Экономико-статистический анализ производства и рентабельности продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 16:19, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является на основе представленных данных за последние три года и проведении расчетов получить результат экономической эффективности производства и рентабельности хозяйства ООО «СХП Усть – Бакчарское».

С учетом поставленной цели необходимо решить ряд задач:
Дать краткую характеристику хозяйству;
Рассмотреть методы и показатели анализа производства и рентабельности продукции.
Используя методы экономико-статистического анализа провести исследование хозяйства ООО «СХП Усть - Бакчарского».
На основе полученных расчетов сделать вывод об эффективности производства и рентабельности продукции хозяйства

Содержание

Введение 3

1. Система показателей определяющих эффективность производства. 5

1.1. Прибыль и рентабельность, как общие показатели эффективности производства. 8

1.2. Себестоимость как экономическая категория. 11

2. Краткая характеристика деятельности хозяйства ООО «СХП Усть – Бакчарское»

2.1. Место положения предприятия. 16

2.2. Анализ технико-экономических показателей хозяйства. 18

3. Экономико-статистический анализ производства и рентабельности

продукции ООО «СХП Усть-Бакчарское».

3.1. Динамика производства валовой продукции за 3 года. 23

3.2. Индексный анализ товарной продукции и себестоимости продукции. 26

3.3. Влияние отдельных факторов на изменение объема прибыли.

3.4. Влияние себестоимости 1ц продукции и цены реализации 1ц на рентабельность производства продукции.

Заключение

Список использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

Курсовая по стат..docx

— 137.49 Кб (Скачать)

В экономической  литературе различные авторы по-разному  классифицируют показатели рентабельности. Одной из таких классификаций  является подразделение на :

- показатели  рентабельности хозяйственной деятельности;

- показатели  финансовой рентабельности;

- показатели  рентабельности продукции.

Эффективность основной деятельности предприятия  по производству и реализации товаров, работ и услуг характеризуется  показателем рентабельности продукции. Он определяется отношением прибыли  к полной себестоимости продукции. Этот показатель может быть широко использован в аналитических  целях, так как позволяет производить  расчеты, соотнося различные показатели прибыли с различными показателями затрат на продукцию.

Для анализа  эффективности работы важна рентабельность изделий, которая  рассчитывается по следующей формуле:

     ,                                                    

где  R- рентабельность продукции;

П - прибыль от выпуска или от реализации продукции;

S - себестоимость единицы продукции;

Р - цена единицы продукции.

Данный  показатель характеризует реальный размер прибыли, которую приносит предприятию  каждый рубль произведенных затрат по ее выпуску и реализации. Иногда при расчетах данного показателя в числителе используют чистую прибыль  предприятия. Но на показатель рентабельности продукции, рассчитанный на основе чистой прибыли, оказывают влияние факторы, связанные со снабженческо-сбытовой и другими видами деятельности предприятия. Кроме этого, на показатель оказывает  влияние и налогообложение.

Для осуществления  контроля не только за себестоимостью реализованной продукции, но и за изменениями в политике ценообразования  рассчитывают показатель рентабельности продаж (RРП). Он определяется отношением чистой прибыли (ЧП) или прибыли от реализации (ПРП) к сумме выручки от реализации (ВРП):

                                                                                                 (1.2)  

По динамике данного показателя предприятие  может принимать решение по изменению  ценовой политики или усилению контроля за себестоимостью продукции. Показатель можно определять в целом по продукции или по отдельным ее видам.

Она показывает эффективность выпуска, поскольку  отражает взаимосвязь массы прибыли, полученной от реализации продукции, и  использованных на ее производство затрат

Таким образом, в экономическом анализе  результаты деятельности предприятий  могут быть оценены такими показателями, как объем выпуска продукции, объем продаж, прибыль. Однако значений перечисленных показателей недостаточно для того, чтобы сформировать мнение об эффективности деятельности того или иного предприятия.  Это  связано с тем, что данные показатели являются абсолютными характеристиками деятельности предприятия, и их правильная интерпретация по оценке результативности может быть осуществлена лишь во взаимосвязи  с другими показателями. В связи  с этим на предприятии проводится оценка рентабельности производства, а также осуществляется анализ себестоимости  продукции. По динамике показателя рентабельности предприятие может принимать  решение по изменению ценовой  политики или усилению контроля за себестоимостью продукции. Анализ  себестоимости продукции – необходимое условие контроля  за  издержками  производства  и определения мер по  их  снижению. 

1.2. Себестоимость как экономическая категория. 

В Российском законодательстве себестоимость определяется как стоимостная оценка используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья,  топлива, материалов, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также  других затрат на её производство и  реализацию.

Получение наибольшего эффекта с наименьшими  затратами, экономия трудовых, материальных и финансовых ресурсов зависят от того, как решает предприятие вопросы  снижения себестоимости продукции.

Выявление резервов снижения себестоимости должно опираться на комплексный технико-экономический  анализ работы предприятия: изучение технического и организационного уровня производства, использование производственных мощностей  и основных фондов, сырья и материалов, рабочей силы, хозяйственных связей.

Производство  продукции сельского хозяйства  связано с использованием производственных ресурсов отрасли – трудовых, земельных, водных, материальных в процессе которого они частично или полностью потребляются и переносятся на созданную продукцию.

Затраты живого и овеществленного труда  в процессе производства составляют издержки производства. В условиях товарно-денежных отношений и хозяйственной  обособленности предприятия неизбежно  сохраняются различия между общественными  издержками производства и издержками предприятия. Общественные издержки производства - это совокупность живого и овеществленного  труда, находящая выражение в  стоимости продукции. Издержки предприятия  состоят из всей суммы расходов предприятия  на производство продукции и ее реализацию. Эти издержки, выраженные в денежной форме, называются себестоимостью и являются частью стоимости продукта. В нее включают стоимость сырья, материалов, топлива, электроэнергии и других предметов труда, амортизационные отчисления, заработная плата производственного персонала и прочие денежные расходы. Снижение себестоимости продукции означает экономию овеществленного и живого труда и является важнейшим фактором повышения эффективности производства, роста накоплений.

Для анализа  уровня и динамики изменения стоимости  продукции используется ряд показателей. К ним относятся: смета затрат на производство, себестоимость товарной  и реализуемой продукции, снижение себестоимости сравнимой товарной продукции и затраты на один рубль  товарной (реализованной) продукции.

В хозяйственной  практике используют различные виды себестоимости. Различают индивидуальную и отраслевую себестоимости.

Индивидуальная  себестоимость – это затраты  на производство  и реализацию продукции в среднем по какой-то отрасли экономики. Выделяют также зональную себестоимость продукции, которая представляет собой затраты на производство продукции в отдельном регионе или зоне. Исчисление зональной себестоимости характерно для стран с обширной территорией, характеризующейся наличием различных почвенно-климатических зон. Определение зональной себестоимости характерно для сельского хозяйства, добывающей промышленности, лесного хозяйства, т.к. в этих отраслях на себестоимость продукции существенное влияние оказывает природные факторы по зонам страны.

Различают производственную и коммерческую (полную) себестоимость предприятия. Производственная себестоимость включает затраты, связанные с производством продукции. Коммерческая себестоимость кроме них, включает и расходы предприятия на реализацию продукции.

Выделяют  плановую и фактическую себестоимость  продукции предприятия. Плановая себестоимость определяется на основе научно-обоснованных нормативов расходования материальных и трудовых ресурсов и является прерогативой внутрифирменного планирования.

Фактическая себестоимость определяется на основе данных бухгалтерского учета и статистической отчетности о реально протекающей производственной деятельности предприятия.

Предприятие определяет себестоимость, как по всей произведенной продукции, так и единицы каждого вида продукции.

Различают:

- себестоимость  валовой продукции, т.е. себестоимость  объема производства продукции предприятия без подразделения на отраслевые и видовые спецификации.

- себестоимость  общего производства определенного  вида продукции. В результате  могут быть определены затраты  на производство в целом зерна, молока, картофеля и т.д.

- себестоимость  единицы определенного вида продукции,  например,  1ц. зерна, картофеля,  молока и т.д. Она определяется  путем деления себестоимости  общего производства определенного  вида продукции на число единиц  данной продукции. 

Себестоимость всей продукции определяется по элементам  затрат, среди которых выделяют

- сырье  и материалы;

- топливо  и энергия;

- оплата  труда;

- амортизационные  отчисления;

- прочие  расходы. 

При исчислении себестоимости применяется классификация  прямых и косвенных затрат.

Прямые  затраты – это затраты, связанные  с созданием продукции. Косвенные  затраты включают расходы по общему осуществлению производственного процесса данного вида продукции.

Деление затрат на прямые и косвенные позволяет получить важнейший экономический показатель – добавленную стоимость. Она определяется путем вычитания из общей денежной выручки переменных издержек. Добавленная стоимость состоит из постоянных издержек и чистой прибыли. Этот показатель позволяет оценить общую эффективность производства и реализации продукции предприятия.

Анализ  себестоимости по элементам затрат позволяет раскрыть ее производственную структуру. Производственная структура   себестоимости – это ее состав по элементам затрат, выраженная в процентах. Знание структуры себестоимости необходимо для выяснения путей ее снижения.

Исчисление  себестоимости единицы продукции  называется калькуляцией себестоимости. Калькуляция затрат осуществляется на основе статьей затрат.

Себестоимость является важнейшим  обобщающим показателем  эффективности функционирования предприятия. Чем лучше работает предприятие, тем ниже при прочих равных условиях себестоимость ее изделий, тем выше ее прибыль. Общей тенденцией является систематическое снижение уровня себестоимости  продукции, которое прямо или  косвенно сказывается на всех стоимостных  показателях производства. Она развертывается на базе научно-технического прогресса, который стимулирует экономию ресурсов (снижение затрат на сырье и материалы), автоматизация и механизация  производства (снижение затрат на заработную плату и росту затрат на амортизацию).

Несмотря  на то, что снижение себестоимости  является позитивной тенденцией, не следует  рассматривать всякое снижение затрат как положительное достижение. При  оценке социальных последствий снижения себестоимости следует рассматривать:

- снижение  себестоимости обусловлено снижением  затрат живого и овеществленного  труда. Данное направление снижения  себестоимости является объективно  обусловленным закономерным экономически  эффективным и социально оправданным.  Оно имеет реальное экономическое  значение, поскольку определяет  экономию труда при производстве  продукции;

- снижение  себестоимости не связано с  улучшением производственной деятельности. Оно может происходить за счет  снижения качества продукции,  сокращения ассортимента выпускаемой продукции, ухудшением условий труда работников и обслуживания покупателей. Данное направление не является экономически оправданным и целесообразным.

Себестоимость продукции является важнейшим показателем  экономической эффективности сельскохозяйственного  производства. В нем отражаются все  стороны хозяйственной деятельности, аккумулируются результаты использования  всех производственных ресурсов. От уровня себестоимости продукции зависят, сумма прибыли и уровень рентабельности, финансовое состояние предприятия и его платежеспособность, размеры отчислений в фонды накопления и потребления, темпы расширенного воспроизводства, уровень закупочных и розничных цен на сельскохозяйственную продукцию.

Особую  актуальность проблема снижения себестоимости  приобретает на современном этапе. Поиск резервов ее снижения помогает многим хозяйствам избежать банкротства  и выжить в условиях рыночной экономики.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Краткая  характеристика деятельности хозяйства ООО «СХП Усть – Бакчарское»                                                                                             

2.1. Место положение предприятия. 

Хозяйство ООО «СХП Усть - Бакчарское» расположено в Чаинском районе Томской области в нижнем течении реки Оби, в зоне, приравненной к районам крайнего севера.

Расстояние от центральной усадьбы ООО «СХП Усть – Бакчарское» от районного центра село Подгорное 35 километров, до областного центра города Томска 360 километров ближайшая железнодорожная станция находится в городе Томске.

Сообщение между центральным отделением товарищества с районами и областью – автобусное. Внутрирайонные дороги – гравийные, внутрихозяйственные – грунтовые.

Информация о работе Экономико-статистический анализ производства и рентабельности продукции