Итоги всероссийской переписи населения 2002 года

Автор: Леонид Глечян, 10 Июня 2010 в 09:36, курсовая работа

Описание работы

Раскрыты аспекты итогов переписи населения 2002 года, приводятся сравнения с 1998 годом

Работа содержит 1 файл

перепись2002@.doc

— 85.00 Кб (Скачать)

      "Чеченцы  отнеслись очень ответственно  к акции, поэтому результат вышел неожиданный".

(Из  выступления председателя  облкомстата Ростовской  области В.Емельянова)5

     "Теперь  же, в октябре, единая воля власти  федеральной, власти местной и  простых жителей Чеченской Республики  сотворили "демографическое чудо". …И как теперь доказать, что итоги переписи в остальных субъектах Российской Федерации получены без использования разного рода "чудес"?" (А.Черкасов)

     Однако, самую большую сенсацию и, если хотите, бомбу преподнесла перепись в  Чечне. Там произошло самое настоящее "демографическое чудо", если не сказать "демографический взрыв".

     "Благую  весть" уже 14 октября принес  ИТАР-ТАСС, со слов председателя  правительства Чечни и одновременно  руководителя оргкомитета ВПН  2002 по Чечне С.Ильясова сообщивший: "Теперь мы точно знаем, что в республике проживают 1088816 человек… Теперь при планировании выделения бюджетных средств данному субъекту федерации, вероятно, будут сделаны коррективы".

     Председатель  облкомстата Ростовской области  В. Емельянов объяснил такие итоги  переписи феноменально высокой рождаемостью у чеченцев, а также тем, что для участия в переписи в республику приезжала значительная часть диаспоры, проживающей в других регионах (что более странно, поскольку людей должны были переписывать - по месту их фактического проживания при сроке проживания от 1го года).

     Достигнутый результат настолько превзошел  все самые "смелые ожидания", что  в его в достоверности усомнился  сам федеральный Министр по восстановлению Чечни В. Елагин, высказавший осторожное предположение о том, что данные этой переписи по Чечне "несколько завышены". Тем не менее, как свидетельствует журналист, в правительстве Чечни - то есть, по-видимому, в кругу тех самых "чеченцев, хорошо подготовившихся к акции", - полагают, что численность населения лучше завысить, чем занизить, дабы не лишить бюджетников пенсий и пособий, а республику - средств на восстановление. О том, что есть и третья альтернатива, - не завышать и не занижать, - в этом правительстве и не подозревали. В.В. Путин, обсудив предварительные итоги переписи, по поводу чеченских цифр обронил: "С середины 90-х годов рост населения Чечни составил около полумиллиона человек, смело можно говорить о приросте в 400 тысяч человек". Но практически все независимые эксперты восприняли результаты по Чечне как профанацию переписи и отреагировали практически одинаково: "Этого не может быть!". Интересно, что в ноябре 2002 года, то есть через месяц после переписи, Датский совет по делам беженцев провел в Чечне подворный обход для планирования поставок гуманитарной помощи и в результате вышел на численность населения Чечни, равную 674 тысячи человек (заинтересованные в поставках гуманитарной помощи главы сельских администраций могли способствовать лишь завышению этого результата). Разумеется, в это число не входит несколько десятков тысяч российских военнослужащих в Чечне, которых переписывали по месту нахождения. С их учетом ВПН-2002 должна была выявить приблизительно 700 тысяч или несколько больше, но никак не задекларированные 1088 тысяч. Для получения этой цифры, полагает А. Черкасов, было бы недостаточно возвратить в Чечню всех покинувших ее в 1990-е годы - вайнахов и невайнахов. Так какова же природа "демографического чуда" Чечни, в которое нормальному человеку просто невозможно поверить? Обыкновенные, высосанные из пальца приписки? Верится, что все-таки нет. Можно предположить, что "ответственные чеченцы", как это уже бывало в истории, несколько переиначили "под себя" методологию переписи, отменив на своей территории 12месячный критерий для постоянного населения. Так что, скорее всего, все вайнахские беженцы и мигранты - да еще с детьми - действительно на время переписи возвратились в Чечню, но не физически, а фиктивно. Иные могли переписаться и дважды - в городе и в селе. Это же подтверждается и М. Юсуповым: "На инструктивных семинарах… чиновники говорили о всеобщей заинтересованности зафиксировать как можно большее число жителей. При этом подчеркивалось, что бюджетный статус любого населенного пункта будет зависеть на ближайшие 10 лет от численности его населения. Так, в г. Аргуне было заявлено: нельзя допустить, чтобы население города оказалось меньше 25 тыс. человек. Судя по всему, на местах следовали административным установкам…Людей включали в перепись на основании сведений, имеющихся в администрациях".

      Информация о численности населения отражается на межбюджетном процессе, и размер перечислений из российского социального бюджета в местный напрямую зависит от численности местного населения. Поэтому местные власти заинтересованы в завышении численности своего населения в надежде на дополнительное финансирование по социальным статьям. Тем более это справедливо для негосударственной гуманитарной помощи, в распределении которой государство тоже участвует. Остается только солидаризироваться с грустными выводами А. Черкасова: "Пока не будет изжито "политическое" отношение к данным статистики, пока не прекратятся попытки повернуть финансовые потоки путем искажения действительности, мы так и не увидим объективную картину демографии и миграции в этом конфликтном регионе". 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Перепись  провели. Что имеет российское правительство, россияне да и сама Россия, после  её проведения? Во - первых: сомнительную информацию о населении. Во - вторых: минимальную информацию о результатах переписи и о том, зачем её вообще проводили. В - третьих: сложно сказать, что Россия имеет качественные изменения по способу проведения переписи населения. Ведь если посмотреть на западные государства и Америку, то, очевидно, что наши способы подготовки населения (да и переписчиков) и методы проведения самой переписи и близко не стоят со способами и методами этих стран.

     Что же делать? На мой взгляд, решать эту  проблемы надо, хотя бы потому, что ВПН-2002- это высокобюджетное мероприятие. А при сегодняшнем положении  российского государства (принимая во внимание внешние долги), нельзя «спускать деньги на ветер». Надо доступно объяснить всему населению, что от их добросовестности в первую очередь зависит благополучность их жизни, от того насколько ответственно каждый из граждан подойдет к столь важному государственному вопросу – к вопросу о количестве населении.

     Таким образом, от того насколько успешно  государство донесет до населения  и до переписчиков информацию о том, что перепись населения – это  важное и достойное внимания, каждого  гражданина своей страны, мероприятие, зависят результаты переписи, а стало быть, и процветание самой страны. 
 

Информация о работе Итоги всероссийской переписи населения 2002 года