Основные положения реформирования технического регулирования. История развития “стандартизации”, “метрологии” и “сертификации” в Ев

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2011 в 11:25, реферат

Описание работы

Закон является комплексным законодательным актом РФ, регламентирующим: порядок использования общеобязательных государственных требований к продукции; порядок осуществления процедур, в отношении необязательных требований к указанным объектам;системы нормативных и рекомендательных актов; порядок работ по стандартизации; порядок организации и осуществления государственного контроля; порядок информации и финансирования.

Работа содержит 1 файл

стандартизация реферат.doc

— 87.00 Кб (Скачать)

Министерство  образования Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра строительных материалов и технологий.

                             РЕФЕРАТ

I . Основные положения реформирования технического регулирования.

I I .  История развития “стандартизации”,  “метрологии” и “сертификации” в Европе (ХV-ХХ века). 
 

                                            Выполнил  Студент Группа ЭУПу-2

                                              Барцев Д.Ю.

                                            Руководитель  Староверов В.Д. 
 
 
 

Санкт-Петербург

2011 
 

I . Основные положения реформирования технического регулирования

 

 ЗАКОН «О ТЕХНИЧЕСКОМ РЕГУЛИРОВАНИИ»

Федеральный закон  «О техническом регулировании» был  принят Государственной Думой и одобрен Советом Федерации; вступил в силу с 27.12.2002 г. 
 
В настоящем Федеральном законе используется следующие основные понятия. 
 
1. Безопасность продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. 
 
2. Ветеринарно-санитарные и фитосанитарные меры. 
 
3. Декларирование соответствия. 
 
4. Декларация о соответствии. 
 
5. Заявитель. 
 
6. Знак обращения на рынке. 
 
7. Знак соответствия. 
 
8. Идентификация продукции. 
 
9. Контроль за соблюдением требований технических регламентов. 
 
10. Международный стандарт. 
 
11. Национальный стандарт. 
 
Национальными стандартами РФ признаются: государственные и межгосударственные, до вступления в силу соответствующих технических регламентов, требования к продукции, которые подлежат обязательному исполнению только в части соответствующих целей: защиты жизни и здоровья, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества и т.д. 
 
Закон «О техническом регулировании» имеет социально- экономическое значение и устанавливает правила государственного регулирования требований к продукции, товарам народного потребления, услугам в интересах потребителя, а также предусматривает дебюрократизацию экономики, повышение уровня регулирования в сфере деятельности. 
 
Закон является комплексным законодательным актом РФ, регламентирующим: порядок использования общеобязательных государственных требований к продукции; порядок осуществления процедур, в отношении необязательных требований к указанным объектам;системы нормативных и рекомендательных актов; порядок работ по стандартизации; порядок организации и осуществления государственного контроля; порядок информации и финансирования. 
 
Закон «О техническом регулировании» полностью заменяет законы РФ «О сертификации продукции и услуг» и «О стандартизации», которые утрачивают силу со дня введения его в действие. Закон является актом прямого действия и решает большинство вопросов, которые ранее регулировались актами федеральных органов. 
 
Принципы технического регулирования: применение единых правил установления требований к продукции; соответствие уровню развития национальной экономики; независимость органов по ак- кредитации; единство системы, методов, требований. Недопустимы: ограничение конкуренции, совмещение полномочий органа государственного контроля, внебюджетное финансирование государственного контроля за соблюдением требования технического регламента. 
 
Законодательство РФ о техническом регулировании состоит из настоящего Закона и нормативных правовых актов РФ. Федеральные органы вправе издавать в сфере технического регулирования акты только рекомендованного характера, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. 
 
Особенности технического регулирования в сфере оборонной продукции и продукции, составляющей государственную тайну. Порядок принятия и применения документов в отношении продукции, а также оценка соответствия устанавливаются Правительством РФ. Обязательные требования к продукции не должны противоречить требованиям технических регламентов.
 
 
 

1. Что понимается под «техническим регулированием»?

В соответствии с определением, приведенным в  Федеральном законе "О техническом  регулировании", "техническое  регулирование -правовое регулирование  отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия".

Другими словами - техническое регулирование - это  все, что относится к нормированию требований к продукции, процессам, стандартизации, сертификации, подтверждению соответствия, государственному и иным видам контроля за продукцией, процессами, услугами и другим объектам технического регулирования.

2. Почему потребовалось  проводить реформу  технического регулирования?

В ходе преобразований последних лет Россия вышла на этап, требующий ускоренных и устойчивых темпов развития экономики. Одним из факторов, в наибольшей степени сдерживающих развитие экономики России, является несоответствие существующей системы нормирования, стандартизации и сертификации, контроля и надзора современным требованиям безопасности продукции и рыночным отношениям в целом. Более того, эта система сейчас откровенно противоречит стратегии дерегулирования (дебюрократизации) российской экономики, а значит - общей стратегии реформ.

Президент Российской Федерации в посланиях Федеральному Собранию Российской Федерации, неоднократно ставил задачи по уменьшению вмешательства  чиновников в дела бизнеса, по ликвидации избыточной обязательной сертификации, по развитию предпринимательской инициативы и повышению конкурентоспособности российской продукции в мире. В этих Документах отчетливо выражена установка на переход в системе Регулирования на законодательные нормы прямого действия. Однако, эти задачи не удавалось решить в рамках существующей практики.

Устаревшие или  просто не нужные в условиях рынка  обязательные стандарты, огромная нагрузка на бизнес в виде избыточной обязательной сертификации, полное исключение предпринимательского сообщества из процедур принятия решений в вопросах обеспечения качества продукции, которые должны определяться рынком, а не административными мерами, - все это не позволяло нормально развиваться экономике России.

Экономика России, так или иначе, уже стала рыночной. Однако система технического регулирования осталась от экономики плана и тотального контроля, от экономики дефицита и отсутствия конкуренции. Более того, за последние годы отдельные направления нормирования, контроля и надзора успели коммерциализироваться, превратившись в самостоятельный род бизнеса. Часто это представляет собой схему извлечения сверхприбылей с использованием монополии государственной власти.

Нынешняя система  технического регулирования является одним из основных барьеров на пути инвестиций в российскую экономику. Пока реформа технического регулирования не будет завершена, российские капиталы будут уходить за рубеж, а иностранные инвестиции будут направляться в другие страны, в том числе, в экономику наших главных мировых конкурентов.

Отсутствие полновесных  инвестиций - главный тормоз экономического роста. И в этой сложившейся ситуации большой "вклад" существующей системы технического регулирования. Экономика "стоит", потому что "лежат" предприятия и проекты, задавленные старыми нормами и избыточным регулированием.

Административный  гнет резко снижает конкурентоспособность отечественных предприятий и зарубежных фирм, работающих на российском рынке.

Административная  рента закладывается в цену товара, а значит, оплачивается, в конечном счете, населением, что обостряет и без того немалые социальные проблемы.

Действующая система  создает тепличные условия для  процветания коррупции, как нелегальной и скрытой, так и для коррупции полулегальной, существующей почти открыто. Схемы взаимодействия хозяйствующих субъектов, ставшие де-факто, нормой во взаимоотношениях заинтересованных представителей власти бизнеса, вынужденно недобросовестного, не выдерживают критики точки зрения общих принципов государственного регулирования и обычной морали. Это "вымывает" из бизнеса наиболее законопослушных граждан.

Наконец, бизнес, беззащитный в отношении экономического права, оказывается бесправным и  в политическом отношении, что нередко используется на местах, в том числе в целях противостояния с федеральным центром.

3. В чем смысл  реформы технического регулирования?

Идеология реформирования системы технического регулирования, реализованная в федеральном  законе "О техническом регулировании", может быть сведена к следующим  основным принципам:

  • В условиях рынка обязательными (подлежащими обязательному нормированию и государственному контролю) являются исключительно требования по безопасности. Потребительские свойства регулируются экономическими и правовыми отношениями между субъектами рынка. Эти отношения регулируются государством не прямым нормированием, а исключительно обеспечением законосообразности такого рода отношений;
  • Обязательные требования по безопасности излагаются в специальных нормативно-правовых документах технических регламентах. Общие технические регламенты регулируют достижения экономики в целом, специальные технические регламенты регулируют отдельные виды деятельности;
  • Введение обязательных норм переносится с ведомственного уровня на уровень общегосударственной политики: федеральные законы, указы Президента, ратифицированные межгосударственные договоры, а также постановления Правительства, действующие до принятия данного регламента законом. Тем самым признается, что техническое регулирование - нормирование и контроль - является одним из основных инструментов выработки и реализации макроэкономической политики;
  • Закладывается стратегическая установка на переход от крайне обременительного дорыночного контроля к контролю на рынке;
  • Принципиально более демократичной становится процедура подготовки и принятия документов новой нормативно- правовой базы, открывающая возможность самого активного участия в этом процессе для предпринимательского и потребительского сообществ, а также научно-технической общественности.

4. Иногда цели реформы  односторонне представляют  как уменьшение  роли государственного регулирования. Так ли это?

Нет, это не так. Речь идет о кардинальном повышении эффективности участия государства в сфере технического регулирования. Дело не в том, что нынешняя система мешает - в ряде отношений она просто не работает. Задача не в том, чтобы убрать контроль, а в том, чтобы сделать его действенным. Нынешнее положение с продукцией на потребительском рынке и обеспечением реальной безопасности сложных производств свидетельствует о том, что эта задача более чем актуальна.

5. Какие главные цели реформы технического регулирования?

Реформа должна способствовать достижению следующих  основных целей:

  • Ликвидации препятствий в виде необоснованных административных барьеров для развития бизнеса (прежде всего, избыточного ведомственного нормирования и контроля, обязательной сертификации);
  • Снятию ограничений для технического прогресса и нововведений (главным образом, обязательных требований стандартов);
  • Стимулированию предпринимательской инициативы, в том числе, путем активного вовлечения бизнеса в нормотворческий процесс.

 

I I .  История развития “стандартизации”,  “метрологии” и “сертификации” в Европе (ХV-ХХ века).

 Уровень жизни  каждого человека и общества  в целом определяет качество  товаров и услуг. Важную роль  в решении проблемы качества  играют стандартизация и сертификация, которые являются эффективными средствами управления качеством и обеспечением безопасности продукции работ и услуг. Непосредственно стандарты устанавливают определенный набор конкретных показателей качества товаров и услуг, что количественно характеризуют существенные для этого вида продукции свойства, то есть как раз те свойства, которые способны удовлетворить потребности и обеспечить надежную безопасность потребителей.

Стандартизация  возникла в глубокой древности. На всех этапах развития человеческого общества стандартизация играла важную роль и постепенно становилась неотъемлемой частью технического прогресса. Особое значение стандартизация приобрела в период научно-технической революции. Сложность управления современным производством, развитие новых отраслей промышленности, усложнение машин, оборудования и приборов, освоение новых материалов, широкое межотраслевое кооперирование, повышение требований к качеству. Надежности и долговечности продукции, необходимость быстрой переналадки производства и мобильности в освоении новой техники требуют более широкого и быстрого развития стандартизации.

Все историческое развитие человечества сопровождается принципами стандартизации. Необходимость  совместного существования в  обществе привела к согласованию норм поведения, обрядов, традиций, появлению языка, единиц измерения и тому подобного.

Ни одно общество не может существовать без технического законодательства и нормативных  документов, которые регламентируют правила, процессы, методы изготовления и контроля продукции, а также гарантируют безопасность жизни, здоровья и людей и окружающей среды. Стандартизация как раз и является той деятельностью, которая выполняет эти функции.

Различают стандартизацию фактическую и стандартизацию официальную.

Фактическая стандартизация возникла в далекой древности. Письменность, система исчисления, денежные единицы, единицы меры и веса, летоисчисление, землевладение, архитектурные стили, разные гипотезы и теории, общественные и уголовные кодексы, кодексы законов о труде, международные обычаи и конвенции, вообще все законы и моральные нормы, правила сожительства и многое другое - все это проявления фактической стандартизации. Она развивалась постепенно, ее успехи способствовали культурному, научно-техническому и экономическому прогрессу на всех уровнях цивилизации.

Информация о работе Основные положения реформирования технического регулирования. История развития “стандартизации”, “метрологии” и “сертификации” в Ев