Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 20:41, реферат
Изучение статистической науки играет важную роль в подготовке высококвалифицированных юристов – как практиков, так и научных работников. Статистика имеет огромное значение: криминологическое, уголовно-правовое, пенитенциарное, криминалистическое, административно-правовое. Соответствующие ее показатели нужны специалистам административного, уголовного, гражданского и других отраслей права. Соответственно специалист в области юридических наук должен овладеть основными вопросами теории статистики, т.е. статистической методологией как совокупностью приемов и методов, в определенной мере инвариантных к конкретному содержанию используемых статистических данных: о ее предмете и методе, законе больших чисел, статистическом наблюдении, группировка, обобщающих показателях и статистическом анализе.
Введение
1. История судебной статистики советского периода
2. Современная организация судебной статистики в правоохранительных органах России
Заключение
Список литературы
2
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
РЕФЕРАТ
по дисциплине «Статистика общая и правовая»
на тему: Основные сведения из истории судебной статистики и её современная организация в правоохранительных органах России
Выполнил студент
Группа
Специальность
Проверил
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. История судебной статистики советского периода………………………...4
2. Современная организация судебной статистики в правоохранительных органах России………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Изучение статистической науки играет важную роль в подготовке высококвалифицированных юристов – как практиков, так и научных работников. Статистика имеет огромное значение: криминологическое, уголовно-правовое, пенитенциарное, криминалистическое, административно-правовое. Соответствующие ее показатели нужны специалистам административного, уголовного, гражданского и других отраслей права. Соответственно специалист в области юридических наук должен овладеть основными вопросами теории статистики, т.е. статистической методологией как совокупностью приемов и методов, в определенной мере инвариантных к конкретному содержанию используемых статистических данных: о ее предмете и методе, законе больших чисел, статистическом наблюдении, группировка, обобщающих показателях и статистическом анализе.
Судебная статистика – отрасль статистики, собирающая и изучающая сведения о преступлениях и иных правонарушениях, ставших известными и рассматривавшихся компетентными органами государства, а также осуществляющая учёт мер по борьбе с этими.
В данной работе рассматривается представление данных судебной статистики.
Актуальность данной работы определяется ходом судебной реформы в Российской Федерации, в результате которой претерпели значительные изменения уголовное, гражданское, административное, а также соответствующее процессуальное законодательство. Кроме того, за последнее десятилетие принят ряд нормативных правовых актов, существенно повлиявших на решение судоустройственных проблем, изменивших судебную систему России, роль суда в системе государственных органов и процесс судебного производства. Все это потребовало внесения изменений и в организацию ведения судебной статистики судов общей юрисдикции.
1. История судебной статистики советского периода
В советский период шел процесс адаптации правовой статистики к новым условиям. В соответствии с Положением о государственной статистике, утвержденным 25 июля 1918 г. Совнаркомом, предусматривалось, что Центральное статистическое управление (ЦСУ) организует статистическое изучение всех областей жизни государства и общества. На него, в частности, было возложено «ведение моральной статистики».
В 1918 г. с образованием народных судов в РСФСР вводятся справочные листки об осужденных и периодические ведомости. Но справочные индивидуальные листки, имеющие своим назначением установление рецидива, поступали в Народный комиссариат юстиции в крайне ограниченном количестве, не более 10%. Периодические же ведомости по своему содержанию не могли дать исчерпывающих сведений.
В 1919 г. ЦСУ по соглашению с НКЮ выработал и утвердил проект статистического листка для обвиняемого. Учету, согласно программе собирания материалов, должны были подлежать как все преступные деяния, так и все обвиняемые, оправданные и осужденные. Но несмотря на выпуск статистических листков в том же 1919 г., введение в РСФСР правильно поставленной уголовно-правовой статистики не могло состояться до 1922 г., так как форма листков оказалась трудной для судебных деятелей. В таком же положении оказалась сокращенная форма (из 40 вопросов первого листка во втором было оставлено всего 27), выработанная теми же инстанциями в 1920 г. и также не введенная. В 1921 г. был выработан справочный листок об осужденном. Справочные листки должны были поступать в статистическое отделение НКЮ для печатания списка ограниченных по суду в своих правах осужденных и вообще справок о судимости. Статистические же листки об осужденных должны были поступать в отдел моральной статистики ЦСУ для составления отчетов о движении судимости в РСФСР. Собирание этих материалов началось в 1922 г.
В период 1918—1922 гг. отделы моральной статистики (позднее переименованные в отделы социальных аномалий) получали преимущественно данные ведомственной статистики (НКВД, НКЮ, Наркомпроса).
В процессе развертывания статистических исследований органами ЦСУ в центре и на местах через упомянутые отделы (секции) моральной статистики осуществляли сбор, обобщение, синтезирование следующих материалов статистики: уголовно-правовой; гражданско-правовой; правонарушений несовершеннолетних; самоубийств; абортов; алкоголизма (выборочное изучение).
Статистические данные милиции и уголовного розыска о движении преступности, судов — о числе рассмотренных уголовных дел и осужденных по видам преступлений и мерам наказания, комиссий по делам несовершеннолетних — о числе рассмотренных дел и о составе правонарушений регулярно поступали от указанных ведомств в отделы моральной статистики ЦСУ и в обработанном виде публиковались в статистических сборниках ЦСУ.
За 1918—1920 гг. сведения о движении преступности публиковались по краткой программе в отчетах НКЮ съездам Советов. Так, в отчете VIII Всероссийскому съезду сообщается о деятельности народных судов, революционных трибуналов, следственных комиссий с указанием приговоренных к различным наказаниям, а в отчетах о деятельности революционных трибуналов и следственных комиссий сообщались сведения и о преступлениях по четырем группам: 1) контрреволюционные; 2) спекуляция; 3) должностные и 4) уголовные.
С 1922 г. отделы моральной статистики по согласованию с заинтересованными ведомствами, как уже упоминалось, ввели специальный учет осужденных. На каждого осужденного судья заполнял и подписывал статистическую карточку. Заполненные карточки направлялись периодически в губстатотделы, где производилась их статистическая обработка.
Сводные отчеты по губерниям, республикам и стране в целом публиковались как в общих статсборниках ЦСУ, так и в специальных сборниках. В частности, были опубликованы следующие сборники: «Статистика осужденных в СССР в 1923—1924 гг.» (изд. ЦСУ, 1927); «Статистика осужденных в СССР в 1925, 1926 и 1927 гг.» (изд. ЦСУ, 1930); «Аборты в 1926 г.» (изд. ЦСУ, 1929); «Самоубийства в СССР в 1925—1926 гг.» (изд. ЦСУ, 1929); «Статистика амнистированных в ознаменование десятилетия Октябрьской революции» (изд. ЦСУ, 1928). В подготовке этих и целого ряда других обзоров движения преступности, иных аморальных явлений принимали участие специалисты в области теории и практики уголовно-правовой статистики.
Изучению преступности как на основе указанных документов первичного учета, так и специально проводимых исследований в первые годы новой власти уделялось особое внимание. Было выпущен но много публикаций авторами, близко стоявшими к руководству уголовно-правовой статистикой в различных ведомствах или ЦСУ. Таковы были работы по статистике милиции и уголовного розыска (Учеватов и В. Халфин), по тюремной статистике (В. Р. Якубсон), по статистике осужденных (А.А. Герцензон, Д.П. Родин, М.Н. Гернет).
Так, А.А. Герцензон опубликовал результаты исследования в монографии «Борьба с преступностью в РСФСР» (1928 г.), М.Н. Гернет — в ряде журнальных статей и монографий: «Моральная статистика» (1922 г.), «Преступность и самоубийства во время войны и после нее» (1927 г.), «Преступность в СССР и за границей» (1931 г.). Ряд статистических сборников был издан ЦСУ РСФСР, УССР, БССР.
Кроме того, в издаваемых ЦСУ общестатистических сборниках регулярно публиковалисьданные по моральной статистике, например в «Сборнике статистических сведений по Союзу ССР 1918—1923 гг.», в сборнике «Итоги десятилетия Советской власти в цифрах» и многих других. И хотя учет таких сведений в те годы был далек от совершенства, обзоры моральной статистики более или менее полно отражали состояние нравственного здоровья рождающегося нового общества.
В ряде регионов страны создавались специальные учреждения по изучению преступности. Так, с 1923 до 1929 г. «Кабинет по изучению личности преступника и преступности» при активном участии специалистов разного профиля (криминалистов, психиатров, психологов и антропологов) провел ряд актуальных для того времени исследований, результаты которых были опубликованы в изданий «Преступный мир Москвы».
В большинстве учреждений особое распространение получил статистический метод. Наиболее широко было поставлено собирание статистических материалов по преступности в образованном в 1925 г. при НКВД Государственном институте по изучению преступности и преступника с его филиалами в различных регионах страны. В его структуре было специальное статистическое бюро, получавшее материалы по уголовно-правовой статистике из НКВД, НКЮ, Наркомпроса, ЦСУ, что позволяло более полно отслеживать движение преступности в стране. Бюро получало на каждого заключенного, осужденного судами республики особую карточку; картотека на заключенных давала большой материал для изучения преступности. Особое значение приобрела статистическая работа, произведенная Государственным институтом в 1926 г. одновременно со всеобщей переписью населения страны. Все заключенные были переписаны на дополнительные статистические карточки. Обработка до 100 тыс. таких карточек дала возможность очень подробно изучить состав этой категории населения. Итоги ее были положены в основу многих научных трудов, посвященных изучению хулиганов и хулиганства, убийц и убийств, преступлений в области половых посягательств, растрат и растратчиков и др.
В 1930 г. ЦСУ было реорганизовано в статистический сектор Госплана, а затем — в Центральное управление народнохозяйственного учета (ЦУНХУ).
В 1931 г. Государственный институт по изучению преступности и преступника был реорганизован в Институт уголовной и исправительной политики, а в 1936 г. — во Всесоюзный институт юридических наук (ВИЮН), в котором уже не было места для эмпирического изучения преступности и судимости. Это привело к постепенному свертыванию работы в области моральной статистики в общегосударственном масштабе. Статистика осужденных была передана в Наркомюст, а остальные разделы моральной статистики рассредоточены по заинтересованным ведомствам. В частности, статистика преступности разрабатывалась в Главном управлении милиции СССР и Прокуратуре СССР; статистика исправительно-трудовых учреждений — в НКЮ СССР; статистика правонарушений несовершеннолетних — в наркомпросах союзных республик. Полностью прекратились публикации каких бы то ни было материалов по моральной статистике. Очередной сборник «Статистика осужденных в РСФСР. 1928—1934 гг.». (ML, 1935) вышел уже с грифом «секретно». За органами государственной статистики сохранилась лишь функция рассмотрения и утверждения форм ведомственной статистики. Вне статистики оказались товарищеские суды, комиссии по делам несовершеннолетних, к ведению которых относилось рассмотрение немалого количества дел о преступлениях и правонарушениях. Не было полного и систематизированного учета правонарушений, рассматриваемых в административном порядке, а также других аморальных явлений.
Такое положение не изменилось и после воссоздания в 1948 г. Центрального статистического управления.
Однако ученые и практики и в это сложное время поднимали научно-практические вопросы статистического изучения преступности. Так, еще в трудном 1944 г. по инициативе ВИЮН и с участием практических работников правоохранительных органов и сотрудников Института права АН СССР было проведено совещание, на котором с докладами выступили А.А. Герцензон, М.Н. Гернет и Б.Н. Хлебников. Они обосновали необходимость фактического изучения преступности и ее причин.
Отсутствие единого органа, синтезирующего данные о преступности, осужденных, деятельности органов по борьбе с преступностью, привело к тому, что стало невозможно получить полную картину состояния преступности в стране. Наличие больших различий в статистических формах органов охраны общественного порядка, суда, прокуратуры, узковедомственный подход к статот-четности, отсутствие единого учета преступности привели к тому, что результаты сопоставления этих данных оказались крайне противоречивыми и не давали действительной картины состояния и динамики преступности в стране.
В середине 1960 г. в стране были введены новые общесоюзные формы отчетности о состоянии преступности и борьбы с ней, которые должны были представлять МВД союзной республики в прокуратуру республики. Обобщение данных этих отчетов, а также о числе лиц, содержащихся в местах лишения свободы, было возложено на Прокуратуру СССР. Приступив к обобщению данных о состоянии преступности, Прокуратура СССР столкнулась с тем фактом, что в органах министерств внутренних дел ввиду отсутствия системы единого учета преступлений регистрировались не все преступления, а только те, о которых поступили сведения в органы милиции. В связи с тем, что значительная часть уголовных дел возбуждалась непосредственно органами прокуратуры и судами, данные о преступлениях по этим делам не могли найти отражения в отчетности органов МВД. Суммировать ведомственные данные существовавшая система отчетности не позволяла, так как каждое из этих ведомств имело отчетность с несопоставимыми показателями.
Для обеспечения полноты учета и сопоставимости показателей Прокуратура СССР утвердила в конце 1960 г. Инструкцию о едином учете преступлений, обязательную как для органов прокуратуры, так и для органов МВД. Эти мероприятия явились начальным этапом в возрождении единого учета регистрируемых преступлений, создании единой системы уголовно-правовой статистики как важнейшей части правовой статистики.
В дальнейшем ЦСУ совместно с Прокуратурой СССР и Верховным Судом СССР разработали и утвердили единые формы учета и статистической отчетности с показателями, характеризующими состояние преступности, судимости, следственной и судебной работы, т.е. охватывающей деятельность органов охраны общественного порядка, прокуратуры и судов по борьбе с преступностью. Прокуратура СССР переработала и 30 декабря 1965 г. утвердила Инструкцию о едином (первичном) учете преступлений. Установленные этой инструкцией правила учета преступлений распространялись как на органы прокуратуры, так и на органы охраны общественного порядка.