемая в процессе статистического наблюдения информация об отдельных единицах статистической совокупности характеризует их, как  правило, с различных сторон. Например, при изучении торговли района собранные  статистические данные о коммерческой деятельности отдельных торговых предприятий  содержат соответствующую оценку работы каждого из них. Однако обобщающую характеристику по торговым предприятиям в целом  можно получить систематизируя и обобщая полученную информацию, а также сводку, являющуюся второй стадией статистического исследования, в процессе которого осуществляется научная обработка собранного материала. В результате этого этапа индивидуальные данные превращаются в упорядоченную систему статистических показателей, дающих возможность в целом оценить коммерческую деятельность торговых предприятий, выявить закономерность их развития.

Таким образом, статистическая сводка – систематизация единичных  фактов, позволяющая перейти к  обобщающим показателям, относящимся  ко всей изучаемой совокупности и  ее частям, и осуществлять анализ и  прогнозирование изучаемых явлений  и процессов. Применение соответствующих  приемов статистической сводки обусловлено  характером и формами развития изучаемых  явлений. С их изменением должны видоизменяться и способы осуществления статистической сводки. Переход на рыночную экономику  объективно меняет принципиальные подходы  и ко второй стадии статистического  исследования.

Статистические сводки различаются  по ряду признаков: по сложности построения, месту проведения и способу разработки материалов статистического наблюдения.

По сложности построения сводка может прежде всего представлять общие итоги по изучаемой совокупности в целом, без какой-либо предварительной систематизации собранного материала. Она определяет общий размер изучаемого явления по заданным показателям. Это так называемая простая сводка. Она может быть вспомогательной, если содержащаяся в ней информация используется в дальнейшем для углубленного изучения статистической совокупности.

Однако сбор сведений и  итоговое их обобщение могут иметь  самостоятельное значение. Ценность этого вида сводки возрастает в условиях рыночной экономики, поскольку и  итоговые данные по основным показателям  могут быть получены быстро и служить  основой для принятия оперативных  управленческих решений, связанных  со сложившейся по конкретным товарам  конъюнктурой рынка.

Так, нередко в практике коммерческой деятельности обобщенные данные в целом, например, о состоянии  товарных запасов, поступлении в  реализацию отдельных товаров, о выполнении поставщиками своих договорных обязательств, имеют первостепенное значение для обеспечения нормального торгово-закупочного процесса, внесения необходимых коррективов в его осуществление.

Статистическая сводка в  широком ее понимании предполагает систематизацию и группировку цифровых данных, характеристику образованных групп системой показателей, подсчет  соответствующих итогов и представление  результатов сводки в виде таблиц, графиков.

Выделение однородных и социально-экономическом  отношении групп является основой  статистической сводки исходной информации, непременным условием ее научной  разработки и практического использования  в коммерческой работе.

Вся многогранная и сложная  работа по статистической сводке исходной информации подразделяется на следующие  этапы:

1) формулировка задачи  сводки на основе целей статистического  исследования;

2) формирование групп  и подгрупп определенно группированных  признаков, числа групп и величины  интервала. Решение вопросов, связанных  с осуществлением группировки,  включая выделение существенных  признаков, установление специализированных  интервалов, поступление комбинированных  группировок;

3) осуществление технической  стороны сводки, то есть проверка  полноты и качества, собранного  материала, подсчет различных  итогов и исчисление необходимых  показателей для характеристики  всей совокупности и ее частей.

Статистическая сводка осуществляется по специально составленной программе, содержание которой в большинстве  своем отражается в системе моментов разработочных таблиц, позволяет  получать данные по многим признакам  и охарактеризовать объект, его отдельные  части многочисленными показателями. В программе также указываются  способы сводки данных статистического  наблюдения.

Способ разработки статистической сводки может быть централизованным и децентрализованным.

При централизованной сводке все данные сосредотачиваются в  одном месте и сводятся по разработанной  методике. При децентрализованной сводке обобщение материала осуществляется снизу доверху по иерархической  лестнице управления, подвергаясь на каждом из них соответствующей обработке. В условиях изменения форм хозяйствования, реальных рыночных отношений принципиально  меняются приемы осуществления сведения статистической информации.

1. Сокращается общегосударственная  и отраслевая отчетности, а объем  и разнообразие данных, связанных  с рынком и коммерческой деятельностью  в самих предприятиях и других  уровнях, возрастают. Происходит  упорядочение способов получения  сводки и использование каждой  единицы информации.

2. Развиваются такие источники  данных, как выборочные обследования, единовременные учеты и другие  пути получения необходимых сведений  для управления коммерческими  процессами, главным образом в  низовых и средних звеньях  отрасли.

3. Для корректирующих, регулирующих  целей, обеспечивающих пропорционально-  отраслевое развитие всего общества, централизованная форма сводки  также будет совершенствоваться, изменяться по содержанию.

4. Методы и формы организации  статистической отчетности как  один из видов сводки предполагается  дифференцировать с обязательным  условием сводимости применительно  к различным социальным типам  предприятий с тем, чтобы в  полной мере характеризовать  становление многоукладности экономики, социальную структуру народного хозяйства, в том числе и торговли.

На современном этапе  в связи с изменениями порядка  сбора, обработки и выдачи информации, происходящими на основе создания автоматизированных рабочих мест с использованием ПЭВМ, соотношения в способах систематизации информации складывается в пользу оцентрализованной сводки. Она преимущественно применяется в тех низовых звеньях, где был получен материал. В последующих разделах будет рассмотрена методика приемов обобщения и систематизации данных, которая может быть использована в коммерческой деятельности.

Положив начало научной систематизации и обработке исходной информации, сводка и группировка статистических данных служит тем самым базой  для осуществления всестороннего  анализа и прогнозирования коммерческой деятельности на рынке товаров и  услуг.

Проведение сводки включает 3 этапа:

  • предварительный контроль материалов (проверка исходных данных);
  • группировка данных по заданным признакам, определение производных показателей;
  • оформление результатов сводки в виде статистических таблиц.

Предварительный контроль включает логическую проверку данных, т.е. смысловую согласованность сведений, исключение "нелогичных" данных и арифметическую согласованность.

Группировка данных производится в соответствии с программой сводки для того, чтобы впоследствии представить полученную информацию в виде, доступном для восприятия.

Результаты группировки оформляются  в виде группировочных таблиц,  делающих информацию обозримой.

Таблица содержит сводную числовую характеристику исследуемой совокупности по одному или нескольким существенным признакам, взаимосвязанным логикой  анализа.

Статистическая сводка - это научно организованная обработка материалов наблюдения, включающая в себя систематизацию, группировку данных, составление таблиц, подсчет групповых и общих итогов, расчет производных показателей (средних, относительных величин). Она позволяет перейти к обобщающим показателям совокупности в целом и отдельных ее частей, осуществлять анализ и прогнозирование изучаемых процессов.

Статистическая сводка должна проводится по определенной программе и плану.

Программа статистической сводки устанавливает  следующие этапы:

  • выбор группировочных признаков; определение порядка формирования групп;
  • разработка системы статистических показателей для характеристики групп и объекта в целом;
  • разработка макетов статистических таблиц для представления результатов сводки.

План статистической сводки содержит указания о последовательности и сроках выполнения отдельных частей сводки, ее исполнителях и порядке изложения и представления результатов.

В сводке статистического материала  отдельные единицы совокупности статистической совокупности объединяются в группы при помощи метода группировок.

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

2.     Группировка. Понятие и применение

Статистическая группировка - объединение единиц совокупности в некоторые группы, имеющие свои характерные особенности, общие черты и сходные размеры изучаемого признака.

Метод группировок является основой применения других методов статистического анализа основных сторон и характерных особенностей изучаемых явлений. По своей роли в процессе исследования метод группировок выполняет некоторые функции, аналогичные функциям эксперимента в естественных науках: посредством группировки по отдельным признакам и комбинации самих признаков статистика имеет возможность выявить закономерности и взаимосвязи явлений в условиях, в известной мере ею определяемых. При использовании метода группировок появляется возможность проследить взаимоотношение различных факторов и определить силу их влияния на результативные показатели.

Информация о работе Понятие о статистической сводке