Переписи населения, их значение и методология проведения

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2011 в 19:54, курсовая работа

Описание работы

Объектом курсовой работы являются переписи населения 1989 и 2002 годов.

В ходе работы над курсовой были поставлены следующие задачи:

исследовать и дать характеристику переписям населения;
провести сравнительный анализ;
определить какие существуют пути совершенствования методологии проведения переписей.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Перепись населения – основной источник данных о населении…….5

Перепись населения: сущность, цели, задачи и принципы проведения…………………………………………………………………5
Переписи населения и методы их проведения…….…………………...16
Глава 2. Сравнительный анализ переписей населения Российской Федерации 1989 и 2002 годов…………………………………………………………….......20

2.1. Численность населения и его состав по различным признакам:

2.1.1. Городское и сельское население……………………………………..…..20 2.1.2. Половозрастная структура……………………………………………......25

2.1.3. Уровень образования населения…………………………………....…....31 2.1.4. Национальный состав……………………………………………………..34

2.1.5. Занятость населения……………………………………………………....39 2.2. Источники средств к существованию………………………......................41

Глава 3. Совершенствование методологии переписей населения: преемственность и новаторство………………………………………………...45

Заключение………………………………………………………………….........52

Список использованной литературы…………………………………………...56

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по статистике.doc

— 511.50 Кб (Скачать)

     Кроме того, при переписи было учтено 239 тыс.человек, временно находившихся на территории Российской Федерации и постоянно  проживающих за рубежом. Из них 65% (156 тыс.человек) указали, что они приехали в Россию на работу, 11% - на отдых, лечение или в качестве туристов, 6% находятся в служебной или деловой поездке, 1% - мигранты, транзитом следующие через Россию, и около 17% лиц указали другие цели приезда в Россию или не указали цель приезда.  

2.2. Источники средств к существованию.

     При переписи 2002г. население могло указать  все имеющиеся у него источники средств к существованию в отличие от прошлой переписи, когда у населения выяснялось не более двух источников средств к существованию.

     Итоги переписи показали повышение удельного  веса населения, имеющего не один источник средств к существованию. В 2002г. 29% населения имело более одного вида источника средств к существованию (26% имело два вида источника, 1,5% - три вида источника и 0,04% - четыре и более). 
 

      Таблица 16

Источники средств существования населения.

  Все  
население, 
указавшее 
данный 
источник, 
тыс. 
человек
В том числе в  возрасте В % ко 
всему населению
Средний возраст, лет
моложе   
трудо- 
способ- 
ного
трудо- 
способ- 
ном
старше 
трудо-способ-ного
1 2 3 4 5 6 7
Доход от трудовой деятельности 
(кроме работы в личном  
подсобном хозяйстве)
62165 22 58891 3234 42,8 39,2
Личное  подсобное хозяйство 18204 386 12520 5296 12,5 47,3
Стипендия 3330 204 3126 - 2,3 19,1
Пенсия (кроме пенсии  
по инвалидности)
31920 545 3706 27665 22,0 65,7
Пенсия  по инвалидности 4711 285 3050 1375 3,2 48,8
Пособие (кроме пособия   
по безработице)
16634 13913 2632 89 11,5 11,9
 
 
 
 
 
1 2 3 4 5 6 7
 
Пособие по безработице
 
1171 
 
-
 
1171
 
-
 
0,8
 
36,6
Другой  вид государственного 
обеспечения
1976  386 1394 195 1,4 30,8
Сбережения 350  5 283 62 0,2 43,8
Доход от сдачи внаем или в 
аренду имущества
225 19 139 66 0,2 45,8
 

     Свыше 62 млн. жителей страны (43%) назвали источником средств к существованию доход от трудовой деятельности (в 1989г. - 77 млн. человек, или 52%). Для более чем 48 млн. человек этот доход был единственным источником средств к существованию.

     В 2002г. свыше 18 млн. опрашиваемых (12,5%) назвали одним из источников средств к существованию доход от личного подсобного хозяйства.

     После переписи населения 1926г. впервые получена численность лиц, получающих пенсию по инвалидности. Этот источник назвали 4,7 млн. человек; остальные виды пенсий (по старости, по случаю потери кормильца, социальную) - около 32 млн. человек.

     Численность лиц, получающих пособие (кроме пособия  по безработице), составила 16,6 млн. человек, подавляющее большинство из них дети (средний возраст лиц, указавших данный источник средств к существованию, - 11,9 лет). Это пособия на детей в возрасте до 16 лет; детей, родители которых уклоняются от уплаты алиментов; детей одиноких матерей; женщинам, получающим пособия в период отпуска по уходу за ребенком до полутора лет, и другие.

     Формирование  новых экономических отношений  привело к изменениям на рынке  труда - появлению такой категории  населения, как безработные (при  переписи в последний раз безработица  изучалась в 1926г.). В 2002г. пособие  по безработице получали 1,2 млн. человек, что подтверждают данные текущей статистики. Средний возраст получающих пособие по безработице - 36,6 лет.

     При переписи 2002г. около 2 млн. человек, или 1,4% (против 1,3 млн. человек, или 0,9% в 1989г.) указали источником другой вид государственного обеспечения. Это полностью или частично находящиеся на обеспечении государства воспитанники детских домов, учащиеся школ-интернатов; лица, живущие в домах-интернатах для престарелых и инвалидов; лица, находящиеся в местах заключения, а также проживающие в казармах, монастырях и других подобных учреждениях.

     Перепись  показала наличие у населения  таких видов источников, как сбережения (350 тыс. человек), включая доход от ценных бумаг, и доход от сдачи внаем или в аренду имущества (225 тыс. человек); при прошлых переписях эти источники учитывались в иных видах источников.

     Почти треть населения (43,5 млн. человек) являются иждивенцами отдельных лиц. Подавляющая часть иждивенцев (свыше 80%) – дети и молодежь до 25 лет. Средний возраст иждивенцев – 16,7 лет.

     Значительных отличий в структуре указанных источников средств к существованию среди мужчин и женщин не отмечается. 
 
 
 
 
 
 

Глава 3. Совершенствование методологии переписей населения: преемственность и новаторство.

     Россия  имеет богатый опыт проведения переписей  населения. Первая Всероссийская перепись населения была проведена в 1897 году, затем последовали всеобщие переписи населения 1926, 1937 и 1939 годов. После второй мировой войны переписи становятся регулярными и проводятся с десятилетней периодичностью. Последняя перепись населения состоялась в 1989 году. В 1985 и 1994 годах были проведены 5-процентные социально-демографические обследования (микропереписи), на основе которых был получен широкий спектр демографических и социально-экономических характеристик населения.

     Каждая  из переписей населения имеет  свои особенности, что связано, главным  образом, с конкретными социально-экономическими условиями ее проведения. В значительной степени эти особенности касаются методологии переписи.

     1. Одной из наиболее важных методологических  особенностей предстоящей всеобщей  переписи населения в России  является переход на учет населения  только по месту его постоянного места жительства. При предыдущих переписях изучались две категории населения - постоянное и наличное. Постоянное население составляют люди, живущие в определенном населенном пункте, независимо от того, находятся они в этом пункте на момент переписи или нет. К наличному населению относятся находящиеся на дату переписи в данном населенном пункте, независимо от того проживают они в нем постоянно или временно.

     Постоянным  местом жительства опрашиваемых будет  считаться, как правило, то место жительства, в котором они проживают большую часть времени. Это место может не совпадать с тем адресом, по которому респондент зарегистрирован, т. е. переписываться люди будут по месту фактического проживания.

     Для определения численности постоянных жителей страны, в соответствии с международными рекомендациями, был установлен временной ценз продолжительностью в один год. Все лица, которые приехали в Россию на год и более, будут переписаны как постоянные жители страны. Лица, выехавшие из России на работу (за исключением командированных по линии органов государственной власти, в том числе дипломаты, военнослужащие) или учебу в другие страны, в постоянном населении при переписи учитываться не будут.

     Итак, в численность постоянных жителей  России будут включены:

    • граждане России, находящиеся за рубежом в связи с длительной служебной командировкой или выполнением служебных обязанностей по линии органов государственной власти Российской Федерации (включая членов их семей) сроком 1 год и более;
    • лица, постоянно проживающие в России и временно выехавшие за рубеж в командировку, на работу по контрактам российских и иностранных фирм или учебу на срок до 1 года;
    • лица, постоянно проживающие в России и временно выехавшие за рубеж на лечение, отдых, в гости к родственникам или знакомым, независимо от сроков их отсутствия в стране;
    • постоянно проживающие в России моряки российских рыболовных и торговых судов, находящиеся на момент счета населения в плавании;
    • российские и иностранные граждане и лица без гражданства, прибывшие в Россию из-за рубежа на постоянное жительство или ищущие убежище, включая и тех из них, кто не успел оформить регистрационные документы (такой порядок соответствует рекомендациям ООН. Согласно ему беженцы переписываются в той стране, на территории которой они находятся на момент переписи);
    • российские и иностранные граждане и лица без гражданства, прибывшие в Россию из-за рубежа на учебу или работу на срок 1 год и более, независимо от того, сколько они уже пробыли в стране и сколько им еще придется находиться в стране.

     Кроме того, при предстоящей переписи населения  будут учтены по сокращенной программе  лица, временно находящиеся на территории России, а постоянно проживающие  за ее пределами. К этой категории  относятся люди (независимо от их гражданства) прибывшие в Россию из-за границы на учебу или работу на срок менее одного года, или на лечение, отдых, в гости к родственникам или знакомым вне зависимости от срока, на который они прибыли. Учет этой категории позволит, по нашему мнению, оценить общую численность людей, находившихся на дату переписи на территории страны, а также, что очень важно, использовать эту информацию при оценке объемов нелегальной миграции.

     В то же время не подлежат переписи:

    • российские граждане, постоянно проживающие за рубежом;
    • российские граждане, выехавшие за границу на работу по контрактам российских и иностранных фирм или на учебу на срок более одного года;
    • иностранные граждане, работающие в дипломатических и других представительствах своих государств, иностранные военнослужащие, а также члены их семей;
    • иностранные граждане, работающие на территории России в представительствах международных организаций;
    • иностранные граждане, являющиеся членами делегаций правительств и законодательных органов своих государств.

     В послевоенный период большинство стран мира перешло на учет постоянного населения. Основная причина заключается в том, что данные о постоянном населении являются более стабильными, меньше подвержены случайным колебаниям, чем данные о наличном населении. Кроме того, учет при переписи только одной категории позволит в определенной степени сэкономить финансовые средства, отказавшись от переписи на транспорте, в больницах, гостиницах.

     2. Согласно рекомендациям ООН, в  качестве единицы наблюдения  при предстоящей Всероссийской переписи населения впервые после переписи населения 1897 г. будет использовано домохозяйство. Домохозяйство как единица наблюдения было апробировано при 5-процентной микропереписи населения в 1994 году, когда обследовалось 2,6 млн. домохозяйств.

     Домохозяйством (домашним хозяйством) считается:

    • один человек, проживающий в отдельном жилом помещении или части жилого помещения, обеспечивающий себя всем необходимым для жизни и не объединяющий средства для ведения общего хозяйства с кем-либо из других лиц, проживающих в данном жилом помещении;
    • два человека или более, проживающие совместно в отдельном жилом помещении или части его, обеспечивающие себя всем необходимым для жизни посредством ведения общего хозяйства, полностью или частично объединяя и расходуя свои средства. Эти лица могут быть связаны отношениями родства или отношениями, вытекающими из брака, либо быть не родственниками, либо и теми, и другими.

Информация о работе Переписи населения, их значение и методология проведения