Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2012 в 16:06, курсовая работа
Цель данной работы - выявить основные закономерности изменения поступлений доходов от взимания НДС в системе федерального бюджета и таможенных платежей.
Для реализации данной цели необходимо последовательно добиться реализации следующих задач:
- определить сущность и роль налога на добавленную стоимость в условиях современной налоговой системы в части наполнения федерального бюджета и как составляющего элемента системы таможенных платежей;
- более подробно исследовать систему таможенных платежей в динамике и на текущем этапе развития России и определить в ней место НДС;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ, ЕГО
МЕСТО В ДОХОДНОЙ ЧАСТИ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА И
СИСТЕМЕ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ……………………………5
1.1 Анализ роли налога на добавленную стоимость в системе таможенных платежей……………………………………………….….5
1.2 Исследование динамики структурных изменений в системе таможенных платежей…………………………………………………..9
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ПОСТУПЛЕНИЙ НАЛОГА НА
ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ……………………………………..15
2.1 Предварительный анализ имеющейся информации………...………15
2.2 Моделирование развития исследуемого показателя………………..17
2.2.1 Расчет сезонной компоненты и аналитическое описание тренда.20
2.2.2 Определение качества модели…………………………………….22
2.2.3 Построение прогноза………………………………………………24
2.2.4 Построение доверительных интервалов………………………….25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………….28
Кафедра таможенной статистики
К У Р С О В А Я Р А Б О Т А
по дисциплине «Таможенная статистика»
на тему «Анализ динамики поступления в федеральный бюджет НДС и акцизов, взимаемых при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации»
Выполнила: студентка 6 курса заочной формы обучения экономического факультета
Подпись:______________________
Научный руководитель: _______________
_____________________________
Подпись______________________
Люберцы
2011
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ
НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ, ЕГО
МЕСТО В ДОХОДНОЙ ЧАСТИ ФЕДЕРАЛЬНОГО
БЮДЖЕТА И
СИСТЕМЕ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ……………………………5
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ПОСТУПЛЕНИЙ НАЛОГА НА
ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ……………………………………..15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………….28
ВВЕДЕНИЕ
Данная курсовая работа
посвящена изучению структуры и
динамики поступлений доходов
Актуальность данной
темы определяется все большим вниманием
со стороны Правительства к
Предметом исследования являются закономерности, определяющие особенности изменения поступлений от взимания НДС с ввозимых товаров в части доходов федерального бюджета и системе таможенных платежей.
Особенностью данной работы является параллельность освещения методологических подходов к исследованию данной темы с применением их для анализа конкретных значений. Объединение теории и практики, на наш взгляд, позволит более эффективно добиться выполнения поставленной цели работы.
Цель данной работы - выявить основные закономерности изменения поступлений доходов от взимания НДС в системе федерального бюджета и таможенных платежей.
Для реализации данной цели необходимо последовательно добиться реализации следующих задач:
- определить сущность
и роль налога на добавленную
стоимость в условиях
- смоделировать развитие
поступлений от НДС, определить качество
модели и применить ее для прогноза на
следующий год.
Объектом исследования являются финансовые потоки от взимания НДС в федеральном масштабе и в системе таможенных платежей.
Информационной основой проводимого исследования послужили данные о запланированных объемах взимания НДС с ввозимых товаров, зафиксированные в Законах РФ о федеральных бюджетах за 2000 - 2009 гг.
В ходе исследования
были использованы инструменты статистического ан
Результаты, полученные в ходе выполнения данной работы, представляют определенный интерес для планирования деятельности таможенных органов и прогнозирования доходов федерального бюджета.
1. СУЩНОСТЬ НАЛОГА НА
ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ, ЕГО МЕС
1.1 Анализ места
налога на добавленную
таможенных платежей
Налог на добавленную стоимость представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.
Впервые налог на добавленную стоимость был применен в Германии. Инициатором его введения был Вильгельм фон Сименс, который называл его «облагороженным налогом с оборота». В международной практике НДС стал известен со второй половины 50-х годов прошлого века. В настоящее время этот налог применяется более чем в 90 государствах, как правило, эти государства строят свое налогообложение на косвенных налогах.
В России налог на добавленную стоимость заменил налог с оборота и налог с продаж и был введен с 1 января 1992 года Законом РФ от 06.12.1991 № 1992-1 «О налоге на добавленную стоимость» и взимался по ставке 28% с товаров, производимых на таможенной территории России.
Закон РФ от 16.07.1992 № 3317-1 «О внесении изменений и дополнений в налоговую системы России» устанавливает ставки НДС в размере 10% для продовольственных (кроме подакцизных) товаров и товаров для детей и 20% для остальных товаров (включая подакцизные продовольственные товары). Закон РФ от 22.12.1992 № 4178-1 «О внесении изменений и дополнений в отдельные законы Российской Федерации о алогах» расширяет круг объектов рассматриваемого налога и включает в него «товары, ввозимые на территорию РФ, в соответствии с таможенными режимами, установленными таможенным законодательством Российской Федерации», тем самым, включая НДС в состав таможенных платежей. 19 июля 2000 года Государственная Дума принимает «Налоговый кодекс Российской Федерации», 21 глава, которого и регулирует сегодня отношения, возникающие по поводу взимания, исчисления и применения ставок налога на добавленную стоимость. На настоящий момент налогообложение производится по налоговым ставкам 0, 10 и 18 процентов.
Для более подробного и полного анализа места НДС в структуре доходов федерального бюджета представляется целесообразным сначала рассмотреть место данного налога в структуре таможенных платежей, а затем, через роль таможенных платежей в составе доходов федерального бюджета выявить положение НДС на уровне федерального бюджета в общем.
Структуру таможенных платежей определяет Таможенный кодекс в ст. 318: «К таможенным платежам относятся:
В состав таможенных платежей входят пять структурных элементов. Рассмотрим место налога на добавленную стоимость в этой системе.
Возьмем для анализа ряд распределения по видам таможенных платежей за текущий 2009 год (запланированный):
Таблица 1.1
Таможенные платежи в 2009 г., млн. руб.
Ввозная пошлина |
Вывозная пошлина |
Таможенные сборы |
НДС |
Акциз |
Всего таможенных платежей |
310 593,10 |
1 297 250,20 |
19 418,70 |
510 621,20 |
21 661,40 |
2 159 544,60 |
В 2009 году запланированные доходы Федерального бюджета составляют 5 046 058,50 млн. руб.
Доля таможенных платежей составляет 42,8%. Для сравнения следует сказать, что в странах с развитой рыночной экономикой (США, государства ЕС) доля таможенных платежей в структуре доходов бюджета значительно ниже и находится на уровне 15-20%. Это не связано с более низким качеством работы таможенных служб данных государств, а объясняется другой структурой доходов бюджета. Система налогообложения в развитых государствах построена иначе, чем в России, и доли поступлений от других источников финансирования доходов бюджета таковы, что таможенные платежи составляют менее ¼ всех доходов.
Для более наглядного описания структуры таможенных платежей представим рассматриваемый ряд распределения в относительных величинах: в удельных весах (процентах). Удельные веса элементов структуры таможенных платежей представлены в табл. 1.2.
Таблица 1.2 Структура таможенных платежей в 2009 году, %
Ввозная пошлина |
Вывозная пошлина |
Таможенные сборы |
НДС |
Акциз |
Всего таможенных платежей |
14,38 |
60,07 |
0,90 |
23,64 |
1,00 |
100,00 |
Такое представление позволяет определить вклад каждого вида платежей в общий объем поступлений таможенных платежей в 2009 году: наибольший вклад в сумму таможенных платежей вносит вывозная таможенная пошлина, далее следует НДС и ввозная таможенная пошлина. Данную ситуацию можно считать типичной для страны, в экономике которой еще пока преобладает сырьевой экспорт. Практически 75% доходов федерального бюджета обусловлены поступлениями от нефтегазового сектора экономики.
Распределение долей среди элементов таможенных платежей только подтверждает это наблюдение. Львиная доля уплаченной вывозной таможенной пошлины относится к платежам за вывоз сырой нефти, газа и другой продукции нефтегазового сектора. Другое дело - НДС, он взимается таможенными органами при ввозе товаров, произведенных вне таможенной территории России. При ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации налоговая база определяется как сумма:
Таким образом, налоговая база налога на добавленную стоимость увеличивается на величину начисленной таможенной пошлины и акциза (для подакцизных товаров), тем самым, увеличивая сумму самого налога.
Для большей наглядности представим структуру таможенных платежей на круговой секторной диаграмме (рис. 1.1).
Итак, из проведенного анализа видно, что в рассматриваемом 2009 году сумма поступлений от взимания НДС формирует около четверти всей суммы таможенных платежей, занимая второе место после вывозных таможенных пошлин. Как мы выяснили, такое положение вещей в рассматриваемой ситуации логично и обоснованно, исходя из особенностей расчета налоговой базы данного налога.
Рис. 1.1 Структура таможенных платежей в 2009 году
В структуре доходов федерального бюджета в целом удельный вес поступлений от НДС составляет 10.12%, что представляется весьма существенным. Таким образом, следует еще раз подчеркнуть важность и необходимость эффективной работы таможенных органов по администрированию НДС, взимаемому при ввозе товаров на таможенную территорию России.
1.2
Исследование динамики
таможенных платежей
Особый интерес при
анализе места НДС в системе
таможенных платежей и доходов федерального
бюджета представляет собой исследование
структурных изменений в
Таблица 1.3
Динамика таможенных платежей за 2007 - 2009 гг., млн. руб.
Год |
Квартал |
Ввозная пошлина |
Вывозная пошлина |
Таможенные сборы |
НДС |
Акциз |
Всего таможенных платежей |
2007 |
I |
46561,31 |
146575,17 |
6561,84 |
71839,52 |
1251,80 |
272789,64 |
| II |
51800,66 |
163068,68 |
7300,22 |
79923,32 |
1392,66 |
303485,55 |
| III |
52420,05 |
165018,51 |
7387,51 |
80878,98 |
1409,32 |
307114,36 |
| IV |
52007,19 |
163718,84 |
7329,33 |
80241,98 |
1398,22 |
304695.55 |
2008 |
I |
60915,63 |
303960,88 |
4436,44 |
98218,91 |
4033,78 |
471565,64 |
| II |
67770,21 |
338164,36 |
4935,65 |
109271,09 |
4487,69 |
524629,00 |
| III |
68580,55 |
342207,83 |
4994,67 |
110577,65 |
4541,35 |
530902,05 |
| IV |
68040,41 |
339512,63 |
4955,33 |
109706,75 |
4505,58 |
526720,71 |
2009 |
I |
71313,56 |
297854,43 |
4458,62 |
117240,91 |
4973,55 |
495841,08 |
II |
79338,19 |
331370,78 |
4960,33 |
130433,55 |
5533,21 |
551636,05 | |
III |
80286,84 |
335333,02 |
5019,64 |
131993,16 |
5599,37 |
558232,03 | |
IV |
79654,51 |
332691,96 |
4980,11 |
130953,59 |
5555,27 |
553835,44 |