Моральная статистика

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 18:05, реферат

Описание работы

В Статистическом словаре дается следующее определение моральной статистики: “Моральная статистика — раздел социальной статистики, изучающий явления и процессы в общественной жизни населения и его отдельных социальных группах, характеризующий моральный облик человека и общества в целом... Важнейшую часть раздела составляют показатели, характеризующие негативные явления в обществе: преступность, гражданские и административные правонарушения, нарушения... законности, а также такие социально опасные явления, как бродяжничество, проституция, алкоголизм, наркомания”.

Работа содержит 1 файл

Моральная статистика.docx

— 59.10 Кб (Скачать)

Моральная статистика

13.1. ПОНЯТИЕ МОРАЛЬНАЯ  СТАТИСТИКА”, ЗАДАЧИ  СТАТИСТИКИ

В Статистическом словаре дается следующее определение  моральной статистики: “Моральная статистика — раздел социальной статистики, изучающий явления и процессы в общественной жизни населения  и его отдельных социальных группах, характеризующий моральный облик  человека и общества в целом... Важнейшую  часть раздела составляют показатели, характеризующие негативные явления  в обществе: преступность, гражданские  и административные правонарушения, нарушения... законности, а также  такие социально опасные явления, как бродяжничество, проституция, алкоголизм, наркомания”.

Понятие “моральная статистика” относится к наименее разработанным в концептуальном и методическом отношениях в социальной статистике. Такое положение связано с двумя обстоятельствами. Во-первых, у нас, как и в мировой практике, проблемы моральной статистики сужены до правовой статистики, хотя последняя выступает лишь как один из разделов моральной статистики. Во-вторых, и правовая статистика оказалась в особом положении из-за многолетней строжайшей засекреченности в нашей стране таких данных. Это обстоятельство крайне ограничивало доступ к материалам, основная статистическая работа велась в рамках ведомственного учета. Своеобразная изоляция от широкого круга ученых и от органов государственной статистики затормаживала и развитие методики, и интеграцию, взаимоувязку данных правовой статистики с материалами отраслевых статистик, т. е. затруднялось комплексное рассмотрение вопросов.

В начале XIX в. проведены первые исследования по моральной  статистике в России, но систематический  централизованный сбор и публикация статистических материалов сложились  лишь к 70-м гг XIX в. В советской России в 20-е гг. XX в. этому направлению уделялось серьезное внимание органами ЦСУ. Уже в 1918 г. в составе ЦСУ был образован отдел моральной статистики, позднее переименованный в отдел социальных аномалий. В журнале "Вестник статистики” публиковались статьи и статистические материалы по уголовным делам, самоубийствам, проституции, алкоголизму, детской беспризорности и др. Научные изыскания в области моральной статистики, осуществлявшиеся высококвалифицированными профессиональными статистиками, отличались глубиной и разносторонностью, проникновением в специфику причин и условий различных социальных аномалий.

В 20-е гг. понятие  “моральная статистика” еще не сложилось. Наиболее спорным был  вопрос о том, каков круг явлений  и процессов, которые должна отражать моральная статистика. При наиболее расширенном ее толковании к ней  относили сбор сведений не только по уголовным  делам, проституции, алкоголизму, наркомании, разводам, внебрачным рождениям, но и  по вероисповеданию, образованию, издательскому  делу и искусству. Целью моральной  статистики считалось изучение доступных  массовому наблюдению действий, событий  и последствий, позволяющих делать выводы о состоянии нравственности людей. Вместе с тем отмечалась условность критериев разделения понятий “морально” и “аморально”, так как у разных народов и социальных групп в  разных исторических условиях они были различными.

Вопрос о  соответствии понятия “моральная статистика”  ее реальному содержанию активно  обсуждался в 20-е гг., он не утратил  своей актуальности и ныне.

Моральная статистика, как уже отмечалось, имеет широкую  область охвата: можно статистическими  методами изучать любовь, дружбу и  т. д.; построить, например, ряды распределения  представителей разных половозрастных, социальных групп по числу друзей, выявить, у кого их больше, какова дисперсия  дружеских связей по группам, значимы  ли межгрупповые различия.

Однако предмет исследования моральной статистики, как правило, смещен в направлении социальной патологии. Такое положение легко объяснить: наибольшую практическую значимость и опасность представляют именно проявления социальной патологии.

Позитивные  показатели моральной  статистики характеризуют  количество положительных  поступков в разных сферах — трудовой, семейно-бытовой, защиты Родины и др. Проводятся группировки лиц, имеющих особые заслуги перед обществом (например, дважды, трижды Герои труда и т. д.), награжденных орденами, знаками отличия, отмеченных званиями, премиями и др.К позитивным показателям относятся данные о благотворительности, спонсорстве. Это направление в отечественной статистике только начинает формироваться.

В 1721 г. Петр Великий создал систему призрения  бедных. Им был утвержден регламент  Главному магистру. Документ предписывал  светской власти (магистратам) создавать  “гошпитали” для призрения сирых, убогих, больных и увечных, а также самых престарелых людей обоего пола.

Значительный  шаг в деле организации призрения  был сделан при Екатерине II. Ее указами  были созданы в 1775г. "Приказы общественного  призрения”. Приказы2 должны были устраиваться в каждой губернии, им поручалось устройство сиротских домов, больниц, богаделен3 для убогих, особых домов для неизлечимо больных и не имеющих пропитания, работных домов для трудоспособных нищих. В 1862 г. в России насчитывалось 768 благотворительных учреждений, общая численность призреваемых в них составляла 181 553 человека- Больше всего было больниц (524) и богаделен (111). Работных домов было совсем мало, в Москве, например, в 1857 г. существовал всего один работный дом. Система Приказов не дала ожидаемых результатов, причины — в их бюрократической организации, в равнодушии общества к призрению. Кроме того, в приказах люди работали на общественных началах, для них это было второстепенным занятием. Для умножения своих средств. Приказы получали право пускать свои капиталы в оборот и превратились в кредитные учреждения, забыв о благотворительности.

В 90-х гг. XIX в. обязанности по общественному  призрению в земских губерниях  были возложены на земские учреждения и органы городского управления, действующие  под общим надзором правительства,

Помимо государства  помощь неимущим оказывали частные благотворительные учреждения. Старейшее из них благотворительное общество “Ведомство учреждений Императрицы Марии” основано в 1797 г. Задачи этого общества были следующие: призрение младенцев, бедных детей, глухонемых, слепых, дряхлых, увечных, престарелых. В ряду благотворительных организаций следует отметить приходские попечительства и братства, которые стали создаваться при Александре II в 60-е гг. XIX в. В 1868 г. было 5327 приходских попечительств, в 1900 г. — уже 18 622. Главной заботой приходских попечительств была не нужда бедных людей, а храмы. Так, в 1898 г. 17 826 попечительств дали на храмы 2 957 535 руб., а на школы и благотворительность — всего 487 484 руб.

На начало XX в. в России в положении крайней  нужды находились 1,9 млн. человек (1,46% населения): 250 тыс. слепых людей (0,2%), 715 тыс. калек (0.55%), 182 тыс. старых и дряхлых  людей (0,14%), 260 тыс. немощных (0,2%), 156 тыс. глухонемых (0,12%), 325 тыс. душевнобольных (0,25%).

В 1897 г. в Ведомстве  детских приютов было зарегистрировано 180 этих заведений, в них воспитывалось 12.9 тыс. детей. В Великобритании только в Лондоне в детских приютах  содержалось около 100 тыс. детей (для  сравнения—в Санкт-Петербурге в  том же году в детских приютах  находилось 3 тыс. детей). Ведомство  детских приютов отмечало крайний  недостаток детских приютов в  России. Большинству детей-сирот  приходилось отказывать в приемов приют.

• По количеству богаделен Россия также значительно  уступала развитым странам. В конце XIX в. в России в богадельнях одна койка для нуждающихся приходилась  на 2 тыс. душ населения, а в Дании  — на 150 жителей.

К концу 80-х  — началу 90-х гг. XIX в. в 50 губерниях  Европейской России на благотворительность  и общественное призрение еже годно расходовалось в среднем 3% общих бюджетов, в крупных городах—до 10% общего бюджета. В большинстве губернских и уездных городов благотворительные расходы не превышали 1— 2%. В России в конце 90-х гг. XIX в. расходы надела благотворительности и общественного призрения в расчете на душу населения составляли 9 коп., тогда как в Великобритании — 3 руб., во Франции — 1 руб. 20 коп., в Норвегии— 1 руб. 97 коп., в Германии —90коп.

Обязательная  отчетность благотворительных заведений  поступала не в Центральный статистический комитет (ЦСК), а в Министерство внутренних дел, контролирующее негосударственные  заведения, созданные на частные  и общественные пожертвования.

Осенью 1897 г. был учрежден Городской благотворительный  совет при Московском городском  общественном управлении, который во многом способствовал развитию благотворительности. Учитывалась сословная принадлежность жертвователей: дворянство, купечество, духовенство и пр. Благотворительная  помощь следует евангельской формуле: “Кто одел голого, накормил голодного, посетил заключенного, тот Меня одел, Меня накормил, Меня посетил”.

В статистике московских благотворительных учреждений выделялись девять групп: благотворительная  часть городского управления, сословные  учреждения (заведения, принадлежащие  Московскому купеческому обществу и др.), учреждения Ведомства Императрицы  Марии, учреждения духовного ведомства, благотворительные учреждения национальные и иноверческие, учреждения частных  благотворителей, учреждения различных  министерств (народного просвещения, военного, путей сообщения). Каждая из этих групп обладала к концу XIX в. значительным благотворительным  капиталом (от 1 до7 млн. руб.) и, помимо этого, пожертвованными зданиями с имуществом стоимостью от 1 до 5 млн. руб. Примерно треть московских благотворительных сумм расходовалась на помощь взрослым, другая треть — на помощь детям, а оставшаяся часть -— на медицинскую помощь. В статистических данных указывалась сословная принадлежность призреваемых (мещане, лица военного звания, купеческого звания и т. д.). В зависимости от типа благотворительного заведения на каждого призреваемого тратилось от 60 до 130 руб. в год. Им предоставлялись бесплатное жилье, пища, одежда, необходимые для жизни предметы и иногда небольшие денежные пособия1.

Задачи моральной  статистики на первый взгляд более  далеки по сравнению с другими  отраслями статистики от экономических  проблем. Они непосредственно сосредоточены  на характеристике личности и ее поведении  в различных сферах жизни. Вместе с тем конечный результат влияния  определенных идеалов, систем ценностей, поступков людей на социально-экономические  процессы может оказаться чрезвычайно  значимым. Известно, что одни и те же формы политической организации общества, одни и те же технологии производства, культурные ценности могут по-разному реализовываться на практике в зависимости от личностных качеств населения: от общепринятых нравственных ценностей, уровня культуры, традиций и обычаев, меры усвоения гуманных принципов, человеческих контактов и т. д. Сильны и обратные связи — изменившиеся условия жизни могут резко преобразовать поведение людей и их взгляды.

Обязательным  направлением моральной статистики выступает рассмотрение дифференциации показателей по территории, по различным  категориям населения — демографическим, социальным, экономическим, этническим. Как и в любой отрасли статистики, в моральной статистике большое  внимание уделяется динамике — изучению тенденций за прошлые годы и оценке перспектив на будущее. Здесь исследуются распространенность, интенсивность и степень устойчивости проявлений нравственно-психологических свойств личности и общества; изучаются факторы и мотивы реального поведения и установок населения.

Моральные качества обнаруживаются в межличностных контактах, во взаимодействии личности с отдельными социальными институтами, взаимоотношениях общностей людей (территориальных, этнических, политических, государственных), в отношениях личности и групп людей к материально-вещной среде, к природе.

Моральная статистика обращает внимание и на устойчивость явлений — возникают ли они эпизодически или существуют постоянно, стабильны или подвержены колебаниям.

Применительно к перечисленным задачам в  моральной статистике формируются  свой методический аппарат, способы  сбора и обработки соответствующей  числовой информации.

13.2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

В моральной  статистике используются все методические приемы, разработанные в статистической науке. Вместе в тем своеобразие предмета и объекта исследования накладывает свой отпечаток на их применение.

Отличие моральной статистики от других отраслей социальной статистики заключается в  том, что ее первоосновой выступают нравственно-психологические  свойства личности, которые больше, чем  любые другие социальные аспекты (образование, уровень жизни, занятость  населения и др.), носят субъективный характер. Эти обстоятельства предопределяют: ограниченность информационной базы моральной статистики; особую актуальность достоверности данных; необходимость более широкого применения методов статистики мнений и специальных выборочных обследований; более частое обращение к методам таких наук, как социология и психология.

В качестве источников информации в моральной статистике, как и в целом в социальной, используются данные статистической отчетности, переписей населения, специальных  выборочных обследований, социологических  опросов, ведомственного учета,

Статистическая  отчетность содержит широкий круг данных, требуемых для моральной статистики. Это прежде всего материалы по преступности и правонарушениям, нарушениям норм трудовой дисциплины на производстве и в общественной жизни, антисоциальным явлениям, а также сведения о лицах  и коллективах, отмеченных наградами  и премиями, поощрениями- Материалы переписей населения и текущего учета естественного и механического движения населения нужны для расчета показателей распространенности и интенсивности процессов, представляющих собой предмет моральной статистики. Обычно эти показатели заданы как число случаев на 1000 жителей за год или иной отрезок времени. Такие коэффициенты рассчитываются либо относительно всего населения, либо только определенной категории жителей, Например, коэффициент преступности несовершеннолетних можно исчислить и на 100 000 человек всего населения, и на 100 000 подростков в возрасте 14— 17 лет.

Информация о работе Моральная статистика