Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 18:05, реферат
В Статистическом словаре дается следующее определение моральной статистики: “Моральная статистика — раздел социальной статистики, изучающий явления и процессы в общественной жизни населения и его отдельных социальных группах, характеризующий моральный облик человека и общества в целом... Важнейшую часть раздела составляют показатели, характеризующие негативные явления в обществе: преступность, гражданские и административные правонарушения, нарушения... законности, а также такие социально опасные явления, как бродяжничество, проституция, алкоголизм, наркомания”.
Моральная статистика
13.1. ПОНЯТИЕ МОРАЛЬНАЯ СТАТИСТИКА”, ЗАДАЧИ СТАТИСТИКИ
В Статистическом
словаре дается следующее определение
моральной статистики: “Моральная
статистика — раздел социальной статистики,
изучающий явления и процессы
в общественной жизни населения
и его отдельных социальных группах,
характеризующий моральный
Понятие “моральная
статистика” относится к
В начале XIX в. проведены первые исследования по моральной статистике в России, но систематический централизованный сбор и публикация статистических материалов сложились лишь к 70-м гг XIX в. В советской России в 20-е гг. XX в. этому направлению уделялось серьезное внимание органами ЦСУ. Уже в 1918 г. в составе ЦСУ был образован отдел моральной статистики, позднее переименованный в отдел социальных аномалий. В журнале "Вестник статистики” публиковались статьи и статистические материалы по уголовным делам, самоубийствам, проституции, алкоголизму, детской беспризорности и др. Научные изыскания в области моральной статистики, осуществлявшиеся высококвалифицированными профессиональными статистиками, отличались глубиной и разносторонностью, проникновением в специфику причин и условий различных социальных аномалий.
В 20-е гг. понятие “моральная статистика” еще не сложилось. Наиболее спорным был вопрос о том, каков круг явлений и процессов, которые должна отражать моральная статистика. При наиболее расширенном ее толковании к ней относили сбор сведений не только по уголовным делам, проституции, алкоголизму, наркомании, разводам, внебрачным рождениям, но и по вероисповеданию, образованию, издательскому делу и искусству. Целью моральной статистики считалось изучение доступных массовому наблюдению действий, событий и последствий, позволяющих делать выводы о состоянии нравственности людей. Вместе с тем отмечалась условность критериев разделения понятий “морально” и “аморально”, так как у разных народов и социальных групп в разных исторических условиях они были различными.
Вопрос о соответствии понятия “моральная статистика” ее реальному содержанию активно обсуждался в 20-е гг., он не утратил своей актуальности и ныне.
Моральная статистика, как уже отмечалось, имеет широкую область охвата: можно статистическими методами изучать любовь, дружбу и т. д.; построить, например, ряды распределения представителей разных половозрастных, социальных групп по числу друзей, выявить, у кого их больше, какова дисперсия дружеских связей по группам, значимы ли межгрупповые различия.
Однако предмет исследования моральной статистики, как правило, смещен в направлении социальной патологии. Такое положение легко объяснить: наибольшую практическую значимость и опасность представляют именно проявления социальной патологии.
Позитивные показатели моральной статистики характеризуют количество положительных поступков в разных сферах — трудовой, семейно-бытовой, защиты Родины и др. Проводятся группировки лиц, имеющих особые заслуги перед обществом (например, дважды, трижды Герои труда и т. д.), награжденных орденами, знаками отличия, отмеченных званиями, премиями и др.К позитивным показателям относятся данные о благотворительности, спонсорстве. Это направление в отечественной статистике только начинает формироваться.
В 1721 г. Петр Великий создал систему призрения бедных. Им был утвержден регламент Главному магистру. Документ предписывал светской власти (магистратам) создавать “гошпитали” для призрения сирых, убогих, больных и увечных, а также самых престарелых людей обоего пола.
Значительный шаг в деле организации призрения был сделан при Екатерине II. Ее указами были созданы в 1775г. "Приказы общественного призрения”. Приказы2 должны были устраиваться в каждой губернии, им поручалось устройство сиротских домов, больниц, богаделен3 для убогих, особых домов для неизлечимо больных и не имеющих пропитания, работных домов для трудоспособных нищих. В 1862 г. в России насчитывалось 768 благотворительных учреждений, общая численность призреваемых в них составляла 181 553 человека- Больше всего было больниц (524) и богаделен (111). Работных домов было совсем мало, в Москве, например, в 1857 г. существовал всего один работный дом. Система Приказов не дала ожидаемых результатов, причины — в их бюрократической организации, в равнодушии общества к призрению. Кроме того, в приказах люди работали на общественных началах, для них это было второстепенным занятием. Для умножения своих средств. Приказы получали право пускать свои капиталы в оборот и превратились в кредитные учреждения, забыв о благотворительности.
В 90-х гг. XIX в. обязанности по общественному призрению в земских губерниях были возложены на земские учреждения и органы городского управления, действующие под общим надзором правительства,
Помимо государства помощь неимущим оказывали частные благотворительные учреждения. Старейшее из них благотворительное общество “Ведомство учреждений Императрицы Марии” основано в 1797 г. Задачи этого общества были следующие: призрение младенцев, бедных детей, глухонемых, слепых, дряхлых, увечных, престарелых. В ряду благотворительных организаций следует отметить приходские попечительства и братства, которые стали создаваться при Александре II в 60-е гг. XIX в. В 1868 г. было 5327 приходских попечительств, в 1900 г. — уже 18 622. Главной заботой приходских попечительств была не нужда бедных людей, а храмы. Так, в 1898 г. 17 826 попечительств дали на храмы 2 957 535 руб., а на школы и благотворительность — всего 487 484 руб.
На начало XX в. в России в положении крайней нужды находились 1,9 млн. человек (1,46% населения): 250 тыс. слепых людей (0,2%), 715 тыс. калек (0.55%), 182 тыс. старых и дряхлых людей (0,14%), 260 тыс. немощных (0,2%), 156 тыс. глухонемых (0,12%), 325 тыс. душевнобольных (0,25%).
В 1897 г. в Ведомстве детских приютов было зарегистрировано 180 этих заведений, в них воспитывалось 12.9 тыс. детей. В Великобритании только в Лондоне в детских приютах содержалось около 100 тыс. детей (для сравнения—в Санкт-Петербурге в том же году в детских приютах находилось 3 тыс. детей). Ведомство детских приютов отмечало крайний недостаток детских приютов в России. Большинству детей-сирот приходилось отказывать в приемов приют.
• По количеству
богаделен Россия также значительно
уступала развитым странам. В конце
XIX в. в России в богадельнях одна
койка для нуждающихся
К концу 80-х — началу 90-х гг. XIX в. в 50 губерниях Европейской России на благотворительность и общественное призрение еже годно расходовалось в среднем 3% общих бюджетов, в крупных городах—до 10% общего бюджета. В большинстве губернских и уездных городов благотворительные расходы не превышали 1— 2%. В России в конце 90-х гг. XIX в. расходы надела благотворительности и общественного призрения в расчете на душу населения составляли 9 коп., тогда как в Великобритании — 3 руб., во Франции — 1 руб. 20 коп., в Норвегии— 1 руб. 97 коп., в Германии —90коп.
Обязательная отчетность благотворительных заведений поступала не в Центральный статистический комитет (ЦСК), а в Министерство внутренних дел, контролирующее негосударственные заведения, созданные на частные и общественные пожертвования.
Осенью 1897 г.
был учрежден Городской благотворительный
совет при Московском городском
общественном управлении, который во
многом способствовал развитию благотворительности.
Учитывалась сословная
В статистике
московских благотворительных учреждений
выделялись девять групп: благотворительная
часть городского управления, сословные
учреждения (заведения, принадлежащие
Московскому купеческому
Задачи моральной
статистики на первый взгляд более
далеки по сравнению с другими
отраслями статистики от экономических
проблем. Они непосредственно
Обязательным
направлением моральной статистики
выступает рассмотрение дифференциации
показателей по территории, по различным
категориям населения — демографическим,
социальным, экономическим, этническим.
Как и в любой отрасли
Моральные качества обнаруживаются в межличностных контактах, во взаимодействии личности с отдельными социальными институтами, взаимоотношениях общностей людей (территориальных, этнических, политических, государственных), в отношениях личности и групп людей к материально-вещной среде, к природе.
Моральная статистика обращает внимание и на устойчивость явлений — возникают ли они эпизодически или существуют постоянно, стабильны или подвержены колебаниям.
Применительно
к перечисленным задачам в
моральной статистике формируются
свой методический аппарат, способы
сбора и обработки
13.2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
В моральной статистике используются все методические приемы, разработанные в статистической науке. Вместе в тем своеобразие предмета и объекта исследования накладывает свой отпечаток на их применение.
Отличие
моральной статистики
от других отраслей
социальной статистики
заключается в
том, что ее первоосновой
выступают нравственно-
В качестве источников информации в моральной статистике, как и в целом в социальной, используются данные статистической отчетности, переписей населения, специальных выборочных обследований, социологических опросов, ведомственного учета,
Статистическая
отчетность содержит широкий круг данных,
требуемых для моральной