Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 17:47, курсовая работа
Целью данной работы является исследование функций современного российского государства на конкретном примере защиты здоровья населения и противодействия эпидемиям.
Объектом изучения является современное российское государство. Предмет – функции государства.
Задачи, поставленные для достижения цели:
определить сущность и социальное назначение государства;
изучить условия возникновения современного российского государства;
изучения здоровья населения, как социальной ценности;
изучения проблемы здоровья населения;
изучения проблемы угрозы эпидемий в современном обществе;
изучение эпидемиологической обстановки в современной России;
определение роли государства в защите здоровья населения и противодействия эпидемиям
изучение проблемы современного российского государства при защите здоровья населения и противодействия эпидемиям
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Современное российское государство 5
§1. Сущность и социальное назначение государства 5
§2. Современное российское государство: условия возникновения 6
§3. Специфика современного российского государства 8
ГЛАВА 2. Проблема защиты здоровья населения и противодействия эпидемиям 10
§1. Здоровье населения как социальная ценность 10
§2. Угроза эпидемий в современном обществе: проявления, причины, масштабы 11
§3. Разработка биологического оружия и угроза биотерроризма 12
§4. Эпидемиологическая обстановка в современной России 16
ГЛАВА 3. Зашита здоровья населения от эпидемий как функция государства. 17
§1. Роль государства в защите здоровья населения и противодействия эпидемиям 17
§2. Специфика современного российского государства и ее влияние на проблему защиты здоровья населения и противодействия эпидемиям 19
§3. Роль и деятельность таможенных систем РФ в защите здоровья населения и противодействия эпидемиям 21
§4. Проблемы современного российского государства при защите здоровья населения и противодействия эпидемиям 23
Заключение 26
Список литературы 28
Для примера 1990 г. наша страна занимала по этому показателю 34-е место в мире; в 1993 г. она опустилась на 57-е место в мире, а затем переместилась на 64-е место с переходом в категорию стран со средним уровнем значения данного индекса (ИРЧП = 0,804). 23
В процессе производства и воспроизводства общественной жизни в целом определяющую роль играет здоровье конкретного индивида, отдельного этноса, социума (общества). Известно, что физически больные и духовно ущербные люди могут воспроизводить только себе подобных с ущербным генофондом, т. е. продолжить процесс вырождения этноса.
Резкое ухудшение здоровья этноса, населения страны означает социальную опасность для общества. Здоровье человека — предмет изучения различных отраслей науки. Медицинская наука представляет здоровье, в первую очередь, применительно к индивиду.
Здоровье индивида как социальная проблема самосохранения человека связано с поведенческим фактором самого индивида, его ответственностью..
Начиная с 1991 г. численность населения России сокращается, несмотря на миграционный прирост за счет бывших союзных республик СССР. Некоторые авторы связывают сокращение численности населения в нашей стране с проводимыми реформами, которые снизили уровень и качество жизни людей, а отсюда и здоровье населения, что в свою очередь выразилось в сокращении продолжительности жизни.
Наиболее резкое сокращение численности населения произошло в 1999 г. В 1990 г. не было ни одной области, где родилось бы менее 10 детей на 1000 человек населения. В 2000 г. таких областей было 65.24
В государственном докладе «О состоянии здоровья населения» сказано: «Долговременное массовое накопление неблагоприятных изменений в общественном здоровье населения в сочетании с воздействием хронически высокого уровня стресса, снижения качества жизни в условиях неудовлетворительного состояния социальной сферы и базовой медицины, недоступности высокоэффективных средств для подавляющей части населения, криминализации общества и роста преступности».25 В этом докладе Минздрава и Академии медицинских наук высвечены главные причины низкого здоровья населения России.
Реформы в России нанесли людям три удара:
В 1986-1987 гг. продолжительность жизни населения в нашей стране составляла более 70 лет, после первого удара реформы, в 1994 г. — меньше 64 лет. Следовательно, в среднем у каждого жителя России отнято 6 лет или десятая часть жизни. Это означает, что государство как бы разом убило 15 миллионов человек. Одновременно с этихм в два раза возросла смертность людей трудоспособного возраста. На втором витке реформ, в самые последние годы рост смертности возобновился. На жителей нашей страны надвигается вал социальных болезней, например, туберкулез в давно забытых в России формах.
Ежегодно в Российской Федерации регистрируется более 200 млн различных заболеваний; основными из них являются болезни органов дыхания (26%), болезни системы кровообращения (14%), органов пищеварения (8%). В 2005 году впервые признаны инвалидами 1,8 млн человек.
Проведение
в 2006 году в рамках приоритетного
национального проекта «
Показатели
здоровья отрицательно сказываются
на продолжительности жизни
В ходе реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» в состоянии здоровья населения наметился ряд положительных тенденций. В 2006 году смертность в России снизилась на 138 тыс. человек, а за четыре месяца 2007 года по сравнению с аналогичным периодом 2006 года - более чем на 52 тыс. человек. 27
Деятельность таможенной службы универсальна и специфична, она не имеет аналогов. Ее многоплановость проявляется в разнообразии выполняемых таможенными органами социальных функций, закрепленных в Таможенном кодексе и конкретизированных в Положении о ГТК России, а также в Положениях о региональном таможенном управлении, таможне и таможенном посте.
Переход экономики страны на условия рыночных отношений, демонополизация внешнеэкономической деятельности, выделение таможенных учреждений в самостоятельную государственную структуру, стремительное изменение законодательства РФ привели к тому, что более 20 министерств и ведомств передали российской таможенной службе часть своих правовых, экономических, статистических, природоохранных и др. функций. Однако основные их функции - это пополнение доходной части федерального бюджета (фискальная функция), борьба с таможенными правонарушениями во внешнеэкономической сфере государства (правоохранительная функция) и административно-правовое регулирование таможенного дела (административная функция).28
В условиях, когда деятельность таможенных органов становится все сложнее и многограннее, особую актуальность приобретают задачи совершенствования таможенного законодательства и модернизации таможенной системы в связи с предстоящим вступлением России во Всемирную торговую организацию (ВТО).
К числу задач таможенных органов входит и осуществление мер по защите общественного порядка, жизни и здоровья человека; осуществление мер по защите животных, растений, охране окружающей среды и т.д.
Таможенные органы осуществляют свою деятельность в определенной административно-правовой сфере, являются ее элементом, подчиненным общим закономерностям развития этой системы. Поэтому основные функции таможенных органов не только тесно связаны между собой, но и в значительной мере определяются всей совокупностью правовых отношений в обществе, уровнем развития законодательной базы. Весьма важно при этом заметить, что в современных условиях таможенные органы выступают не только своеобразным регулятором правовых отношений, особенно в регулировании ВЭД, не только оказывают определенное воздействие на уровень развития внешнеторговых связей, но и выполняют важную правоохранительную функцию по защите экономики государства.29
Число биопатогенов, которые могут вызывать заболевания людей, животных и поражать сельскохозяйственные продовольственные культуры, сегодня превышает цифру в 3,5 тысячи. Из них несколько сотен потенциально может быть отнесено к компонентам биологического оружия.
По
оценкам экспертов
Задачей таможенной службы является противодействие попаданию на территорию РФ через таможенную границу опасных товаров и грузов, пресечение контрабанды товаров из эпидемиологических опасных районов Земли.
В Российской Федерации ведется активный поиск новых средств противостояния эпидемиям и защите здоровья населения.
В рамках государственной политики создана и продолжает совершенствоваться законодательная, нормативная правовая и методическая база, регламентирующая вопросы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, функционирования РСЧС и др.
Особое внимание государство в современных условиях уделяет проведению активной научно-технической политики. В настоящее время принят и выполняется ряд важных целевых научно-технических программ. Одной из таких программ является Государственная научно-техническая программа "Безопасность населения и народнохозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф" (ГНТП "Безопасность").31
С каждым годом усиливается материальная и финансовая поддержка мероприятий в области эпидемиологический безопасности со стороны государства. При этом речь идет не только о государственной помощи пострадавшему населению и районам бедствия, что само по себе крайне важно, но и о средствах, направляемых на предупреждение чрезвычайных ситуаций и уменьшение их масштабов. Вместе с тем следует отметить, что в современных условиях для реализации всех необходимых мероприятий одних только государственных средств не хватает. В связи с этим важное значение приобретают вопросы внедрения экономических механизмов, обеспечивающих привлечение необходимых сил и средств. 32
Усиливается роль государства по расширению международного сотрудничества в области защиты населения и территорий от катастроф природного и техногенного характера. Открытость нашего государства позволяет осуществлять целенаправленную интеграцию РСЧС в складывающиеся в Европе и мире системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Сотрудничество организуется путем заключения договоров и иных международных актов, создания совместной правовой базы по вопросам взаимной или коллективной заинтересованности, участия в работе крупнейших специализированных международных организаций.
В приоритетный национальный проект в сфере здравоохранения входят разделы, обеспечивающие профилактическую направленность, в том числе: профилактика ВИЧ-инфекции, гепатитов В и С, выявление и лечение больных ВИЧ; дополнительная иммунизация населения в рамках календаря профилактических прививок, а также гриппа.33
Целями дополнительной иммунизации населения в рамках приоритетного национального проекта являются:
Снижение заболеваемости населения гепатитом В не менее чем в 3 раза к 2008 году, для чего планируется привить в течение 2-х лет 25 млн. человек, из них в 2006 году 10 млн. человек;
Снижение заболеваемости краснухой к 2008 году в 10 раз и ликвидация синдрома врожденной краснухи, для чего необходимо привить 15 млн. человек, из них в 2006 году 5 млн. человек;
Ежегодная иммунизация инактивированной вакциной против полиомиелита 150 тысяч детей раннего возраста с отягощенным соматическим анамнезом;
Снижение заболеваемости гриппом в период эпидемического подъема, а также числа осложнений и летальных исходов, для чего планируется иммунизация 22 млн. человек из групп риска (дети, посещающие дошкольные учреждения, учащиеся 1-4 классов, медицинские работники, работники образовательных учреждений, взрослые старше 60 лет).
В целях подготовки к реализации приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения были изданы нормативные правовые акты, которыми регламентирован алгоритм действий по проведению дополнительной иммунизации населения.34
На современном этапе основной целью государственной политики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций является обеспечение гарантированного уровня безопасности личности, общества и государства в пределах научно-обоснованных критериев приемлемого риска.
В XX в. человечество столкнулось с целым рядом проблем, от решения которых зависит жизнь и безопасность всех людей на Земле. Эти проблемы называются глобальными, поскольку их особенностью является то, что они не могут быть решены усилиями отдельных стран. Их решение требует сотрудничества и согласованных действий всего современного человечества. К наиболее существенным из них относятся такие проблемы: