Индексация как механизм социальной защиты населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2011 в 05:46, контрольная работа

Описание работы

Индексация доходов населения - одна из основных форм социальной защиты населения в условиях инфляции, направленная на поддержание и восстановление покупательной способности полученных трудовых и иных доходов. Особенно важна индексация доходов социально уязвимых групп населения (малообеспеченных трудящихся, пенсионеров, инвалидов, лиц с фиксированной заработной платой).

Содержание

Введение
Индексация как механизм социальной защиты населения
1. Индексация доходов
2. Правовые основы индексации
3. Мировой опыт индексации доходов
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Индексация.doc

— 91.50 Кб (Скачать)

План 

     Введение

     Индексация  как механизм социальной защиты населения

     1. Индексация доходов

     2. Правовые основы индексации

     3. Мировой опыт индексации доходов

     Заключение

     Список  использованной литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Введение 

       Под системой социальной защиты населения в настоящее время понимается совокупность законодательно установленных экономических, социальных, юридических гарантий и прав социальных институтов и учреждений, обеспечивающих их реализацию и создающих условия для поддержания жизнеобеспечения и деятельного существования различных социальных слоев и групп населения.

       Социальная  защита населения охватывает широкий  комплекс мероприятий по государственной  и общественной поддержке населения, в том числе и меры, относящиеся  к социальному обеспечению, понимаемому как деятельность государства по материальному обеспечению граждан в старости, при нетрудоспособности, в связи с рождением и воспитанием детей, медицинскому обслуживанию и лечению.

     Чрезвычайно острой проблемой регулирования  уровня доходов и заработной платы является создание эффективного механизма их индексации, т. е. повышения государством и работодателями денежных доходов граждан, позволяющего частично или полностью возместить им удорожание потребительских товаров и услуг.

     Индексация  доходов населения - одна из основных форм социальной защиты населения в условиях инфляции, направленная на поддержание и восстановление покупательной способности полученных трудовых и иных доходов. Особенно важна индексация доходов социально уязвимых групп населения (малообеспеченных трудящихся, пенсионеров, инвалидов, лиц с фиксированной заработной платой). 
 

  1. Индексация  доходов
 

     Индексация  доходов - пересчет и изменение денежных доходов населения (заработной платы, пенсий, стипендий) по мере инфляционного  роста цен на потребительские товары и услуги за определенный период, направленное на поддержание и восстановление покупательной способности получаемых трудовых доходов.

     Ретроспективная индексация осуществляется в соответствии со сложившимся ростом цен, предшествующим индексируемому периоду, ожидаемая (упреждающая) - ориентирована на ожидаемый рост цен.

     Федеральный закон от 13.12.2010 N 357-ФЗ «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» установил, что прогнозируемый уровень инфляции в 2011 г. составит 6,5%.

     Экономически  оправданной представляется индексация доходов и заработной платы на основе дифференцированного подхода1.

     Чтобы избежать роста темпов инфляции, при осуществлении индексации учитывается ряд требований:

     1. С помощью индексации компенсируется  не любой, а только инфляционный  рост цен. При этом, как правило,  устанавливается «порог индексации»  - то увеличение цен, с которого  требуется индексация.

     К денежным доходам граждан, подлежащим индексации, относятся прежде всего те из них, которые не носят единовременного характера. Это оплата труда по ставкам и окладам, государственные пенсии и пособия, стипендии, суммы возмещения ущерба, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья при выполнении трудовых обязанностей. Индексации также подлежит единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, единовременное пособие при рождении ребенка.

     С 2008 г. действует механизм индексации детских пособий (ст. 4.2 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»). Он представляет собой пересчет сумм пособий, установленных в фиксированном размере, исходя из прогнозируемого уровня инфляции на текущий год.

     Благодаря ст. 5 Федерального закона от 14.07.2008 N 110-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения размеров отдельных видов социальных выплат и стоимости набора социальных услуг» в ст. 4.2 Закона N 81-ФЗ появилась поправка, согласно которой «детские» пособия должны индексироваться не один раз в год, а в сроки, предусмотренные федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год. Кроме того, размер индексации должен устанавливаться непосредственно в законе о федеральном бюджете.

     2. Индексируются не все виды  доходов.

     Не  подлежат индексации денежные доходы населения от собственности, которые  формируются в условиях свободного ценообразования и поэтому не нуждаются в дополнительной защите. Это доходы от сдачи в аренду имущества, от акций и других ценных бумаг, от фермерского и личного подсобного хозяйства, от предпринимательской и другой разрешенной законом деятельности.

       Необходимо отметить, что повышение  ставок и окладов по мере инфляционного роста цен является фактором увеличения издержек производства. Это, в свою очередь, вызывает повышение цен на производимые товары и услуги, что в конечном итоге требует дальнейшей индексации заработной платы: таким образом, возможно формирование так называемой инфляционной спирали «заработная плата - цены».

     Индексация  не компенсирует полностью рост потребительских  цен всем получателям доходов. Рост стоимости жизни компенсируется в большей мере тем, чей уровень  текущего потребления наиболее страдает в результате инфляции, т.е. лицам, получающим более низкие доходы.

     Официальными  источниками индексации доходов  в России выступают:

     - оплата труда работников бюджетных организаций (учреждений здравоохранения, образования, науки, культуры и др.), социальных пенсий и пособий - ассигнования из соответствующих бюджетов;

     - оплата труда работников предприятий, реализующих продукцию (услуги) по государственным фиксированным ценам и тарифам, при недостатке средств на оплату по независящим от них причинам - бюджетные средства в порядке, определяемом правительством;

     - оплата труда работников предприятий, самостоятельно определяющих цены на произведенные товары и услуги, общественных организаций (объединений) и их представителей - собственные средства этих предприятий и организаций;

     - государственных пенсий - средства  Пенсионного фонда РФ, в том  числе средства, передаваемые в  этот фонд из федерального  бюджета для выплаты пенсий  и пособий военнослужащим и  их семьям, а также приравненным  к ним в этом отношении категориям граждан и их семьям;

     - социальных пособий, выплачиваемых  из Фонда социального страхования  РФ, - средства этого фонда;

     - пособий по безработице - средства  Государственного фонда занятости  РФ;

     - государственных стипендий - ассигнования  из соответствующих бюджетов;

     - сбережений граждан в Сберегательном  банке - доходы банка;

     - доходов по государственным ценным  бумагам и государственным займам - ассигнования из федерального  бюджета2. 

  1. Правовые  основы индексации
 

     В связи с негативными тенденциями  в формировании реальной заработной платы и других доходов населения в современных российских условиях весьма остро ощущается необходимость их индексации.

     Основные  государственные гарантии по оплате труда работников предусмотрены ст. 130 Трудового кодекса РФ (ТК РФ). Одной из них является обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы, ибо государственные гарантии по оплате труда касаются не только номинальной, но и реальной заработной платы работников.

     Согласно ст. 134 ТК РФ, эта гарантия включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги, что обеспечивает покупательную способность заработной платы работника. Организации, финансируемые из соответствующих бюджетов, производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели - в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

     В отличие от КЗоТ РФ (ст. 81.1), ТК РФ не предусматривает положение о том, что индексация оплаты труда работников производится в порядке, установленном Законом РСФСР от 24.10.1991 N 1799-1 «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР» (ред. от 24.12.1993, с 01.01.2005 Закон не действует, далее - Закон РСФСР об индексации).

     В соответствии с Законом РСФСР об индексации каждый работодатель обязан был обеспечивать повышение заработной платы в связи с ростом стоимости жизни. В качестве показателя (ориентира) для такого повышения мог быть использован индекс роста потребительских цен в субъекте Российской Федерации.

     Закон РСФСР об индексации определял индексацию как установленный государством механизм увеличения денежных доходов и сбережений граждан в связи с ростом потребительских цен. Он также предусматривал возможность сочетания в некоторых случаях и замены индексации иными методами государственного регулирования доходов (пересмотр уровня оплаты труда, размеров пенсий, социальных пособий и т.д.).

     Индексация  денежных доходов, в т.ч. заработной платы, производилась, когда индекс потребительских цен достигает  и превышает так называемый порог  индексации потребительских цен. Порогом индексации заработной платы и денежных сбережений граждан Закон установил 6-процентный рост потребительских цен.

     Закон предусматривал, что индексация заработной платы производится во всех организациях, кроме тех, где цены на производимые товары и услуги устанавливаются ими самостоятельно.

     Порядок индексации заработной платы был  следующий: первая часть доходов, равная полуторной величине минимальной месячной оплаты труда, индексировалась на полный индекс потребительских цен (в соотношении один к одному); вторая часть дохода, равная полуторной величине минимальной заработной платы, - 50% индекса потребительских цен (в соотношении один к половине). Доходы, превышающие трехкратную величину минимальной месячной оплаты труда, индексации не подлежали.

     Для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в местностях, где установлены районные коэффициенты к оплате труда, размер минимальной заработной платы, подлежащий индексации, определялся с учетом этих коэффициентов.

     Практика  применения Закона РСФСР об индексации свидетельствовала о неэффективности индексации оплаты труда, т.к. реализовать этот Закон в условиях спада производства и достаточно высокого уровня безработицы было сложно. Поэтому она пошла по пути периодического пересмотра МРОТ и соответствующего его повышения в целях приближения его к прожиточному минимуму.

     В Генеральном соглашении между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ на 2008-2010 годы предусмотрено положение о необходимости в предстоящий период разработать и реализовать комплекс мер, обеспечивающих право работника на достойный труд, повышение уровня реальной заработной платы работников в соответствии с ростом эффективности и производительности труда, совершенствовании политики доходов и повышения уровня жизни населения.

Информация о работе Индексация как механизм социальной защиты населения