Переписи населения, их значение и методология проведения

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2011 в 19:54, курсовая работа

Описание работы

Объектом курсовой работы являются переписи населения 1989 и 2002 годов.

В ходе работы над курсовой были поставлены следующие задачи:

исследовать и дать характеристику переписям населения;
провести сравнительный анализ;
определить какие существуют пути совершенствования методологии проведения переписей.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Перепись населения – основной источник данных о населении…….5

Перепись населения: сущность, цели, задачи и принципы проведения…………………………………………………………………5
Переписи населения и методы их проведения…….…………………...16
Глава 2. Сравнительный анализ переписей населения Российской Федерации 1989 и 2002 годов…………………………………………………………….......20

2.1. Численность населения и его состав по различным признакам:

2.1.1. Городское и сельское население……………………………………..…..20 2.1.2. Половозрастная структура……………………………………………......25

2.1.3. Уровень образования населения…………………………………....…....31 2.1.4. Национальный состав……………………………………………………..34

2.1.5. Занятость населения……………………………………………………....39 2.2. Источники средств к существованию………………………......................41

Глава 3. Совершенствование методологии переписей населения: преемственность и новаторство………………………………………………...45

Заключение………………………………………………………………….........52

Список использованной литературы…………………………………………...56

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по статистике.doc

— 511.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
1 2 3 4 5 6 7 8 9
моложе  трудоспособного 
(муж. и жен. 
до 16 лет)
35995 18288 17707 26327 13452 12875 24,5 18,1
(трудоспособном  муж. 16-59 лет,  
жен. 16-54 лет)
83746 43440 40306 88942 44812 44130 56,9 61,3
старше  трудоспособного 
(муж. 60 лет и более, 
жен. 55 лет и более)
27196 6946 20250 29778 9281 20497 18,5 20,5
 

     За  межпереписной период численность населения старше трудоспособного возраста увеличилась на 2,6 млн. человек (на 9,5%). В то же время численность детей и подростков за этот период сократилась на 9,7 млн. человек (на 27%). Особенно резкое снижение (на 43%) произошло в возрастной группе детей до 10 лет (поколения, родившиеся в последнее десятилетие, когда уровень рождаемости был самым низким за всю послевоенную историю России).

     Вступление  в трудоспособный возраст поколения  молодежи, родившейся в первой половине 80-х годов прошлого века (период самой высокой за три последних десятилетия рождаемости), а также положительный миграционный прирост привели к увеличению численности населения трудоспособного возраста на 5,2 млн. человек (на 6%). Произошли структурные изменения и внутри данной возрастной группы. В 2002г. 52,6% в численности населения трудоспособного возраста составили лица в возрасте старше 35 лет (в 1989г. - 45,7%).

     Возрастной  состав городского и сельского населения  исторически имеет некоторые  отличия, в которых отражены особенности процесса урбанизации в России, а также различия в репродуктивном поведении и продолжительности жизни городских и сельских жителей.

Таблица 6

Возрастной состав городского и сельского населения.

  Городское население Сельское  население
тыс.человек в % к итогу тыс. человек в % к итогу
1989г. 2002г. 1989г. 2002г. 1989г. 2002г. 1989г. 2002г.
Все население 107959 106429 100 100 39063 38738 100 100
в том числе  
в возрасте:
               
моложе  
трудоспособного
25693 18019 23,8 16,9 10302 8308 26,4 21,4
трудоспособном 63618 67250 58,9 63,2 20128 21692 51,5 56,0
старше  
трудоспособного
18578 21048 17,2 19,8 8618 8730 22,1 22,5
 
 

     Уровень рождаемости - показатель среднего числа  детей, рожденных одной женщиной в течение репродуктивного периода - составлял в 2002г. в сельской местности 1,5 ребенка, в городских поселениях - 1,25. Средняя продолжительность жизни в сельской местности составляла 63,4 года (для мужчин - 57,1, для женщин - 71,3) в городских поселениях - 65,3 года (для мужчин - 59,0, для женщин - 72,3).

     Средний возраст городских мужчин составил 33,9 года, женщин - 39,8 года, сельских - соответственно 34,6 года и 39,9 года.

     Снижение  рождаемости и рост численности  населения трудоспособного возраста за межпереписной период привели  к уменьшению числа лиц нетрудоспособного возраста, приходящихся на население рабочих возрастов (показатель демографической нагрузки). Причем, если в городских поселениях это снижение произошло только за счет уменьшения показателя нагрузки детьми, то в сельской местности снизился и показатель демографической нагрузки людьми пенсионного возраста.

Таблица 7

Демографическая нагрузка на население трудоспособного возраста.

  На 1000 жителей трудоспособного  возраста  
приходится лиц нетрудоспособного возраста, человек
всего в том числе
1989г. 2002г. детей и подростков  
(0-15 лет)
лиц старше  
трудоспособного возраста
1989г. 2002г. 1989г. 2002г.
Все население 755 631 430 296 325 335
городское  
население
696 581 404 268 292 313
сельское   
население
940 785 512 383 428 402
 

     Рост  численности населения трудоспособного возраста и дальнейшее снижение показателя демографической нагрузки можно ожидать до 2006 года. Впоследствии в трудоспособный возраст начнут вступать поколения, рожденные в 90-х годах прошлого столетия, когда началось резкое снижение рождаемости, а выходить из этого возраста - многочисленные поколения родившихся в послевоенный период. Это приведет к снижению численности населения трудоспособного возраста, а также росту числа и удельного веса лиц старших возрастных групп, что обусловит, в свою очередь, рост показателя демографической нагрузки. 
 
 
 
 
 

2.1.3. Уровень образования населения.

Таблица 8

Уровень образования населения

  Тыс. человек 2002г. 
в % к 
1989г.
На 1000 человек
1989г. 2002г. 1989г. 2002г.
Все население в возрасте  
15 лет и более
113038 121300 107,3 1000 1000
в том числе имеют:          
профессиональное  образование          
высшее (включая послевузовское  
образование)
12740 19379 152,1 113 160
неполное  высшее 1929 3740 193,8 17 31
среднее 21714 32929 151,6 192 271
начальное 14686 15367 104,6 130 127
общее образование          
среднее (полное) 20256 21276 105,0 179 175
основное  19789 16695 84,4 175 138
начальное 14574 9350 64,2 129 77
не  имеют начального общего  
образования
7323 1200 16,4 65 10
 

     Из  общего числа лиц в возрасте 15 лет и более 71,4 млн. человек (59%) имеют профессиональное образование (высшее, среднее и начальное). За 1989-2002гг. число специалистов с высшим образованием увеличилось на 6,6 млн. человек (на 52%), со средним профессиональным - на 11,2 млн. человек (на 52%), с начальным профессиональным - на 0,7 млн. человек (на 5%).

     Впервые при переписи получено число лиц, имеющих послевузовское образование (закончивших аспирантуру, докторантуру, ординатуру), которое составило 0,4 млн. человек.

     Увеличилось на один миллион (на 5%) число лиц, имеющих  среднее (полное) образование. В то же время уменьшилось число лиц  в возрасте 15 лет и более с  основным общим и начальным образованием.

     Изменения в уровне образования связаны  с вхождением в возрастную группу 15 лет и более многочисленного поколения родившихся в первой половине 80-х годов прошлого столетия, большая часть которого продолжала повышать свой образовательный уровень.

     Так, по данным текущей статистики за 1989-2002гг., было подготовлено и выпущено 7,1 млн. специалистов с высшим и 8,3 млн. специалистов со средним профессиональным образованием. Это привело к росту уровня высшего и среднего профессионального образования среди молодежи. Численность молодежи в возрасте 16-29 лет с высшим образованием выросла по сравнению с 1989г. на 42,4%, со средним профессиональным - на 7,5%. В расчете на 1000 человек в этом возрасте приходится 112 человек с высшим образованием (в 1989г. - 84 человека) и 224 человека со средним профессиональным образованием (в 1989г. - 223 человека).

     В тоже время численность юношей и  девушек в возрасте 16-29 лет, имеющих  только начальное общее образование, увеличилась в межпереписной  период в 2,1 раза и составила 0,5 млн. человек, из них 70% не учится.

     Продолжалась  тенденция повышения уровня образования и мужчин, и женщин. 
 
 
 
 

     Таблица 9

     Уровень образования мужчин и женщин.

  Мужчины Женщины
тыс.человек на 1000 человек тыс.человек на 1000 человек
1989г. 2002г. 1989г. 2002г. 1989г. 2002г. 1989г. 2002г.
Все население в возрасте 
15 лет и более, имеющее  
образование основное 
общее и выше
43936 51069 854 922 47178 58317 766 885
в том числе имеют:                
профессиональное 
образование
               
высшее (включая  
послевузовское  
образование)
6001 8613 117 156 6739 10766 110 163
неполное  высшее 893 1722 17 31 1036 2018 17 31
среднее 8514 13877 166 250 13200 19052 214 289
начальное 9122 8706 177 157 5564 6661 90 101
общее образование                
среднее (полное) 10201 10338 198 187 10055 10938 163 166
основное  9205 7813 179 141 10584 8882 172 135

Информация о работе Переписи населения, их значение и методология проведения