15.
Анализируя миграцию населения за 2005 год,
можно сделать следующие заключения:
1)передвижение внутри республики
в общем миграционном обороте
составляют 46,6%;
2)международная миграция составляет
всего 4% от общего миграционного
оборота, однако именно она
дает миграционный прирост населения
республики;
3)наиболее мобильным, неизменно
является население в трудоспособном
возрасте, так их доля, в общем числе прибывших
составила 78,6%, в общем числе выбывших
– 79,1%;
4)уровень образования среди
мигрантов в возрасте 14 лет и
старше достаточно высок. Так,
доля имеющих высшее, неполное высшее
и среднее профессиональное образование
среди прибывших составила 50,1%, выбывших
– 48,2%;
5)в миграционном обороте мигрантов
по семейной структуре основную
долю занимают семейные – 80,7%
в том числе прибывших 85,4% в числе выбывших;
6)основными причинами переезда
мигранты (51,6% прибывших и 49,1% выбывших)
указывали причины, связанные с личными,
семейными обстоятельствами.
16.
3) прогнозные изменения демографической
ситуации и пути улучшения демографической
ситуации.
Федеральная служба государственной
статистики произвела расчет предположительной
численности населения до 2030 года,
исходя из оценок возможных путей
развития демографических процессов.
В основе прогноза рождаемости Росстата
лежит предположение о необратимости
происходивших в её развитии изменений.
Решение задачи повышения рождаемости
до уровня воспроизводства населения
может быть связанно только с комплексным
подходом, включающим долгосрочные меры
социально-экономического характера,
идеологические, пропагандистко-воспитательные,
а так же меры, направленные на укрепление
семьи, сохранение и улучшение репродуктивного
здоровья и т.п.
В ближайшие 1-2 года развитие ситуации
с рождаемостью будет относительно
благоприятным, и в случае реализации
эффективных мер может заметно
возрасти число родившихся. Поколение
женщин, родившихся 1980-е годы, обеспечит
некоторое повышение числа новорожденных
и общего коэффициента рождаемости.
В дальнейшем численность и доля
женщин активного репродуктивного
возраста (20-29 лет) будет существенно
сокращаться. По оценки Росстата, в
Республике Хакасия предстоящие
несколько лет уровень рождаемости
увеличится, но после 2013 года этот показатель
будет вновь снижаться и к 2030
году число родившихся составит 5700
человек, или 10,6 в расчёте на 1000 человек
населения. На изменение численности
населения существенное воздействие
может оказать сокращение уровня
смертности населения в трудоспособном
возрасте. По оценке Росстата, число умерших
в республике будет постепенно снижаться,
но после 2017 года смертность населения
в республике будет расти и к 2030 году число
умерших составит 7750 человек, или 14,3 в
расчете на 1000 человек населения. В результате
ожидаемых демографических тенденций
до 2016 года в республике будет наблюдаться
естественный прирост населения, в последующие
годы обозначится рост естественной убыли
и в 2030 году она составит 2050 человек, или
3,7 человека в расчёт на 1000 человек населения.
В прогнозном периоде ожидается миграционный
прирост населения, с тенденцией к его
росту. К 2030 году миграционный прирост
населения Республики Хакасия составит
1200 человек. По сравнению с регионами Сибирского
федерального округа Республика Хакасия
входит в число не многих регионах, где
число прибывших превысит число выбывших.
17.
Органами государственной власти
и местного самоуправления республики
принимаются определенные меры по улучшению
демографической ситуации, в том
числе направленные на совершенствование
социальной защиты населения, предотвращение
негативных процессов в сфере
воспроизводства населения. Целенаправленная
и последовательная государственная
политика в области материнства
и детства обеспечила снижение младенческой
и материнской смертности на 28 процентов
и в 3, 8 раза соответственно. Вместе
с тем, сложившаяся в республике
демографическая ситуация за анализируемый
период неблагоприятна в части сокращения
средней продолжительности жизни
населения на 2 года, роста смертности
населения и увеличения социальных
заболеваний, оказывающих воздействие
на процессы воспроизводства населения.
За последние два года уровень
общей заболеваемости населения
увеличился на 4, 9 процента и в среднем
составил 1204, 4 на 1000 населения. Особую
тревогу вызывает смертность от несчастных
случаев, отравлений и травм, показатели
по которым почти в 2 раза превышают
средний уровень Российской Федерации.
Потеря республики от данных видов
смерти составила в 2005 году 1438 человек.
Не снижается уровень дорожного
травматизма. На демографические процессы
негативно влияет низкий нравственный
и социально-экономический статус
семьи, 44 процента населения республики
имеют доходы ниже прожиточного минимума.
В структуре органов государственного
управления республики отсутствует
профильное подразделение, занимающееся
вопросами демографического развития,
не создана единая система постоянного
учета семей, находящихся в трудной
жизненной ситуации и нуждающихся
в поддержке государства. Для
увеличения рождаемости требуется:
– создание благоприятных социально-экономических
условий для рождения и воспитания
детей; – улучшение материального
благосостояния и решение жилищной
проблемы семей с детьми, дальнейшее
расширение категории молодых семей,
получающих кредиты для приобретения
жилья; – обеспечение в полной мере
государственной поддержки семей с детьми,
в том числе за счет увеличения размера
единовременного пособия и материального
поощрения семей при рождении 2-го и каждого
последующего ребенка; – оказание социальной
поддержки многодетным семьям; – увеличение
числа мест в дошкольных образовательных
учреждениях, в этих целях проработать
вопросы строительства детских учреждений
за счет всех источников финансирования;
– обеспечение адресной поддержки детям
из малообеспеченных, многодетных и студенческих
семей, посещающих детские дошкольные
учреждения; – создание условий для совмещения
рождения и воспитания ребенка с продолжением
учебы как в средних специальных, так и
в высших учебных заведениях; – формирование
ценности семьи с несколькими детьми,
повышение престижа материнства и отцовства.
18.
Основным направлением демографической
политики в сфере снижения смертности
является снижение масштабов сверхсмертности
от предотвратимых причин преимущественно
в трудоспособном возрасте, что обеспечивает
наиболее экономически эффективный
путь роста продолжительности жизни
населения, его трудового, репродуктивного
и в целом жизненного потенциала.
Для положительных сдвигов в
снижении смертности необходимо: –
проведение профилактических, медицинских
осмотров и диспансерного наблюдения
декретированных возрастных групп.
Проводить целевые медицинские
осмотры населения по раннему
выявлению гипертонической болезни,
онкологических заболеваний на ранних
стадиях; – осуществление работы
по аттестации рабочих мест для выявления
и устранения вредных факторов, влияющих
на здоровье. Обеспечить жесткий контроль
за применением труда женщин на работах
с особо вредными и опасными условиями
труда; – проведение выборочной плановой
экспертизы случаев смерти трудоспособного
населения, в первую очередь, от острых
заболеваний на дому с выявлением дефектов
оказания медицинской помощи и принятия
мер по их устранению; – повышение санитарной
грамотности населения в вопросах здорового
образа жизни через средства массовой
информации, Центр медицинской профилактики,
личные беседы медицинских работников.
Необходимо создание культа здоровья
с раннего детства.
Решение проблемы алкогольной зависимости
могло бы дать наиболее ощутимый результат
в снижении смертности трудоспособного
населения по целому ряду причин.
В целях снижения материнской и
младенческой смертности необходимо дальнейшее
улучшение качества работы женских
консультаций и Центра планирования
семьи, формирование гигиенического поведения
женщин, ответственного у них отношения
к своему здоровью и здоровью будущего
ребенка, укрепление материально-технической
базы медицинских учреждений родовспоможения
и детства. Требуется осуществление
санитарно-просветительной работы
с населением в области охраны
здоровья женщин и детей, безопасного
материнства.
Необходимо активизировать политику,
направленную на сохранение репродуктивного
здоровья женщин и противодействие
абортам. Важной составной частью этого
направления демографической политики
является предупреждение бесплодия
и его лечение, развитие репродуктивных
технологий. Старение населения, увеличение
числа престарелых и одиноких
граждан требует развития специализированной
социальной и психологической помощи,
расширения сети домов-интернатов с
целью обеспечения пожилым людям
активной и долгой старости. Важное
место в политике, направленной на
повышение рождаемости и укрепление
семьи, должна занимать подготовка детей
и подростков к семейной жизни.
19.
Она должна быть направлена на формирование
духовно-нравственных ценностей, ценности
семьи, идеала стабильного официально
зарегистрированного брака с
несколькими детьми, здорового образа
жизни. В развитии демографической ситуации
в Республике Хакасия в 2010 году наметились
положительные тенденции. Число родившихся,
зарегестрированных в январе-октябре
2010 года составило 6682 человека, умерших-6150
человек, полученный естественный прирост
населения составил 532 человека.
Анализ общих итогов миграции населения
позволяет отметить увеличение миграционный
активности населения. В январе-октябре
2010 года число прибывших составило 10238
человек, число выбывших – 10605 человек,
миграционная убыль населения составила
367 человек.
По оценке численность населения
Республики Хакасия на 1 ноября 2010 года
составила 539,3 тысяч человек, в том
числе в городских поселениях
– 368 тысяч человек, в сельской местности
– 171,3 тысяч человек. С начала 2010
года численность населения республики
увеличилось на 0,1 тысяч человек.
20.
Заключение
Органами государственной власти
и местного самоуправления республики
принимаются определенные меры по улучшению
демографической ситуации, в том
числе направленные на совершенствование
социальной защиты населения, предотвращение
негативных процессов в сфере
воспроизводства населения. Целенаправленная
и последовательная государственная
политика в области материнства
и детства обеспечила снижение младенческой
и материнской смертности на 28 процентов
и в 3, 8 раза соответственно. Вместе
с тем, сложившаяся в республике
демографическая ситуация за анализируемый
период неблагоприятна в части сокращения
средней продолжительности жизни
населения на 2 года, роста смертности
населения и увеличения социальных
заболеваний, оказывающих воздействие
на процессы воспроизводства населения.
За последние два года уровень
общей заболеваемости населения
увеличился на 4, 9 процента и в среднем
составил 1204, 4 на 1000 населения. Особую
тревогу вызывает смертность от несчастных
случаев, отравлений и травм, показатели
по которым почти в 2 раза превышают
средний уровень Российской Федерации.
Потеря республики от данных видов
смерти составила в 2005 году 1438 человек.
Не снижается уровень дорожного
травматизма. На демографические процессы
негативно влияет низкий нравственный
и социально-экономический статус
семьи, 44 процента населения республики
имеют доходы ниже прожиточного минимума.
В структуре органов государственного
управления республики отсутствует
профильное подразделение, занимающееся
вопросами демографического развития,
не создана единая система постоянного
учета семей, находящихся в трудной
жизненной ситуации и нуждающихся
в поддержке государства.
Для увеличения рождаемости требуется:
– создание благоприятных социально-экономических
условий для рождения и воспитания
детей; – улучшение материального
благосостояния и решение жилищной
проблемы семей с детьми, дальнейшее
расширение категории молодых семей,
получающих кредиты для приобретения
жилья; – обеспечение в полной мере
государственной поддержки семей с детьми,
в том числе за счет увеличения размера
единовременного пособия и материального
поощрения семей при рождении 2-го и каждого
последующего ребенка; – оказание социальной
поддержки многодетным семьям; – увеличение
числа мест в дошкольных образовательных
учреждениях, в этих целях проработать
вопросы строительства детских учреждений
за счет всех источников финансирования;
– обеспечение адресной поддержки детям
из малообеспеченных, многодетных и студенческих
семей, посещающих детские дошкольные
учреждения; – создание условий для совмещения
рождения и воспитания ребенка с продолжением
учебы как в средних специальных, так и
в высших учебных заведениях; – формирование
ценности семьи с несколькими детьми,
повышение престижа материнства и отцовства.
21.
Основным направлением демографической
политики в сфере снижения
смертности является снижение
масштабов сверхсмертности от
предотвратимых причин преимущественно
в трудоспособном возрасте, что
обеспечивает наиболее экономически
эффективный путь роста продолжительности
жизни населения, его трудового,
репродуктивного и в целом
жизненного потенциала. Для положительных
сдвигов в снижении смертности
необходимо: – проведение профилактических,
медицинских осмотров и диспансерного
наблюдения декретированных возрастных
групп. Проводить целевые медицинские
осмотры населения по раннему
выявлению гипертонической болезни,
онкологических заболеваний на
ранних стадиях; – осуществление
работы по аттестации рабочих
мест для выявления и устранения
вредных факторов, влияющих на
здоровье.
Обеспечить жесткий контроль за
применением труда женщин на работах
с особо вредными и опасными условиями
труда; – проведение выборочной плановой
экспертизы случаев смерти трудоспособного
населения, в первую очередь, от острых
заболеваний на дому с выявлением
дефектов оказания медицинской помощи
и принятия мер по их устранению;
– повышение санитарной грамотности населения
в вопросах здорового образа жизни через
средства массовой информации, Центр медицинской
профилактики, личные беседы медицинских
работников. Необходимо создание культа
здоровья с раннего детства.