Методологические основы политики снижения информационного неравенства: статистические методики сбора и обработки статистической инфо

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 17:14, реферат

Описание работы

Интерес к определению уровня обеспеченности населения России услугами сети Интернет со стороны как российских, так и западных исследователей не случаен. В настоящий момент это один из наиболее прибыльных секторов экономики с высокой отдачей от инвестиций1.
Автор предлагает всем, кто интересуется долгосрочным инвестированием, проследить ход рассуждений данной работы для принятия решения о вложении средств в развитие российского регионального сектора информационных технологий. Одним из ключевых факторов для принятия такого решения может служить информация о высоком потенциале и временной «ненасыщенности» данного рынка, а также о высокой социальной значимости данной отрасли.

Содержание

Введение 2
1. Методики исследований интернет-аудитории 3
2. Метод Дельфи 5
2.1. Этапы проведения 6
2.2. Достоинства и недостатки метода Дельфи 7
3. Исследование развития Интернета в регионах 9
3.1. Методология исследования 9
3.2. Анализ полученных данных 10
4. Результаты других статистических исследований 13
4.1. Обеспеченность населения услугами Интернет в России 13
4.2. Обеспеченность населения услугами Интернет в мире 16
Таблица 12. Страны — лидеры по использованию Интернета в мире на 2006 год 16
Заключение 17
Литература 18

Работа содержит 1 файл

реферат по стату.doc

— 147.50 Кб (Скачать)

3.2. Анализ полученных данных

В своём отчёте авторы исследования ограничиваются публикацией  сводных таблиц с экспертными  оценками, поверхностным анализом корреляции между численностью жителей городского поселения и развитостью региональной сферы ИКТ, а также выделением основных параметров различий регионов в данной сфере.

В данном разделе мы, используя  полученные исследователями первичные  статистические данные, перейдём от абсолютных к средним и относительным величинам (таблица 2 в Приложении), которые более наглядно отобразят межрегиональные различия, и построим соответствующие гистограммы (рисунки 1-4 в Приложении). Также мы верифицируем обнаруженные коррелятивные отношения при помощи t-критерия Стьюдента (таблица 11, рисунок 6 в Приложении).

Авторы исследования делают следующий основной вывод: такие безусловно важные факторы, как развитие инфраструктуры доступа в Сеть, развитие интернет-услуг и сервисов и подготовка специалистов в сфере ИКТ, не являются определяющими для уровня развития регионального интернета. Ситуация по данным параметрам в городах исследования находится на вполне сопоставимом уровне.

В то же время, наибольшие расхождения между регионами  были выявлены в социальной области. Сюда относятся социально значимые проекты, деятельность гражданского общества, просветительская деятельности в сфере ИКТ, а также готовность местных администраций к развитию интернета и онлайн-технологий6.

Если вычислить относительную  влиятельность каждого фактора  путём деления максимальной оценки по данному направлению на соответствующую  минимальную и соотнесения с минимальным полученным частным, то можно построить гистограмму влиятельности факторов, или, другими словами, направлений оценки (рисунок 4).

Также можно перейти  от абсолютных (рисунок 1) к относительным  величинам, то можно построить гистограммы  развитости региональной сферы ИКТ по различным регионам либо направлениям:

1. Развитость различных  регионов по всем направлениям  оценки (рисунок 2) вычисляется путём  соотнесения суммарной оценки, полученной  регионом с максимально возможным  индексом развития.7 При этом учитывается, что минимально возможной суммарной оценкой региона является «7», а не «0», поэтому в формуле мы вычитаем 7 из оценки региона.

2. Развитость различных  направлений ИКТ по всем регионам (рисунок 3) вычисляется путём  соотнесения суммарной оценки, полученной всеми регионами по данному направлению с максимально возможной суммой оценок, равной 60. При этом учитывается, что минимально возможной суммой оценок по данному направлению является «12», а не «0», поэтому в формуле мы вычитаем 12 из суммы оценок регионов.

 Средние относительные оценки развитости ИКТ по регионам и по отдельным направлениям естественно совпадают и равны 42%. Это число и можно считать значением общей (средней) развитости региональной сферы ИКТ по всем регионам и направлениям оценки. Остальные 58% потенциального развития можно представить как неосвоенный и привлекательный для инвестирования рынок ИТК в регионах России.

В какие города инвестировать –  малые или большие – можно  решить на основе положительной корреляционной связи между размером городского поселения и развитостью в нём элементов сферы ИКТ. Эта связь легко демонстрируется при помощи t-критерия Стьюдента (см. таблицу 11 в Приложении). Мы можем сделать вывод, что при уровне доверия 95% расчётное значение  t-критерия Стьюдента больше соответствующего табличного значения, что означает наличие значимой корреляционной связи между численностью городского населения и суммарной оценкой для данного города.

Как этот вывод может быть использован  инвесторами? Мы считаем, что данная связь может быть использована при предварительной оценке городского поселения, как объекта инвестирования в сферу ИКТ. К примеру, инвестор может ещё на ранней стадии оценки выбросить из рассмотрения самые крупные городские поселения, поскольку может ожидать высокий уровень развития в них сферы ИКТ, что означает насыщенность рынка и реализованность инвестиционного потенциала данной группы городов.

4. Результаты других статистических исследований

4.1. Обеспеченность населения услугами Интернет в России

В Москве и Санкт-Петербурге аудитория  интернета развивается более  или менее одинаково. Это подтверждают данные опроса ФОМ «Страна.RU», которые показывают, что доля пользователей интернета, проживающих в двух столицах, коррелирует с количеством населения и, соответственно, отличается в два раза (25% в Москве и 12% в Санкт-Петербурге). Москвичей и петербуржцев выделяет высокая степень интернет-активности, причем большинство этих пользователей не намерено ни снижать, ни наращивать ее8.

Что касается пользователей из провинции, то среди них, напротив, высока доля «сетевиков»: только с компьютера, включенного в локальную сеть, выходят в интернет 34% респондентов из мегаполисов – городов с населением от 1 млн. человек, - и 33% жителей малых городов и поселков городского типа. С локальной сетью опрошенные в основном сталкиваются по месту работы и учебы, поэтому вполне естественно, что здесь Интернет чаще всего используется для работы или для образования.

По федеральным округам пользователи интернета распределены следующим образом (круговая диаграмма на рисунке 5): более двух третей (43,3%) живут в Центральном регионе (в т.ч. 25,6% – в Москве и 17,7% – в других городах региона), шестая часть (16,2%) – в Северо-Западном регионе (в т.ч. 11,6% – в Санкт-Петербурге и 4,6% – в других городах), примерно восьмая часть (12,3%) – в Приволжском регионе, почти столько же (12,0%) – в Сибири. На Южный, Уральский и Дальневосточный регионы приходится 8,1%, 4,8% и 3,3% пользователей соответственно9.

Рисунок 5. Структура городских пользователей Интернета в региональном разрезе. По данным НИС «Страна. RU» , исследование ФОМ, сентябрь 2000 года10

Социально-экономические проблемы внедрения ИК-технологий в России настоятельно требуют научной проработки вопросов формирования соответствующей политики внедрения ИК-технологий на базе международного опыта и анализа реалий и перспектив социально-экономического развития России.

Следует подчеркнуть, что возможные  подходы к формированию социально-сбалансированной политики в значительной степени связаны с разработкой комплексных программ информатизации на федеральном, отраслевом и местном уровнях и выработкой общих принципов и рекомендаций по развитию сферы ИКТ. В настоящее время комплексные программы разрабатываются органами государственного управления (на федеральном и местном уровнях), однако их последовательная реализация невозможна без явной формулировки общих принципов и рекомендаций, которые должны пройти публичное обсуждение и быть принятыми российским обществом11.

Успешное развитие Интернета в России во многом будет зависеть от профессионализма и международной координации принимаемых решений, от построения упредительной, понятной и предсказуемой нормативно-правовой среды12.

Пользователи  Интернета в России распределены по территории страны крайне неравномерно. Это объясняется различиями как в доходах между жителями тех или иных регионов, городским и сельским населением, так и в уровнях развития сферы ИКТ13.

К концу 2001 г. 3,8 млн пользователей (85%) проживало  в городах, причем доля пользователей-москвичей составляла около 15% всех пользователей Сети в России, доля петербуржцев — 10%. Среди московской аудитории преобладают домашние пользователи (48%), в остальных крупных регионах страны больше тех, кто пользуется услугами Интернета с рабочего места.

Основная часть  пользователей приходится на европейскую  часть России (около 25% -Москва и Санкт-Петербург), и ее доля в общей аудитории  продолжает увеличиваться по сравнению  с Уралом, Сибирью и Дальним  Востоком. Это объясняется более  интенсивным развитием средств телекоммуникаций в данном регионе.

Таким образом, мы наблюдаем  растущий разрыв между количеством пользователей Интернета в крупных городах, таких, как Москва и Санкт-Петербург и в регионах в сочетании с ожесточающейся ценовой конкуренцией между интернет-провайдерами двух столиц. Это позволяет сделать вывод о том, что регионы предоставляют более интересные возможности молодым компаниям, занимающимся обеспечением услуг доступа в Интернет14 и инвесторам в эти компании.

4.2. Обеспеченность населения услугами Интернет в мире

Обеспеченность населения развитых стран услугами сети Интернет можно кратко охарактеризовать при помощи следующей таблицы. Представленные в ней данные чётко отображают сильное отставание России в Развитии сектора ИК-технологий:

Таблица 12. Страны — лидеры по использованию Интернета в мире на 2006 год15

Страны

Доля пользователей  Интернета во всем населении, %

Япония

89

Канада

72

Южная Корея

68

Германия

62

Франция

61

Великобритания

55

Китай

50

Мексика

40

Дания

38

Новая Зеландия

35

Россия

19


 

Заключение

В заключение мы сведём воедино  основные тезисы нашей работы, чтобы  цельно продемонстрировать то, каким  образом проводятся исследования в  сфере ИКТ и, в частности, обеспечения  населения Интернетом:

    • два основных подхода к сбору данных о численности пользователей глобальной сети: исследования off-line и on-line. Оба подхода активно использовались в конце 1990х – начале 2000х. Среди них выделяется метод Дельфи.
    • Суть дельфийского метода в том, чтобы с помощью серии последовательных действий – опросов, интервью, мозговых штурмов – добиться максимального консенсуса при определении правильного решения. Анализ с помощью дельфийского метода проводится в несколько этапов, результаты обрабатываются статистическими методами.
    • В период май-сентябрь 2006 года РОЦИТ и ММСИ «ГфК-Русь» провели совместное исследование уровня развития интернета и онлайн-технологий в городах России. Данные были собраны методом Дельфи.
    • Авторы исследования ограничились публикацией сводных таблиц с экспертными оценками. Мы расширили их анализ, перейдя от рассмотрения абсолютных величин к относительным и средним и верифицировав корреляционную связь между численностью населения города и развитостью в нём сферы ИКТ.
    • Данное исследование наряду с другими подчёркивает значительную концентрацию элементов сферы ИКТ в Центральном федеральном округе и особенно в городах-мегаполисах.
    • Возможные подходы к формированию социально-сбалансированной политики в значительной степени связаны с разработкой комплексных программ информатизации на федеральном, отраслевом и местном уровнях.
    • Регионы могут представлять значительный интерес для компаний в сфере ИКТ и для инвесторов в эту сферу.

Литература

  1. Н.В. Борисов, А.В. Чугунов. Интернет и развитие социальных технологий информационного общества в России// Информационное общество, 2001, вып. 1, с. 8-15.
  2. Вершинская О.Н. Информационное неравенство как социологическая проблема // Информационное общество. – 2001. - №4.
  3. Дубровский Е.Н. Информационно-обменные процессы – факторы социального развития. - М., 1996. - С.8-9.
  4. Анализ аудитории и перспективы развития российского интернета. Точная ссылка: http://www.megapoliss.ru/marketing/20081201085321/20081201092035.html
  5. Всемирная встреча на высшем уровне по информационному обществу// http://emag.iis.ru/arc/infosoc/emag.nsf/BPA/bb34f53dac8b7389c3256d5700421d17
  6. Итоговый документ конференции "Состояние и перспективы развития Интернета в России"// Информационное общество, 2000, вып. 4, с. 66 - 67. Точная ссылка: http://elibrary.ru/download/76366708.pdf
  7. Концепция движения Москвы в информационное общество// http://www.iis.ru/moscow/infosoc/bibliography.ru.html
  8. Дельфийский метод// Точная ссылка: http://maglicey.u-education.ru/?q=node/51
  9. Метод Дельфи// Википедия. Точная ссылка: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4_%D0%94%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%84%D0%B8
  10. Развитие Интернета в регионах РФ 2006 Год. Региональный общественный Центр интернет технологий (РОЦИТ). Москва, 2006 г. // Точная ссылка: http://www.rocit.ru/upload/files/ROCIT.Report..Razvitie_interneta_v_regionah.pdf
  11. Федеральная служба государственной статистики// http://www.gks.ru/
  12. Показатели обеспеченности населения услугами Интернет// http://www.stat.gov.tm/System/Koncept/g_drugie_ru.htm#Пользователи_Интернета_на_100_человек_населения_
  13. Япония вышла в лидеры по использованию интернета. 30.03.2006. Точная ссылка: http://www.astera.ru/news/?id=35094
  14. Economic and Social Indicators/ Information and Communication Technologies (ICT) statistics – 2006// http://www.uneca.org/aisi/docs/mauritiusict-stat2006.pdf
  15. MDG Gap Task Force. Access to New Technologies// http://www.un.org/esa/policy/mdggap/mdggap_matrix_technology.html
  16. First Phase of the WSIS (10-12 December 2003, Geneva. Geneva Declaration of Principles// http://www.itu.int/wsis/documents/doc_multi.asp?lang=en&id=1161|1160

1 Анализ аудитории и перспективы развития российского интернета. Точная ссылка: http://www.megapoliss.ru/marketing/20081201085321/20081201092035.html

 

2 Анализ аудитории и перспективы развития российского интернета. Точная ссылка: http://www.megapoliss.ru/marketing/20081201085321/20081201092035.html

Информация о работе Методологические основы политики снижения информационного неравенства: статистические методики сбора и обработки статистической инфо