Факторы, влияющие на спрос и предложение в условиях российского рынка. Статистика динамики спроса, предложения и цен на потребительском ры

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2011 в 19:53, курсовая работа

Описание работы

Рассматривая модель спроса для одного товара можно выяснить различия цен и объёма производства отдельных товаров и услуг, также, почему равновесные цены и равновесные объёмы отдельных товаров в разные периоды отличаются.

Содержание

Вступление 3
I. Экономическая часть. 5
Глава 1. Понятия спроса, предложения и функционирования рыночного механизма. 5
1. Понятие спроса и закона спроса, кривая спроса 5
2. Понятие предложения, закона предложения и кривой предложения 12
3. Теория рыночного равновесия 16
Глава 2. Факторы, влияющие на спрос и предложение 20
1. Факторы, влияющие на спрос 20
2. Факторы, влияющие на предложение 23
II. Статистическая часть 26
Глава 1. Потребительские ожидания в России в 2008 году 26
Глава 2. Индекс потребительских цен 28
Глава 3. Оценка индекса потребительских цен в августе 2008 года. 31
Глава 4. Динамика спроса и предложения на рынке товаров и услуг. 37
Заключение 39
Список использованной литературы: 42
Приложение 43

Работа содержит 1 файл

Факторы, влияющие на спрос и предложение в условиях российского рынка..docx

— 223.45 Кб (Скачать)

    Накануне  нового учебного года существенный прирост  цен отмечался на отдельные виды детской одежды и школьно-письменных принадлежностей, на тетради, альбомы, учебники, учебные пособия, портфели и рюкзаки ученические - 1,4-3,8%.

    Из  наблюдаемых видов строительных материалов цены на рубероид выросли  на 5,4%, на плиты древесностружечные, краски масляные и эмали отечественные - на 2,0%.

    В группе медикаментов более всего  подорожали йод и корвалол - на 12,9% и 3,1% соответственно, аспирин и анальгин отечественные, а также нитроглицерин - на 2,2-2,5%.

    Среди остальных наблюдаемых непродовольственных  товаров на 1,6-2,6% увеличились цены на мыло хозяйственное, сигареты отечественные, дрова и уголь.

    Снижение  цен в группе непродовольственных  товаров зарегистрировано на дизельное  топливо, бензин автомобильный марки  АИ-92 (АИ-93 и т.п.), монитор для настольного  компьютера, туфли женские летние - на 0,1-0,5% и цемент тарированный - на 2,6%.

    5. Индексы цен и тарифов на  отдельные группы и виды платных услуг населению представлены ниже:

    в процентах

  К предыдущему 
месяцу
Август 
2008г. к
Справочно август 
2007г. к декабрю 2006г.
июль август августу 
2007г.
декабрю 
2007г.
Жилищно-коммунальные 100,2 100,4 116,1 115,3 113,2
жилищные 100,6 100,9 114,7 113,8 111,6
оплата  жилья в домах государственного и муниципального жилищных фондов 100,3 100,7 113,2 113,1 111,2
содержание  и ремонт жилья для граждан  собственников жилья в результате приватизации 100,5 100,8 113,4 113,4 111,2
услуги  по организации и выполнению работ  по эксплуатации домов ЖК, ЖСК, ТСЖ 100,2 100,7 114,2 113,9 114,7
вывоз мусора 100,3 100,7 116,2 116,0 114,6
коммунальные  100,1 100,1 116,7 116,1 114,0
водоснабжение и канализация 100,0 100,2 116,5 116,0 115,2
отопление 100,0 100,0 115,8 114,1 112,1
водоснабжение горячее 100,3 100,0 118,4 118,3 116,3
газоснабжение 100,1 100,0 123,1 123,0 117,7
электроснабжение 100,0 100,3 113,6 113,7 111,7
Медицинские 101,0 100,9 116,5 111,5 109,0
Пассажирского транспорта 102,0 102,0 120,8 121,7 114,4
Связи 100,4 100,2 100,5 100,3 110,6
Организаций культуры 100,3 101,0 114,3 107,0 107,1
Санаторно-оздоровительные  104,0 100,2 123,8 123,8 115,6
Дошкольного воспитания 101,0 100,5 119,5 115,4 108,0
Образования 100,8 102,0 116,2 107,1 106,4
Бытовые 100,8 101,4 118,3 112,8 109,1
Зарубежного туризма 103,6 102,2 116,8 119,0 108,2
Физкультуры и спорта 100,1 100,3 118,7 108,0 106,9
Страхования 100,2 99,8 103,9 102,6 105,4

    Среди наблюдаемых видов услуг пассажирского  транспорта существенно выросли  тарифы на проезд в поездах дальнего следования - на 5,1% и маршрутном такси - на 2,4%.

    В сфере туризма продолжался рост цен на путевки на отдых в Турцию и Испанию. В августе они стали  дороже на 4,8% и 3,1% соответственно.

    Перед началом нового учебного года существенный прирост цен отмечался на услуги высшего образования - 2,7% и на проживание в студенческом общежитии - 1,1%.

    Кроме того, аренда квартир у частных  лиц стала дороже на 2,2%. Цены на отдельные  виды бытовых услуг увеличились  на 1,6-3,1%, на билеты в театр, ксерокопирование документов, ветеринарные услуги, отдельные  виды услуг стоматологии и протезирования - на 1,2-1,5%.

    6. Базовый индекс потребительских цен (БИПЦ), исключающий изменения цен на отдельные товары, подверженные влиянию факторов, которые носят административный, а также сезонный характер, в августе составил 101,0% (с начала года - 108,6%).

    

Глава 4. Динамика спроса и предложения на рынке товаров и услуг.

 

    Анализируя  всю полученную информацию, касающуюся потребительских цен на товары и  услуги, их ожидания, а также статистический анализ, следует отметить, что динамика спроса и предложения тесно взаимосвязана  с динамикой потребительских  цен. Это объясняется тем, что  картина спроса и предложения  на рынке тесным образом связана  именно с ценами и потребительскими ожиданиями, значит изменяться ситуация будет также, как и ситуация с  потребительскими ценами. Соответственно можно сделать вывод, что спрос  и предложение, также как и  динамика потребительских цен будут  увеличиваться в соответствии с  потребительскими ожиданиями. Мы видим  заметное увеличение цен на рынке  на все виды товаров и услуг, что  естественно отразится и на индивидуальном спросе. В некоторых сферах он наоборот сократится, так как там сыграют  свою роль товары-заменители, а в  других, например как фармацевтическая отрасль , он наоборот будет только увеличиваться, потому что прожить без лекарств будет невозможно. Аналогичную ситуацию можно заметить и в связи с предложением. Безусловно, само предложение будет увеличиваться, так как это связано с постоянным развитием экономики и увеличением масштабов производства, но во многом это обуславливается именно повышением цен на товары и услуги. 
 
 
 
 

Заключение

    В заключение, хотелось бы отметить основные моменты курсовой работы.

    Основным  понятием в экономике являются понятия  спроса и предложения.

    Спрос проявляется в объеме спроса, означающем то количество блага, которое было бы куплено по некоторой цене при  неизменности прочих факторов, влияющих на спрос.

    Закон спроса гласит, что количество товара, на которое предъявляется спрос, возрастает при снижении цены и сокращается при ее повышении. При этом нет строго одинакового соотношения между снижением цены и повышением спроса.

    Предложение - количество (объем) благ, предлагаемых для продажи на рынке в определенный момент или период. В стоимостном выражении предложение представляет сумму рыночных цен этих благ.

    Закон предложения выражает прямую зависимость между ценой и величиной предложения блага в течение определенного периода.

    Закон предложения гласит: с повышением цен соответственно возрастает и  величина предложения; со снижением  цен сокращается также и предложение. На величину предложения оказывают  влияние как ценовые, так и  неценовые факторы.

    Однако  на рынке товаров и услуг действуют  различные факторы, которые определяют поведение потребителей и объемы спроса и предложения. Основным является цена, но существуют и другие.

    Неценовые факторы спроса характеризуют потребителей данного товара. К неценовым факторам спроса относятся:

    1) потребительские вкусы и предпочтения, 
2) число потребителей на рынке, 
3) доходы потребителя, 
4) цены на другие товары, 
5) ожидания потребителей.

    Неценовые факторы изменяют спрос, увеличивая или уменьшая его.

    Неценовые факторы предложения связаны с изменением средних издержек производства (затрат производителя на единицу товара). К неценовым факторам производства относятся:

    1) цены на ресурсы. Взаимосвязь  между ценами на ресурсы и  предложением обратная. Снижение  цен на ресурсы снизит издержки  на производство единицы товара (средние издержки), поэтому для  производителей поставка этого  товара на рынок станет выгодной  и предложение увеличится. Рост  цен на ресурсы, увеличивая  издержки производства, уменьшает  предложение товара;

    2) технология производства. Введение  прогрессивных технологий, сокращая  средние издержки производства, увеличивает предложение;

    3) налоги и субсидии. Высокие налоги  сокращают предложение, а субсидии, льготные кредиты при эффективном  их использовании могут стимулировать  рост производства и предложения;

    4) число производителей. Существует  прямая зависимость между количеством  продавцов и предложением на  рынке;

    5) ценовые ожидания продавцов. Если  ожидается повышение цен на  данный товар, то производители  придержат его в данный момент  и наоборот.

    Делая выводы, следует отметить, что ситуация на рынке складывается в совокупности изменения всех факторов, что позволяет  наиболее правильно выбрать стратегию  поведения  производителей и потребителей на рынке.

    Анализируя  статистическую часть следует отметить, что данные показывают, что потребительские расходы имеют тенденцию к увеличению, т.к. увеличиваются индексы потребительских цен, а соответственно и цены на товары. Согласно таблице 4 (см. приложение) доля продовольственных товаров составляет 39,11%, доля непродовольственных товаров составляет 35,99% и доля платных услуг составляет 24,9% в расходах населения. Таким образом, спрос и предложение товаров на рынке имеет также тенденцию к увеличению.

    Мы  видим, что цены на все товары без  исключения повышаются, что свидетельствует  о возрастающем темпе инфляции, и  как следствие, о снижении реальной стоимости потребительских доходов, и также о непостоянном уровне жизни населения, т.к. с повышением цен он может ухудшаться в общем  по всем показателям. 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы:

  1. Антипина  О.Н., Экономическая теория. Вводный  курс. Микроэкономика: Учебник – 3- изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА –  М, 2008;
  2. Борисов Е.Ф. Основы экономики. Учебник для студентов. – М.: Юристъ, 2002;
  3. Видяпин В. И. Экономическая теория: учебник. – Изд. испр. и доп. / Под общ. ред., А. И. Добрынина, Г. П. Журавлевой, Л. С. Тарасевича – М.: ИНФРА-М, 2004;
  4. Канаева В.Д. Экономическая теория. Учебник, М.: ГИЦ ВЛАДОС, 2005;
  5. Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс. Принципы, проблемы и политика. Том 2. Под ред. Пороховского А.А., М.:Норма,1996;
  6. Назаров М. Г. Курс социально-экономической статистики: Учебник для вузов – М.: Финстатинформ, ЮНИТИ-ДАНА, 2000;
  7. Рудакова Р.П., Статистика: Учебник – М.:Питер,2007;
  8. Салин В. Н., Чурилова Э. Ю. Курс теории статистики для подготовки специалистов финансово-экономического профиля: учебник. – М.: Финансы и статистика, 2007;
  9. Сажина М. А, Чибриков Г. Г. Экономическая теория: учебник для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2005;
  10. Райзберг, *Курс экономики*, Учебник.
  11. www.gks.ru
  12. www.rbc.ru
  13. www.kommersant.ru

Приложение

    Приложение 1.

    График 1. Индекс потребительской уверенности.

    

    Приложение 2.

    График 2. Оценка изменений экономической  ситуации в России.

       
 
 
 
 

    Приложение 3.

    График 3. Оценка изменений личного материального  положения.

      

    Приложение 4.

    Таблица 1. Структура потребительских расходов населения для расчета индекса  потребительских цен в 2008г.

          Наименование  товарных групп      Удельный  вес
  Все товары и платные услуги   100
  Продовольственные товары   39,11
  (включая  алкогольные напитки)
  Мясопродукты   9,81
  Рыбопродукты   1,76
  Масло и жиры   1,4
  Молоко  и молочная продукция   2,82
  Сыр   1,18
  Яйца   0,61
  Сахар   0,73
  Кондитерские  изделия   2,23
  Чай, кофе   0,9
  Хлеб  и хлебобулочные изделия   2,04
  Макаронные  и крупяные изделия   0,94
  Плодоовощная  продукция, включая картофель   3,83
  Алкогольные напитки   6,33
  Общественное  питание   2,23
  Прочие   2,3
  Непродовольственные товары   35,99
  Одежда  и белье   5,13
  Меха  и меховые изделия   0,7
  Трикотажные изделия   1,32
  Обувь кожаная, текстильная и комбинированная   2,52
  Моющие  и чистящие средства   0,68
  Парфюмерно-косметические  товары   1,34
  Галантерея   0,85
  Табачные  изделия   0,68
  Мебель   2,21
  Электротовары и другие бытовые приборы   1,99
  Печатные  издания   0,47
  Телерадиотовары   1,01
  Персональные  компьютеры   0,92
  Средства  связи   0,73
  Строительные  материалы   2,19
  Легковые  автомобили   6,34
  Бензин  автомобильный   2,1
  Медицинские товары   1,52
  Прочие   3,29
  Платные услуги   24,9
  Бытовые услуги   2,82
  Услуги  пассажирского транспорта   3,26
  Услуги  связи   2,96
  Жилищно-коммунальные услуги   8,57
  Жилищные  услуги   2,74
  Услуги  гостиниц и прочих мест проживания   0,12
  Коммунальные  услуги   5,71
  Услуги  дошкольного воспитания   0,35
  Услуги  образования   2,49
  Услуги  организаций культуры   0,33
  Санаторно-оздоровительные  услуги   0,56
  Медицинские услуги   1,29
  Прочие   2,27

Информация о работе Факторы, влияющие на спрос и предложение в условиях российского рынка. Статистика динамики спроса, предложения и цен на потребительском ры