Демографическое старение

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 18:21, контрольная работа

Описание работы

Цель исследования: изучить демографические аспекты старения населения России. В соответствии с поставленной целью в исследовании решаются следующие задачи:
1. Исследовать возрастные коэффициенты смертности для старших возрастных групп для населения;
2. Изучить ожидаемую продолжительность жизни в пожилых возрастах для населения России;
3. Оценить значение последствий старения населения для разработки социальной политики на различных уровнях.

Содержание

Введение 2
Глава I. Демографическое старение общества – проблема глобального масштаба. 4
1. Типы демографического старения. 4
2. Возрастно-половая структура населения в России. 8
3. Коэффициенты старения. 14
Глава II. Последствия и методы решения проблем старения. 18
2.1. Социально-экономические последствия старения населения. 18
2.2. Основные задачи государственной политики. 22
2.3. Методы решения проблем постарения населения. 25
Заключение 28
Список использованной литературы 29

Работа содержит 1 файл

Демографическое старение.docx

— 199.53 Кб (Скачать)

     Уровень образования вносит положительный  вклад в увеличение трудовой активности среди пожилого населения и является одним из важнейших факторов, оказывающих влияние на их занятость, особенно занятость пенсионеров. С одной стороны, образование расширяет спектр рабочих мест, которые могут быть предложены пенсионерам, создает заинтересованность работодателя в сохранении и использовании квалифицированного работника. С другой стороны, образование, особенно высшее, повышая конкурентоспособность работника на рынке труда, одновременно способствует занятию видами деятельности, требующими творчества, то есть приводит к тому, что работа становится одним из обязательных компонентов образа жизни.

     Основным  фактором, влияющим на уровень жизни  пожилых людей, выступает их пенсионное обеспечение. По данным Всемирного банка, с 1990 по 2030 гг. число пожилых людей в мире утроится и составит 1,4 млрд. человек. Соответственно доля пожилых людей в населении мира возрастет с 9% до 16%. В России доля населения 60 лет и старше возросла с 1959г. по 1999г. с 9% до 18%, по различным оценкам, к середине нынешнего столетия она может почти удвоиться.

     Одно  из последствий старения населения  — рост пенсионных затрат. Сейчас в большинстве развитых стран возраст выхода на пенсию составляет 65 лет. В России повышение пенсионного возраста рассматривается как возможный способ снижения демографической нагрузки на трудоспособное население. Но российская модель смертности значительно отличается от той, что сформировалась в развитых странах, поэтому их опыт организации пенсионного обеспечения нельзя перенести сюда в неизменном виде. В силу того что в России ожидаемая продолжительность жизни у старших возрастных групп крайне низка, повышение возраста выхода на пенсию означало бы для наших пожилых, что у них без всякой компенсации отнимают несколько лет «свободного времени».

       Нельзя  не принять во внимание и другие негативные последствия этой непопулярной меры. В России традиционно велика роль бабушек и дедушек в воспитании внуков. Повышение возраста выхода на пенсию может сказаться на снижении рождаемости и повлечь еще больший рост беспризорности и социального сиротства. На это обратил внимание А. В. Сидоренко, руководитель Программы ООН по проблемам старения, в интервью, данном во время Международного экологического форума (Санкт-Петербург, 2003): «В западной культуре есть понятие “рашен бабушка” — собирательный образ российской пенсионерки с совершенно не западным менталитетом. Это жертвенная, энергичная, трудолюбивая натура, живущая интересами своих детей и внуков. Пока пожилая немецкая фрау путешествует и танцует, наша бабуля нянчит малышей и возделывает огород. Так кто же обществу более ценен?» Заметим, что на Западе в последнее время отмечается важность контактов детей с бабушками и дедушками. Старение населения приводит к необходимости решения этой проблемы, обострившейся особенно в последнее время.

     Наряду  с пенсионной реформой в нашей  стране должна решаться и проблема реформы здравоохранения и социального  обслуживания, полнее учитывающая последствия старения населения (как в области объективно необходимого пожилым людям увеличения финансирования, так и структурной перестройки). В ее решении большое значение имеет совершенствование системы социальной реабилитации и социальной помощи пожилым людям.

     Переход России к рыночным отношениям вызвал ухудшение социального положения  большинства пожилых людей. Происходит быстрая люмпенизация стариков. Низкий социально-экономический статус пожилых  ограничивает их жизненные потенциалы. Идет процесс падения авторитета старости.

     В социально-психологическом  плане проблема, прежде всего, состоит в  том, что пожилые  люди гораздо хуже вписываются в  современные социально-экономические  реалии, что вызывает повышенную конфликтогенную обстановку в обществе. Кроме того, эта часть населения находится, как правило, в наихудшем экономическом положении и не имеет зачастую возможности, в том числе, физической, существенно его поправить.

     Отчуждение  между поколениями, усиливаемое разным восприятием социально-экономических процессов, негативно отражается на общем психологическом климате в обществе. Особой и очень острой проблемой здесь стоит невозможность трансляции пожилыми людьми их опыта молодому поколению по причинам кардинального изменения политической и социально-экономической ситуации в обществе. Это, в свою очередь, усиливает у пожилого населения «синдром ненужности». В силу этих обстоятельств, проблема старения населения в России более болезненна, чем в имеющих ту же тенденцию развитых странах. 

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.2.Основные задачи  государственной политики

     Государственная политика — это основа существования и постоянного развития страны. Насколько будут правильно выбраны самые актуальные направления государственной политики, насколько грамотно будут реализованы на законодательном уровне, насколько четко будет их выполнять исполнительная власть, настолько крепкой будет основа социального благополучия граждан державы, настолько хорошо будет жить любой человек в этой стране.

     Основные  направления государственной политики: внешняя и внутренняя. Хотя деление это условно, так как каждый удачный шаг во внутренней политике позитивно отображается на внешней политике, и наоборот — позитив во внешней политике незамедлительно сказывается самым благоприятным образом на внутренней политике. Но тем не менее для более точной классификации в реферате будут рассмотрены приоритетные направления внешней политики и одни из основных направлений внутренней политики.

     Заявленный  государством подход к определению  судьбы пожилых граждан в период до 2015 года предусматривает последовательное решение ряда принципиальных задач:

     · улучшение материального и социального  положения граждан старшего поколения  путем совершенствования механизмов нормативного регулирования в сферах зашиты прав и интересов, пенсионного  обеспечения, охраны здоровья, посильной  занятости, предоставления адресной помощи и широкого спектра социальных услуг, способствующих достойному образу жизни  в пожилом возрасте;

     · совершенствование имеющихся и  формирование новых институциональных  структур, обеспечивающих поддержание  жизненных сил и здоровья, социализации и социальной коммуникации пожилых  людей.

     Государственная социальная политика в отношении  граждан старшего поколения должна базироваться на следующих принципах:

     · усиление правовой защиты граждан пожилого возраста путем закрепления в  действующем законодательстве специальных  норм, способствующих реализации конституционных  гарантий их прав, осуществлению комплексных  мер оказания правовой и иной защиты пожилых людей, оказавшихся в  трудных жизненных ситуациях  или пострадавших от преступных деяний, созданию социальной адвокатуры и социальных судов;

     · обеспечение достойного уровня жизни  пожилых людей посредством поддержания  гарантированного прожиточного минимума и дохода, которые позволили бы им удовлетворять жизненные потребности, повышать качество жизни вне зависимости  от принадлежности к какой-либо статусной  категории, региона проживания и  других условий;

     · содействие повышению роли семьи  в уходе за пожилыми людьми, экономическая, социальная и психологическая поддержка  семей, предоставляющих уход престарелым  родственникам, особенно семей с  низкими доходами и пожилых супружеских  пар, учет гендерных различий при  предоставлении помощи и социальных услуг;

     · организация эффективного социального  обслуживания одиноких пожилых людей;

     · содействие в обеспечении пожилых  людей достойным жилищем в  соответствии с минимальными государственными стандартами, отвечающими физическим возможностям и специфике образа жизни лиц пожилого возраста, путем  модернизации, реконструкции и ремонта  домов и квартир, проектирования и строительства новых типов  жилища, улучшения экологических  условий проживания и создания условий  для активного отдыха;

     · оптимизация сети и развитие материально-технической  базы учреждений, обслуживающих пожилых  людей в различных отраслях социальной сферы, в том числе специализированных, использование их потенциала для  решения задач жизнеобеспечения и социализации пожилых людей  на основе государственных стандартов объема и качества услуг, создание системы  независимого контроля предоставления помощи и услуг;

     · содействие посильной трудовой занятости  пожилых людей и неукоснительное  обеспечение им гарантий в части  удовлетворительных условий и оплаты труда, предотвращение травматизма  и профилактики профессиональных заболеваний, недопущение дискриминации по возрасту при трудоустройстве; обеспечение  равного доступа пожилых людей  к программам и системам профессиональной ориентации, подготовки и переподготовки;

     · оказание поддержки лицам пожилого возраста, находящимся в неблагоприятном  положении, в первую очередь - одиноким гражданам и пожилым супружеским  парам, утратившим способность к  самообслуживанию, тяжело больным пожилым  людям, одиноким пожилым женщинам, жителям  отдаленных районов сельской местности, Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, вынужденным переселенцам, лицам без определенного места жительства;

     · организация эффективной психологической  помощи пожилым людям, включая подготовку к смене социального статуса  и выходу на пенсию, адаптацию к  ухудшению состояния здоровья, снижению трудоспособности, потере близких, одиночеству, психологическую помощь в преодолении  стрессовых и конфликтных ситуаций, в том числе в семье;

     · обеспечение доступности пожилым  людям информации о предпринимаемых  мерах по улучшению их правового, экономического и социального положения, о деятельности органов государственной  власти и органов местного самоуправления по защите интересов лиц пожилого возраста и учреждений социальной сферы  в части предоставления услуг  пожилым людям.

     Важно укреплять равноправное партнерство  органов государственной власти, местного самоуправления с общественными  объединениями, особенно благотворительной  ориентации. Следует оказывать содействие общественным объединениям в осуществлении  ими деятельности по оказанию услуг  пожилым гражданам, защите их прав и  интересов, повышению социальной активности, а также созданию объединений  пожилых людей для наилучшей  интеграции граждан старшего поколения  в процесс социального развития.

     Целесообразно создать на федеральном и региональном уровнях государственно-общественные органы, координирующие деятельность федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, предприятий  и организаций, общественных объединений  и частных лиц по оказанию поддержки  гражданам старших поколений. 
 
 
 
 
 

    2.2. Методы решения проблем постарения населения

     Рост  доли пожилых и старых людей в  составе населения обуславливает  необходимость изучения состава  этой части, их нужд, потребностей, биологических  и социальных возможностей. Демографическое  постарение становится государственной  проблемой, требующей соответствующего решения уже в настоящее время  и широкой подготовки на ближайшие  годы.

     С точки зрения мирового сообщества старение населения не ставит перед человечеством  неразрешимых задач. Этого же мнения придерживаются многие исследователи. Поскольку старение населения протекает  эволюционно, его последствия проявляются  постепенно и предсказуемо. А значит, они могут и должны своевременно учитываться.

     Старение  населения ставит новые и неизвестные  ранее проблемы, а также открывает  новые возможности для организации  жизни отдельных людей и формирования социально-экономической и культурной среды.

     Чтобы стареющее общество процветало, необходимо приспособить системы  и условия для  доступного в соответствующем  возрасте их использования, а также расширить  доступ к образованию  для взрослых, ввести практику постепенного ухода на пенсию, дать возможность  старикам работать неполный рабочий день и  создать систему  заключения контрактов между поколениями, гарантирующих устойчивый доход и медицинский  уход при достижении престарелого возраста.

Информация о работе Демографическое старение