Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 20:41, реферат
Изучение статистической науки играет важную роль в подготовке высококвалифицированных юристов – как практиков, так и научных работников. Статистика имеет огромное значение: криминологическое, уголовно-правовое, пенитенциарное, криминалистическое, административно-правовое. Соответствующие ее показатели нужны специалистам административного, уголовного, гражданского и других отраслей права. Соответственно специалист в области юридических наук должен овладеть основными вопросами теории статистики, т.е. статистической методологией как совокупностью приемов и методов, в определенной мере инвариантных к конкретному содержанию используемых статистических данных: о ее предмете и методе, законе больших чисел, статистическом наблюдении, группировка, обобщающих показателях и статистическом анализе.
Введение
1. История судебной статистики советского периода
2. Современная организация судебной статистики в правоохранительных органах России
Заключение
Список литературы
Первичный учет осуществлялся путем заполнения лицами, производящими расследование: а) карточек на выявленные преступления; б) карточек на лиц, совершивших преступления; в) специального талона по уголовному делу, в котором отражалось движение каждого уголовного дела и результаты расследования. Впоследствии была установлена единая отчетность с показателями состояния преступности как для органов охраны общественного порядка, так и для органов прокуратуры, заполняемая на основании указанных карточек органами Министерства охраны общественного порядка (МООП), начиная с областного звена. Она представлялась вышестоящим органам МООП и соответствующим прокуратурам.
В этот же период ЦСУ утвердило разработанный Прокуратурой СССР единый статистический отчет по ведению следствия и дознания с выделением в нем данных по следственному аппарату прокуратуры, следственному аппарату органов охраны общественного порядка и органам дознания (милиции) и отчетность о работе прокурора. Была усовершенствована и отчетность судов: в нее внесены изменения, направленные на координирование показателей отчетности судов с отчетностью прокуратуры. В отчетности судебных органов, помимо данных о числе осужденных и оправданных судами, важное место заняли данные о мерах уголовного наказания (по видам преступлений). Она включила также данные о кассационном и надзорном рассмотрении дел.
В этот же период ЦСУ совместно с ВЦСПС предприняли попытку разработать методику учета правонарушений, не влекущих по закону уголовной ответственности и рассматриваемых в товарищеских судах, комиссиях по делам несовершеннолетних и в административных комиссиях исполкомов местных органов власти, а также учета других отрицательных явлений (больных алкогольным психозом, алкоголизмом, наркоманией).
Однако если методика учета правонарушений заинтересованными ведомствами была согласована, то по вопросу о порядке прохождения отчетности согласованности не было достигнуто.
Рассмотрение материалов о значительной части административных правонарушений осуществлялось в тот период должностными лицами отраслевых органов государственного управления без обращения в административные комиссии.
По ряду министерств и ведомств сведения в целом по Союзу ССР о числе выявленных проступков и примененных к виновным мерах административного воздействия содержались в отчетах о работе соответствующих органов, представляемых в министерства и ведомства СССР по утвержденным ЦСУ СССР формам.
Существовавшие формы отчетности давали определенный материал для анализа административных правонарушений лишь в отдельных отраслях управления и не могли осветить общей картины совершаемых в стране административных правонарушений. Кроме того, эти сведения, получаемые министерствами, не вполне были сопоставимы и, как правило, не содержали данных, характеризующих правонарушителей.
В соответствии с решениями директивных органов в 1988 г. статистика правонарушений вновь была сосредоточена в системе Госкомстата СССР. Работа осуществлялась Отделом моральной статистики численностью 5 человек в составе Управления социальной статистики, в котором постепенно стала соредоточиваться сводная информация о преступности, административных правонарушениях и иных негативных явлениях.
Появились возможности комплексного анализа данных правовой статистики во взаимосвязи с соответствующими показателями других отраслей статистики; совместно с отраслевыми министерствами (ведомствами), соответствующими научными подразделениями вырабатывать единые методологические подходы при разработке и учете отдельных показателей; используя имеющиеся в Госкомстате опыт и базу, наладить альтернативное изучение деятельности правоохранительных органов путем специально организованных опросов населения. С этого времени систематически (два раза в год) анализируются и публикуются данные о состоянии преступности и судимости в стране. Освещаются такие вопросы, как внешняя миграция в СССР, хищения народнохозяйственных грузов на транспорте, преступления против собственности, преступность в молодежной среде, пожары и их последствия, правовая защищенность граждан, вымогательство и т.д. Совместно с МВД, Минюстом и Прокуратурой СССР Госкомстатом разработана система показателей моральной статистики, разработаны методологические подходы определения латентной преступности и международных сопоставлений данных о преступности, проведен ряд единовременных выборочных обследований различных категорий населения об отношении к отдельным видам правонарушений и деятельности правоохранительных органов и др. Однако по-прежнему оставался нерешенным ряд острых проблем. Среди первоочередных — разработка методологии и организация контроля достоверности данных, представляемых правоохранительными органами. Эти проблемы остались животрепещущими и весьма актуальными в постсоветской России и ждут своего разрешения.
2. Современная организация судебной статистики в правоохранительных органах России
В современных условиях необходимость в четкой и единообразной системе уголовно-правовой статистики, удовлетворяющей своими показателями не только оперативные, но и научные требования, особенно ощутима. Интеграционные процессы в государствах СНГ актуализировали разработку системы показателей о преступлениях для обеспечения международных сопоставлений. В Программе методологических работ Статистического комитета государств СНГ этой проблеме отведено важное место в разделе социальной статистики.
В соответствии с Концепцией судебной реформы в РСФСР (она утверждена постановлением ВС РСФСР от 24 октября 1991 г.) одной из главных задач ее поэтапной реализации является обеспечение достоверности и повышение доступности информации о деятельности правоохранительных органов, судебно-правовой статистики. По замыслу ее разработчиков, задача регистрации преступлений по-прежнему может оставаться за органами внутренних дел, но при условии выделения специального подразделения регистрации сообщений о совершенных преступлениях и независимости его от следственных и оперативно-розыскных подразделений. Ответственность за всю правовую статистику предполагается возложить на статистическую службу Министерства юстиции РФ.
Солидаризируясь с первым предложением, мы вместе с тем не можем без критического анализа согласиться с мнением разработчиков Концепции по последнему вопросу, полагая, что уголовно-правовая статистика не может быть автономной, находиться в ведении какого-либо одного ведомства, в том числе и Министерства юстиции. Ее научно-практическая ценность лишь повысится при сопоставлении показателей правовой статистики с показателями других отраслей статистики. А это, на наш взгляд, посильно лишь Госкомстату, располагающему соответствующими возможностями — кадровыми, техническими, научными. В данном случае, в отличие от разработчиков Концепции судебной реформы в стране, речь идет не о создании единого государственного центра правовой статистики под крышей Госкомстата (тем более Минюста, МВД, прокуратуры или других федеральных ведомств), а о совместном рассмотрении и решении заинтересованными органами методологических вопросов, касающихся системы показателей, сбора, обработки, а также анализа данных правовой статистики в целом с учетом опыта работы Госкомстата, его возможностей в применении современных технологий обработки информации и проведении социологических обследований, дополняющих данные текущей статистики. Именно такая статистика, при всех прочих условиях, может быть объективным индикатором общественных отношений. Только на ее основе, на наш взгляд, могут создаваться комплексные научно-практические программы по укреплению режима законности и правопорядка в стране, по совершенствованию законотворческой, правоприменительной и управленческой деятельности.
Полноценное взаимодействие власти с институтами гражданского общества невозможно без информационной открытости. Успешная реализация указанного направления деятельности, имеющего самое непосредственное отношение и к рассматриваемой проблеме — открытости данных правовой статистики, сопряжена с выполнением следующих задач: радикальным обновлением функций, методов, критериев деятельности соответствующих служб органов испольной власти; сужением области ведомственных тайн; уточнением с помощью общественных организаций гарантий предоставления общественно значимой официальной информации; обучением государственных служащих практической работе в условиях информационной открытости; установлением каналов двусторонней связи государственных органов с общественными организациями, занимающимися аналогичными проблемами (экологическими, социальными и др.)1.
В организационном отношении правовая статистика, уголовно-правовая в особенности, остается ведомственной статистикой, но Госкомстат России тесно взаимодействует с ведомственными статистическими службами, способствует развитию статистики правоохранительных органов, устранению «закрытых зон» для статистики, необоснованной секретности отдельных показателей социального и экономического развития Российской Федерации, добивается точного ведения учета и отчетности в негосударственном секторе экономики.
С удовлетворением можно отметить, что наконец-то снят покров таинственности с данных правовой статистики, в частности уголовно-правовой, — сведения о преступности и судимости стали регулярно публиковаться в средствах массовой информации. Это событие для нашей страны можно считать историческим.
Легализация данных уголовно-правовой статистики открыла перед наукой и практикой новые возможности и одновременно поставила непростые вопросы о, системе ее показателей, повышении их объективности, границ достоверности, наиболее полного их использования в интересах соблюдения в стране режима законности.
Систематически информируя население на основе научно разработанных группировок об уровне, видах, тенденциях и распределении преступности во времени и пространстве, государство активизирует естественное стремление человека к самозащите жизни, здоровья, собственности и т.д. При этом снижается вероятность оказаться жертвой преступления, с одной стороны, и формируется общественное мнение относительно необходимых издержек (экономических, социальных и др.) для поддержания оптимального уровня безопасности населения — с другой.
Далее. Среди важнейших задач Госкомстата России — разработка совместно с министерствами и ведомствами, научными учреждениями, предприятиями и организациями научно обоснованной статистической методологии, отвечающей международной практике, регулярная публикация материалов по методологий исчисления статистических данных, рассмотрение их альтернативных вариантов.
Назрела объективная необходимость организовать муниципальную статистику в Российской Федерации, существенное место в которой должно быть отведено данным уголовной статистики. Видимо, здесь полезным может оказаться опыт земской статистики России прошлого века. Без ее создания нельзя рассчитывать на реальную государственную политику по преобразованию местной власти на демократических началах, укреплению правопорядка.
Кроме того, как упоминалось, на Госкомстат возложено и обеспечение широкой гласности статистический информации, ее открытости и доступности; систематическое информирование населения через печать, радио, телевидение о социально-экономическом развитии Российской Федерации, становлении рыночных отношений, динамике цен на товары и услуги, жизненном уровне населения, его занятости, в том числе и о состоянии преступности.
В области правовой статистики на протяжении всего советского периода постоянно проводилась научная работа по вопросам ее теории, практики и истории. Так, проблемы уголовно-правовой статистики были тщательно разработаны крупным русским юристом профессором М.Н. Гернетом в монографиях «Моральная статистика» (1922 г.), «Преступность и самоубийство во время войны и после нее» (1927 г.), «Преступность за границей и в СССР» (1931 г.) и др.
Большой вклад в разработку общеметодологических проблем судебной статистики сделал профессор А.А. Герцензон. Из его многочисленных трудов в области правовой статистики необходимо отметить четыре издания учебника «Судебная статистика» (1935, 1937, 1939 и 1948 гг.).
В 1939 г. был издан учебник по судебной статистике Б.Н. Хлебникова, много сделавшего для развития теории и особенно практики судебной статистики.
Значителен вклад в дальнейшее развитие как общетеоретических, так и прикладных аспектов правовой статистики кандидата экономических и доктора юридических наук, профессора, заслуженного деятеля науки РСФСР С.С. Остроумова, перу которого принадлежит более 180 работ по этой проблематике, в том числе шесть изданий учебника по советской судебной статистике (1949, 1952, 1954, 1962, 1970 и 1976 гг.), три монографии: «Преступность и ее причины в дореволюционной России» (1960, 1980 гг.), «Очерки по истории уголовной статистики дореволюционной России» (1961 г.), брошюры на тему «Уголовная статистика и предупреждение преступности» (1969-1975 гг.) и другие работы, оставившие заметный след в юридической науке.
Много ценных публикаций по различным аспектам правовой, в особенности уголовно-правовой, статистики было опубликовано такими исследователями, как М.М. Бабаев, Ю.Д. Блувштейн, С.Е.Вицин, Г.И. Забрянский, Г.А. Злобин, Л.И.Кондратюк, Н.Н. Кондрашков, В.В.Лунеев, Н.И.Майоров, Г.М. Миньковский, Б.С. Никифоров, С.Н. Панченко, Г.И.Соломаха, А.С. Шляпочников и др.
Если иметь в виду, как уже отмечалось, неразрывную связь уголовно-правовой статистики с криминологией, то следует отметить плодотворное использование количественных методов в изучении преступности и связанных с ней проблем в трудах Г.А. Аванесова, К.К. Горяинова, Г.В.Дашкова, И.И. Карпеца, В.М. Когана, В.Н. Кудрявцева, Н.Ф. Кузнецовой, М.И. Ковалева, В. В. Панкратова, А. М. Яковлева и др. В них глубоко проанализированы качественные особенности и закономерности в области преступности, специфика ее причин и мер социального контроля над ней и т.д.
Нужно отметить, что если криминалисты широко и плодотворно используют статистический метод в своих исследованиях, что взаимно обогащает и теорию уголовно-правовой статистики, то этого, к сожалению, нельзя сказать о цивилистах. Еще 25 лет назад С.С. Остроумов и другие ученые призывали к тому, что пора нашим цивилистам с привлечением других специалистов заняться вопросами статистического исследования гражданско-правовых явлений, что послужит первым шагом к созданию самостоятельной научной дисциплины «Гражданско-правовая статистика». В государстве с рыночной экономикой, где развиваются гражданско-правовые отношения, разработка ее проблематики — безотлагательная задача.