Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 18:16, контрольная работа
Так как в практике статистики индексы наряду со средними величинами являются наиболее распространенными статистическими показателями, то тема, рассматриваемая в работе, актуальна. С их помощью характеризуется развитие национальной экономики в целом и ее отдельных отраслей. В условиях рыночной экономики большое практическое значение приобретает анализ динамики цен на товары и услуги. Это обусловлено тем, что показатели, характеризующие инфляционные процессы на рынке потребительских товаров применяются при решении многих актуальных экономических задач.
Оглавление
Введение 2
Сущность цены и ее виды 3
Индексный метод изучения динамики среднего уровня цен 6
Формулы индекса цен Пааше и Ласпейреса 6
"Идеальная формула" цен Фишера 9
Система индексов цен 9
Использование индексного метода 11
Использование выборочного метода для расчета индексов цен 13
Расчетная часть 15
Задание 1 16
Задание 2 20
Задание 3 23
Задание 4 25
Аналитическая часть 27
Заключение 31
Список использованной литературы 32
Индексом переменного состава называется индекс, выражающий соотношение средних уровней изучаемого явления, относящихся к разным периодам времени. Индекс цен переменного состава:
или
Индекс
цен переменного состава
Индекс постоянного состава – это индекс, исчисленный с весами, зафиксированными на уровне одного какого-либо периода, и показывающий изменение только индексируемой величины. Индекс цен постоянного состава рассчитывается по формуле:
Ip
=
Под индексом структурных сдвигов понимают индекс, характеризующий влияние изменения структуры изучаемого явления на динамику среднего уровня этого явления. Индекс цен определяется по формуле: или .
Система взаимосвязанных индексов при анализе динамики средней цены имеет следующий вид:
Использование индексного метода
Поскольку объекты изучения индексов весьма разнообразны, то они широко применяются в экономической практике.
С помощью индексов решаются три главные задачи.
Во-первых, индексы позволяют измерять изменение сложных явлений.
Во-вторых, с помощью индексов можно определить влияние отдельных факторов на изменение динамики сложного явления.
В-третьих, индексы являются показателями сравнений не только с прошлым периодом (сравнение во времени), но и с другой территорией (сравнение в пространстве), а также с нормативами, планами, прогнозами. Например, можно сравнить уровень средних цен на сельскохозяйственную продукцию в России и в развитых странах.
Важное значение в статистических исследованиях имеет индексный метод. Индексы широко применяются в экономических разработках государственной и ведомственной статистики. Так, в Российском статистическом ежегоднике Госкомстата России содержатся материалы, полученные на основе индексного метода. В качестве иллюстрации приведем следующие данные об индексах потребительских цен на товары и платные услуги населению (табл.2).
Таблица 2
Индексы потребительских цен на товары и платные услуги населению
(декабрь к декабрю предыдущего года; в процентах)
|
Индекс потребительских цен является одним из важнейших показателей, характеризующих уровень инфляции, он используется в целях осуществления государственной финансовой политики, анализа и прогноза ценовых процессов в экономике, регулирования реального курса национальной валюты, пересмотра минимальных социальных гарантий, решения правовых споров.
До
начала 90-х гг. XX в. отечественная статистика
отдавала предпочтение индексу цен Пааше.
Сложность его расчета заключается в том,
что взвешивание по весам отчетного периода
требует ежегодного сбора и обработки
значительных объемов информации для
формирования системы весов. А эта работа
связана с большими затратами времени,
материальных и трудовых ресурсов. Поэтому
начиная с 1991 г. отечественные органы государственной
статистики определяют индексы цен по
формуле Ласпейреса, которой отдается
предпочтение и в зарубежной статистике.
Использование выборочного метода для расчета индексов цен
Выборочное наблюдение – это вид несплошного наблюдения. Преимущество выборочного наблюдения по сравнению со сплошным можно реализовать, если оно организовано и проведено в строгом соответствии с научными принципами теории выборочного метода. Такими принципами являются: обеспечение случайности (равной возможности попадания в выборку) отбора единиц и достаточного их числа.
Наблюдение за изменением цен (тарифов) проводится на территории всех субъектов Российской Федерации. Так, например, для расчета ИПЦ по Калужской области ценовая информация собирается в областном центре, Обнинске, Малоярославце, Людиново.
Потребительский набор, на основании которого рассчитывается ИПЦ, представляет собой единую для всех регионов выборку групп товаров и услуг, наиболее часто потребляемых населением.
Также выборочный метод используется для расчета индексов цен на первичном и вторичном рынках жилья. Наблюдение ведется по выборочному кругу организаций, осуществляющих операции с недвижимостью в территориальных центрах и крупных городах субъектов Российской Федерации. При регистрации цен на квартиры учитываются их количественные и качественные характеристики, а также район их расположения в городе.
Обследование тарифов на грузовые перевозки осуществляется в выборочной совокупности транспортных организаций. В качестве весов используются доходы данного вида транспорта от перевозок грузов за базисный период.
Также
на основании регистрации в
Таким
образом, расчет большинства индексов
цен осуществляется на основании выборочного
наблюдения. Во-первых, это позволяет значительно
ускорить получение необходимых данных.
Во-вторых, выборочное наблюдение позволяет
значительно сэкономить силы и средства.
И, в-третьих, выборочный метод позволяет
получить необходимые сведения приемлемой
точности, когда факторы времени и стоимости
делают сплошную разработку нецелесообразной.
Расчетная часть
Имеются следующие выборочные данные об уровне цен на условный товар А по 30 магазинам торгового дома за год (выборка 10%-ная механическая).
№ магазина п/п |
Цена за единицу товара, руб. | Объем продажи, тыс. шт. | № магазина п/п |
Цена за единицу товара, руб. | Объем продажи, тыс. шт. |
1 | 799 | 40 | 16 | 759 | 45 |
2 | 675 | 64 | 17 | 605 | 70 |
3 | 788 | 42 | 18 | 699 | 59 |
4 | 815 | 43 | 19 | 730 | 50 |
5 | 718 | 54 | 20 | 818 | 41 |
6 | 775 | 43 | 21 | 612 | 70 |
7 | 626 | 66 | 22 | 785 | 45 |
8 | 672 | 60 | 23 | 728 | 52 |
9 | 746 | 50 | 24 | 693 | 60 |
10 | 664 | 64 | 25 | 734 | 56 |
11 | 700 | 52 | 26 | 766 | 49 |
12 | 610 | 71 | 27 | 600 | 72 |
13 | 656 | 62 | 28 | 850 | 35 |
14 | 739 | 53 | 29 | 681 | 58 |
15 | 705 | 57 | 30 | 840 | 37 |
Задание 1
Признак - цена товара.
Число групп – пять.
Решение
Таблица № 1
Разработочная
таблица
№ п/п |
Группы магазинов
по уровню цен за единицу товара, руб. |
Номера магазинов |
Цена за единицу товара, руб. | Объем продаж, тыс. шт. |
До 650 | 7, 12, 17, 21, 27 |
626, 610, 605, 612, 600 | 66, 71, 70, 70, 72 | |
650-700 | 2, 8, 10, 13, 18, 24, 29 | 675, 672, 664, 656, 699, 693, 681 | 64, 60, 64, 62, 59, 60, 58 | |
|
700-750 | 5, 9, 11, 14, 15,19,23, 25 |
718, 746, 700, 739, 705, 730, 728, 734 | 54, 50, 52, 53, 57, 50, 52, 56 |
750-800 | 1, 3, 6, 16, 22, 26 | 799, 788, 775, 759, 785, 766 | 40, 42, 43, 45, 45, 49 | |
800 и выше | 4, 20, 28, 30 | 815, 818, 850, 840 | 43, 41, 35, 37 | |
Итого | 30 | 21588 | 1620 |
Рассчитаем интервал:
I= = 50 руб.
После завершения разноски и заполнения разработочной таблицы подвели итоги по графам и строкам.
На
основании разработочной
Таблица № 2
Ряд распределения магазинов по уровню цен за единицу товара.
№ п/п |
Группы магазинов по уровню цен за единицу товара, руб. | Магазины | Кумулята | |
Кол-во | В % к итого | |||
До 650 | 5 | 16,7 | 5 | |
650-700 | 7 | 23,3 | 12 | |
700-750 | 8 | 26,7 | 20 | |
750-800 | 6 | 20,0 | 26 | |
800 и выше | 4 | 13,3 | 30 | |
Итого | 30 | 100 |
Из данных таблицы следует, что наибольшее число магазинов 8 или 26,7% имеют цену за единицу товара от 700 до 750 руб.; 7 магазинов или 23,3% имеют цену за единицу товара от 650 до 700 руб. Остальные магазины более ли менее равномерно распределены по группам от 6 до 4 магазинов.
Рассчитаем характеристики интервального ряда распределения: среднюю арифметическую, среднее квадратическое отклонение, коэффициент вариации, моду и медиану.
ар.в. = – для расчета xf берутся данные из разработочной таблицы, для нахождения x необходимо сложить для каждой группы нижнюю и верхнюю границы интервала и разделить на 2, это будет центральная варианта.