Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 07:25, контрольная работа
Определить:
Индивидуальные индексы цен, физического объема и товарооборота;
Общие индексы цен, физического объема и товарооборота;
Абсолютные приросты товарооборота за счет изменений цен, структурного сдвига и объемов продаж (для каждого фактора в отдельности) по всей продукции и по каждому товару в отдельности.
1. Практическая часть…………………………………………………………….3
1.1. Задание № 1………………………… ……………………….……………….3
1.2. Задание № 2……..…………………………………………………………..10
2. Список использованной литературы…..…………………...………………..
Содержание
1. Практическая часть…………………………………………………………….3
1.1. Задание № 1………………………… ……………………….……………….3
1.2. Задание № 2……..…………………………………………………………..
2. Список использованной
литературы…..…………………...……………….
1. Практическая часть
Задание № 1
Имеются следующие данные о продажах минимаркетом 3-х видов товаров (A, B и C):
Товар | Цена за единицу продукта, руб. | Объем продаж, тыс. штук | ||
1 квартал | 2 квартал | 1 квартал | 2 квартал | |
А | 102 | 105 | 205 | 195 |
В | 56 | 51 | 380 | 423 |
С | 26 | 30 | 510 | 490 |
Итого: | 184 | 186 | 1095 | 1108 |
Определить:
По итогам расчетов сделать аргументированные выводы.
Решение:
В основе решения задачи лежит формула:
Q = pq,
где p – цена товара, q – физический объем (количество), Q – товарооборот.
Применив формулу Q = pq к нашей задаче, рассчитаем товарооборот по каждому товару в 1 квартале (Q0j) и 2 квартале (Q1j) в таблице 1.
Таблица1. Расчет товарооборот и его изменения по каждому товару
Товар
j |
1 квартал
Q0j |
2 квартал
Q1j |
Изменение товарооборота
∆Qj= Q1j– Q0j |
А | 102*205 = 20910 | 105*195 =20475 | -435 |
В | 56*380 = 21280 | 51*423 = 21573 | 293 |
С | 26*510 =13260 | 30*490=14700 | 1440 |
Итого | 55450 | 56748 | 1298 |
Из таблицы видно, что абсолютное изменение общего товарооборота составило:
= ∑Q1–∑Q0 = 56748-55450 = 1298 тыс. руб., то есть он вырос на 1298 тыс. руб.
Общий индекс изменения товарооборота равняется:
= ∑Q1/∑Q0 = 56748/55450 = 1,0234, то есть товарооборот от продажи товаров увеличился в 1,0234 раза во 2 квартале по сравнению с первым.
Определим индивидуальные индексы цен (ip), физического объема (iq), товарооборота (iQ) и доли товара (id) по формуле , используя в качестве Xi цены (p), физический объем (q), товарооборота (Q) и доли товара (d=q/∑q) каждого вида товаров соответственно. Результаты расчетов представим в таблице 2.
Таблица 2. Расчет индивидуальных индексов
Индивидуальный индекс | А | В | С |
количества iq | 195/205=0,95 | 423/380=1,113 | 490/510=0,96 |
отпускных цен ip | 105/102=1,029 | 51/56=0,911 | 30/26=1,15 |
товарооборота iQ | 20475/20910=0,98 | 21573/21280=1,01 | 14700/13260=1,1 |
доли товара id | (195/1108)/(205/1095)=0,94 | (423/1108)/(380/1095)=1,1 | (490/1108)/(510/1095)=0,95 |
Правильность выполненных расчетов проверяется следующим образом:
1) общее изменение товарооборота должно равняться сумме ее частных (по каждому товару в отдельности) изменений: = -435+293+1440 = 1298 (тыс. руб.);
2)
произведение факторных
Из таблицы видно, что во 2 квартале по сравнению с первым:
– количество проданных товаров А уменьшилось в 0,95 раза, товаров В – увеличилось в 1,113 раза ,а товаров С уменьшилось в 0,96 раза;
– цена товаров А повысилась в 1,029 раза, товаров В – понизилась в 0,911 раза ,а товаров С повысилась в 1,15 раза;
– товарооборот по А снизился в 0,98 раза, по В – повысился в 1,01 раза, а по С – повысился в 1,1 раза или;
– доля проданных товаров А уменьшилась в 0,94 раза, товаров В – увеличилась в 1,1 раза а товаров С – уменьшилась в 0,95 раза.
Агрегатный общий индекс физического объема Ласпейреса определяется по формуле:
В нашей задаче = = 56318/55450 = 1,01565, то есть количество проданных товаров в базисных (1 квартал) ценах выросло в 1,01565 раза во 2 квартале по сравнению с 1 кварталом.
Агрегатный общий индекс цен Пааше рассчитывается по формуле:
В нашей задаче = = 56748/56318 = 1,008, то есть цена проданных товаров при объемах продаж отчетного (2 квартала) периода выросла в 1,008 раза во 2 квартале по сравнению с 1 кварталом.
Контроль осуществляется по формуле: IQ = = 1,01565*1,008= 1,0234.
Агрегатный общий индекс цен Ласпейреса вычисляется по формуле:
В нашей задаче = = 56205/55450 = 1,01362, то есть цена проданных товаров при объемах продаж базисного (1 квартала) периода выросла в 1,01362 раза во 2 квартале по сравнению с 1 кварталом.
Агрегатный общий количественный индекс Пааше рассчитывается по формуле:
В нашей задаче = 56748/56205 = 1,00966, то есть количество проданных товаров в отчетных (2 квартал) ценах выросло в 1,009661 раза во 2 квартале по сравнению с 1 кварталом.
Контроль осуществляется по формуле: IQ = = 1,01362*1,00966 = 1,0234.
Далее выполняется факторный анализ общего оборота. В его основе лежит следующая трехфакторная мультипликативная модель товарооборота:
где = , – индекс структурных сдвигов, показывающий как изменился товарооборот под влиянием фактора изменения долей проданных товаров в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом. Он определяется по формуле:
= = .
В нашей задаче = = 1,004, то есть структурный сдвиг должен был увеличить отчетный товарооборот в базисных ценах в 1,004 раза.
Тогда изменение товарооборота за счет изменения общего количества товаров определяется по формуле:
В нашей задаче = (1,01-1)*55450 = 555 (тыс. руб.), то есть изменение количества проданных товаров увеличило товарооборот на 555 тыс. руб.
Изменение общего товарооборота за счет структурных сдвигов находится по формуле:
В нашей задаче = 1,01*(1,004-1)*55450 = 212 (тыс. руб.), то есть структурный сдвиг в количестве проданных товаров увеличил товарооборот на 212 тыс. руб.
Изменение общего товарооборота за счет изменения отпускных цен рассчитывается по формуле:
В нашей задаче =1,01*1,004*(1,008-1)*55450 = 380 (тыс. руб.), то есть изменение цен на товары увеличил товарооборот на 380 тыс. руб.
Контроль правильности расчетов производится по формуле = - = + + , согласно которой общее изменение товарооборота равно сумме ее изменений за счет каждого фактора в отдельности.
В нашей задаче = 555 + 212 + 380 = 1298 тыс. руб.
Результаты факторного анализа общего товарооборота заносятся в последнюю строку факторной таблицы 3.
Таблица 3. Результаты факторного анализа товарооборота
Товар
j |
Изменение
товарооборота,
тыс. руб. |
В том числе за счет | ||
количества товаров | структурных сдвигов | отпускных цен | ||
А | -435 | 209 | -1267 | 576 |
В | 293 | 213 | 2149 | -2104 |
С | 1440 | 133 | -670 | 1908 |
Итого | 1298 | 555 | 212 | 380 |
Наконец, ведется факторный анализ изменения частного (по каждому j-му товару в отдельности) товарооборота на основе следующей трехфакторной мультипликативной модели:
Тогда изменение частного товарооборота за счет каждого из 3-х факторов (количество, структурный сдвиг и цена) по j-му виду товара определяется соответственно по формулам:
Так,
по товарам А изменение