Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2011 в 15:29, реферат
Индекс развития человеческого потенциала - расчетный статистический показатель, в котором учитываются не только объемы потребления материальных благ, но и возможности для развития человека, обеспечиваемые системами здравоохранения и образования.
Оценка качества жизни с использованием индекса развития человеческого потенциала строится на минимальном наборе базовых показателей. Каждый из базовых показателей количественно представляет одно из основных направлений человеческого развития: долголетие, образованность и собственно уровень жизни.
§1.Определение Индекса Развития Человеческого потенциала (ИРЧП)……….3 Метод, используемый для вычисления ИРЧП……………………………………6
Качество жизни населения России и других стран мира…………………………….7 Расчет ИРЧП для населения России. ……………………………………………11
§2.ИРЧП по Краснодарскому краю……………………………………………...13
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………22
Возрастная структура населения края сильно постарела: доля детей (16,5%) значительно меньше доли населения старше трудоспособного возраста (22,4%). Постарение населения ускорялось тем, что в 1960–1980-е гг. Кубань стала "российской Флоридой" – на теплый юг переселялись "северные" пенсионеры, заработав деньги на Севере и в Сибири, а также отставные военные. В результате край имеет самый высокий уровень демографической нагрузки пожилыми среди всех регионов ЮФО, хотя разрыв с другими “русскими” регионами постепенно сокращается за счет общего постарения населения.
Благоприятный
климат юга позитивно влияет на ожидаемую
продолжительность жизни
«Русский» юг всегда имел устойчивый миграционный приток населения, который в 1990-е гг. дополнился стрессовой миграцией из стран СНГ, в первую очередь из Закавказья и Средней Азии. Краснодарский край лидировал среди всех регионов южного приграничья по коэффициенту миграционного прироста, достигавшего в первой половине 1990-х гг. 160-200 на 10 тыс. населения. Со второй половины 19990-х гг. объемы возвратных миграций в Россию резко сократились, в крае это сокращение усугубилось ограничительной миграционной политикой местных властей. После завершения периода стрессовых возвратных миграций Краснодарский край сохранил высокую привлекательность и максимальный миграционный прирост (47-52 на 10 тыс. населения в 2005-2006 гг. или 0,5% населения) в ЮФО. Реальный приток больше, но данные статистики не учитывают нелегальных трудовых мигрантов.
Среди населения Кубани преобладают русские (87%), доля которых стабильна. Структура других национальностей заметно меняется. Сокращение доли украинцев и белорусов связано с ассимиляцией, доля немцев и греков сократилась из-за эмиграции. Рост других этносов обусловлен миграциями постсоветского периода. Значительно выросла доля армян - второго по величине этноса в крае, они переселялись как в исторически сложившиеся еще в XVIII–XIX вв. ареалы на Черноморском побережье и в районе Армавира, так и в другие районы.
Экономика. Несмотря на выгодное приморское положение, более развитую инфраструктуру и значительные трудовые ресурсы, Краснодарский край экономически все еще остается регионом - «середняком». В 2005 г. его душевой ВРП составлял только 58% от среднего по регионам РФ. Однако в Южном федеральном округе Краснодарский край опережает все другие регионы, за исключением промышленно развитой и к тому же нефтедобывающей Волгоградской области. Ведущую роль в экономике края играют транспорт и связь (19-20% ВРП в 2004-2005 гг.), аграрный сектор (15-17%) и обрабатывающая промышленность (11-13%). Ускорение роста с 2006 г. особенно заметно в промышленности, по динамике Краснодарский край уступает только Ростовской области. Эти два самые крупные, развитые, с наиболее выгодным положением региона формируют новую зону роста на юге страны.
Основой
промышленного роста стала
Социально – экономическое положение домохозяйств. Статистика показывает, что душевые денежные доходы Краснодарского края значительно ниже средних по стране. По покупательной способности доходов населения Краснодарский край относится к российским регионам - «середнякам».
Одним из объяснений невысоких доходов в крае может служить более медленный рост заработков в сельском хозяйстве. Вторым - замедленное влияние недавно начавшегося роста инвестиций на заработную плату, т.к. инвесторам выгодны регионы с более дешевой рабочей силой. Третьим - меньшие возможности за счет федеральных средств наращивать заработную плату бюджетникам, управленцам и выплаты льготникам. Край относится к числу умеренных реципиентов, доля федеральных перечислений в доходах его бюджета составляет 19%, в то время как в республиках – 50-90%. В Краснодарском крае средняя начисленная заработная плата за весь период экономического роста составляла только две трети от средней по стране, что еще раз подтверждает его статус региона с дешевой рабочей силой. Однако в соседних регионах труд еще дешевле.
Сильное расслоение по доходу и высокая доля сельского населения, доходы которого низки, стали причинами сохранения повышенного уровня бедности в крае.
Образование, здравоохранение и ЖКХ. Обеспеченность социальными услугами зависит от развитости сети учреждений обслуживания и от системы расселения. Почти половина населения края живет на селе, где показатели обеспеченности, как правило, ниже. Немногочисленность крупных городов снижает доступность услуг более высокого качества. Однако сельская сеть бюджетных учреждений социальной сферы жизнеспособна и не сокращается. Благодаря достаточно высокой транспортной освоенности края городские услуги более доступны для сельского населения.
Край выделяется позитивной динамикой развития начального и среднего профессионального образования. За 2000-2005 гг. численность учащихся начальных профессиональных учебных заведений выросла на 12%. Численность учащихся ССУЗов в крае продолжает расти, хотя в целом по России она уже три года стагнирует. Однако по душевым показателям Краснодарский край заметно отстает от других «русских» регионов ЮФО и от средних показателей по стране (на 18%), составляет чуть более половины от показателя Ростовской области и только 60% от среднероссийского. Высшая школа развивается путем расширения филиальной сети вузов, в том числе других регионов, и ускоренного развития негосударственного платного образования. Более 27% студентов края обучаются в негосударственных вузах, а более трети вузов (96 из 126) составляют филиалы. Такая структура высшей школы негативно влияет на качество образования.
Обеспеченность медицинскими услугами в крае существенно ниже средней по стране: врачами – на 13%, средним медицинским персоналом – на 15%, амбулаторно-поликлиническими учреждениями – на 18%. Край уступает всем «русским» регионам ЮФО, это отставание унаследовано еще с советских времен. По показателям обеспеченности медицинскими услугами заметно отстают сельские восточные районы края, а больше всего ресурсов и специалистов здравоохранения сосредоточено в приморской курортной зоне. Но показатели обеспеченности не отражают качества медицинских услуг в крае. Два важнейших социально-демографических индикатора – младенческая смертность и ожидаемая продолжительность жизни – значительно лучше средних по стране. В конце 1980-х гг. проблемой края стал быстрый рост числа инфицированных ВИЧ/СПИД, обусловленной приморским положением и наличием портов. Ситуацию удалось взять под контроль и к июлю 2006 г. показатель инфицированности было вдвое ниже, чем в среднем по стране. Благоприятный климат края способствует пониженной (на четверть меньше средней по стране) заболеваемости туберкулёзом – еще одной социальной болезни, ставшей проблемой для России в переходный период, хотя смертность от туберкулеза превышает среднероссийскую.
Жилищные проблемы Краснодарского края имеют свою специфику. Первая особенность – очень высокая доля жилья в частной собственности (92% против 77% в среднем по РФ) из-за высокой доли сельского жилфонда, практически полностью частного. В крае очень мало государственного (менее 2%) и муниципального (6%) жилья, что значительно облегчает жизнь местным органам власти и снижает нагрузку на муниципальные бюджеты. Так, доля расходов на поддержку ЖКХ в бюджете края на треть ниже средней по регионам РФ. Вторая особенность всего Юга – пониженная обеспеченность жильем из-за роста населения и небольших объемов жилищного строительства. Показатель Краснодарского края (19 кв. м. на чел.) схож с другими «русскими» регионами и заметно ниже среднероссийского (21 кв.м. на чел.). Ранее существовала и третья особенность – пониженный уровень благоустройства жилья из-за высокой доли сельского жилфонда. Однако в последнее десятилетие население вложило значительные личные средства в повышение комфортности жилья, используя автономные системы водо-, теплоснабжения и канализации. И теперь «русские» регионы Юга и часть республик не отличаются от средних показателей по стране, а порой и превосходят их.
Социальные преимущества южного приморского региона выражаются во многих характеристиках: численность населения почти стабильна благодаря устойчивому миграционному притоку, жители отличаются лучшим состоянием здоровья и более высокой продолжительностью жизни; экономические преимущества выгодного местоположения, развитой инфраструктуры и относительно дешевой рабочей силы способствовали росту инвестиций и промышленного производства в последние годы; сельское хозяйство края самое крупное и развитое в стране и устойчиво обеспечивает дешевым сырьем ведущую отрасль - пищевую промышленность; значительно снизился уровень безработицы, население активно включено в неформальную занятость для повышения собственных доходов.
Социальные проблемы: сильное постарение населения, относительно низкие душевые денежные доходы из-за высокой доли сельских занятых, более медленный рост доходов.; значительное число неквалифицированных рабочих мест в агросекторе, распространенность теневой экономики и занятости в ней, высокая сезонность занятости в рекреационной сфере; сильнейшая конкуренция за землю и ресурсы в приморской зоне и связанная с этим этнонациональная напряженность в некоторых районах; менее развитое высшее и среднее профессиональное образование, пониженная обеспеченность медицинскими услугами.
В
рейтинге ИРЧП
Краснодарский край в 2000 году занимал
позиции на 18 месте, в 2004 г. он сместился
на 27 место, уступая ближайшим конкурентам
по индексу образования и имея преимущества
по индексу долголетия. А по кризисному
индексу качества жизни , за счет повышенного
уровня бедности и невысоких доходов,
регион перемещается в четвертый десяток,
причем за последние три года он опустился
вниз на 10 позиций (33 место в 2002 г. и 43 –
в 2005 г.). Индекс инновативности (36 место)
также отражает более сельский образ жизни
населения и отсутствие ведущих научных
и образовательных центров. По индексу
демократичности край находится также
в третьем десятке, на 27 месте: выше ему
мешают подняться сочетание левых настроений
русскоязычного электората и националистически
окрашенная позиция местной политической
элиты.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Информация о работе Индекса Развития Человеческого потенциала