Золотая Орда как военно-феодальное государство. Влияние монгольского ига на политическое и культурное развитие Руси

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 12:32, курсовая работа

Описание работы

Целью это работы является попытка осмысления процессов взаимодействия Руси и монголов в 13 – 15 веках, попытка проанализировать это взаимодействие. Достичь данной цели я планирую путём выполнения следующих задач:
1. Показать первые взаимные контакты между русскими землями и Золотой Ордой.
2. Проанализировать взаимоотношения русских земель и монгольских правителей во время так называемого «монгольского ига».
3. Показать процесс свержения монгольского влияния на Руси, попытаться проанализировать те положительные и отрицательные стороны монгольского влияния.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...………3
Золотая Орда как военно-феодальное государство……………………………….7
1.1. Золотая Орда как одно из крупнейших государств средневековья……..7
1.2 Образование Золотой Орды………………………………………….…...10
1.3 Государственное устройство Золотой Орды…………………………......17
2. Влияние монгольского ига на политическое и культурное развитие Руси……33
2.1 Завоевание Руси…………………………………………………………….33
2.2 Влияние татарского ига на внутренние политические дела в российских княжествах……….……………………………………………………………..36
2.3 Исторический факт подъема культуры старого света при монгольском владычестве в Азии и Европе………………………………..……………….. 41
2.4 Влияние монгольского ига на экономику Руси………………………….47
Заключение…………………………………………………………………………….49

Итоги…………………………………………………………………………………...52

Список литературы………………………………………………

Работа содержит 1 файл

курсовая работа с истории отечественного государства и права.docx

— 101.92 Кб (Скачать)

Таковым было в общих чертах значение монгольского владычества для России в государственно-политическом отношении.

Влияние татарского ига на внутренние политические дела в российских княжествах сказалось в усилении княжеской власти над популяцией и в дальнейшем ослаблении вечевого либо демократического элемента в Северо-Восточной  Руси. Российские князья закончили быть суверенными сударями, ибо они обязаны были признать себя подданными татарского хана, но, получив от него признание собственных владельческих прав, они могли, в случае столкновения с подвластным российским популяцией, опираться на татарскую силу.

 

2.3 Исторический факт подъема культуры старого света при монгольском владычестве в Азии и Европе 

Восточные обычаи распространялись неудержимо на Руси во время  монголов, принося с собой новенькую культуру. Поменялась общим образом одежда: от белых длинных славянских рубах, длинных штанов они перешли к золотым кафтанам, к цветным штанам, к сафьяновым сапогам.

Огромное изменение быта внесло то время в положение женщин: домашний быт российской дамы пришел с Востока. Не считая этих больших черт повседневного российского быта того времени, счеты, валенки, кофе, пельмени, однообразность российского и азиатского плотнического и столярного инструмента, сходство стенок кремлей Пекина и Москвы — все это влияние Востока.

Церковные колокола, это  специфичная российская изюминка, пришли из Азии, оттуда и ямские колокольцы. До монголов в церквях и монастырях применяли не колокола, а "било и клепало". Литейное искусство было развито тогда в Китае, оттуда и могли придти колокола.

Влияние монгольского завоевания на культурное развитие обычно в исторических трудах определяется как отрицательное. По мнению многих историков на Руси наступил культурный застой, выразившийся в прекращении летописании, каменного стройки и т.Д.

Признавая наличие этих и  остальных отрицательных последствий, следует отметить существование  остальных следствий, которые не постоянно можно оценить с  негативной точки зрения.

Чтоб понять последствия благотворного влияния монгольского владычества на русскую культуру, нужно отрешиться от взора на Монгольскую державу как на государственное образование. Оно должно своим возникновением и существованием грубой и необузданной силе бессчетной и дикой "орды", у предводителей которой единственным приемом управления покоренными народами был жесточайший террор.

Если говорить по поводу пресловутой "жестокости" монголов, то следует заметить, что в числе  приемников Чингис-хана на императорском троне встречались непременно просвещенные и гуманные монархи. По мнению всех исследователей, изучающих вопрос по первоисточникам, "управление Чингизидов было полезно для их подданных, и Чингизиды по образованию были выше собственного века". Сам основоположник империи в то ожесточенное, насыщенное людской кровью время, смог бросить изречение, которое можно причислить к наилучшим достижениям человеческой культуры: "Уважаю и почитаю всех четырех (Будду, Моисея, Иисуса и Магомета) и прошу того, кто из них в правде больший, чтоб он стал моим помощником".

Благодаря монгольскому владычеству  на большой местности мусульманские  науки и ремесла были перенесены на Дальний Восток, изобретение китайцев и их административное искусство  стали достоянием Запада. В опустошенных войной мусульманских землях ученые и зодчие дожили под монголами  если не до Золотого, то до Серебряного  века, а XIVв. В Китае был веком расцвета литературы и веком блеска - веком Монгольской династией Юань. Этот время можно смело назвать Золотым веком, в особенности при просвещенном императоре Хубилае, внуке Чингис-хана. Лишь после монгольского завоевания европейские проповедники христианства могли рискнуть показаться в далеких азиатских странах. В XIII в. В Китае в первый раз возникли папские легаты, пользовавшиеся покровительством монгольских монархов. В 1299 г. В Пекине была построена первая церковная церковь, и преступили к переводу на монгольский язык Нового Завета.

В Поволжье остатки домов  с облицовкой мрамором, водопроводы, надгробия, части серебряных вещей, венецианское стекло свидетельствуют  о жизни монголо-татарских культурных сородичей ХIII-ХIVвв. И отношений с другими народами Востока.

Сила золотоордынской  гос традиции не была исчерпана в "великое столетие" Золотой Орды. Крупным фактором является двукратное возрождение государственно-политической традиции Золотой Орды. Первое из них можно назвать Тимуровым возрождением (конец XIV - начало ХVвв.), Второе - Менгли-Гивеевым либо крымско-османским ХV-ХVIIIвв. Интересны сведения о жизни и быте золотоордынских столиц. Город у села Селитреного является старым Сараем, город около Царева городища - новым Сараем (основан Узбеком).

Замечательны гидротехнические оросительные сооружения Нового Сарая. Город был пересечен каналами и орошен прудами (вода была проведена  также в отдельные дома и мастерские). Одна из систем бассейнов размещалась по склону Сырта. Падение, воды использовалось заводами, устроенными около дамб. Найдены остатки стальных приводных колес. Старый Сарай во времена Узбека являлся по преимуществу фабричным центром: развалины горнов, кирпичный завод, целые городки керамических мастерских. Также и в Новом Сарае открыты остатки монетного двора, ювелирных, приводных сапожных, портновских и остальных мастерских. В торговом квартале обнаружены остатки продуктов происхождением из всех концов монголосферы, к примеру, кофе, чем отвергается мировоззрение, что кофе вошел в употребление лишь в XVII в. В древесных конструкциях встречаются еловые бревна (наиблежайшие еловые леса отстоят от Сарая на несколько сот км). В обоих городах были районы, состоявшие сплошь из кирпичных зданий. Технически отлично оборудованы и благоустроены были жилые дома золотоордынского города: красивые полы и любознательная система отопления свидетельствуют о чистоте, теплоте и уюте. В окрестностях был расположены дворцы, окруженные садами. В предместьях располагались шатры прикочевавших к городу степняков.

Влияние Востока наложило свой отпечаток на народное творчество. Значимая часть великорусских народных песен, старинных и свадебных  обрядов составлена, в так называемой "пятитонной", либо "индокитайской" политре. Эта палитра существует, как единственная, у тюркских племен бассейна Волги и Камы, у башкир, у сибирских татар, у тюрков Туркестана, у всех монголов. В Сиаме, Бирме, Камбодже и остальном Индокитае она господствует и сейчас. Эта непрерывная линия с Востока обрывается на великороссах.

Такое же своеобразие представляет и другой вид искусства - танцы. В  то время как на Западе в танце  обязано быть наличие пары - кавалера и дамы, в танцах российских и  восточных народов это не принципиально. Танцуют в одиночку, а когда  и парой, то присутствие дамы не непременно, танцевать могут два кавалера совместно либо по очереди, так что  элемент соприкосновения не играется в них такую видную роль, как в западных танцах. Движениям мужчины дается простор для импровизации. При движении ног заметно рвение к неподвижности головы, в особенности у женщин. В чисто восточных танцах ноги движутся на носках, под ритм, а танцуют тело и руки. Краса танца на Востоке заключается в гибкости и пластичности движений корпуса и рук, а не в выплясывании ногами. Подобно восточным танцам, российский танец носит быстрее характер состязания в ловкости, гибкости и ритмичности тела.

Стиль российской сказки имеет  аналогию со стилем сказок тюрок и  кавказцев. Российский эпос по своим  сюжетам связан с "туранским" и степным "ордынским" эпосом.

В Новом Сарае найдено  много христианских погребений. Там  же развалины, приурочиваемые к старой российской церкви. В Сарае существовал  целый российский квартал.

Основная доля монгольского ига на Россию относится к области духовных связей. Можно без преувеличения сказать, что правоверная церковь свободно вздохнула во время владычества монголов.

От платежа тяжеленной татарской дани было избавлено все российское духовенство с церковными людьми. Татары относились с полной веротерпимостью ко всем религиям, и российская правоверная церковь не лишь не вытерпела от ханов никаких притеснений, но, напротив, российские митрополиты получали от ханов особе льготные грамоты, которыми обеспечивались права и привилегии духовенства и неприкосновенность церковных имуществ. В тяжелое время татарского ига церковь стала той силой, которая сохраняла и воспитывала не лишь религиозное, но и национальное единство российского христианства, противопоставлявшего себя поганству собственных завоевателей и угнетателей, послужило потом могучим средством государственного объединения и национально-политического освобождения от ига "нечестивых агарян".

Ханы выдавали российским митрополитам золотые ярлыки, ставившие  церковь в совсем независящее  от княжеской власти положение. Трибунал, доходы - все это подлежало ведению  митрополита, и, не раздираемая усобицами, не обираемая князьями, постоянно  нуждавшимися в деньгах для войн, церковь скоро заполучила материальные средства и земельную собственность  и могла предоставить убежище  многим людям, искавшим у нее защиты от княжеского произвола. Вообще православное духовенство воспользовалось у  монголов почетом и покровительством. В 1270 г. Хан Менгу-Тимур издал следующий указ: "на Руси не дерзнет никто посрамлять церквей и обижать митрополитов и подчиненных ему архимандритов, протоиереев, иереев и т.Д." Хан Узбек даже расширил преимущество церкви: "Все чины православной церкви все монахи подлежат только суду православного митрополита, отнюдь не чиновников Орды и не княжескому суду. Тот, кто ограбит духовное лицо, обязан заплатить ему втрое. Кто осмелится издеваться над православной верой либо оскорблять церковь, монастырь, часовню тот подлежит погибели без различия, российский он либо монгол. Да ощущает себя российское духовенство свободными слугами бога".

Из немногих исторических фактов можно судить об отношении  Золотой Орды к православию. Святой Александр Невский, поняв, что России не под силу бороться с монголами, стал служить хану не за ужас, а за совесть. Лишь в союзе с монголами  он мог защититься от натиска воинствующего  католицизма на православный Восток. По другому в историю пришлось бы записать факт перехода российских в латинство. В данной исторической роли Золотая Орда явилась не лишь покровительницей, но и защитницей российского православия. Иго монголов - язычников и мусульман - не лишь не тронуло душу российского народа, его православную веру, но даже сберегло её.

Для свойства дела монголов к иным религиям подчиненных им народов  интересен указ Чингис-хана - родоначальника всех золотоордынских ханов и основоположника политики абсолютной веротерпимости. Этот указ был дан на имя главы даосского религиозного учения Чан Чуня, называемого по-духовному цю-шен-сянь. "Святейшее веление царя Чингиса, веление начальникам всех мест. Какие есть у цю-шен-сяня скиты и дома подвижничества, в них раз в день читающие книги и молящиеся Небу, пусть молятся о долгоденствии царя на многие лета. Они да будут избавлены от всех огромных и малых повинностей, оброков и податей, скиты и дома монахов, принадлежащих цю-шен-сяню во всех местах, да будут избавлены от повинностей, податей и оброков. Вне этого кто будет ложно именовать себя монахом, под незаконным предлогом отказываться от повинностей, того доносить властям наказывать по усмотрению и по получении реального Повеления, да не осмелится изменить и противиться оному. Для чего и дано это свидетельство".

Отметив это, можно установить как исторический факт, что монгольское  владычество в Азии и Европе способствовало не падению, а подъему культуры старого  света.

 

2.4 Влияние монгольского ига  на экономику Руси

Не пренебрегала монгольская, в частности золотоордынская, власть и  материальной культурой. Есть представления, что начало хлебопашеству в степной полосе Южной России было положено Бату. По его велению были открыты первые хлебные магазины. Дальнейшие сведения о культурной работе на местности нынешней России заимствуем у П.Н. Савицкого:

"большой район земли  является общим русской империи  и Джучиеву улусу. Мы подразумеваем, основное протяжение русских низменностей-равнин нынешней доуральско-российской, западно-сибирской и туркестанской с прилегающей частью Кавказа - основная территория Джучиева улуса. Она составляет основную часть русского страны: бассейны Волги и Дона в полном их составе; Киев, Смоленск, Новгород и Устюг, побережье Аральского моря (тогда и сейчас Узбекистан) и степи позднейших Тобольской и Томской губерний". "Всякое элементарное изложение российской истории отныне обязано знакомить с видами тех царей и тех темников, в деятельности которых выразилось геополитическое и хозяйственные тяготения, приведшие к созданию Великого российского страны. Имена этих царей и темников обязаны явится одним из знаков трактовки русских низменностей-равнин и прилегающих к ним государств как геополитического единства".

Не нужно забывать, что  и в смысле Золотоордынская власть имела дело с внедрением хозяйственных  ресурсов тех самых территорий, которые  являются основой экономической  деятельности народов России. В настоящее  время нет сомнения, что это  внедрение было многосторонним. Подтверждено, что, несмотря на произведенные монголами  опустошения, первое время существования  Монгольской империи было временем экономического и культурного расцвета для всех областей, которые могли  пользоваться последствиями обширно  развившейся при монголах караванной торговли и более тесного, чем когда-или до этого и после, культурного общения меж Западной и Восточной Азией.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог всему вышесказанному, нужно отметить, что до завоевательных походов монгольские кочевые  племена находились на стадии разложения первобытно-общинного строя. К началу 13 века разрозненные монгольские племена были объединены под властью Чингисхана. Чингисхану удалось создать в ходе завоевательных походов огромную степную империю, которой не было равных в истории.

Информация о работе Золотая Орда как военно-феодальное государство. Влияние монгольского ига на политическое и культурное развитие Руси