Индексация как механизм социальной защиты населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2011 в 05:46, контрольная работа

Описание работы

Индексация доходов населения - одна из основных форм социальной защиты населения в условиях инфляции, направленная на поддержание и восстановление покупательной способности полученных трудовых и иных доходов. Особенно важна индексация доходов социально уязвимых групп населения (малообеспеченных трудящихся, пенсионеров, инвалидов, лиц с фиксированной заработной платой).

Содержание

Введение
Индексация как механизм социальной защиты населения
1. Индексация доходов
2. Правовые основы индексации
3. Мировой опыт индексации доходов
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Индексация.doc

— 91.50 Кб (Скачать)

     Для индексации заработной платы работников организаций внебюджетной сферы  первостепенное значение имеют отраслевые соглашения. В соответствии с этими  соглашениями индексировалась оплата труда работников железнодорожного транспорта, газового комплекса, электроэнергетики и т.д. Так, в Отраслевом тарифном соглашении по машиностроительному комплексу на 2008-2010 годы предусмотрено положение о регулярной индексации заработной платы всем категориям работников на 20% выше индекса роста потребительских цен. Причем рост зарплаты за счет индексации, связанной с ростом потребительских цен, не считается основанием для пересмотра норм труда.

     Важно отметить, что коллективно-договорный вид индексации заработной платы оказался наиболее эффективным, но не в тех организациях, которые работают нерентабельно.

     На  практике локальные нормативные  акты обычно индексацию заработной платы  не предусматривают. Однако в случаях, когда у работодателя не заключен коллективный договор и работодатель не подпадает под действие отраслевого или регионального соглашения, предусматривающего положения об индексации заработной платы, нужно принимать локальные нормативные акты (положения об оплате труда).

     Условие об индексации заработной платы может  быть определено в трудовом договоре. Это условие может быть изменено (как и другие условия трудового  договора) лишь по соглашению сторон и  в письменной форме.

     Порядок индексации тарифных ставок (окладов, должностных окладов) работодатели внебюджетной сферы вправе выбирать самостоятельно. Он может соответствовать официально установленному росту потребительских цен по стране или в отдельном регионе, росту прожиточного минимума трудоспособного населения и иным реалиям, отражающим рост цен на товары (продукцию) и услуги.

     Представляется  обоснованной существующая точка зрения о том, что государственные меры по реализации индексации без законодательного закрепления соответствующего правового механизма принимать весьма проблематично. Государственный характер данной гарантии обусловливает необходимость введения единого механизма индексации заработной платы как в организациях, финансируемых за счет бюджетных средств, так и в других. В связи с этим установление порядка индексации заработной платы для бюджетных организаций законами и иными нормативными правовыми актами, а для других организаций - коллективным договором, соглашением или локальным нормативным актом (ст. 134 ТК РФ) - это по существу игнорирование государственного характера данной гарантии, поскольку ТК РФ не обязывает работодателей индексировать заработную плату даже в связи с повышением на федеральном уровне минимальной заработной платы3.

     К сожалению, ТК РФ не закрепляет даже положения о понятии индексации заработной платы, тем самым игнорируется исключительно важная практическая сторона вопроса. 

     3. Мировой опыт индексации доходов 

     В зарубежной практике можно отметить сочетание централизованного и  коллективно-договорного способов индексации заработной платы.

     В ряде зарубежных стран в общенациональном масштабе (Бельгия) либо в ограниченных масштабах в коллективных договорах (Великобритания, США, Швейцария) вводится индексация заработной платы, т.е. надбавки на дороговизну на основе принципа «подвижной шкалы» - периодического повышения ставок в соответствии с ростом официально исчисляемого индекса цен на потребительские товары либо единовременные надбавки в связи с ростом цен.

     Следует отметить, что индексация заработной платы существует в немногих странах  и главным образом закрепляется в коллективных договорах. Во Франции осуществляется индексация только государственного минимума заработной платы.

     Но  в других странах автоматическая индексация общих размеров заработной платы в связи с ростом цен  нередко запрещается в законодательном порядке (Германия, Италия). Во многих странах вопросы индексации оплаты труда решаются на уровне общенациональных трехсторонних соглашений (Австрия, Бельгия, Греция, Дания и др.) либо отраслевых (тарифных) соглашений (Германия) или на уровне коллективных договоров (Япония).

     Ограничения индексации заработной платы в зарубежных странах объясняются тем, что  индексация заработной платы, как и  иных доходов, - сильнейший инфляционный фактор, ведущий частности к резкому  росту производственных издержек, верный путь к гиперинфляции4.

     В соответствии со степенью охвата граждан  индексацией развитые страны можно  подразделить на четыре категории:

     - страны, где практически все население  охвачено индексацией (Бельгия,  Дания, Исландия, Италия и др.);

     - страны, где индексация применяется лишь по отношению к определенным социальным группам (как правило, на основе соответствующего пункта в коллективных договорах) (Канада, Франция, Швейцария, США и др.);

     - страны, где индексация практически  не применяется (Австрия, ФРГ, Япония, Швеция и др.);

     - страны, где курс на осуществление  индексации подвергается значительным  колебаниям в контексте общей  политики доходов, направленной  на борьбу с инфляцией (например, Нидерланды, Норвегия и Финляндия).

     В государствах, относящихся к первой группе, широкое распространение индексации в значительной степени связано с существованием хорошо отлаженной системы коллективных договоров, которая находится под постоянным контролем профсоюзных объединений. Любые прецеденты и формы социального партнерства становятся в этих странах предметом общенациональной политики. Благодаря этому индексационные меры обуславливают здесь значительную долю прироста номинальной заработной платы. В странах второй группы, где индексацией охватывается лишь часть рабочей силы, например в США, доля несельскохозяйственных рабочих, охваченных индексацией, составляет, по некоторым оценкам, около 10 процентов. В то же время среди рабочих, имеющих свои профсоюзы, эта доля значительно выше - около 40 процентов. Во Франции индексация сверх прожиточного минимума была запрещена специальным постановлением правительства.

     Отличительная особенность данной группы стран  - большое разнообразие применяемых механизмов индексирования, вплоть до внутриотраслевого.

     В странах третьей группы, где индексация практически не применяется, подавляющее число представителей предпринимательских и рабочих кругов считает, что автоматический регулирующий механизм индексации существенно ограничивает права и возможности социальных партнеров при заключении коллективных договоров.

     К четвертой группе относятся страны, в которых осуществляются жесткие  ограничительные меры по отношению  к политике индексации. Эти меры могут предусматривать, в частности, установление верхнего предела роста  заработной платы, предельный коэффициент ее индексационного прироста и др.

     Так, в Финляндии после значительного  обесценения национальной валюты в  октябре 1967 года правительством и представителями  различных профессиональных союзов был подписан договор, согласно которому профсоюзы отказывались от применения механизма автоматического регулирования заработной платы. Вновь пункт об индексации появился в коллективных договорах лишь в 1979 году. То же самое можно сказать и о Норвегии, где индексация применялась довольно долго.

     Таким образом, некоторые правительства, ограничивая или вовсе отменяя  индексацию, предпринимали усилия по сдерживанию роста заработной платы  в условиях роста цен.

     В соответствии с заключением экспертов  Международного бюро труда «автоматическая  индексация размеров заработной платы в странах Запада потеряла прежнее значение, поскольку произошла децентрализация определения размеров заработной платы, главным критерием определения ее уровня стали возможности предприятия (производительность труда, эффективность работы) или индивидуальные качества работника. Все это позволило исключить или смягчить инфляционный рост цен»5. 
 
 

Заключение 

     Таким образом, индексация доходов - пересчет и изменение денежных доходов населения (заработной платы, пенсий, стипендий) по мере инфляционного роста цен на потребительские товары и услуги за определенный период, направленное на поддержание и восстановление покупательной способности получаемых трудовых доходов.

     Экономически  оправданной представляется индексация доходов и заработной платы на основе дифференцированного подхода.

     Чтобы избежать роста темпов инфляции, при  осуществлении индексации учитываются  следующие требования: с помощью  индексации компенсируется не любой, а  только инфляционный рост цен; индексируются не все виды доходов.

     Рост  стоимости жизни компенсируется в большей мере тем, чей уровень  текущего потребления наиболее страдает в результате инфляции, т.е. лицам, получающим более низкие доходы.

     К сожалению, ТК РФ не закрепляет даже положения о понятии индексации заработной платы, тем самым игнорируется исключительно важная практическая сторона вопроса. Более того, государственный характер данной гарантии обусловливает необходимость введения единого механизма индексации заработной платы как в организациях, финансируемых за счет бюджетных средств, так и в других, поскольку установление порядка индексации заработной платы для внебюджетных организаций - коллективным договором, соглашением или локальным нормативным актом (ст. 134 ТК РФ) - это по существу игнорирование государственного характера данной гарантии.

     Следует отметить, что индексация заработной платы существует в немногих странах и главным образом закрепляется в коллективных договорах.

Список  использованной литературы 

     
  1. Камаев  В. Д. Экономическая теория. – М.: ВЛАДОС, 2006.
  2. Киселев И. Я. Новый облик трудового права стран Запада. - М., 2003.
  3. Киселев И. Я. Сравнительное трудовое право. Учебник. - М., 2005.
  4. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации. 8-е изд. / Под ред. К. Н. Гусова. - М.: Проспект, 2009.
  5. Макконел К. Р., Брю С. Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. - М.: Инфра-М, 2005.
  6. Политика доходов и заработной платы. / Под ред.доктора П. В. Савченко, Ю. П. Кокина. - М.: Проспект, 2005.
  7. Шестакова Е. Индексация: доводы «за» и «против» // Человек и труд. 1993. N 3. С. 62- 68.
  8. Яковлев Р. А. Оплата и нормирование труда (Комментарий к новой редакции Трудового кодекса РФ) // Трудовое право. 2007. N 1. С. 29.

Информация о работе Индексация как механизм социальной защиты населения