Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2011 в 15:29, реферат
Индекс развития человеческого потенциала - расчетный статистический показатель, в котором учитываются не только объемы потребления материальных благ, но и возможности для развития человека, обеспечиваемые системами здравоохранения и образования.
Оценка качества жизни с использованием индекса развития человеческого потенциала строится на минимальном наборе базовых показателей. Каждый из базовых показателей количественно представляет одно из основных направлений человеческого развития: долголетие, образованность и собственно уровень жизни.
§1.Определение Индекса Развития Человеческого потенциала (ИРЧП)……….3 Метод, используемый для вычисления ИРЧП……………………………………6
Качество жизни населения России и других стран мира…………………………….7 Расчет ИРЧП для населения России. ……………………………………………11
§2.ИРЧП по Краснодарскому краю……………………………………………...13
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………22
СОДЕРЖАНИЕ
§1.Определение Индекса Развития Человеческого потенциала (ИРЧП)……….3 Метод, используемый для вычисления ИРЧП……………………………………6
Качество жизни населения России и других стран мира…………………………….7 Расчет ИРЧП для населения России. ……………………………………………11
§2.ИРЧП по Краснодарскому краю……………………………………………...13
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………22
§1.
Определение Индекса
Развития Человеческого
потенциала (ИРЧП).
Понятие ИРЧП как метода измерения человеческого развития был введен Программой развития ООН (ПРООН) в 1990 г. в Докладе о развитии человека. В отличие от предшествующих теорий, концепция человеческого развития сфокусирована на человеке и провозглашает благосостояние человека основной и единственной целью развития.
Индекс развития человеческого потенциала - расчетный статистический показатель, в котором учитываются не только объемы потребления материальных благ, но и возможности для развития человека, обеспечиваемые системами здравоохранения и образования.
Оценка
качества жизни с использованием
индекса развития человеческого
потенциала строится на минимальном
наборе базовых показателей. Каждый
из базовых показателей
Долголетие характеризует способность прожить долгую и здоровую жизнь, что составляет естественный жизненный выбор и одну из основных универсальных потребностей человека. Базовый показатель долголетия – средняя продолжительность предстоящей жизни при рождении (СППЖР). Этот показатель, исчисляемый отдельно для мужского и женского населения, рассчитывается на основе условного поколения, которое составляется из совокупности людей различных возрастов, умерших в данном году. СППЖР единым числом выражает интенсивность смертности населения данной страны (региона и т.п.) в данный календарный год, т.е. характеризует долголетие гипотетического новорожденного, который проживет всю жизнь в условиях данной интенсивности смертности. В условиях совершенствования системы здравоохранения и повышения качества жизни реальному новорожденному, появившемуся на свет в данном году, в среднем удастся прожить дольше, чем гипотетическому.
Образованность рассматривается как способность к получению и накоплению знаний, к общению, обмену информацией. Характеристиками образованности являются грамотность взрослого населения и полнота охвата обучением. Под грамотностью понимается способность человека прочитать, понять и написать короткий простой текст, касающийся его повседневной жизни. Уровень грамотности взрослого населения – доля грамотных в возрасте 15 лет и старше – служит важнейшим базовым показателем данного направления человеческого развития. Уровень грамотности относится к реальному населению и является показателем состояния образования, в значительной степени зависящим от грамотности в течение предыдущих 10-20 лет. Для индустриальных стран с рыночной экономикой уровень грамотности априори устанавливается равным 99 %. Учитывая тенденции повышения образовательного уровня и необходимость более адекватного отражения различий между индустриальными странами, образованность стала оцениваться комбинацией двух базовых показателей: уровнем грамотности взрослого населения и совокупной долей учащихся. Последний показатель рассчитывается как отношение общего числа учащихся (зачисленных) на всех ступенях обучения (начальной, средней (средней специальной) высшей, послеуниверситетской) вне зависимости от их возраста к общей численности населения в возрасте от 6 до 24 лет.
Уровень жизни характеризует доступ к материальным ресурсам, необходимым для достойного существования, включая «ведение здорового образа жизни, обеспечение территориальной и социальной мобильности, обмен информацией и участие в жизни общества». Уровень жизни, в отличие от долголетия и образованности, только открывает возможности, имеющиеся у человека, но не определяет их использование. Иными словами, это средство, расширяющее возможность выбора, но не собственно выбор. Уровень жизни является непрямым индикатором возможностей. Выбор базового показателя, адекватно отражающего данное направление человеческого развития, представляет собой серьезную проблему. Идеальный показатель уровня жизни должен был бы учитывать многочисленные факторы: личный доход; распределение доходов между слоями общества; ранее накопленная собственность; доступ к земельным ресурсам и кредитам; развитость инфраструктуры и механизм доступа к общественным фондам потребления (здравоохранению, образованию, транспорту, коммунальным услугами и др.), индивидуальный стиль жизни; размер и структуру семьи; блага, производимые в домашнем хозяйстве; природно-климатические и экологические условия в месте проживания и т.д.
Большое число факторов, подлежащих учету, отсутствие регулярно собираемой информации по одним, сложность и / или несопоставимость исчисления других – все это нарушает принцип формирования интегрального показателя и делает практически невозможной оценку уровня жизни с помощью какого-либо прямого показателя.
В связи с этим для оценки уровня жизни используется косвенный базовый показатель – валовой внутренний продукт (ВВП) на душу населения. Для межстранового сравнения используется реальной ВВП на душу населения, рассчитанный в соответствии с паритетом покупательной способности (ППС) валюты. Для межрегионального сравнения субъектов одной страны, в том числе и Российской Федерации, уровень жизни должен оцениваться аналогичным макроэкономическим показателем – реальным валовым региональным продуктом (ВРП) на душу населения.
Таким
образом, величина ИРЧП служит критерием
разделения стран на группы с различным
уровнем человеческого
Метод,
используемый для
вычисления ИРЧП.
Для перевода любого показателя, скажем «х», в индекс, значение которого заключено между 0 и 1 (это позволит складывать различные показатели), используется следующая формула:
где и являются минимальным и максимальным значениями показателя x среди всех исследуемых стран.
Таким образом, индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) определенной страны представим средним арифметическим от следующих показателей:
LE —Средняя продолжительность
жизни;
ALR — Уровень грамотности взрослого населения
в процентах;
CGER —Совокупная доля учащихся;
GDP — ВВП на душу населения при ППС в долларах
США.
Качество
жизни населения
России и других стран
мира.
Россия занимает 73 место в списке с индексом ИРЧП = 0,806 (что является довольно высоким показателем, но при этом этот индекс в России на 2008 год хуже, чем в Белоруссии и Казахстане). Индекс стал падать с началом 90-х из-за сокращения ВВП и повышения смертности. В 1992 Россия занимала 52 место,1995— 114, в 2004— 57 , в 2005— 62 с индексом 0,795 , в 2006— 65 с индексом 0,797 , в 2007 году — 67 место с индексом 0,802 . Однако, следует учитывать, что индекс составляется с отставанием в два года, поэтому цифры, опубликованные ООН 27 ноября 2007 года на самом деле относятся к 2005. От своих соседей по таблице Россия отличается очень низкой продолжительностью жизни и чуть снизившимся уровнем образования.
Индекс
сильно варьируется по регионам России.
По данным Независимого Института Социальной
Политики, в 2006 году наивысший среди
российских регионов ИРЧП у города
Москвы - 0,907 (что сопоставимо с
такими странами как Германия, Италия
и др.), в то время как наименьший
индекс у Республики Тувы - 0,691 (сопоставим
с Киргизией, Таджикистаном и
др.). При этом важно отметить, что
индекс для Москвы и Санкт-Петербурга
завышен, в то время как занижен
для Московской и Ленинградской
областей. Такая ситуация получается
из-за того, что отдельная часть
Индекса РЧП считается как
отношение студентов ВУЗов к общему
числу учащихся. Однако значительная (если
не подавляющая) часть студентов-жителей
соответствующих областей учится в двух
федеральных городах, внося тем самым
вклад в их индекс (для Москвы вклад в ИРЧП
индекса образования - 0,999, для Санкт-Петербурга
- 0,985). Большинство же российских регионов
относятся к категории со значением индекса
0,750-0,799, что вполне сопоставимо с такими
странами, как Казахстан, Украина и др.
Лидеры
индекса ИРЧП по годам
Информация о работе Индекса Развития Человеческого потенциала