Наследственность преступника. Криминологическое исследование

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2011 в 23:32, доклад

Описание работы

Преступность была во все времена во всех уголках мира. В современном обществе преступность приобрела качественно новые черты. Значение изучения этой проблемы очевидно. Преступность — социальное явление, связанное с определенным антиобщественным поведением людей. Для раскрытия его причины, нахождения эффективных путей и методов реагирования, предупреждения преступлений необходимо глубокое изучение всего, что характеризует преступника как индивида и как личность.

Работа содержит 1 файл

Наследственность преступника.  Криминологическое исследование.doc

— 175.50 Кб (Скачать)

    Итак, к вопросам криминологии в России стали обращаться во второй половине XIX века. Среди тех, кто обращался к этим вопросам, можно назвать таких общественных деятелей и ученых, как Радищев (1749 – 1802), который рассматривал преступность как социальное явление, связывал ее причины, состояние и динамику с характером общества, с процессами, которые в нем происходят. Говоря о путях борьбы с преступностью, он подчеркивал предпочтительность предупреждения преступлений наказанию за их совершение. Радищев указывал на необходимость надлежащего изучения преступности и практики борьбы с ней, призывал правительственные органы к организации статистического учета преступлений на основе развернутых криминологических показателей, систему которых он специально разработал, за что справедливо считается основателем русской уголовной статистики.

    Герцен (1812 – 1870) указывал, что преступления вызываются условиями жизни людей и, прежде всего, их экономическим положением. "Причины преступности, — писал он, — заложены в антагонистическом характере общества, в его делении на богатых и бедных, всесильных и бесправных". Герцен так же, как и Радищев, считал, что главное в борьбе с преступлениями не наказание, а их предупреждение, опирающееся на социальные преобразования.

    Ряд исследователей преступности в царской  России (Тарновский, Фойницкий, Гернет) высказали много идей о борьбе с преступностью, трактуя ее причины с позиций личностных характеристик преступников. Значительное число работ в то время в России было посвящено статистическому анализу преступности.

    Периоды развития криминологии "советского периода" можно представить следующим образом:

  • возникновение и развитие;
  • современное состояние.

    По  возможности постараемся кратко описать и несколько конкретизировать эту классификацию.

    Практическое  изучение состояния преступности, ее причин, личности преступника в первые годы Советской власти было сосредоточено в уголовном розыске (затем в милиции), органах суда, прокуратуры, ВЧК и даже Наркомпроса. При различных учреждениях — судебных, исправительно-трудовых, медицинских и пр. — были созданы криминологические кабинеты и клиники, сотрудники которых совместно с практиками изучали на основе статистического, эмпирического и клинического материала различные виды преступлений и типы преступников. Так, Московский кабинет по изучению преступности и личности преступника в 1924 году опубликовал сборник "Преступный мир Москвы", содержащий большой фактический материал.

    В 1925 году был создан государственный институт по изучению преступности и преступника. На него были возложены следующие задачи: изучение причин и условий преступности в целом и отдельных видов преступлений, изучение методов борьбы с преступностью, разработка вопросов уголовной политики, средств и методов воздействия на осужденных, а также "изучение отдельных лиц, представляющих интерес для выяснения преступности". Его работа была очень продуктивной, но особо отмечается издававшийся сборник "Современная преступность", в номерах которого содержался анализ данных уголовной статистики в сопоставлении с результатами первой всесоюзной переписи населения 1926 года.

    В 30-е годы криминологические исследования в нашей стране были практически свернуты. Сказались последствия культа личности Сталина, в частности, ошибочное мнение о том, что в социалистическом обществе нет социальных причин для преступности, и эта проблема, якобы, не представляет ни научного, ни практического интереса. В результате институт по изучению преступности и преступника и криминологические кабинеты на местах были ликвидированы. Анализ преступности приобрел чисто ведомственный ограниченный характер, а научные разработки были практически прекращены.

    Следующий этап развития советской криминологии начинается с конца 50-х годов. Исследование преступности включается в планы  некоторых научно-исследовательских  правовых учреждений страны. Криминологическая  проблематики стала разрабатываться  на кафедрах юридических учебных заведений.

    В 1963 году создается Всесоюзный институт по изучению причин и разработке мер  предупреждения преступности, на который  была возложена координация научных  исследований в области криминологии.

    С 1964 года преподавание криминологии вводится в программы юридических ВУЗов.

    Проблемами  этой науки занимались такие ученые, как Аванесов, Антонян, Алексеев, Бабаев, Игошев, Карпец, Миньковский, Стручков и многие другие. Эти ученые внесли значительный вклад не только в криминологию, но и в уголовное и уголовно-исполнительное право. Они чаще всего не могли говорить и писать то, что думали, т. к. одним из важнейших принципов криминологической науки был принцип партийности. А что следовало за ним, напоминать не надо. Некоторые из вышеназванных ученых и в "брежневские" времена претерпевали гонения и давление.

    Со  второй половины 80-х годов по настоящее  время криминологи получили возможность  пересмотреть многие положения науки  криминологии. Важным шагом стало снятие грифа секретности со всех данных по преступности и уголовной статистики.

    Подводя итог изложенного можно сделать  вывод, что советские криминологи  считали, что их предшественники лишь задумывались над сущностью преступности, ее происхождением, причинами и пр., но преимущество отдавали изучению личности преступника, а преступность рассматривали в основном как субъективно-личностный феномен.

Представление о личности преступника

Личность  преступника

    Существуют  различные определения этого  понятия, криминологическое же учение исходит из того, что личность как целостное образование представляет собой социальное качество человека. Оно формируется в процессе общественных отношений, т. е. является продуктом социализации человека, а не приобретается с момента рождения. При этом в человеке уживаются социальное и биологическое начала. И в соотношении социального и биологического, биологическое находится в подчиненном отношении к социальному и выступает в нем в преобразованном, "очеловеченном" виде. Из этого можно сделать вывод, что природа и сущность человека — не тождественные понятия. Ведь, в то время как первое включает в себя генетические и социальные связи человека, второе охватывает лишь существенные социальные признаки.

    Как уже говорилось ранее, личность включает в себя совокупность сторон внутренней (сознание) и внешней (деятельность). Подобный подход к определению сущности личности сформировался в философии давно. Еще в 1844 г. К. Маркс писал: "Животное непосредственно тождественно со своей жизнедеятельностью. Оно не отличает себя от своей жизнедеятельности. Оно есть эта жизнедеятельность. Человек же делает самое свою жизнедеятельность предметом своей воли и своего сознания. Его жизнедеятельность — сознательна. Это не есть такая определенность, с которой он непосредственно сливается воедино. Сознательная жизнедеятельность непосредственно отличает человека от животной жизнедеятельности".

    Исходя  из вышесказанного, можно сделать  вывод, что личность человека представляет собой систему социально-психологических  свойств и качеств, в которых отражены связи взаимодействие человека с социальной средой посредством практической деятельности.

Классификация и типология преступников

    Как правило, в криминологической литературе различают типологию и классификацию. Считается, что типология обобщает совокупность типичных для всех или определенных групп социальных особенностей, в то время как классификация подразделяет преступников на группы согласно единичному, индивидуальному признаку.

    Классификация, являясь более низким уровнем  обобщения, представляет собой устойчивую группировку исследуемых объектов по их отдельным признакам и строится на весьма жестких критериях групп и подгрупп, каждая из которых занимает четко фиксированное место. Типология такой жесткой дифференциации не содержит.

    Классификация преступников может быть построена по различным основаниям, среди которых следует выделить две большие группы признаков:

  • социологических (социально-демографических);
  • правовых.

    К первой из них можно отнести пол, возраст, уровень образования, уровень  материальной обеспеченности, социальное положение, наличие семьи, социальное происхождение, занятость общественно полезным трудом, род занятий, наличие специальности, место жительства.

    Ко  вторым — характер, степень тяжести совершенных преступлений, совершение преступлений впервые или повторно, в группе или в одиночку, длительность преступной деятельности, объект преступного посягательства, форма вины.

    Конечно, приведенный перечень признаков  классификации преступников не является исчерпывающим и может быть дополнен другими. Здесь многое зависит от того, для чего осуществляется классификация, каким конкретным целям она подчинена.

    Выделение типов преступников возможно по степени  их общественной опасности, криминогенной  зараженности, ее выраженности и активности:

  • особо опасные преступники — многократно судимые рецидивисты. Они настойчиво вовлекают в такую деятельность других лиц, в числе которых особо необходимо выделить профессиональных преступников (для которых уголовно-наказуемые действия являются единственным или главным источником средств к существованию и пр.). Для особо опасных преступников типично то, что благоприятные для совершения преступлений ситуации они активно создают сами;
  • десоциализированные преступники — лица, длительное время ведущие паразитическое, часто бездомное, существование. Это бродяги, попрошайки, тунеядцы. Многие из них алкоголики. В отличие от особо опасных преступников они, в основном, пассивны и как бы "плывут по течению". Ситуацию для совершения корыстных правонарушений сами обычно не создают, а используют складывающиеся;
  • неустойчивые преступники — лица, совершающие преступления (порой неоднократно) в связи с включенностью в жизнедеятельность некоторых групп отрицательной направленности, ведения образа жизни на грани социально приемлемого и антиобщественного. Наиболее распространенными представителями этого типа являются правонарушители, совершающие в нетрезвом состоянии мелкие хищения и кражи, хулиганство, реже — грабежи, разбои. При существенном изменении жизненных обстоятельств в лучшую сторону и эффективного воспитательного воздействия они способны воздержаться от противоправных действий;

    Можно также встретить и смешанные, промежуточные типы, которым присущи  черты иных типов. Для успешной профилактики преступлений необходимо знать все те индивидуальные особенности, в первую очередь мотивы, которые могут стимулировать преступные действия данной личности и поэтому должны стать объектом особого внимания.

Механизм  мотивации и классификация мотивов

    Достижения  современной психологии свидетельствуют о том, что основным стимулом человеческой деятельности является мотив, поскольку именно в нем отражается все то, ради чего совершается любое деяние, в чем личностный смысл для любого человека. То есть выбор цели обосновывается определенным доводом в его пользу – мотивом. При этом следует различать понятия "мотив" и "мотивация". Мотивация – это общее побуждение активности в определенном направлении.

    Итак, предпосылкой поведения человека, источником его деятельности является потребность. Нуждаясь в определенных условиях, человек стремится к устранению возникшего дефицита. Возникающая потребность вызывает мотивационное возбуждение (соответствующих нервных центров) и побуждает организм к определенному виду деятельности. При этом оживляются все необходимые механизмы памяти, обрабатываются данные о наличии внешних условий, и на основе этого формируется целенаправленное действие. Итак, потребность вызывает определенное нейрофизиологическое состояние – мотивацию.

    Таким образом, мотивация – обусловленное потребностью возбуждение определенных нервных структур, вызывающих направленную активность организма.

    От  мотивационного состояния зависит  допуск в кору головного мозга  тех или иных сенсорных возбуждений, их усиление или ослабление. Эффективность  внешнего стимула зависит не только от его объективных качеств, но и от мотивационного состояния организма.

    Отсюда, обусловленные потребностью мотивационные  состояния характеризуются тем, что мозг при этом моделирует параметры  объектов, которые необходимы для удовлетворения потребности и схемы деятельности по овладению требуемым объектом. Эти схемы программы поведения могут быть или врожденными, инстинктивными, или основанными на индивидуальном опыте, или заново созданными из элементов опыта.

    Осуществление деятельности контролируется путем сравнения достигнутых промежуточных и итоговых результатов с тем, что было заранее запрограммировано. Удовлетворение потребности снимает мотивационное напряжение и, вызывая положительную эмоцию, "утверждает" данный вид деятельности. Неудовлетворение потребности вызывает отрицательную эмоцию, усиление мотивационного напряжения и вместе с этим — поисковой деятельности. Таким образом, мотивация — индивидуализированный механизм соотнесения внешних и внутренних факторов, определяющий способы поведения данного человека.

Информация о работе Наследственность преступника. Криминологическое исследование