Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 15:10, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение понятий механического и естественного движения населения, показателей механического движения, затронута тема трудовой миграции, вынужденных переселенцев и беженцев.
Важность этой проблемы в нашей стране очень велика – всем известно, что в Российской Федерации продолжается процесс уменьшения численности населения.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ ЕСТЕСТВЕННОГО И МЕХАНИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ 5
1.1. Естественное движение населения 5
1.2. Механическое движение населения (миграция) 6
1.2.1. Теоретические основы проблемы миграции 7
1.2.2. Классификация миграции населения 7
1.2.3. "Утечка умов" 11
1.2.4. Вынужденные переселенцы. Беженцы 13
2. ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ МИГРАЦИИ 16
3. СОВРЕМЕННАЯ МИГРАЦИЯ В РОССИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ 21
4. ГОСУДАРСТВЕННАЯ МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА РФ 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 23
ПРИЛОЖЕНИЕ
«В качестве самых общих показателей потенциальной миграции могут быть использованы доли потенциальных мигрантов (лица, принявшие, но еще не реализовавшие решение об отъезде из какого-либо населенного пункта) и соответствующих стабильных контингентов в составе совокупности населения и составляющих его социально-демографических групп (по полу, возрасту, национальности, профессии, образованию и семейному статусу, месту рождения, предыдущего жительства и др.). Уровень потенциальной миграционной подвижности населения оценивается по результатам реализации миграционных установок. Наиболее точным показателем уровня миграционной подвижности является количество переселений за весь прожитый период жизни лиц определенного возраста или всего населения» [15].
«Показатели фактической миграции (переселений) могут быть подразделены на три группы: общие, характеризующие сводные для территории миграционные процессы; специальные (структурные), характеризующие миграцию конкретных социально-демографических групп, и показатели межрайонного (межтерриториального) обмена, характеризующие миграционные связи между конкретными территориями миграционного обмена. В их состав входят показатели мощности, интенсивности и результативности миграции. Масштабы и мощность миграции отражают абсолютные показатели - числа прибывших, выбывших или их суммы (миграционный оборот), относительные показатели - удельные веса мигрантов из разных районов выхода в общем числе мигрантов района вселения. В качестве относительной характеристики мощности миграции могут выступать и коэффициенты интенсивности миграции. Интенсивность миграции характеризует частоту в определенных территориально-демографических группах и выражается правильной дробью, числитель которой - количество мигрантов (прибывших, выбывших или их сумма), а знаменатель - средняя за период численность населения».
Рядом абсолютных и относительных показателей характеризуются результаты миграции населения. «Среди них - сальдо миграции, миграционный прирост, который рассчитывается как разница между общим и естественным приростом населения. Его доля в общем или естественном, или численности населения, позволяет оценить роль миграции в формировании населения». Результативность миграции населения характеризуется числом выбывших в расчете на 10000 прибывших на данную территорию. Данный показатель может быть рассчитан как общий, так и межрайонный. В первом случае оцениваются общие результаты миграционного обмена территорий, а во втором - ее обмен с каждой конкретной территорией.
Коэффициент
общей результативности миграции [16]:
(2.1),
где - общее число выбывших из района; - общее число прибывших в район j; в случае результативного обмена значение коэффициентов должно быть меньше 1000, и наоборот.
Абсолютные показатели миграции:
-
число прибывших на постоянное
жительство из других
-
число выбывших на постоянное
жительство в другие
-
сальдо миграции или
Интенсивность миграции характеризуют коэффициенты [17]:
1.
Коэффициент прибытия (КП):
(2.2),
где П – число прибывших за период;
S
– средняя численность населения за тот
же период.
2.
Общий коэффициент выбытия (КВ):
(2.3),
где В – число выбывших за период;
S – средняя численность населения за тот же период.
3.
Коэффициент механического прироста (
.)
(2.4),
где П –число прибывших за период;
В – число выбывших за период;
S – средняя численность населения за тот же период;
КП – коэффициент прибытия;
КВ – коэффициент выбытия.
«Коэффициенты механического движения населения рассчитываются не только общие, но и специальные, т.е. по отдельным группам населения.
На основе данных о естественном и механическом приросте определяется общий прирост населения (D общ.)
D общ. = D ест. + D мех. (2.5),
где D ест. – естественный прирост;
D мех. – механический прирост.
Показатели
приживаемости. Для характеристики
конечной стадии миграционного процесса
- приживаемости новоселов - могут
быть использованы показатели подвижности
населения - соотношение между численностью
населения, вселившегося в данный район,
и местными уроженцами, между новоселами
и старожилами; распределение приезжего
населения в зависимости от времени
вселения. Уровень приживаемости
измеряет доля оставшихся к данному
моменту из числа приезжих к данному
моменту из определенного года. Приживаемость
может характеризоваться
«Новым для России является процесс «мигрирующих невест», вывоз невест из России становится все более широкомасштабным».
«Дальнейшая
динамика миграции зависит, прежде всего,
от скорости выхода России из кризиса
и от политики стран, принимающих иммигрантов
из России».
«Современная миграционная ситуация в Российской Федерации, является следствием сложной социально-экономической обстановки.
Иммиграция в Российскую Федерацию носит масштабный характер. Количество въехавших в Россию иностранных граждан постоянно превышает количество выехавших граждан, причем в приграничных районах интенсивно формируются иностранные общины. Как внутренние, так и внешние миграционные потоки направлены преимущественно в южные и центральные регионы европейской части России. Это приводит к стихийному и неконтролируемому росту населения и ухудшению криминогенной обстановки в данных регионах. Отсутствует эффективный государственный контроль над миграционными процессами».
«Медленно решаются долгосрочные проблемы многих вынужденных мигрантов, которые решили остаться в Российской Федерации. Часто они сталкиваются с серьёзными проблемами в плане социальной защиты. Не уделяется должного внимания решению задач организованного расселения вынужденных мигрантов, перехода от оказания им первой срочной помощи к созданию условий для нормальной жизни, обеспечению занятости и соблюдению прав человека. Сохраняется проблема социально-экономической адаптации мигрантов, не имеющих статуса вынужденных переселенцев или беженцев».
«Основная особенность трансформационных процессов в сфере миграции – рост масштабов нелегальной миграции [13].
Острота вопроса незаконной миграции для Российской Федерации является очевидной и постоянно возрастает. Создавая неконтролируемый рынок товаров и услуг, нелегалы препятствуют созданию в России эффективного цивилизованного рынка труда. В некоторых регионах нелегальные мигранты фактически вытесняют с рынка труда определённую часть коренных жителей и легальных мигрантов. С одной стороны нелегальная иммиграция обостряет конкуренцию на рынке труда и препятствует повышению заработной платы местных работников. С другой стороны, незаконная иммиграция обеспечивает заполнение не престижных и непривлекательных рабочих мест и, тем самым, большую сбалансированность на рынке труда».
«Значительно большее число отрицательных последствий связано с пребыванием в Российской Федерации иностранных рабочих, особенно тех, кто незаконно осуществляет свою трудовую деятельность. Среди стран поставщиков рабочей силы в Россию выделялись Украина, Турция, Китай и ряд других.
Проблемы
с иностранными трудящимися-мигрантами
связаны с нарушениями
Когда по контрактам в России работают граждане стран дальнего зарубежья, являющиеся квалифицированными специалистами - вопросов не возникает. Сомнения вызывают использование строительных и других рабочих средней и низкой квалификации из стран ближнего и дальнего зарубежья см. приложение № 3.
Процесс трудовой [5] и нелегальной миграции нуждается в более активном регулировании. Вопросы нелегальной миграции предполагают формирование целого комплекса правовых институтов и должны рассматриваться в контексте общего иммиграционного законодательства. Оно включает четкую юридическую регламентацию критериев и процедур въезда в страну. Государство должно укрепить правовую базу легальной иммиграции, расширить возможности легального пребывания и занятости в стране, в то же время ужесточить политику в отношении нелегалов, нарушающих внутреннее законодательство, и создающих криминальную опасность».
Россия
должна принимать иммигрантов, относящихся
к категории этнических россиян
(и членов соответствующих смешанных
семей) без ограничений, но ей следует
воздержаться от деклараций соотечественников
до тех пор, пока не произойдет значительного
улучшения социально-
«Сложившаяся в России противоречивая ситуация, свидетельствует о различной оценке происходящего россиянами и иностранными гражданами. Первые считают, что в западном мире все показатели жизнеустройства выше и эмигрируют, вторые – едут к нам в поисках работы, качественного образования, недорогого медицинского и социального обслуживания.
Перемещение людей в
Основные положения государственной миграционной политики Российской Федерации зафиксированы в нескольких федеральных миграционных программах, утвержденных Президентом и Правительством России [18]. «В июне 1992 г. были сформулированы основные положения миграционной политики Российской Федерации, и была создана Федеральная миграционная служба. Были разработаны и внедрены первая республиканская, долговременная программа «Миграция» (1992 г.), которая была ориентирована на поддержку беженцев и вынужденных переселенцев из государств – республик бывшего СССР, в 1993 году приняты законы Российской Федерации «О беженцах» и «О вынужденных переселенцах», а также нормативные акты, определяющие пути их реализации.
В настоящее время сформулированы цели, принципы и задачи миграционной политики России, изучены миграционные потоки; преодолены негативные последствия процессов миграции; созданы условия для беспрепятственной реализации прав мигрантов; обеспечено понимание проблем мигрантов на основе принципов гуманизма».
«Однако, миграционная политика, ее редакции, не учитывают таких фактов, как имущественное положение мигрантов, среди которых немало состоятельных людей, способных заниматься легальным предпринимательством, проблемы культурно-языковой и религиозной адаптации в новой среде, необходимость преодоления родоплеменного отношения части мигрантов к женщинам (учителям, врачам и т.д).
Информация о работе Естественное и механическое движение населения