Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 17:14, реферат
Интерес к определению уровня обеспеченности населения России услугами сети Интернет со стороны как российских, так и западных исследователей не случаен. В настоящий момент это один из наиболее прибыльных секторов экономики с высокой отдачей от инвестиций1.
Автор предлагает всем, кто интересуется долгосрочным инвестированием, проследить ход рассуждений данной работы для принятия решения о вложении средств в развитие российского регионального сектора информационных технологий. Одним из ключевых факторов для принятия такого решения может служить информация о высоком потенциале и временной «ненасыщенности» данного рынка, а также о высокой социальной значимости данной отрасли.
Введение 2
1. Методики исследований интернет-аудитории 3
2. Метод Дельфи 5
2.1. Этапы проведения 6
2.2. Достоинства и недостатки метода Дельфи 7
3. Исследование развития Интернета в регионах 9
3.1. Методология исследования 9
3.2. Анализ полученных данных 10
4. Результаты других статистических исследований 13
4.1. Обеспеченность населения услугами Интернет в России 13
4.2. Обеспеченность населения услугами Интернет в мире 16
Таблица 12. Страны — лидеры по использованию Интернета в мире на 2006 год 16
Заключение 17
Литература 18
Правительство Российской Федерации
Государственный университет - Высшая школа экономики
Факультет Государственного и муниципального управления
Реферат:
«9. Методологические основы политики
снижения информационного неравенства:
статистические методики сбора и обработки
статистической информации по определению
уровня обеспеченности населения услугами Интернет»
по дисциплине
«Социально-экономическая
Выполнил: Мигальников Алексей, 391 гр.
Проверила: Образцова О.И.
Москва
2010 год
Содержание
Интерес к определению уровня обеспеченности населения России услугами сети Интернет со стороны как российских, так и западных исследователей не случаен. В настоящий момент это один из наиболее прибыльных секторов экономики с высокой отдачей от инвестиций1.
Автор предлагает всем, кто интересуется долгосрочным инвестированием, проследить ход рассуждений данной работы для принятия решения о вложении средств в развитие российского регионального сектора информационных технологий. Одним из ключевых факторов для принятия такого решения может служить информация о высоком потенциале и временной «ненасыщенности» данного рынка, а также о высокой социальной значимости данной отрасли.
Таким образом, автор ставит своей целью предоставить вышеназванную информацию потенциальным инвесторам и показать, какая методология может быть применена для статистического анализа обеспеченности населения услугами сети Интернет в регионах. Как мы увидим далее, существует целый ряд методик, позволяющих проводить такой анализ, однако мы сконцентрируем наше внимание на методе Дельфи, применённом, в частности, в исследовании Регионального Общественного Центра интернет-технологий (далее РОЦИТ) в 2006 году.
Автор ставит себе следующие задачи исследования:
В этой части исследования мы проведём ретроспективный обзор методик, использовавшихся в 1998-2006 годах при исследовании численности и структуры российской интернет-аудитории.
Можно выделить два основных подхода к сбору данных о численности пользователей глобальной сети:
Оба подхода активно использовались в конце 1990х – начале 2000х в различных исследованиях обеспеченности населения услугами сети Интернет. Рассмотрим лишь некоторые из них, чтобы иметь общее представление о контексте, в котором применяется метод Дельфи.
В число наиболее значимых входят исследования, проведённые в 1998 году профессиональными агентствами КОМКОН-2 и Galllup Media. КОМКОН в рамках маркетингового проекта проводило опрос с использованием технологии RTGI (российский индекс целевых групп).
Также стоит отметить следующие исследования, проведённые в России в конце 90х годов2:
Основные характеристики некоторых из перечисленных исследований сведены в таблицу (см. Таблицу 1 в Приложении).
Согласно намеченному нами исследовательскому плану, мы остановимся более подробно на методологии последнего из перечисленных исследований – исследовании РОЦИТа, проведённому по дельфийскому методу. Но для начала рассмотрим, в чём состоит метод Дельфи в общем случае.
Метод Дельфи (также известен как дельфийский метод) появился в 1950-1960 годы для анализа планов атомной войны США (разработан корпорацией RAND, авторами считаются Olaf Helmer, Norman Dalkey, и Nicholas Rescher )3.
Суть дельфийского метода в том, чтобы с помощью серии последовательных действий – опросов, интервью, мозговых штурмов – добиться максимального консенсуса при определении правильного решения. Анализ с помощью дельфийского метода проводится в несколько этапов, результаты обрабатываются статистическими методами.
Базовым принципом метода является то, что некоторое количество независимых экспертов (часто несвязанных и не знающих друг о друге) лучше оценивает и предсказывает результат, чем структурированная группа (коллектив) личностей.
2.1. Этапы проведения
2.2. Достоинства и недостатки метода Дельфи
Метод обладает следующими основными достоинствами:
Применение метода позволяет избежать открытых столкновений между представителями противоположных позиций, так как исключает непосредственный контакт экспертов между собой и групповое влияние, возникающее при совместной работе и состоящее в приспособлении к мнению большинства. Метод Дельфи даёт возможность проводить опрос, не собирая экспертов в одном месте (благодаря электронной почте).
С 60х годов метод Дельфи подвергся основательной критике. Выделялись следующие его недостатки:
К техническим недостаткам метода относятся следующие:
В России применение дельфийского метода не распространено по ряду причин:
Теперь, когда нами рассмотрены основные характеристики метода Дельфи, в следующем разделе работы мы можем проанализировать, каким образом данный метод был использован в 2006 году компанией РОЦИТ при анализе развитости в регионах России информационно-коммуникационных технологий, и, в частности, обеспеченности населения услугами сети Интернет.
В период май-сентябрь 2006 года Региональный общественный центр интернет технологий (РОЦИТ) и Международный институт маркетинговых и социальных исследований «ГфК-Русь» провели совместное исследование уровня развития интернета и онлайн-технологий в городах России5.
Целью исследования стало получение индекса, который позволил бы сопоставить различные аспекты развития Интернета в населенных пунктах, включенных в проект.
Объект исследования – сфера ИКТ в крупнейших городах России.
Предмет исследования – уровень обеспеченности населения услугами Интернета, как один из показателей развитости сферы ИКТ.
Единица наблюдения – региональные эксперты в сфере ИКТ.
3.1. Методология исследования
Исследование было проведено методом экспертного опроса (метод Дельфи). В каждом городе в исследовании приняло участие от 5 до 9 человек. Общее количество городов исследования — 12, причем города представляют все 7 федеральных округов страны.
Список городов и информация о количестве собранных экспертных анкет в каждом городе представлены в Таблице 2 (см. Приложение).
В качестве экспертов исследования выступили руководители и ведущие специалисты предприятий и организаций ИКТ, преподаватели профильных специальностей региональных вузов, руководители и специалисты подразделений ИКТ региональных предприятий и организаций – всего 68 респондентов по всем регионам.
Респондентам предлагалась для самозаполнения электронная анкета, которая высылалась по электронной почте; дополнительное общение с участниками опроса осуществлялось по телефону.
Экспертная оценка производилась по следующим направлениям:
1. Оценка уровня развития инфраст
2. Оценка уровня развития просвет
3. Оценка уровня развития интерне
4. Оценка уровня развития граждан
5. Оценка уровня готовности местной администрации к развитию ИКТ в регионе
6. Оценка степени подготовки кадров, образования в сфере ИКТ
7. Оценка уровня развития социаль
По каждому из данных направлений эксперту предлагались от 2 до 8 показателей для оценки. Оценка развития ИКТ по каждому из показателей проводилась по пятибалльной шкале – от «1» до «5» с шагом в 1 балл. Затем по каждому показателю вычислялась средняя оценка, полученная как среднее арифметическое экспертных оценок, и, в случае надобности, округлялась до десятых.
Результативные экспертные оценки развития Интернета в регионах по каждому из направлений отражены в таблицах 4-10 (см. Приложение)