Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 09:03, реферат
Налог на добавленную стоимость - косвенный налог, влияющий на процесс ценообразования и структуру потребления. В моделях западных экономических систем он выполняет важную роль в регулировании товарного спроса. Переход к косвенному налогообложению в нашей стране обусловлен необходимостью решения следующих задач:
- ориентации на гармонизацию налоговых систем стран Европы;
- обеспечения стабильного источника доходов в бюджет;
- систематизации доходов.
Вариант 3
Налог на добавленную стоимость - косвенный налог, влияющий на процесс ценообразования и структуру потребления. В моделях западных экономических систем он выполняет важную роль в регулировании товарного спроса. Переход к косвенному налогообложению в нашей стране обусловлен необходимостью решения следующих задач:
- ориентации на гармонизацию налоговых систем стран Европы;
- обеспечения стабильного источника доходов в бюджет;
- систематизации доходов.
1. Налогоплательщики, объект налогообложения
1.1 Налогоплательщики
Плательщиками налога на добавленную стоимость признаются юридические лица, индивидуальные предприниматели, а также лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации.
Необходимо учесть, что предприятие на законных основаниях может получить освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС.
Право на освобождение согласно статье 145 НК РФ имеют предприятия при условии, что за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих предприятий без НДС и налога с продаж не превысила в совокупности два миллиона рублей. При этом размер выручки от реализации товаров (работ, услуг) определяется исходя из всех оборотов по реализации товаров (работ, услуг), как облагаемых, так и не облагаемых НДС.
1.2 Объект налогообложения
Объектом обложения НДС
- реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе и реализация залога, передача товаров по соглашению о предоставлении отступного, а также передача имущественных прав;
- передача права собственности на товары на безвозмездной основе;
- передача на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организации;
- выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;
- ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
Не признаются реализацией товаров (работ, услуг), а, следовательно, не подлежат обложению НДС:
- операции, связанные с обращением российской и иностранной валютами;
- передача основных средств, нематериальных активов и иного имущества правопреемнику при реорганизации предприятия;
- передача имущества некоммерческим организациям на осуществление уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью;
- инвестирование имущества в уставный капитал хозяйственных обществ, вклады по договору простого товарищества, паевые взносы в фонды кооперативов;
- передача имущества в пределах первоначального взноса участнику хозяйственного общества или товарищества при выходе из общества или в случае выдела его доли из общей собственности;
- передача жилых помещений физическим лицам в домах государственного или муниципального жилищного фонда при проведении приватизации;
- передача на безвозмездной основе объектов социально-культурного и жилищно-коммунального назначения, а также дорог, газовых и электрических сетей и прочих подобных объектов органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Налоговая база
Налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг) исчисляется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исходя из цен, определяемых в соответствии со ст. 40 Налогового кодекса РФ с учетом акцизов (по подакцизным товарам), но без включения в них НДС и налога с продаж. Таким образом, при определении налоговой базы применяется фактическая цена (установленная в договоре) реализации товаров (работ, услуг), даже если она ниже себестоимости, т.е. пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен. Рыночной ценой признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных, однородных товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических условиях.
3. Налоговые ставки
По НДС в настоящее время действуют три ставки 10%, 18% и 0%.
Ставка 0% применяется, в частности, при реализации:
- товаров на экспорт за пределы таможенной территории Российской Федерации;
- работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией экспортируемых товаров;
- работ (услуг), непосредственно связанных с перевозкой (транспортировкой) через таможенную территорию Российской Федерации товаров, помещенных под таможенный режим транзита через указанную территорию;
- услуг по перевозке пассажиров и багажа при условии, что пункт отправления или пункт назначения пассажиров и багажа расположены за пределами территории Российской Федерации.
Ставка 10% устанавливается при
- продовольственных товаров по перечню, установленному ст. 164 НК РФ;
- товаров для детей, предусмотренных установленным перечнем;
- периодических печатных изданий, за исключением периодических печатных изданий рекламного или эротического характера;
- учебной и научной книжной продукции;
- медицинских товаров отечественного и зарубежного производства:
- лекарственных средств, включая лекарственные субстанции, в том числе внутриаптечного изготовления;
- изделий медицинского назначения.
При реализации остальных товаров (работ, услуг) взимается ставка 18%.
Кроме указанных налоговых ставок существует расчетный метод, на основании которого налоговая ставка определяется как процентное отношение налоговой ставки 10 или 18 процентов к налоговой базе, принятой за 100 и увеличенной на соответствующий размер налоговой ставки. Данный метод применяется в случаях:
- при получении денежных средств в виде оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг);
- при удержании налога налоговыми агентами в соответствии со статьей 161 НК РФ;
- при реализации товаров (работ, услуг), приобретенных на стороне и учитываемых с НДС в соответствии с пунктом 3 статьи 154 НК РФ;
- при реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки в соответствии с п. 4 ст. 154 НК РФ.
Данные ставки получены путем следующего расчета:
НДС=Х/(110)*10
НДС=Х/(118)*18.
4. Налоговый период, порядок исчисления и уплаты налога
4.1 Налоговый период
добавленный стоимость налог ставка
Налоговым периодом признается календарный месяц, а для налогоплательщиков с ежемесячными в течение квартала суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС, не превышающими два миллиона рублей - квартал.
Уплата налога производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации (передачи) товаров (выполнения, в том числе для собственных нужд, работ, оказания, в том числе для собственных нужд, услуг) за истекший налоговый период не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
4.2 Формы отчетности
Соответствующие расчеты налога на
добавленную стоимость
Приказом Министерства финансов России от 03 марта 2005 г. №31н утверждены форма декларации по налогу на добавленную стоимость и форма декларации по налогу на добавленную стоимость по операциям, облагаемым по налоговой ставке 0 процентов, а также инструкция по заполнению налоговой декларации по НДС.
Декларация представляется в налоговые органы налогоплательщиками по месту регистрации в качестве налогоплательщика в срок не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Методы взимания налогов - совокупность правил, определяющих последовательность действий по взиманию налогов от момента исчисления налога до его уплаты.
Исчисление налога может производиться самим налогоплательщиком (например, налог на прибыль предприятий исчисляет само предприятие на основании бухгалтерского учета и отчетности), налоговым органом (например, при расчете суммы налога на имущество физических лиц налоговые органы должны собрать сведения, необходимые для налогообложения, составить и вручить налогоплательщику к установленному законом сроку платежные извещения) или третьим лицом (т.н. фискальным агентом или сборщиком налога). В последнем случае ответственность за правильное, своевременное исчисление налога, удержание и перечисление суммы налога в бюджет лежит не на налогоплательщике, а на третьем лице. Например, роль фискального агента по закону выполняет работодатель при исчислении и удержании подоходного налога с физических лиц (суммы налогов, подлежащие взысканию у источника выплат). Организация или предприятие имеет право взыскать с граждан неудержанные или удержанные не полностью суммы налога, но штраф за неправильное исчисление или пеню за несвоевременное поступление суммы налога в бюджет несет только работодатель.
Существует несколько способов исчисления налогов: обложение налоговой базы по частям (некумулятивная система исчисления налогов), исчисление налогов нарастающим итогом (кумулятивная система), сочетание первых двух способов.
В первом случае каждая выплата или
доход облагается отдельно без учета
ранее полученных сумм. При некоторой
простоте ведения учета доходов
налогоплательщиков и причитающихся
ему льгот в конце налогового
периода необходим сложный
Второй способ позволяет определять
сумму дохода и общую сумму
льгот на определенную дату. С общей
суммы дохода с учетом суммы скидок,
также рассчитанных нарастающим
итогом, исчисляют налог. При уплате
сумму расчетного налога уменьшают
на сумму налога, уплаченную ранее.
Этот способ удобен для налогоплательщиков,
имеющих доход из одного источника,
но требует точного учета
В РФ применяется сочетание обоих способов исчисления налогов при получении налогоплательщиком доходов из нескольких источников при невозможности регулярного подсчета его доходов.
В настоящее время в России действует
следующая классификация
1. По уровню бюджета, в который поступают налоги:
а) Федеральные налоги;
б) Региональные налоги;
в) Местные налоги.
2. По способу взимания:
а) Прямые;
б) Косвенные.
3. По целевой направленности ведения:
а) Абстрактные - налоги, предназначенные для формирования доходной части бюджета;
б) Целевые - это налоги, которые дополнительно взимаются для финансирования целевых мероприятий государства.
4. По субъектам плательщика:
а) Налоги с юридических лиц;
б) Налоги с физических лиц;
в) Смешанные налоги.
5. По объектам обложения:
а) Налоги с прибыли, с дохода;
б) Налог с имущества;
в) С выручки от реализации товаров, работ и услуг;
г) С фонда оплаты труда;
д) Платежи за пользование природными ресурсами;
е) Прочие налоги.
6. По сроку уплаты:
а) Срочные - налоги, которые уплачиваются к определенному сроку, установленному нормативными актами;
б) Периодично-календарные - ежеквартальные, ежемесячные, полугодовые, годовые.
7. По порядку ведения:
а) Общетерриториальные - налоги установленные на всей территории страны и обязательные для всех субъектов федерации;
б) Факультативные - это налоги, входящие в налоговую систему, но их введение и взимание находятся в компетенции субъектов федерации.
8. По методу исчисления:
а) Регрессивные - (единый социальный налог ЕСН) налоги, для которых чем выше доходы налогоплательщика, тем меньше размер ставки налога;
б) Пропорциональные - налоги, налоговая ставка которых одинакова для всех налогоплательщиков, т.е. с ростом налогооблагаемой базы налог возрастает пропорционально;
в) Твердые - налоги уплачиваемые в абсолютном размере (акцизы с алкогольной продукции);
г) Кратные ММРОТ (гос. пошлина, налог с наследства и дарения).
Все эти налоги взимаются различными способами. В налоговой практике существуют 5 способов взимания налогов:
1. Кадастровый;
Информация о работе Налог на добавленную стоимость (характеристика по элементам)