Центральному
статистическому комитету предоставлялось
право требовать статистические
материалы по предметам, входящим в
круг его действий, не только от департаментов
Министерства внутренних дел, но и от других
высших Управлений. Центральному статистическому
комитету подчинялись все губернские
Статистические комитеты, которым Центральный
комитет должен был давать надлежащие
наставления и руководства по вопросам
получения необходимых для него сведений
и проверки статистических работ.
Сложившаяся
в России организация правительственной
статистики представляла несомненный
шаг вперед по сравнению с существующей
в начале XIX века.
В
50-е годы Министерством внутренних
дел был выполнен ряд специальных
статистических работ, подготовивших
в какой-то степени проведение
реформы 1861 г. По характеру
эти работы можно подразделить
на три группы: исследования, характеризующие
крепостное население России; разработка
данных о ценах на земли; исследования
состояния помещичьего землевладения,
характера землепользования, крепостных
повинностей и задолженностей помещиков.
Ряд
ученых (К. Ф. Герман, Д. А. Милютин,
Н. И. Надеждин, Д. П. Журавский и др.) уже
тогда раскрывали содержание теории статистики
как науки о статистической методологии;
понимали необходимость первоочередного
решения вопросов, связанных с источниками
статистических данных, организацией
и проведением статистического наблюдения,
совершенствованием организации статистики;
теоретически обосновали вопрос о группировке
как категории статистической науки и
широко использовали этот метод при изучении
социально-экономических явлений; добились
серьезных успехов в теории средних величин,
динамических характеристик изучаемых
процессов, в области статистического
изучения взаимосвязи признаков и т.п.
Основной
исторической заслугой российских
статистиков этого периода
было окончательное оформление
и утверждение политико-экономического
направления в русской статистической
науке.
Теоретические
разработки статистиков этих
лет послужили надежной основой
для конкретных статистических
исследований. Но главное их значение
состояло в положительном воздействии
на последующее развитие статистики.
Идеи
политико-экономического направления
были заимствованы передовыми
представителями правительственной
статистики пореформенных лет,
с ними связаны успехи земской
статистики.
В
1864 г. были созданы выборные органы власти
в масштабе губернии и уезда - земские
учреждения (земства) [3]. В ходе реформ
60-х годов они появились в 33 губерниях
России (к 1914 году - в 43-х). Земства должны
были заниматься народным продовольствием
и благотворительностью, промышленностью
и торговлей, строительством дорог, почтой,
страхованием, материальной помощью народному
образованию и здравоохранению и т.п.
Земским
учреждениям требовались подробные
статистические данные, необходимые
для правильного ведения хозяйств,
которые не могли им дать правительственные
органы. Многие земства взялись за организацию
своей собственной местной статистики.
К концу XIX века из 34 земских губерний в
25-ти были статистические органы. Способом
получения информации была выборка сведений
из существующих первичных записей и в
дополнение к этому - сбор данных на местах
через волости, учителей народных училищ,
других агентов, не экспедируя на места
членов бюро.
Возникнув как
оценочная, с началом сбора материалов
об объектах земского обложения
земская статистика очень скоро поставила
перед собой задачи изучения экономической
жизни России, состояния и развития деревни.
И
в тех земствах, где статистики
не ограничились определением
ценности и доходности источников
обложения, были сложнее организация и
работа статистического бюро, богаче и
разнообразнее собранные материалы.
Среди таких земств выделяются два типа:
Московский и Черниговский. Общее у них
- сбор данных экспедиционным способом,
т.е. члены статистического бюро, объезжали
один за другим все уезды и на местах собирали
материал по всем тем вопросам, которые
требовались программой исследования.
Различие состояло в целях и приемах работы.
Черниговская
статистика остановилась на определении
количества и качества земельных
угодий, московская - на положении земледелия
и земледельческого населения, на способах
и формах приложения труда к земле. У черниговских
статистиков главнейшим предметом исследования
была земля, у московских - люди, обрабатывающие
землю.
Детальность
учета в земской статистике
превышала все, что встречалось
ранее в статистической практике.
Использовались развернутые программы
наблюдения, совершенствовались методы
наблюдения, широко применялись
группировки, получили дальнейшее
развитие статистические таблицы. В развитии
земской статистики большую положительную
роль сыграли съезды и совещания статистиков.
С 1887 по 1917 год было созвано 17 съездов (совещаний).
Кроме исследования крестьянского быта,
бюджетов, земские статистики занимались
изучением народного образования, а с
начала 80-х годов - санитарно-медицинской
статистикой.
Земские
статистики не только широко
и умело толковали разнообразные
статистические методы, но и занимались
разработкой и комбинированным
применением их. Ими были успешно разработаны
методика опроса (основного тогда источника
данных), карточные формуляры наблюдения,
весьма умело применялись методы не сплошного
учета и их комбинирование со сплошным
учетом, выборочные обследования и т.п.
Работы
по организации государственной
статистики, активизировавшиеся в 40-50-х
годах XIX века, продолжились и в 60-х.
Сложившаяся
в эти годы, она сохранилась
почти в том же виде на
протяжении всего пореформенного
периода.
Повелением
Императора 27 июля 1861 года "для обеспечения
успешного хода крестьянских дел" из
Центрального статистического комитета
в самостоятельное учреждение выделяется
Земский отдел. Согласно утвержденному
положению дела, вносимые в Совет Министра
по земско-хозяйственному устройству,
производятся и исполняются по Земскому
отделу. Положение об устройстве статистической
части при Министерстве внутренних дел
было утверждено 30 апреля 1863 года Императором
Александром IIВ положении предусматривалось
создание Статистического совета и Центрального
Статистического комитета Министерства
внутренних дел [7].
Центральному
статистическому комитету в отношении
работ и научного направления
подчинялись все губернские, областные
и городские статистические комитеты.
Управление Центральным статистическим
комитетом осуществлял директор, который
являлся членом Совета Министра и непременным
членом Статистического совета.
На
рубеже XIX-XX веков опыт правительственной
и земской статистики в России
позволил научно осмыслить применение
статистики в различных отраслях.
Начали зарождаться отраслевые статистики:
сельскохозяйственная, промышленная,
железнодорожного транспорта, торговли,
статистика труда, бюджетная статистика
и статистика населения.
Этот
период характеризуется широким
использованием в статистической практике
различных обследований и переписей.
Со
второй половины 80-х годов XIX в.
повысился уровень статистической
науки, в развитие которой
заметный вклад внесла математическая
школа Петербургского университета,
основанная Пафнутием Львовичем Чебышевым
(1821-1894). Он и его ученики и, прежде всего,
Андрей Андреевич Марков (1856-1922), Александр
Михайлович Ляпунов (1857-1918) создали русскую
школу теории вероятностей.
Достижения
математической школы начали
находить применение в демографии и
страховом деле, при построении таблиц
смертности. Понимание того, что со временем
статистика должна стать наукой точной,
математической, сочеталось с воззрением
на статистику как общественную науку,
которая поднимается от описания явлений
до их анализа.
К
1880 г. можно отнести зарождение
стохастической (стохастика - от греч.:
предполагать) статистики, когда Владимир
Андреевич Косинский, студент
юридического факультета, а впоследствии
известный русский экономист,
в брошюре "О приемах разработки
статистических материалов" обосновал
возможность и прогрессивность применения
массовых выборочных обследований, основанных
на положениях теории вероятностей, с
предварительной группировкой фактов,
чтобы к полученным группам возможно было
приложение индуктивных методов.
В
статистической науке второй
половины XIX - начала XX века выявились
следующие тенденции: основание
и разработка вероятностной статистики;
обобщение статистической методологии
за счет соединения практического
опыта статистики, в первую очередь,
земской статистики, и математико-статистических
методов; дифференциация статистической
науки.
В
советское время статистические
работы (в тех или иных масштабах)
велись во всех советских организациях
и учреждениях с момента их
формирования. Прежде всего в ВСНХ, который
был создан 14 декабря 1917 г. по декрету ВЦИК
в качестве единого общеэкономического
центра.
В
июне 1918 г. был созван первый
Всероссийский съезд статистиков,
который обсудил проект Положения
о государственной статистике, представленный
П. И. Поповым, возглавлявшим в то время
отдел статистики и переписи ВСНХ.
25 июля
1918 года Декретом Совета Народных
Комиссаров "О государственной
статистике (Положение) " было оформлено
создание в стране единого
общегосударственного органа - Центрального
статистического управления [7]. Этим декретом,
а также утвержденными в сентябре 1918 года
"Положением об организации местных
статистических учреждений" и "Положением
о Совете по делам статистики при Центральном
статистическом управлении" были заложены
основы советской государственной статистики
в РСФСР.
Представлять
по требованию Центрального статистического
управления (ЦСУ) все необходимые
статистические сведения о своем
устройстве и трудах обязывались
частные общества и учреждения. В 1926-1927
гг. была проведена реорганизация Центрального
статистического управления и местных
органов государственной статистики.
Возросшие
потребности государственного управления
и руководства народным хозяйством
потребовали улучшения статистической
работы.
Постановление
Совета Министров СССР от 10 августа
1948 г. предусматривало совершенствование
статистической работы и реорганизацию
советской статистики: ЦСУ было
выделено из состава Госплана
СССР и стало самостоятельным
органом - ЦСУ при Совете Министров СССР.
В ходе реорганизации государственной
статистики в 1948 г. в ЦСУ были созданы Отдел
статистической методологии и Научно-методологический
Совет[7]. Как научно-консультативный центр
по методологическим вопросам статистики
Совет был призван рассматривать вопросы
методологии, программы и инструкции важнейших
статистических работ. В 1956 г. в связи с
ликвидацией промышленных министерств
и созданием совнархозов, руководивших
промышленностью экономических районов,
основные разработки отчетности, которые
раньше велись министерствами, стали выполняться
органами ЦСУ СССР.
Ведомственная
статистика составляла только
сводки и представляла статистическую
отчетность по отдельным предприятиям
и учреждениям.
Вслед
за централизацией отчетности промышленности
и строительства (1957 г.) была централизована
статистика других отраслей народного
хозяйства, хотя управление в них не
изменилось. Централизация статистики
промышленности сохранилась и после
воссоздания промышленных министерств
в 1964 г., поскольку возрос объем представляемых
и разрабатываемых статистических данных,
а также их детализация.
Сосредоточение
сбора и разработки отчетных
данных в органах ЦСУ СССР
потребовало дальнейшего укрепления
всей системы государственной
статистики - от районного звена до центра
и решительного усиления механизации
статистических работ. В областных статистических
управлениях были созданы вычислительные
центры (машиносчетные станции), в административных
районах - машиносчетные станции, которые
затем были слиты с инспектурами государственной
статистики в один низовой статистический
орган - районную информационно-вычислительную
станцию (РИВС).
В
период 50-х - 80-х годов преобразованное
центральное статистическое ведомство
страны решало поставленные правительством
задачи методологического и организационного
характера, вытекавшие из проводимой в
стране социальной и экономической политики.
В конце 80-х годов государственная статистика
приступила к реализации принципиально
нового подхода в оценке хозяйственной
деятельности объединений предприятий
и организаций, исходя из условий управления
на основе полного хозяйственного расчета,
нового порядка составления планов экономического
и социального развития, усиления роли
качественных показателей, т.е. условий,
связанных с периодом коренной перестройки
управления экономикой страны. В этот
период большое внимание уделялось совершенствованию
экономического анализа и статистической
информации, упорядочению отчетности
и обеспечению ее достоверности, расширению
гласности статистики, реорганизации
и повышению роли статистических органов.